Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств»





НазваниеПояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств»
страница1/4
Дата публикации09.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
image0002.jpg
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
Театральное искусство (история театра)
для детей 15-17 лет
срок реализации: 2 года


Программу составил:

А.В. Вишневский

педагог дополнительного

образования
Рассмотрена и

рекомендована к

реализации решением

методического совета МАОУ

ДОД ДТД и М

«27» 09 2012 г.
Протокол № 1

Калининград

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры – наука, искусство, реальная жизнь – это те же «предлагаемые обстоятельства». Задача педагога – помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Учебно-воспитательная работа в коллективе – это процесс воспитания средствами театрального искусства, т.е. эстетическое, этическое, нравственное воспитание, формирующее мировоззрение воспитанника и прививающее навыки восприятия большого сценического искусства. Ждать от участников коллектива профессионального артистизма невозможно, но добиваться органики движения, точности реакции, эмоционального восприятия материала, творческой отдачи и хорошего вкуса – необходимо.

Содержание курса «История театра в театральной студии» определяется спецификой предпрофессиональной подготовки будущих актёров и включает в себя информацию об искусстве театра. Это дополняет картину развития художественной культуры, делает ее более целостной. Во многих странах существует традиция рассматривать искусство театра как «кафедру, с которой можно много добра сказать миру» (Н. В. Гоголь). Сложившаяся еще в античном мире воспитательная функция театра в дальнейшем интерпретировалась и развивалась мыслителями и практиками эпохи Возрождения и Просвещения, не теряет она актуальность и в наши дни.

Кроме того, история театра является одной из составляющих теоретической подготовки по предмету «мастерство актёра».

Данная программа предполагает углубленную подачу теоретического материала по истории возникновения и развития театрального искусства, теории режиссуры, сценарного мастерства, что призвано обеспечить комплексное обучение театральному делу. Её новизна состоит, прежде всего, в том, что она основана на личностном подходе. Материал изучается не только в историческом аспекте, но и в практическом преломлении, что и позволяет связать историю театрального искусства с предметом «мастерство актёра». При этом основными методами учебного процесса являются дискуссии, исследования, погружение в драматургический материал.

Воспитанники, получая комплексные знания и умения по всему циклу театральных дисциплин к концу обучения в студии практически и теоретически готовы не только к поступлению в высшие специальные учебные заведения, но и к тому, чтобы посвятить свою жизнь профессиональному театральному творчеству.

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности воспитанника через погружение в культурную атмосферу театра, знакомство с процессом возникновения, становления и развития театра в Европе и в России, создание представления о наиболее ярких страницах истории театра, наиболее ярких драматургах, актерах, режиссерах, формирование навыков грамотного анализа произведений театрального искусства, умений оценивать достоинства и недостатки текущих театральных постановок, их особенности и специфику.

Задачи программы:

  • дать теоретическую подготовку необходимую для усвоения практических навыков мастерства актера;

  • сформировать представление о развитии театрального искусства в контексте общеисторического движения мировой художественной культуры;

  • воспитывать художественный вкус и интерес к театральному искусству, интерес к художественной культуре во всем ее многообразии, прививать уважение к культуре разных народов и времен, различных эстетических направлений;

  • выявить и развить творческие способности воспитанников, вовлечь их в культурную жизнь города и области;

  • формировать умение правильно определять эстетические ориентиры в изучении истории и теории театрального искусства, наметить пути для самостоятельного изучения воспитанниками театральной культуры.

  • развивать эмоциональную и интеллектуальную сферы личности воспитанника, его способность анализировать драматургию и спектакль, ясно формулировать свои мысли;

  • совершенствовать навыки восприятия и анализа спектаклей, расширить и систематизировать стихийно сложившийся зрительский опыт воспитанников;

  • научить воспитанников применять теоретические знания по истории театра и навыки анализа театральных постановок в творческой работе над драматическим произведением и конкретной ролью;

  • сформировать у воспитанников активную и общественно– полезную жизненную позицию, помочь им в социальной адаптации и профессиональной ориентации;

  • сформировать творческую образовательную среду работы коллектива на основе принципов театральной педагогики.

Настоящая программа отличается от уже существующих по многим параметрам. Она предполагает весьма глубокое и подробное изучение истории становления и развития театрального искусства в гораздо большем объёме, чем это предусмотрено в различных школьных элективных курсах или составляющих блоках программ самодеятельных театральных коллективов. При этом весь учебный материал адаптирован для изучения и усвоения его подростками.

Другой отличительной особенностью программы является её тесная связь со всем комплексом специальных театральных дисциплин преподаваемых в студии.

Важной составляющей данной программы является творческая практика, которая позволяет воспитанникам включаться в культурное пространство города, области и всей страны, взаимодействовать с другими творческим объединениям, что помогает избежать часто встречающейся замкнутости студийных коллективов.

Программа «История театра в театральной студии» рассчитана на воспитанников 15-17 лет на 2 года обучения и является составляющей в комплексной программе обучения детей театральному искусству в театральной студии.

В первый год обучения воспитанники знакомятся с художественными особенностями театра как синтетического вида искусства. Изучают историю его происхождения у разных народов и становление европейского театра от эпохи Античности до Возрождения. Параллельно воспитанникам преподается курс «Киноуниверситет», где изучается возникновение и становление отечественного кинематографа, просматриваются фильмы выдающихся режиссёров. Творческая практика на этом этапе ставит задачу включить воспитанников в культурную жизнь города и области.

Во второй год обучения воспитанники продолжают знакомство с историей театра, изучая период его развития от эпохи Просвещения до наших дней. На «Киноуниверситете» они знакомятся с шедеврами мирового кинематографа и с творчеством наиболее интересных современников – кинорежиссёров. Творческая практика на этом этапе предполагает воспитание грамотного, профессионального взгляда на произведения искусства и культурные мероприятия.

Занятия с каждой группой проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа для всех лет обучения, а также 3 часа в неделю отводится на творческую практику.

Ожидаемые результаты

По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:

  • основные теории происхождении театра как вида искусства;

  • основные этапы развития мирового театра;

  • характерные черты театрального искусства разных стран;

  • творческий путь и основные произведения не менее 10 западноевропейских драматургов;

  • специфику отдельных театральных профессий;

  • Основные театральные жанры, их особенности; Уметь:

  • определять, какой театральной эпохе принадлежит предложенный педагогом иллюстративный материал;

  • рассказывать об основных эстетических признаках античного, сред-невекового искусства, искусства Возрождения;

  • рассказывать о творчестве одного зарубежного драматурга по выбору;

  • рассказывать о творчестве одного русского кинорежиссера по выбору;

  • анализировать драматургию как особый род литературы, предназначенный для сцены;

  • анализировать спектакль с точки зрения взаимодействия авторской и режиссерской концепции;

  • работать в театральном коллективе в постановке сценических этюдов.

По итогам второго года обучения воспитанники должны знать:

• характерные черты развития театрального искусства в Новое и Новейшее время;

• специфику становления театра в России;

• основные этапы развития русского драматического искусства;

• основные принципы системы К.С. Станиславского;

• творческий путь и основные произведения не менее 10 русских драматургов;

• место театрального искусства в культуре XX в.;

• основные жанры театральной критики; Уметь:

• рассказывать о творчестве одного русского драматурга по выбору;

• рассказывать о творчестве одного зарубежного кинорежиссера по выбору

• писать рецензию в одном из жанров;

• вести дискуссию по спектаклю в форме круглого стола;

• характеризовать и оценивать произведения кинематографа;

• уметь работать в театральном коллективе под руководством режиссера;

• уметь работать в театральном коллективе в процессе постановки спектакля.

Формы проверки знаний и творческих достижений.

Во-первых, это творческие семинарские занятия, проводящиеся на протяжении всего периода обучения, на них учащиеся выполняют самостоятельные задания по темам программы.

Во-вторых, это зачётные занятия. Они проходят в виде выполнения учащимися групповых и индивидуальных творческих заданий, в виде коллоквиумов, конференций по итогам изучения наиболее крупных по объёму и значимых тем. Зачёты проводятся два раза в год.

В-третьих, итоговая работа по каждому году обучения – создание самостоятельной театрального проекта, рецензии, в любом выбранном воспитанником жанре (информация, премьерная рецензия, портрет театрального деятеля, интервью, проблемная рецензия) письменно или устно.

Знания оцениваются по хорошо знакомой воспитанникам пятибалльной системе.

Итоги реализации программы подводятся в виде выступлений воспитанников с индивидуальными и групповыми проектами на дне открытых дверей студии, а также на специальных родительских собраниях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Часы

всего

практика

теория

I. Введение. Театр как вид искусства (12 часов)

Театр как вид искусства

4

2

2

Игра как форма существования человека и общества




2

2

Игровая природа театра.

4

2

2

II. Возникновение театра (28 часов)

Игровое действие в древних религиях

6

2

4

Греческая цивилизация

6

2

4

Греческие мифы как основа зарождения театра

6

2

4

Культ Диониса в древнегреческом обществе

4

2

2

Устройство древнегреческого театра

6

4

2

III. Театр и драматурги Древней Греции (60 часов)

Греческая драматургия классического периода

6

2

4

Эсхил. Жизнь и творчество

10

8

2

Софокл. Жизнь и творчество

10

8

2

А. Боннер «Эсхил и Софокл – ответ року»

4

2

2

Еврипид. Жизнь и творчество

10

8

2

Мировое значение греческой трагедии. Аристотель «Поэтика».

6

4




Греческая комедия. Аристофан.

10

8

2

Зачётное занятие

4

4




IV. Театр в эпохи Эллинизма, Рима и раннего Средневековья (16 часов)

Театр в эпохи Эллинизма.

6

2

4

Римский театр.

6

2

4

Театральные формы культуры раннего Средневековья

4

2

2

V. Восток: собственные театральные пути (8 часов)

Традиционализм театрального искусства Востока.







2

Создание художественного канона.

2




2

Современное театральное искусство Индии, Японии и Китая.

4

2

2

VI. Театр эпохи развитого Средневековья (20 часов)

Истории и сюжеты средневекового театра

4

2

2

Особая природа кукольного театра

4

2




Религиозный театр

4

2

2

Светский театр

4

2

2

Традиции средневекового театра

4

2

2

VII. Комедия дель арте (8 часов)

Эстетические принципы комедии дель арте

4

2

2

Маска – основной принцип комедии дель арте

4

2

2

VIII. Театр эпохи Возрождения. (72 часа)

Культурный феномен Возрождения

6

2

4

Испанский театр – театр плаща и шпаги

12

6

6

Северное Возрождение. Театр Англии

6

2

4

Предшественники Уильяма Шекспира

6







Драматургическое наследие У. Шекспира

4




4

Сонеты У. Шекспира

6

4

2

«Ромео и Джульетта» – любовь в вечности

8

4

4

«Гамлет»

6

2

4

Загадка личности У. Шекспира

4

2

2

Французский театр эпохи классицизма

12

6

6

Зачётное занятие

2

2




IX. Начало кино в России (8 часов)

Изобретение кино

2







Первые отечественные фильмы

4

2

2

Режиссеры немого кино

2




2

X. С.М. Эйзенштейн. Его вклад в теорию и практику кино (12 часов)

Жизнь и творчество

4

2

2

Вклад Эйзенштейна в теорию и практику кино

4

2

2

Взаимоотношения С. Эйзенштейна и власти

4

2

2

XI. С. Ф. Бондарчук. Экранизация классических произведений отечественной литературы. (18 часов).

Страницы биографии

2




2

Актерские работы

8

4

4

Режиссерские работы

8

4

4

XII. А. А. Тарковский. Особенности творческой манеры (16 часов)

Жизнь и творческая судьба

2




2

«Иваново детство»

2




2

«Андрей Рублев»




4




«Зеркало»

4

4




«Сталкер» и «Солярис»

2




-S-j

Фильмы зарубежного периода

2




2

ХШ. Творческая практика

46

46




Всего

324 часа

184

140
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconРабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины...
Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconОбстоятельство. Способы его выражения основные виды обстоятельств
Цель: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка Данный курс продолжает изучение географической...
Основной целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире,...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы,...
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания,...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconРабочая программа по истории России в конце XVI-XVIII вв. (7 класс) Пояснительная записка
«История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2012. Она позволяет посредством проблемного...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка любая работа, любое серьезное дело требуют...
Плановых контрольных уроков 1 ч ( в конце года), самостоятельных работ, тестов ч
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconРеферат: Учение Платона о знании
«идей» и чувственных вещей. Цель души – постижение «идеи». В диалоге «Федр» говорится, что познание – это процесс вспоминания душой...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире посредством обобщения наблюдений учащихся за природой
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире посредством обобщения наблюдений учащихся за природой
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПояснительная записка Данный элективный курс способствует формированию...
Позволяет более глубоко использовать знания, полученные на уроке при изучении физических явлений, процессов, законов
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Также театр ориентирован на вербальное...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» iconПрограмма факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка
Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического,...
Пояснительная записка театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» icon1. Пояснительная записка
У детей появляется другое видение мира, отражающее значимость и взаимосвязь конкретных явлений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск