Скачать 200.24 Kb.
|
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. выпускающей кафедрой Декан факультета __Общая металлургия ________ металлургический (название выпускающей кафедры) (название факультета) ________________ В.И. Чуманов ________________ А.Н.Дильдин (подпись) (подпись) _________________20__ г. ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины__В.3.05 Коррозия и защита металлов для __150400 Металлургия профиль подготовки [специализация] ____Электрометаллургия стали_____ форма обучения __заочная_________________________________________ кафедра-разработчик_____Общая металлургия_______________________ Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 150400 МЕТАЛЛУРГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ(СТЕПЕНЬ)"БАКАЛАВР"), утвержденным приказом Минобрнауки от 16 декабря 2009 г. № 734 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________ ____________№ протокола от _____________года Зав. кафедрой разработчика__к.т.н., проф.____В.И. Чуманов______________ (ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись) Ученый секретарь кафедры__к.т.н., А.В. Рябов__________________________ (ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись) Разработчик программы __ст. преподаватель___Т.А.Жильцова_________________ (ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись) Златоуст 2011
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Выпускник должен обладать следующими общенаучными компетенциями (ОНК): способен сочетать научный и экспериментальный подход для решения поставленных задач (ОНК-2); способен решать научные и экспериментальные проблемы в ходе профессиональной и деятельности (ОНК-3); готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ОНК-5); готов применять законы фундаментальных и прикладных наук для выбора материаловедческой базы и технологического цикла изготовления готовой продукции (ОНК-8). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть (уметь искусно пользоваться):
4. Объем и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет __3__ зачетных единиц, ___108____ часов.
5. Содержание дисциплины
5.1. Лабораторные работы
5.2. Практические занятия
5.3. Семинары (не предусмотрены учебным планом) 5.4. Самостоятельная работа студентов
5.5. Контроль самостоятельной работы студентов
6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины (рекомендации преподавателю) 6.1. Интерактивные формы обучения
6.2. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (Возможность ввода тем: эссе, рефератов, курсовых работ и др. в зависимости от заполнения таблицы п.4)
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Контрольная работа № 1 Вариант № 1 1. Алюминий склепан с медью. Какой из металлов будет подвергаться коррозии, если эти металлы попадут в кислотную среду? Составьте схему гальванического элемента, образующегося при этом. Рассчитайте ЭДС и энергию Гиббса этого элемента при стандартных условиях. 2. На основании стандартных электродных потенциалов определить, в каком гальваническом элементе ЭДС будет больше: 1) CrCr3+Ni2+Ni или CrCr3+Co2+Co 2) ZnZn2+Ag+Ag или FeFe2+Ag+Ag 3. Написать уравнение окислительно-восстановительного процесса, протекающего в гальваническом элементе: 1) ZnZn2+Ag+Ag 2) ZnZn2+ Fe2+Fe 4. Можно ли в качестве окислителя в кислой среде использовать K2Cr2O7 в следующих процессах при стандартных условиях: 1) 2 Br– – 2e = Br2 ,0 = 1,06 В 2) 2 I– – 2e = I2 , 0 = 0,54 В, если стандартный окислительно-восстановительный потенциал системы Cr2O72– + 14 H+ + 6e = 2 Cr3+ + 7 H2O равен 1,33 В. 5. Исходя из величин стандартных электродных потенциалов, рассчитайте при стандартных условиях константу равновесия реакции: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2. 6. Какой металл будет окисляться при нарушении поверхности, если один металл покрыт другим: 1) золото – алюминием ; 2) цинк – хромом ; 3) марганец – серебром ; 4) магний – серебром ; 5) титан – хромом ; 6) молибден – ванадием ; 7) ртуть – цинком ; 8) цирконий – кобальтом ; 9) кобальт – платиной ; 10) титан – свинцом. Вариант № 2 1. Олово склепано с цинком. Какой из металлов будет подвергаться коррозии, если эти металлы попадут в кислотную среду? Составьте схему гальванического элемента, образующегося при этом. Рассчитайте ЭДС и энергию Гиббса этого элемента при стандартных условиях. 2. На основании стандартных электродных потенциалов определить, в каком гальваническом элементе ЭДС будет больше: 1) CrCr3+Ni2+Ni или CrCr3+Co2+Co 2) ZnZn2+Ag+Ag или FeFe2+Ag+Ag 3. Написать уравнение окислительно-восстановительного процесса, протекающего в гальваническом элементе: 1) PbPb2+Cu2+Cu 2) AlAl3+ Cr3+Cr 4. Можно ли в качестве окислителя в кислой среде использовать K2Cr2O7 в следующих процессах при стандартных условиях: 1) 2 F– – 2e = F2 , 0 = 2,85 В 2) 2 Cl– – 2e = Cl2 , 0 = 1,36 В, если стандартный окислительно-восстановительный потенциал системы Cr2O72– + 14 H+ + 6e = 2 Cr3+ + 7 H2O равен 1,33 В. 5. Исходя из величин стандартных электродных потенциалов, рассчитайте при стандартных условиях константу равновесия реакции: Cu + 2 Ag+ = Cu2+ + 2 Ag. 6. Какой металл будет окисляться при нарушении поверхности, если один металл покрыт другим: 1) железо – медью ;2) медь – серебром ; 3) золото – никелем ; 4) олово – никелем ; 5) хром – платиной ; 6) цинк – алюминием ; 7) платина – цинком ; 8) свинец – марганцем ; 9) железо – марганцем ; 10) медь – никелем. Контрольная работа № 2 Вариант № 1 1. Образец железа при обработке в соляной кислоте за час потерял 4,68 г. Площадь поверхности образца 0,65 м2, продуктом коррозии является FeCl2, плотность железа – 7,87 г/см3, окислителем в процессе коррозии были только катионы водорода, средняя температура процесса 200С. Считать коррозию сплошной и абсолютно равномерной. Вычислить значение отрицательного массового показателя коррозии. 2. За месяц атмосферных натурных испытаний образец сплава, исходная масса которого была равна 0,7 кг, увеличил массу на 4 грамма. Электросопротивление образца при этом возросло с 8,2 до 8,7 Ом. Чему равен показатель электросопротивления ? 3. Укажите, используя данные таблицы, у каких оксидных пленок, удовлетворяющих условию сплошности, не следует ожидать высоких защитных свойств.
Вариант № 2 1. Брусок цинка (10 см4 см4 см) в условиях атмосферной коррозии за месяц потерял 8 г. Плотность цинка 7,133 г/см3. Считая коррозию сплошной, равномерной со всех сторон бруска, протекающей по электрохимическому механизму, вычислить значение массового показателя коррозии. 2. Питтинговая коррозия резервуара с водой протекает со скоростью 2,5 мм/год. Через какое время после начала коррозии герметичность резервуара окажется нарушена, если плотность стали, из которой изготовлена труба, – 7,74 г/см3, толщина стенок трубы – 6,5 мм, резервуар заполнен водой полностью, а средняя температура окружающей среды 200С? 3. Укажите, используя данные таблицы, у каких оксидных пленок, удовлетворяющих условию сплошности, не следует ожидать высоких защитных свойств.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1 Н.В. Коровин Общая химия: Учебник для технических направлений и специальных вузов / Н.В. Коровин.— 12-е издание, исправленное — М.: Высшая школа, 2010. – 557 с. 2 Глинка, Н. Л.Общая химия:учеб. пособие длявузов/ Н. Л. Глинка; под ред. А. И. Ермакова.- 30- е изд., испр.-М.:Интеграл Пресс,2004.-727 с. 3 Глинка, Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие для вузов/ Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл-Пресс, 2002. – 240 с. б) дополнительная литература: 1 Шлугер, М.А. Коррозия и защита металлов: учебное пособие/ М.А. Шлугер, Ф.Ф. Ажогин, Е.А. Ефимов. – М.: Металлургия, 1981. – 212 с. 2 Фраге, Н.Р. Коррозия и защита металлов: учебное пособие для самостоятельной работы студентов/ Н.Л. Фраге, А.Н. Жигалина. – Челябинск: ЧГТУ, 1995. – 34 с. 3 Жигалина, А.Н. Химические и электрохимические методы нанесения на металл защитных пленок/ А.Н. Жигалина, Н.Р. Фраге – Челябинск: ЧГТУ, 1991. – 17 с. в) отечественные и зарубежные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке _________________________________________________________________________ г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы _________________________________________________________________________ д) методические пособия для самостоятельной работы студента, для преподавателя 1 Семенова, И. В.Коррозия и защита от коррозии :учеб. пособие для вузов по направлению"Хим. технология неорг. веществ и материалов" и др. / И. В. Семенова, Г. М.Флорианович, А. В. Хорошилов; под ред. И.В. Семеновой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Физматлит,2006.-371 с. 2 Жигалина, А.Н. Химия: лабораторный практикум/ А.Н. Жигалина, Е.А. Трофимов, О.И. Качурина. – Челябинск: ЮУрГУ, 2002. – 152 с. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1 2 |
Реферат На тему: Коррозия металлов Коррозия металлов это процесс образование гальванических пар. Образование таких паров приводит к неблагоприятному процессу, жертвой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Металлы. Общие свойства металлов. Положение металлов в периодической таблице, физические свойства, химические, получение металлов,... | ||
"Коррозия металлов" Цель: Дать понятия о коррозии металлов, познакомить учащихся со способами защиты металлов от коррозии | Методические указания к учебно-исследовательским работам по дисциплинам... Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком | ||
Контрольная работа темы Темы: Коррозия металлов. Современные методы защиты металлов от коррозии. Основные виды полезных ископаемых и минерального сырья (на... | Тема. Коррозия металлов Сформировать у учащихся представление о коррозии металлов, используя знания о гальваническом элементе, выяснить причины вызывающие... | ||
Коррозия металлов Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация | «Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии» урок химии 11 класс Цель: повторить данный материал, пройденный в 9 классе. Углубить знания учащихся по данной теме | ||
Урока химии в 9 классе Тема урока «Коррозия металлов» Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Лузы | Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников... Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов... | ||
Реферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.» Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов | Программа дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск... Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория обработки металлов давлением» Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний и навыков в области теории обработки металлов давлением, традиционных... | Рабочая программа дисциплины В. 3 05 Коррозия и методы защиты изделий Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов... | ||
«Химические свойства металлов» Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства... | Рабочая программа дисциплины «c оциальная политика и социальная защита» Основные задачи изучения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» формулируются следующим образом |