Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб»





Скачать 153.57 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб»
Дата публикации29.06.2015
Размер153.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР_________ Якименко Р.В.

«___»___________________2014 г.

Рабочая программа дисциплины
Б3.Б9 «Искуственное воспроизводство рыб»

Направление подготовки

111400.62 – «Водные биоресурсы и аквакультура»

Профиль подготовки Аквакультура

________________________________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Южно-Сахалинск

2014
1 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в том, чтобы заложить профессиональные знания и навыки по биотехнике искусственного воспроизводства ценных промысловых видов рыб, методологии проектирования предприятий по искусственному воспроизводству рыб, методам рыбохозяйственного использованию озер и водохранилищ.

Задачами дисциплины является изучение:

- биотехники искусственного воспроизводства ценных проходных, полупроходных и туводных рыб;

- методологии проектирования рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств;

- методов рационального озерного хозяйства;

- рыбоводных мероприятий на водохранилищах;

- путей интенсификации использования водохранилищ и повышения их рыбопродуктивности.
2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Искусственное воспроизводство рыб» является учебной дисциплиной профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, является базовой для дисциплин «Товарное рыбоводство» и «Марикультура».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК-6).

б) профессиональных (ПК)

производственно-технологическая деятельность

- способен использовать профессиональные знания по искусственному воспроизводству рыб (аквакультуре) (ПК-1);

- способностью участвовать в оценке рыбохозяйственного значения и экологического состояния естественных и искусственных водоемов (ПК-2);

- способен применять методы и технологии искусственного воспроизводства и выращивания рыб (гидробионтов) (ПК-4);

- готовностью к эксплуатации технологического оборудования в аквакультуре (ПК-5).

организационно-управленческая деятельность

- способностью участвовать в научно-исследовательских полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве (ПК-11);

- готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-12).

проектная деятельность

- готов к участию в разработке проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств (ПК-19);

- готов к участию в выполнении проектно-изыскательских работ с использованием современного оборудования (ПК-20).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- современное состояние искусственного воспроизводства рыб и перспективы его развития;

- основы искусственного воспроизводства;

- методологию проектирования рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств.

    Уметь:

    - рассчитывать необходимое количество кормов для рыб;

    - транспортировать икру, личинок, молодь, производителей рыб;

    - применять биотехнику искусственного воспроизводства ценных проходных, полупроходных и туводных рыб;

    Владеть:

    - методами выполнения технологических процессов при искусственном воспроизводстве и выращивании проходных, полупроходных и туводных рыб;

    - методами биологического обоснования технологической схемы искусственного воспроизводства и выращивания проходных, полупроходных и туводных рыб.


4 Структура и содержание дисциплины «Искусственное воспроизводство рыб»

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Аудиторные занятия - 72 часов (лекции-36 часов, лабораторные занятия -36 часов), самостоятельная работа – 9 часов, форма контроля - экзамен.






п/п


Тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часы)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

Всего часов

1

Введение

5

2

-

-




2

коллоквиум

2

Проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств

5

8

8

-

2

18

коллоквиум

3

Биотехника воспроизводства проходных рыб

5

6

6

-

2

14

защита лабораторной работы,

устный опрос

4

Биотехника воспроизводства полупроходных и туводных рыб


5

8

8

-

2


18

защита лабораторной работы,

устный опрос

5

Рыбохозяйственное использование озер

5

6

8

-

2

16

коллоквиум

6

Рыбохозяйственное освоение водохранилищ

5

6

6

-

1

13

коллоквиум




Подготовка к экзамену

5

-

-

-

-

27

экзамен




ИТОГО:




36

36

-

9

108





4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

Введение


Дисциплина "Искусственное воспроизводство рыб", ее содержание и значение в подготовке специалистов. Современное состояние, значение, проблемы и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб.

2

2

Тема 1. Проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств


Выбор площадки. Составление задания на проектирование. Состав изыскательских работ, их цели и задачи. Структура, типы рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, их сооружения, оборудование, характеристика цехов и участков. Технологическое проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств (НВХ). Календарный график работы рыбоводного завода, НВХ. Расчет оборудования рыбоводного завода, НВХ.

Водоснабжение рыбоводного предприятия и расчет расхода воды. Охрана природы. Биологическая эффективность работы рыбоводного завода, НВХ.

8

3

Тема 2. Биотехника воспроизводства проходных рыб


Биотехника воспроизводства осетровых (белуга, осетр, севрюга). Биотехника воспроизводства лососевых (атлантический лосось, кета, горбуша). Биотехника воспроизводства сиговых (белорыбица, омуль). Биотехника интенсивного подращивания личинок и выращивания молоди сиговых рыб. Биотехника воспроизводства рыбца и шемаи.

6

4

Тема 3. Биотехника воспроизводства полупроходных и туводных рыб


Характеристика НВХ. Биотехника воспроизводства судака и тарани в НВХ лиманного типа. Биотехника заводского воспроизводства судака. Биотехника воспроизводства сазана и леща на НВХ в дельтах крупных рек. Биотехника воспроизводства сазана и леща на береговых НВХ. Биотехника заводского воспроизводства леща на Северо-Западе России. Биотехника воспроизводства стерляди. Биотехника воспроизводства щуки.

8

5

Тема 4. Рыбохозяйственное использование озер


Озерный фонд России. Удельный вес и значение малых и средних озер. Рыбохозяйственная классификация озер. Биологические основы рационального озерного хозяйства. Типы озерного хозяйства. Зоны озерного рыбоводства. Задачи и методы бонитировки озер. Мероприятия по рыбохозяйственному использованию больших озер. Пути формирования маточных стад сиговых рыб в озерных хозяйствах. Мероприятия по подготовке озер. Вселение сеголетков в маточные озера и выращивание в них производителей. Методы преобразования озер в рыбопитомники. Выбор озер для рыбопитомников. Замкнутые, приспускные, заморные озера. Методы уничтожения нежелательной ихтиофауны. Мероприятия по увеличению биопродуктивности озер. Вселение в озера-питомники исходного материала. Использование моно- и поликультуры. Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала. Облов озерных питомников и учет молоди.

8

6

Тема 5. Рыбохозяйственное освоение водохранилищ


Значение водохранилищ для рыбного хозяйства. Характеристика водохранилищ. Классификация водохранилищ. Подготовка водохранилищ для рыбохозяйственного использования. Направленное и стихийное формирование ихтиофауны в водохранилищах и факторы, их определяющие. Типы береговых НВХ, их характеристика. Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах. Пути интенсификации использования водохранилищ и повышения их рыбопродуктивности. Использование мелководий водохранилищ.

6




ИТОГО:




36



5 Образовательные технологии

В процессе преподавания используются следующие образовательные технологии:

- лекции с использованием мультипроектора для демонстрации иллюстративного материала;

- лабораторные занятия;

- коллоквиумы, на которых обсуждаются теоретические и практические вопросы дисциплины, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях, проводятся деловые и ролевые игры, разбор конкретных технологических решений при организации искусственного воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб;

- домашние задания;

- консультации преподавателей с использованием электронной почты;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к лабораторным работам, выполнение домашних заданий, подготовка к текущему и итоговому контролю.
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Современное состояние, значение, проблемы и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб.

  2. Садки, бассейны и другие емкости для выдерживания производителей.

  3. Механизация процесса обесклеивания икры.

  4. Инкубационные аппараты для внезаводского метода инкубации икры рыб.

  5. Инкубационные аппараты для заводского метода инкубации икры рыб,

  6. Принцип работы, особенности конструкции и эксплуатации различных инкубационных аппаратов.

  7. Моросильные камеры, садки для нереста, нерестовые пруды.

  8. Устройство и оборудование инкубационных цехов.

  9. Средства учета молоди рыб.

  10. Средства транспортировки икры, личинок, молоди и производителей рыб.

  11. Особенности биотехники воспроизводства осетровых (белуга, осетр, севрюга).

  12. Особенности биотехники воспроизводства лососевых (атлантический лосось, кета, горбуша).

  13. Особенности биотехники воспроизводства сиговых (белорыбица, омуль).

  14. Биотехника интенсивного подращивания личинок и выращивания молоди сиговых рыб.

  1. Озерный фонд России. Удельный вес и значение малых и средних озер.

  2. Рыбохозяйственная классификация озер.

  3. Биологические основы рационального озерного хозяйства.

  4. Типы озерного хозяйства. Зоны озерного рыбоводства.

  5. Задачи и методы бонитировки озер.

  6. Мероприятия по рыбохозяйственному использованию больших озер.

