Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования»





Скачать 192.83 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования»
Дата публикации02.07.2015
Размер192.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» для направления 033.000.068 программы подготовки магистра для магистерской программы «Визуальная культура»






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования»


для направления 033.000.68 подготовки магистра

для магистерской программы «Визуальная культура»
Авторы программы:

Инишев И.Н., кандидат филос. наук, доцент, inishev@gmail.com

Сосна Н.Н., кандидат филос. наук, доцент, phljrnl@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «_22__»_октября________ 2013 г

Зав. кафедрой Куренной В.А.
Рекомендована секцией УМС «Философия и культурология» «___»____________ 20 г

Председатель Кашников
Утверждена УС факультета Философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Кашников Б.Н. ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.68 "Культурология" , обучающихся по магистерской программе «Визуальная культура», изучающих дисциплину «Визуальность в современной культуре».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ ;

  • Образовательной программой направления 033000.68 "Культурология" подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 033000.68 "Культурология" подготовки магистра, утвержденным в 2013 г..

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» являются знакомство с основными идеями проекта культурных исследований, определение генезиса этого проекта из ведущих направлений общественной мысли середины XX века и причин, обусловивших последующее складывание парадигмы исследований визуального.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать историю складывания парадигмы культурных исследований и представлять себе, какие факторы повлияли на формирование визуальных исследований;

  • Уметь выделять из изученного объема знаний проблемы, актуальные для данного периода;

  • Иметь навыки обращения с материалом культуры, прежде всего представленным в виде текстовых описаний и вербализированных программ, и на их основании реконструировать более общие процессы, имеющие место в современной культуре


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осуществление поиска и обработки информации, ее презентации, работа с базами данных в гуманитарных науках

ПК-3

на основании разбираемых на аудиторных занятиях текстов и вычленения аналитических подходов распознает в окружающем контексте признаки проблем, относящихся к культурологии;



самостоятельное чтение и последующее обсуждение складывания программы культурологии позволяет под руководством преподавателя учиться вырабатывать критический взгляд на культурные процессы и не считать их «естественными», видеть в них проявление социальных, антропологических, этнических, политических, экономических и др. процессов


Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском языке в рамках профессионального и научного общения, способен создавать и редактировать на русском языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности

ПК-9

ПК-11

грамотно и последовательно выражает свою точку зрения, обосновывая и подкрепляя ее отсылками к общепринятым источникам

в течение курса обучающиеся готовят устные выступления и получают комментарии обучающихся коллег и подробные индивидуальные комментарии от преподавателя, что позволяет им вырабатывать навыки, полезные для выхода на магистерское исследование

Способен описывать культурологически значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках социальных и гуманитарных наук.

ПК-14

умеет оперировать известными категориями культурологического описания и применять их визуальному материалу без ущерба для этого материала ;

ориентируется в общей культурной ситуации своего времени


чтение специализированных текстов по визуальным исследованиям формируют убежденность в необходимости вырабатывания специфического языка для анализа визуального на основании подходов, сложившихся в культурных исследованиях

Работа с базами данных на русском языке и на иностранных языках- для задач профессиональной и научной деятельности

ПК-13

использует английский язык для работы с критической литературой

специфика программы такова, что основные подходы к анализу области визуального представлены в основном на иностранных языках, соответственно, их освоение, как и применение предложенных в них решений невозможны без активизации знания иностранного языка, по крайней мере английского



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 033000.68 подготовки магистра для магистерской программы «Визуальная культура» дисциплина является адаптационной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Экономика культуры

  • История Западной культуры

  • Современная Западная философия

  • Анализ и критика текста

  • Иностранный язык (английский)



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • обладают культурой мышления, речи и письма, способны к поиску и структурированию информации, выбору релевантных средств достижения цели (ОК-1);

  • умеют логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации (ОК-2);

  • готовы к кооперации с коллегами (ОК-3);

  • способны в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ИК-1);

  • умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);

  • владение иностранными языками (в том числе английским обязательно) на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ИК-3).




Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Визуальность в современной культуре

  • Современная эстетика

  • Теория образа

  • НИС «Исследования визуальной культуры»


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

«Культура» до начала XX века: понятие, носители, представители, состояние гуманитарного знания. Этнографические и антропологические исследования, «дикие племена», архаические народы.

«Внешний» другой




4










2

Психоанализ. Внутренний другой




2

2







3

Семиотика как методология наук о культуре




2

2







4

Структурализм (Леви-Стросс, Леви-Брюль). Универсальный метод оппозиций, возможность применения для мифологического, текстологического, визуального материала. Р.Барт




4

4







5

Новый историзм (Блок, Бродель). Повседневная культура, в том числе ее различные визуальные составляющие




2

2







6

Адорно и Франкфуртская школа: культуриндустрия




4

4







7

Британские cultural studies




4

4










Контрольная работа




4

22







8

Смещение границ: мультикультурализм




22

22







9

Смещение границ: постколониализм (Саид, Бхабха, Спивак, Э.Глиссан)




22

22







10

Смещение границ: постмодернизм и Ж-Ф. Лиотар




22

22







11

Смещение границ: феминизм (Бовуар, Кристева, Батлер)




22

22







12

Смещение границ: iconic turn




4

2










Итого:




34

30







6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **




1

2













Текущий

(неделя)

Контрольная работа




3










письменная работа 60 минут








































Реферат
















Время выбирается индивидуально в связи с выбранной темой и ее местом в курсе

Промежу­точный

Зачет
















Проводится в форме представления обучающимся одной из школ с обязательным использованием материалов, не входивших в коллективное обсуждение основной программы занятий























6.1Критерии оценки знаний, навыков



Реферат оценивается в соответствии со следующими требованиями:

  • выявленность основной проблемы, которой посвящен текст;

  • представление позиции автора в данном тексте;

  • последовательное изложение этапов аргументации автора, при необходимости — указание на контекст предлагаемых в тексте решений, если какие-либо культурные или биографические подробности значимы для складывания реконструируемой позиции и их изложение обладает объяснительным потенциалом;

  • знание общекультурной ситуации и поля проблем определенных десятилетий.






  • Контрольная работа проводится для выяснения уровня освоения нормативного материала по культурным исследованиям и включает в себя стандартные вопросы, касающиеся ситуации возникновения, процессов в гуманитарных науках, оказавших влияние с начала XX века, основных представителей, идей и проблем, которые ими обсуждались, названия и содержания работ.


Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. За активное и содержательное участие в обсуждении на максимальном количестве семинаров максимальная оценка 10. За каждый семинар обучающийся может получить 1 балл или 0,5 балла (за эпизодические и содержательные реплики) при участии в дискуссии, развернутых ответах на вопросы преподавателя. Презентация одного из источников на семинаре, основанная на предварительной самостоятельной подготовке, оценивается как реферат. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оаудиторная.
Промежуточная оценка за модули 1-2 учитывает результаты по промежуточному контролю и складывается следующим образом:

Опром1-2= k1 Оауд + k2 Озачет

где k1 = 0,6 ; k2=0,4.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.

7Содержание дисциплины


1-й модуль


1


Объяснение задач курса; требования
«Культура» до начала XX века: понятие, носители, представители, состояние гуманитарного знания. Этнографические и антропологические исследования, «дикие племена», архаические народы.

«Внешний» другой
Основная литература:

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Избранные статьи. Таллинн, 1992

Milner A., Browitt J. (2002), Contemporary Cultural Theory, p. 22-25
Дополнительная литература:

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988

Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996


2

Психоанализ. «Внутренний» другой

Основная литература:

Неофрейдизм, психоанализ // Современная западная философия. Энциклопедический словарь. Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: Культурная революция, 2009

Фромм Э. Понимание различия между обладанием и бытием. Первый взгляд // Фромм Э. Иметь или быть. Составитель, автор предисловия д-р филос. н., проф. П. С. Гуревич. М.: АСТ, 2000

Дополнительная литература:

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992

Юнг К. Архетип и символ. М.: 1991.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. Перевод с англ. А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006 г.


3

Семиотика как методология наук о культуре

Основная литература:

Chandler D. Semiotics. The Basics. Routledge, 2007. P. 13-25
Дополнительная литература:

Kress G., van Leeuwen T. (1996), Reading Images. The Grammar of Visual Design. Routledge


4

Структурализм (Леви-Стросс, Леви-Брюль). Универсальный метод оппозиций, возможность его применения для мифологического, текстологического, визуального материала.
Основная литература:

Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. С. 24-60

Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994
Дополнительная литература:

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: 1994

Барт Р. Мифологии. М.:, 1996


5

Новый историзм (Блок, Бродель). Повседневная культура, в том числе ее различные визуальные составляющие
Основная литература:

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986

Бродель Ф. История и общественные науки: Историческая длительность // И.С.Кон (ред). Философия и методология истории: Сб. Переводов. М.:Прогресс, 1977

Дополнительная литература:

Февр Л. Чувствительность и история // Февр. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991


6

Адорно и Франкфуртская школа: культуриндустрия
Основная литература:

Адорно Т., Хоркхаймер М. Культуриндустрия // Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., 1997. С. 149-209

Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. С. 71-92




    2 модуль

1


Британские cultural studies
Основная литература:

Уильямс Р. Базис и надстройка в марксистской теории культуры // Логос № 1 (85) 2012

Холл С. Культурные исследования: две парадигмы // Логос № 1 (85) 2012


2

Смещение границ: мультикультурализм

Fish, Stanley (1997) ‘Boutique Multiculturalism, or Why Liberals are Incapable of Thinking About Hate Speech, Critical Inquiry 23(2). Р. 387–395.




Смещение границ: постколониализм (Саид, Бхабха, Спивак, Э.Глиссан)

Основная литература:

Саид Э. Ориентализм. С. 1-77.
Дополнительная литература:

Gandhi, Leela. Postcolonial Theory: A Critical Introduction (1998)

Moore-Gilbert. Postcolonial theory: contexts, practices, politics (1997)


3

Смещение границ: постмодернизм и Ж-Ф. Лиотар

Основная литература:

Лиотар Ж-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982-1985. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008

Джеймисон Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Сб. переводов и рефератов. Минск, 1996


4

Смещение границ: феминизм (Бовуар, Кристева, Батлер)

Основная литература:

Батлер Дж. Отчет о себе \\ Синий диван. М.: Три квадрата, 2011, #15; 2012, #16

Дополнительная литература:

Butler J. Gender trouble: Feminisn and subversion of identity. N.Y., London, 1990

Введение в гендерные исследования. СПб, 2001

Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. М., 2003

5

Смещение границ: iconic turn
Основная литература:

Boehm G. Representation, Presentation, Presence: Tracing the Homo Pictor \\ Iconic power. Materiality and meaning in social life. Edited By Jeffrey C. Alexander, Dominik Bartmanski and Bernhard Giesen. Palgrave Macmillan, 2013.

Mitchell W.J.T. The Pictorial Turn \\ Mitchell W.J.T. Picture theory. Essays on verbal and visual representation. Chicago, London, 1994
Дополнительная литература:

Christoph Wulf und Jörg Zirfas (Hg.), Ikonologie des Performativen, München, 2005

Bernd Hüppauf/Christoph Wulf: Bild und Einbildungskraft, München: Fink 2006.






8Образовательные технологии




Предварительный план организации семинара

5 минут: приветствие, организационные вопросы, введение в проблематику семинара, выдвижение добровольцев для представления основной темы источника

20 минут: презентация (если выбрана).

5 минут: вопросы аудитории к авторам презентации.

45 минут: обсуждение вопросов, вызванных текстом источника.

5 минут: обратная связь на презентацию со стороны студентов, комментарии преподавателя.

Итого: 80 минут.
Активность на семинарах

Означает не только физическое присутствие на семинаре, сосредоточенность и концентрацию внимания на обсуждаемых темах, но активные высказывания о проблемах, предъявляемых тем или иным источником, вопросы, задаваемые коллегам, а также преподавателю.

Контроль подготовки к семинарам

Для контроля вашей готовности периодически устраиваются опросы по содержанию заданных текстов. Если вы не можете ответить или ваш ответ свидетельствует о вашем незнании текстов, из вашего рейтинга работы на семинаре вычитается один балл.
Плагиат

В случае списывания, двойной сдачи, подлога, плагиата выставляется оценка «0».
Тексты на английском языке

Специфика программы такова, что не все необходимые для курса исследовательские работы доступны по-русски. Этим объясняется наличие в курсе текстов на иностранных языках, прежде всего на английском языке.

Обратная связь
В конце курса все студенты получают форму, где описывают, чему они научились в ходе курса, что им оказалось полезным, что они хотели бы изменить. Формы анонимны. После заполнения сдаются преподавателю.

Форма обратной связи в конце курса

Имя (не обязательно) Дата:


Оправдал ли курс Ваши ожидания? Если нет, то в чем именно? Какие новые знания Вы получили в результате работы над этим курсом?



Показалось ли Вам что-либо особенно интересным и полезным?


Чего, по Вашему мнению, не хватало в этом курсе?


Любые другие комментарии и пожелания:


Спасибо!

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (примерный список общих вопросов):


- Экономическая история и проблема исторической длительности

- Культура «пост-»: постистория, постиндустриальное общество, постмодерн, постфордизм

- «Новая история»: общая идея, конкретные примеры

- Культурная дифференциация: высокое и низкое, массовое и элитарное, традиционное и инновационное

- Примеры комплексного описания культурологических объектов: автомобиль Austin

Mini Metro

- «Рабочий класс» и условия труда: факты описания

- Толерантность и конформизм в современной культуре

- Культурная роль мифа

- Желания, потребности, влечения и их роль в культуре

- Примеры «эмоциональных тональностей»: меланхолия, ужас, др.

- Гендерные роли в культуре

- Методы анализа текста

- Методы анализа визуального материала

- Иллюстрированные истории повседневности

- Визуальный поворот

- Производство в сфере культуры

- Этносы и «воображаемые сообщества»

- Экология визуального

- Проблема перформативности и виртуозности культурных действий

- Проблема визуальных медиа

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовые учебники



Barker C. Cultural Studies. Theory and Practice. London and Thousand Oaks, CA: Sage, 2003

Milner A., Browitt J. Contemporary Cultural Theory. Crows Nest: Allen&Unwin, 2002.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconИсследования: "Культурные растения г. Барнаула для целей зеленого строительства"
Цель данного исследования изучить и подобрать культурные растения для озеленения г. Барнаула
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconЗадачами дисциплины являются
Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства....
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconПрограмма семинарских занятий дисциплины Введение в социокультурные...
Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель»
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconНазвание: “Влияние музыки Битлз на мировую культуру
Обоснование – Показать что, истинные культурные ценности не являются преходящими, каждое поколение может увидеть наследие культуры,...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconСодержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час)
Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconВведение 3
Историко-теоретические аспекты исследования механизмов реализации (действия) права 7
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconПрограмма дисциплины «Введение в славянскую филологию»
Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconПрограмма учебной дисциплины внешняя политика канады canadian Foreign...
Цель изучения дисциплины: дать магистрантам, обучающимся по специализации североамериканские исследования, углубленные систематизированные...
Программа дисциплины «Введение в визуальные и культурные исследования» iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск