№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Виды и формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
В мире художественной культуры.
|
|
1
| Понятие о мировой художественной культуре.
| 1
| Понятие о мировой художественной культуре. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»
| Знать определение понятий «цивилизация» и «культура». Знать, что такое художественная культура.
| Эссе на тему «Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?»
| П.1.1. – 1.3, закончить работу над эссе
|
|
2
| Виды искусства и их взаимосвязь.
| 1
| Понятие о видах искусства. Классификация видов искусства. Древнейшие и новые виды искусства.
| Знать классификацию видов искусства.
Уметь определять составляющие части синтетических видов искусства.
| Проблемные вопросы и задания.
| Творческая работа.
|
|
3
| Художественные символы народов мира.
| 1
| Символический характер искусства. Символы, встречающиеся в произведениях искусства народов мира.
| Знать понятие «символ». Уметь ориентироваться в символическом характере искусства.
| Анализ произведения искусства.
| П.1.4. , письменный ответ на вопрос 6 (стр.16)
|
|
4
| Единство, многообразие и самобытность мировой художественной культуры.
| 1
| Универсальные идеи мировой культуры. Неповторимость и уникальность национальной культуры. Особенности культуры Японии.
| Знать, в чем заключается единство и самобытность культуры. Характерные особенности художественной культуры Японии.
| Проблемные вопросы, беседа, анализ произведения искусства.
| П.2.1 – 2.3, письменный ответ на вопрос № 3, стр.26
|
|
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций
|
Особенности художественной культуры Древнего Египта
|
5
| Жизнь Человека в искусстве
| 1
| Связь искусства Древнего Египта с религиозными верованиями. Периодизация египетской культуры. Идеи и темы искусства.
| Знать темы и идеи искусства Египта.
Уметь объяснять связь культуры и искусства Египта с религиозными верованиями.
| Проблемные вопросы.
| П.3.1, развернутый устный ответ на вопрос 1, стр.37
|
|
6
| Художественный канон в искусстве.
| 1
| Понятие канон. Художественный канон в искусстве Древнего Египта.
Определение понятий «рельеф», «барельеф», «горельеф».
| Знать понятие «канон», главные принципы художественного канона египетского искусства.
Уметь анализировать произведения искусства Египта с точки зрения художественного канона.
| Проблемные вопросы, беседа.
| П.3.2, творческие работы, сообщения на заданные темы.
|
|
7
| «Дома вечности» богов и фараонов.
| 1
| Архитектурные особенности. Памятники архитектуры Египта. Строение погребальных и храмовых комплексов.
| Знать памятники архитектуры Древнего Египта.
| Письменный опрос, беседа.
| П.3.3, развернутый устный ответ на вопросы 4, 5 (стр.37)
|
|
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
|
8
| Символический характер искусства.
| 1
| Символ. Особенности искусства Месопотамии. Древнейший героический эпос.
| Знать памятники художественной культуры Месопотамии. Уметь анализировать художественное произведение (скульптура, рельеф).
| Анализ художественного произведения. Беседа.
| П.4.1., устный ответ на вопрос № 1, стр.44
|
|
9
| Природа и Человек – главная тема восточного искусства.
| 1
| Характерные особенности художественной культуры Китая. Памятники архитектуры. Живопись Древнего Китая.
| Знать памятники архитектуры Древнего и Средневекового Китая; особенности живописи.
Уметь анализировать художественное произведение (живопись)
| Проблемные вопросы, анализ.
| П.4.2., сообщение на заданные темы.
|
|
10
| Религиозные верования и их отражение в искусстве.
| 1
| Особенности художественной культуры Древней и Средневековой Индии. Влияние религии на формирование культуры.
| Знать памятники архитектуры Индии.
| Проблемные вопросы, тестирование, письменный ответ.
| П.4.3., развернутый ответ на вопрос № 4, стр.45
|
|
Греция – «колыбель европейской цивилизации»
|
11
| «Страна богов и героев»
| 1
| Мифы Древней Греции. Мифологические представления о явлениях природы и жизни человека.
| Знать определение понятий «миф», «мифология»; классификацию. Уметь ориентироваться в структуре мифов; объяснять влияние мифов на развитие культуры Древней Греции.
| Тестирование.
| П.5.1, найти и объяснить значение фразеологизмов античного происхождения.
|
|
12
| Прогулка по афинскому Акрополю.
| 1
| Архитектура Древней Греции. Афинский Акрополь – жемчужина античной архитектуры. Ордерная система.
| Знать определение понятия «ордер»; основные сооружения, входящие в комплекс Акрополя. Уметь определять и классифицировать ордер (дорический, ионический, коринфский).
| Проблемные вопросы, творческая работа.
| П. 5.2., письменный ответ на вопрос № 2 (стр.51)
|
|
13
| В поисках Человека.
| 1
| Выдающиеся скульпторы Древней Греции: Мирон, Фидий, Поликлет. Шедевры скульптуры Древней Греции. Идеальный образ в скульптуре.
| Знать самые известные произведения древнегреческой скульптуры. Уметь анализировать произведение искусства (скульптура).
| Письменный опрос.
| П.5.3., письменный ответ на вопрос № 3 (стр.51), сообщения на заданные темы.
|
|
14
| Театр Древней Греции
| 1
| Зарождение театрального искусства. Выдающиеся драматурги Древней Греции.
| Знать особенности театра Древней Греции. Отличия античного и современного театра. Самые известные произведения драматургии.
| Работа с таблицей. Тестирование.
| Сообщения на заданные темы.
|
|
Художественные достижения доколумбовой Америки
|
15
| Своеобразие культуры ольмеков.
| 1
| Древнейшие цивилизации доколумбовой Америки. Особенности архитектуры и скульптуры ольмеков. Пирамида солнца.
| Знать характерные особенности и культурные достижения цивилизации ольмеков. Отличать пирамиды ольмеков от египетских пирамид.
| Проблемные вопросы. Творческая работа.
| П.6.1, стр.60, вопрос № 2 (устный ответ).
|
|
16
| Характерные черты искусства ацтеков.
| 1
| Характерные черты искусства ацтеков. Столица ацтеков – Теночитлан. Скульптура ацтеков.
| Знать характерные черты искусства ацтеков.
| Проблемные вопросы. Творческая работа.
| П.6.2, стр.60, письменный ответ на вопрос № 3
|
|
17
| Особенности художественной культуры майя.
| 1
| Временные границы цивилизации майя. Основные достижения: солнечный календарь, иероглифическая письменность и др. вершина зодчества – пирамида Кукулькана.
| Знать достижения цивилизации майя; архитектурные особенности пирамиды Кукулькана; тематику и художественные особенности изобразительного искусства майя.
| Работа с таблицей.
| П.6.3, стр.60, письменный ответ на вопрос № 4
|
|
18
| Памятники художественной культуры инков.
| 1
| Империя инков – самая известная южноамериканская цивилизация. Храм Солнца. Скульптура инков. Ювелирное искусство.
| Знать культурные особенности достижения народов майя. Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя.
| Работа с таблицей, творческая работа.
| П.6.4, стр.60, устный ответ на вопросы № 1, 5.
|
|
19
| Обобщение по теме «Особенности художественной культуры древнейших цивилизаций»
| 1
| Сравнительный анализ цивилизаций доколумбовой Америки.
| Уметь сопоставлять достижения культуры древних цивилизаций.
| Тестирование, письменный опрос.
| Сообщения на заданные темы.
|
|
Мир и человек в художественных образах.
|
Идеал Человека в культуре народов мира.
|
20
| Понятие об идеале.
| 1
| Понятие об идеале. Представления об идеале в различных культурных эпохах.
| Знать понятие «идеал». Иметь представление об идеале Человека в античный период, период Средневековья, Эпоху Возрождения.
| Работа с таблицей, проблемные вопросы.
| П.7.1, стр. 73, устный ответ на вопрос № 1.
|
|
21
| Идеал Человека в религиях мира.
| 1
| Воплощение божественного и человеческого идеала в религиях мира: буддизме, христианстве, индуизме, исламе. Изображения Будды, Иисуса Христа.
| Знать особенности воплощение идеального образа в мировых религиях. Художественный канон в изображениях Будды. Аллегорический образ Христа в мозаиках Равенны.
| Творческая работа.
| П. 7.2. Сообщения на заданные темы.
|
|
22
| Святые и святость.
| 1
| Понятие о святости. Образ Святого Себастьяна в творчестве художников. Первые христианские святые. Понятие об иконописи.
| Знать понятие «святой». Уметь анализировать художественные произведения: сравнительный анализ. Знать основы русской иконописи.
| Анализ художественного произведения.
| П. 7.3. Письменный ответ на вопросы 4,5,6 (по выбору).
|
|
Герой и защитник Отечества
|
23
| Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.
| 1
| Георгий Победоносец – идеал защитника. Изображения Георгия Победоносца Рафаэлем, Рубенсом, Донателло. Образ в русской иконописи.
| Знать историю рождения образа. Уметь сравнивать художественные произведения.
| Анализ художественного произведения (картина, икона).
| П.8.1. Письменный ответ на вопрос № 1, 2 (по выбору).
|
|
24
| Идеал благородного рыцарства.
| 1
| Понятие о рыцарстве, временные и географические рамки существования рыцарства. Образ средневекового рыцаря. Легенда о Роланде. Легенды о рыцарях Камелота.
| Знать о характерных чертах средневекового рыцарства. Образ рыцаря в мировой культуре. Легенда о Роланде – героический эпос.
| Творческая работа. Проблемные вопросы.
| П.8.2., устные ответы на вопросы 3, 4, стр. 82
|
|
25
| Александр Невский - патриот Земли Русской.
| 1
| «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского в живописи и кинематографе.
| Триптих Д.Корина, фильм С.Эйзенштейна.
| Тестирование, письменный опрос.
| Сообщения на заданные темы, проектная работа.
|
|
Образ женщины-матери сквозь века
|
26
| Священный лик Богоматери.
| 1
| Основы древнерусской иконописи. Типы икон Богоматери. Иконы Богоматери Владимирской, Казанской, Донской.
| Знать основные типы икон: Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеус. Знать историю икон Владимирской, Казанской, Донской Богоматери.
| Сравнительный анализ икон.
| П.9.1, 9.2. Устный ответ на вопрос 2, стр.87
|
|
27
| Мадонны титанов Возрождения.
| 1
| Образ Мадонны – воплощение идеала человека. Творчество титанов Возрождения: Леонардо, Рафаэля.
| Знать временные рамки и характерные особенности Эпохи Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля. Уметь сравнивать художественные произведения.
| Сравнительный анализ произведений живописи.
| Творческая работа: сообщения на заданные темы. П.9.3, ответить на вопрос 3, стр.87
|
|
28
| Величая славянка в творчестве А.Г.Венецианова
| 1
| Биография А.Г.Венецианова. Творчество художника. Образ русской женщины в творчестве А.Г.Венецианова.
| Уметь сопоставлять произведения литературы и живописи.
| Анализ произведений живописи.
| П.9.4, письменный ответ на вопрос 4, стр.87
|
|
29
| Женщина-мать в искусстве XX века.
| 1
| Женские образы в творчестве К.С.Петрова-Водкина, А.Дейнеки. «Родина-мать зовет!» - обобщающий образ матери.
| Знать творчество К.Петрова-Водкина, художественные особенности его произведений. История создания плаката И.Тоидзе «Родина-мать зовет!».
| Письменный опрос.
| П.9,5, устный ответ на вопрос 5, стр.87
|
|
Человек в мире природы.
|
30
| Человек и Природа. Взгляд через века. «Благословляю вас, леса, долины, нивы…»
| 1
| Воплощение образа Природы в произведениях искусства. Особенности изображения природы в русской, китайской и японской живописи.
| Знать особенности китайской и японской живописи. Уметь анализировать произведения живописи.
| Творческая работа. Анализ художественного произведения.
| П. 10.1. 10.2, устные ответы на вопросы 1-3, стр.95.
|
|
Человек. Общество. Время.
|
31
| Пространство и время в зеркале мифов.
| 1
| Понятие о мифе. Отражение представлений об устройстве мира в мифах. Основные персонажи и сюжеты греческой мифологии.
| Знать понятия «миф», «мифология». Основные мифологические сюжета в произведениях искусства.
| Уметь анализировать художественные произведения.
| П.11.1, сообщения на заданные темы.
|
|
32
| Человек эпохи Римской империи.
| 1
| Художественные особенности культуры Римской империи. Скульптура Древнего Рима.
| Знать особенности скульптурных произведений эпохи Римской империи. Связь мировоззрения эпохи с произведениями искусства.
| Уметь анализировать художественное произведение (скульптура).
| П.11.2, сообщения на заданные темы.
|
|
33
| Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения)
| 1
| Характеристика Эпохи. Творчество мастеров Эпохи Возрождения.
| Знать характерные черты и временные рамки эпохи возрождения, основные принципы культуры Возрождения, творчество художников раннего и высокого Возрождения.
| Анализ художественного произведения.
| П.11.3, сообщения на заданные темы.
|
|
34
| Человек нового времени.
| 1
| Основные направления в искусстве 20 века. Образ человека в искусстве.
| Знать основные направления искусства 20 века. Творчество Сальвадора Дали, Эдварда Мунка, Роберта Смитсона.
| Проблемные вопросы. Сравнительный анализ произведений живописи.
| П.11.4, подготовиться к контрольной работе.
|
|
35
| Обобщение по теме «Человек. Общество. Время».
| 1
| Обобщение изученного по теме «Человек. Общество. Время».
| Знать основные понятия раздела.
| Письменный опрос, контрольная работа.
|
|
|