  7. Пути формирования маточных стад сиговых рыб в озерных хозяйствах.

  8. Методы преобразования озер в рыбопитомники.

  9. Выбор озер для рыбопитомников.

  10. Методы уничтожения нежелательной ихтиофауны.

  11. Мероприятия по увеличению биопродуктивности озер.

  12. Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала.

  13. Облов озерных питомников и учет молоди.

  14. Значение водохранилищ для рыбного хозяйства.

  15. Характеристика водохранилищ.

  16. Классификация водохранилищ.

  17. Подготовка водохранилищ для рыбохозяйственного использования.

  18. Направленное и стихийное формирование ихтиофауны в водохранилищах и факторы, их определяющие.

  19. Типы береговых НВХ, их характеристика.

  20. Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах.


Примерные задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Форма контроля

самостоятельной работы

Особенности биотехники воспроизводства лососевых на ЛРЗ «Березняковский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат

Особенности биотехники воспроизводства лососевых ЛР3 «Таранайский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат

Особенности биотехники воспроизводства лососевых ЛРЗ «Ясноморский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат

Особенности биотехники воспроизводства лососевых ЛРЗ «Соколовский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат

Особенности биотехники воспроизводства осетровых ОРЗ «Анюйский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат

Особенности биотехники воспроизводства осетровых ОРЗ «Анюйский»

Проработка учебного материала.

Поиск и обзор научных публикаций.

Подбор данных по объекту исследования

Реферат



7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Искусственное воспроизводство рыб»

а) основная литература

1) Серпунин Г.Г. Искусственное воспроизводство рыб: учебник. – М.: Колос, 2010. - 256 с.

б) дополнительная литература

1) Проектирование рыбоводных предприятий / Э.В.Гриневский, Б.А.Каспин, А.М.Керштейн и др. - М.: Агропромиздат, 1990. - 223 с.: ил.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

- Microsoft Office Word;

- Microsoft Office Excel;

- Microsoft Office PowerPoint;

http://fishbase.nrm.se – База данных по ихтиофауне.

- http://www.fao.org/ - Департамент по рыболовству Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

- http://www.larvalbase.org – База данных по личинкам рыб.

- http://www.eti.uva.nl/ - База по таксономии и идентификации биологических видов.

- http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/ - База по систематике и таксономии рыб.

- http://www.sevin.ru/vertebrates/ - Рыбы России.

- http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России и зарубежья.

- http://www.faunaeur.org/ - Фауна Европы.

- http://www.biodat.ru/ - Биологическое разнообразие России.

- http://www.iucnredlist.org/ - Международная Красная книга.

- http://www.ribovodstvo.com.

- http://www.ribo-vodstvo.ru.

- http://www.pisciculture.ru.

- http://www.ribovodstvo.ru

г) методические материалы и материалы по видам занятий

1) Серпунин Г.Г. Искусственное воспроизводство рыб. Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения по специальности 1109001.65 – Водные биоресурсы и аквакультура. – Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2008.- 19 с.


    8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторные занятия по дисциплине проводятся на базе лососевого рыбоводного комплекса «Найба».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 111400.62 «Водные биоресурсы и аквакультура», профиль Аквакультура.
Автор ст.преподаватель Е.В. Гринберг ____________________
Резензент Ефанов В.Н., д.б.н., профессор ____________________

Программа одобрена на заседании УМС от 03.03.2014 года, протокол № 4.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconКто такие рыбы?
Цели деятельности учителя: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconРабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconРабочая программа учебной дисциплины биоресурсы водных экосистем...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 3 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconРабочая программа учебной дисциплины методы исследований в биологии...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconРабочая программа учебной дисциплины ресурсы пресмыкающихся для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconКласс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные Задачи:...
Сегодня мы продолжаем знакомство с представителями класса рыб, их особенностями, многообразием и значением. Сначала вспомним характерные...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» icon«Кто такие рыбы»
...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconМ. асланян
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconВсемирный день кошек
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» icon2) вовнутрь (самопознание, самооценка, самосозидание, "самообщение")
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconТема исследования «Породы кошек». Группа «Исследователи
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconЯнварь 11 января День заповедников и национальных парков
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» icon2013 – Год охраны окружающей среды в Российской Федерации
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Рабочая программа дисциплины б9 «Искуственное воспроизводство рыб» iconСвятитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия Содержание
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск