Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень)





Скачать 434.79 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень)
страница1/3
Дата публикации03.08.2015
Размер434.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3


Институт психологии и педагогики

Утверждаю

Заведующая кафедрой
фундаментальных дисциплин
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» ___________ 201__ г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

по направлению подготовки 030300Психология

квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Составители:
кандидат исторических наук, доцент
Колыхалов Дмитрий Владимирович,
кандидат филологических наук, доцент
Ишутин А.А.

Москва

2012

1.Организационно-методический раздел



Цели дисциплины:

- сформировать у студентов научные знания об обществе как целостной и саморазвивающейся социокультурной системе;

- способствовать глубокому осмыслению студентами всех сторон жизни общества, его социальной структуры и социальных институтов с присущими им функциями, движущими силами общественного развития;

- обозначить деятельность различных социальных групп и личностей в обществе, их интересы и ценностные ориентации;

- сформировать у обучающихся представление об основных аспектах воздействия социальных процессов и явлений на сферу будущей профессиональной деятельности бакалавров.
Задачи дисциплины:

- изучение основных этапов развития социологической мысли и ее современногосостояния;

- познание общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейсясистемы;

- исследование культуры как важнейшего социообразующего института и критерия сравнения общностей; содержания понятий: ценности, нормы; культурно-историческогозначения религии;

- анализ личности как субъекта социального действия и взаимодействий, понятийсоциализации и социального контроля, девиантного поведения;

- изучение структуры общества, его институтов, групп, статусов, страт и ихфункционального взаимодействия;

- познание культурно-исторических типов социальной стратификации и представлений осоциальной мобильности и общественной динамике в целом;

- исследование механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов, в том числе между этническими общностями и нациями;

- анализ особенностей и проблем стратификации российского общества, природысоциальных и этнических конфликтов и возможностей их разрешения,основных направлений социальной политики государства;

- изучение типов групп, межличностных отношений в группах, таких как семья,молодёжь, трудовой коллектив;

- познание процедуры и методов социологического исследования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата
Дисциплина «Социология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачётных единицы (144 академических часа)
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачёт.

Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ПК-19.
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ: основные этапы становления и развития социологии как науки; исторические типы общества; основные стратификационные модели общества; социальные характеристики личности; основные методики проведения социологического исследования;

УМЕТЬ: логически мыслить и формулировать свои выводы с использованием общенаучного и обществоведческого понятийного аппарата; работать с различными источниками информации; анализировать основные тенденции современных социальных процессов; определять типы и виды социальных конфликтов;

ВЛАДЕТЬ: навыками работы с первоисточниками; понятийным аппаратом социологии; способностью анализировать социально значимые проблемы

и процессы; осознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

10




Практические / Семинарские

20




Лабораторные







Контроль самостоятельной работы

6




Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет/ экзамен







Общий объем часов по дисциплине

36

72



















Для заочной формы обучения
















Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Контроль самостоятельной работы

4




Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет/ экзамен







Общий объем часов по дисциплине

16

92











3. План занятий
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения




Тематический план
для очной формы обучения

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия




1

2

3

4

5

6

1.

Социология как наука

2







7

2.

История социологии

2

2




5

3.

Социальная структура общества




2




5

4.

Социальные общности




2




5

5.

Социальный статус и социальная мобильность




2




5

6.

Социальная стратификация

2







5

7.

Социальные изменения




2




5

8.

Социология личности

2







5

9.

Этнос как социальная общность




2




5

10.

Поколение как социальная общность

2







5

11.

Функции и структура семьи




2




5

12.

Социальное значение и структура культуры




2




5

13.

Социальный контроль




2




5

14.

Социальные конфликты




2




5




ИТОГО:

10

20




72





Тематический план
для заочной формы
обучения


Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия




1

2

3

4

5

6

1.

Социология как наука










7

2.

История социологии

2







7

3.

Социальная структура общества

2







6

4.

Социальные общности




2




6

5.

Социальный статус и социальная мобильность










6

6.

Социальная стратификация










7

7.

Социальные изменения










6

8.

Социология личности




2




7

9.

Этнос как социальная общность




2




7

10.

Поколение как социальная общность










7

11.

Функции и структура семьи










6

12.

Социальное значение и структура культуры




2




7

13.

Социальный контроль










7

14.

Социальные конфликты










6




ИТОГО:

4

8




92



3.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Социология как наука

Введение в социологию. Предмет и метод социологии. Социология как наука о социальных общностях и социальныхотношениях, закономерностях и механизмах их формирования, функционирования и развития. Место социологии среди наук об обществе.

Структура науки: теоретическая и прикладная социология, макро- и микросоциология, общая и частные социологические теории. Познавательная, прикладная, мировоззренческая, прогностическая функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете.

Социологические дилеммы современности: функционализм и теория конфликта; структурный и деятельностный анализ; революционаризм и эволюционизм; абсолютизация экономического, классового, гендерного (и т.д.) факторов и многофакторный подходы к социальному анализу.

Прикладные социологические исследования: формулировка проблемы, гипотез и целей; качественные и количественные методы сбора и анализа информации (опросы, наблюдение, анализ документов, эксперимент, социометрия).
Тема 2. История социологии
О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Позитивистская социология Конта: трактовка исторического процесса; соотношение порядка и прогресса; закон интеллектуальной эволюции человечества; место социологии в иерархии наук; социальная статика и социальная динамика.

Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: общество как организм с функционально связанными частями; рост общества и социальный прогресс; сущность социальной эволюции; социал-дарвинизм.

Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности: система

«коллективных представлений» как социальных фактов. «Социологизм» как

теория общества и методология анализа. Применение эмпирических методов

исследования социальной реальности. Типы солидарности: значение религии и разделения труда в обществе.

Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Вклад К. Маркса в разработку теорий уравнительности, общественных формаций, классов, конфликта, революции.

Взаимосвязь и противоречия политического и научно-социологического аспектов марксистской теории, их проявления в неомарксистских концепциях общественного развития.

Роль М. Вебера в развитии социологической науки: теория «идеальных

типов», ее использование в оценке социальной реальности; «понимающая

социология» о мотивах взаимодействий; анализ значения религиозных ценностей в социальном развитии; социология власти, государства, бюрократии.

Особенности социологии дореволюционной России, их отражение в

многообразии концепций: географический детерминизм, органицизм, субъективное и психологическое направления, ценностный подход к солидарности. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии: демографический фактор социальной динамики; происхождение государства и социальная дифференциация; соотношение социального прогресса и революции; сравнительно-исторический метод исследований.

Социологическая система П.А. Сорокина: представления о предмете,

структуре и методах исследования в социологии. Теории социальной

стратификации и мобильности; значение экономического, политического и

профессионального статусов как критериев дифференциации. Интегральная

теория развития общества как смена типов культур.

Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др.
Тема 3. Социальная структура общества

Общество как система: строение, функционирование. Принципы

самоорганизации.

Строение общества как иерархия социальных групп. Статус как

статическая характеристика, отражающая положение индивида в обществе и

ожидания людей, связанные с выполнением присущей статусу основной

функции; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика,

показатель различий в понимании прав и обязанностей, качества выполнения

функций.

Социальные общности и группы. Классификация групп: большие и

малые, первичные и вторичные, неформальные и формальные.

Социальная сфера общества, ее взаимосвязь с материально-производственной, культурной и политической сферами. Социальная инфраструктура.

Социальная политика как целенаправленная деятельность по регулированию отношений между социальными группами, индивидами и

обществом, сочетанию социальной справедливости и экономической эффективности. Социология труда. Социология политики и права.
Тема 4. Социальные общности

Социальные институты: происхождение, сущность, функции, структура. Типы социальных институтов, их взаимодействие. Социальные организации: понятие, основные признаки, функции и виды.

Признаки и структура группы. Критерии различения социальных групп. Большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные социальные группы. Референтная группа. Статусно-ролевые отношения в группе. Механизмы групповой интеграции. Лидерство. Социальные и психологические концепции групповой динамики.

Социально-демографические, социально-этнические, социально-территориальные общности. Их классификации. Поселенческая структура общества. Город как социально-территориальная общность, его специфика и функции. Социология города. Становление и развитие городской социологии. Чикагская школа. Социально-экологические теории Р. Парка и Э. .Берджесса. Л. Вирт. Городской образ жизни. Урбанизация как мировой социо-культурный процесс. Специфика урбанизации в России.

Массовидные общности. Массы, аудитории, толпы, социальные движения. Г. Тард. Г. Ле Бон, С. Московичи. Психология масс.


Тема 5. Социальный статус и социальная мобильность
Социальный статус. Статусный набор. Критерии определения статуса. Классификация статусов. Главный статус. Достигаемый статус. Приписываемый статус личности. Межстатусный конфликт.

Социальная мобильность и ее формы. Вертикальная мобильность:

общие принципы, проблемы преодоления социальных перегородок, связь с

экономическим и политическим устройством общества. Причины и механизмы горизонтальной мобильности.

П. Сорокин о видах и каналах социальной мобильности. Мобильность горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и групповая. Факторы социальной мобильности. Маргинальная группа и маргинальная личность.

Характеристики социального положения групп и индивидов в социальной структуре. Основные подходы к изучению социальной стратификации и социальной мобильности. Методы "самооценочный", "оценки репутации", "объективный подход".
Тема 6. Социальная стратификация
Стратификация общества как отражение неравенства людей. Исторические типы страт: касты, рабство, сословия, классы. П. Сорокин о формах стратификации: экономической, политической, профессиональной.

Марксизм о классовой структуре общества: собственность на средства

производства как критерий социальной стратификации.

Социальная стратификация как иерархически организованные структуры социального неравенства. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Источники и формы проявления социального неравенства. Функционалистские (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур и др.) и конфликтологические (К. Маркс, Р. Дарен-дорф и др.) теории социального неравенства.

Социальная стратификация как эволюционная универсалия и отражение процесса развития социального неравенства, иерархического группирования людей на социальных уровнях. Модели социальной структуры. М. Вебер о социальной структуре как многомерной системе. Социальная стратификация и структура современных постиндустриальных обществ. Особенности социальной структуры современной России.

Политический класс. Масштаб бедности. Порог бедности. Престиж. Авторитет.
Тема 7. Социальные изменения
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Экономический материализм как основа представлений о линейном социальном прогрессе. Понятия базиса и надстройки общественно-экономической формации. К. Маркс о характерных чертах ОЭФ, путях перехода от одной формации к другой, ограниченности формационной теории.

Концепции циклического развития обществ. Цивилизация: понятие и

характерные черты. Цивилизация как синоним культуры. Концепция развития как смены культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Эволюция представлений о цивилизации О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона. Современный взгляд на мировую и локальные цивилизации: сочетание линейного и циклического процессов.

Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики.

Эволюционный и революционный пути развития общества. Эволюционистская традиция в социологии, роль конкуренции в развитии общества. Концепции социальной революции. Роль и место революции в марксистской социологии. Факторы социальной революции. Социальные движения.

Глобальные революции и социальный прогресс. Неолитическая революция и ее значение в историческом развитии общества. Научно-техническая и информационная революции: сущность, основные черты. Концепция глобализации.

Глобальные проблемы современности: ядерная угроза, технологический риск, опасность экологической катастрофы, терроризм. Механизм разрешения противоречий.

Техногенный подход к развитию общества (Д. Белл, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт). Типологизация обществ по уровню культурно-экономического развития. Примитивное, традиционное, доиндустриальное общества – характерные черты, критерии периодизации.

Индустриальное общество. Индустриализация как социальный прогресс. Типы модернизации: органический, «догоняющий». Содержание и особенности российских модернизаций. Место менеджмента и рационализации в индустриальном обществе. Собственность как критерий стратификации. Институционализация классового конфликта.

Постиндустриальное общество: социальная структура, роль элиты,

знания как критерий стратификации, границы применения концепции.
Тема 8. Социология личности.
Личность как субъект и объект общественной жизни. Социальноевзаимодействие. Понятия «личность», «деятельность», «поведение» в социологии.Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Актор. Индивид и индивидуальность.

Структура личности. Человек как биосоциальное существо.

Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия. Социальное взаимодействие как фактор образования социальных общностей.

Тема 9. Этнос как социальная общность
Понятие этноса. Структура этнического состава населения. Типы этносов. Род-племя, народность, национальность. Национализм и космополитизм. Расизм. Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями. Причины межнациональных конфликтов, пути и преодоления.
Тема 10. Поколение как социальная общность
Понятие поколения. Отличие от возрастных особенностей человека. История происхождения поколений как социальных общностей. Критерии классификации поколений. Образованность. Место жительства. Отношение к семье и браку. Трудовая занятость. Политические взгляды. Потребности. Досуг.

Поколение войны. Поколение «Оттепели». Поколение «Застоя» или неосталинизма. Поколение Перестройки. Поколение реформ.
Тема 11. Функции и структура семьи
Социология семьи. Семья как социальный институт и малая группа. Отношения супружества - родительства - родства в семье. Исторические типы семейных отношений. Классификация семей по различным критериям (форма брака, распределение власти, пространственно-территориальная локализация, состав членов и др.). Патриархальная семья. Полигамный брак. Большая семья. Неполная семья. Современная нуклеарная семья. Функции семьи. Факторы стабильности семьи.

Эгалитарная семья. Гендер. Жизненный цикл семьи. Родство. Разводимость. Мотивы развода. Травма развода.
Тема 12. Социальное значение и структура культуры
Культура: понятие, функции и значение в обществе. Культурные

универсалии и разнообразие культур. Культурныеэтноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура.

Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории

развития личности. Социализация личности как процесс интеграции индивида в общество: первичные социализирующие коллективы (агенты), непрерывность процесса, ресоциализация.

Синкретизм. Аккультурация. Амальгамизация. Инфильтрация. Релятивизм. Агломерация.
Тема 13. Социальный контроль
Социальный контроль и его значение. Виды норм и санкций.

Конформизм. Типы отклонений: позитивные, преступления, психические заболевания. Аномия.

Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное (отклоняющееся) поведение. Делинквентное поведение. Абсолютная и относительная девиация. Культурно-одобряемые и культурно-осуждаемые отклонения. Теории девиантного поведения ("физических типов", стигматизации и др.). Типология девиантного поведения Р. Мертона.

Ритуал. Обычай. Социальный нормы. Санкция. Нравы.


Тема 14. Социальные конфликты
Конфликт как тип взаимодействия, классификация конфликтов. Масштаб конфликта. Длительность. Интенсивность. Стороны. Мотивы. Реальные и видимые мотивы. Средства конфликта. Стадии конфликтов. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.

Подходы к изучению природы социального конфликта и его роли в развитии общества (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг). Типология социальных конфликтов. Межгрупповой конфликт. Динамика социального конфликта. Стратегии разрешения конфликта. Конфликт в современном обществе.
3.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями


Наиме-нование компе-тенций



Номера разделов дисциплины,

участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ОК-1

+

+




+

+




+

+




+

+







+

ОК-2

+







+




+







+







+

+




ПК-19




+

+




+




+




+













+



4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература

Основная литература
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика»
Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа по социологии Планы семинарских занятий для студентов...
Выписка из фгос впо по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconУчебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального...
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр»),...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconД. С. Долгушев Методические указания
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080500. 62 степень (квалификация)...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа учебной дисциплины «правоведение»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа дисциплины б 05 Неорганическая химия
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 150400 металлургия (квалификация(степень)"бакалавр"),...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа дисциплины в 05 Коррозия и защита металлов
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 150400 металлургия (квалификация(степень)"бакалавр"),...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа учебной дисциплины «Социология»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа составлена на основании Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconПаспорт программы дисциплины Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки 030300Психология квалификация (степень) iconРабочая программа учебной дисциплины
Приказ от 25. 01. 2010 №65 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск