Скачать 0.55 Mb.
|
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Театральное искусство (история театра) для детей 15-17 лет срок реализации: 2 года Программу составил: А.В. Вишневский педагог дополнительного образования Рассмотрена и рекомендована к реализации решением методического совета МАОУ ДОД ДТД и М «27» 09 2012 г. Протокол № 1 Калининград 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры – наука, искусство, реальная жизнь – это те же «предлагаемые обстоятельства». Задача педагога – помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Учебно-воспитательная работа в коллективе – это процесс воспитания средствами театрального искусства, т.е. эстетическое, этическое, нравственное воспитание, формирующее мировоззрение воспитанника и прививающее навыки восприятия большого сценического искусства. Ждать от участников коллектива профессионального артистизма невозможно, но добиваться органики движения, точности реакции, эмоционального восприятия материала, творческой отдачи и хорошего вкуса – необходимо. Содержание курса «История театра в театральной студии» определяется спецификой предпрофессиональной подготовки будущих актёров и включает в себя информацию об искусстве театра. Это дополняет картину развития художественной культуры, делает ее более целостной. Во многих странах существует традиция рассматривать искусство театра как «кафедру, с которой можно много добра сказать миру» (Н. В. Гоголь). Сложившаяся еще в античном мире воспитательная функция театра в дальнейшем интерпретировалась и развивалась мыслителями и практиками эпохи Возрождения и Просвещения, не теряет она актуальность и в наши дни. Кроме того, история театра является одной из составляющих теоретической подготовки по предмету «мастерство актёра». Данная программа предполагает углубленную подачу теоретического материала по истории возникновения и развития театрального искусства, теории режиссуры, сценарного мастерства, что призвано обеспечить комплексное обучение театральному делу. Её новизна состоит, прежде всего, в том, что она основана на личностном подходе. Материал изучается не только в историческом аспекте, но и в практическом преломлении, что и позволяет связать историю театрального искусства с предметом «мастерство актёра». При этом основными методами учебного процесса являются дискуссии, исследования, погружение в драматургический материал. Воспитанники, получая комплексные знания и умения по всему циклу театральных дисциплин к концу обучения в студии практически и теоретически готовы не только к поступлению в высшие специальные учебные заведения, но и к тому, чтобы посвятить свою жизнь профессиональному театральному творчеству. Цель программы: формирование всесторонне развитой личности воспитанника через погружение в культурную атмосферу театра, знакомство с процессом возникновения, становления и развития театра в Европе и в России, создание представления о наиболее ярких страницах истории театра, наиболее ярких драматургах, актерах, режиссерах, формирование навыков грамотного анализа произведений театрального искусства, умений оценивать достоинства и недостатки текущих театральных постановок, их особенности и специфику. Задачи программы:
Настоящая программа отличается от уже существующих по многим параметрам. Она предполагает весьма глубокое и подробное изучение истории становления и развития театрального искусства в гораздо большем объёме, чем это предусмотрено в различных школьных элективных курсах или составляющих блоках программ самодеятельных театральных коллективов. При этом весь учебный материал адаптирован для изучения и усвоения его подростками. Другой отличительной особенностью программы является её тесная связь со всем комплексом специальных театральных дисциплин преподаваемых в студии. Важной составляющей данной программы является творческая практика, которая позволяет воспитанникам включаться в культурное пространство города, области и всей страны, взаимодействовать с другими творческим объединениям, что помогает избежать часто встречающейся замкнутости студийных коллективов. Программа «История театра в театральной студии» рассчитана на воспитанников 15-17 лет на 2 года обучения и является составляющей в комплексной программе обучения детей театральному искусству в театральной студии. В первый год обучения воспитанники знакомятся с художественными особенностями театра как синтетического вида искусства. Изучают историю его происхождения у разных народов и становление европейского театра от эпохи Античности до Возрождения. Параллельно воспитанникам преподается курс «Киноуниверситет», где изучается возникновение и становление отечественного кинематографа, просматриваются фильмы выдающихся режиссёров. Творческая практика на этом этапе ставит задачу включить воспитанников в культурную жизнь города и области. Во второй год обучения воспитанники продолжают знакомство с историей театра, изучая период его развития от эпохи Просвещения до наших дней. На «Киноуниверситете» они знакомятся с шедеврами мирового кинематографа и с творчеством наиболее интересных современников – кинорежиссёров. Творческая практика на этом этапе предполагает воспитание грамотного, профессионального взгляда на произведения искусства и культурные мероприятия. Занятия с каждой группой проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа для всех лет обучения, а также 3 часа в неделю отводится на творческую практику. Ожидаемые результаты По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:
По итогам второго года обучения воспитанники должны знать: • характерные черты развития театрального искусства в Новое и Новейшее время; • специфику становления театра в России; • основные этапы развития русского драматического искусства; • основные принципы системы К.С. Станиславского; • творческий путь и основные произведения не менее 10 русских драматургов; • место театрального искусства в культуре XX в.; • основные жанры театральной критики; Уметь: • рассказывать о творчестве одного русского драматурга по выбору; • рассказывать о творчестве одного зарубежного кинорежиссера по выбору • писать рецензию в одном из жанров; • вести дискуссию по спектаклю в форме круглого стола; • характеризовать и оценивать произведения кинематографа; • уметь работать в театральном коллективе под руководством режиссера; • уметь работать в театральном коллективе в процессе постановки спектакля. Формы проверки знаний и творческих достижений. Во-первых, это творческие семинарские занятия, проводящиеся на протяжении всего периода обучения, на них учащиеся выполняют самостоятельные задания по темам программы. Во-вторых, это зачётные занятия. Они проходят в виде выполнения учащимися групповых и индивидуальных творческих заданий, в виде коллоквиумов, конференций по итогам изучения наиболее крупных по объёму и значимых тем. Зачёты проводятся два раза в год. В-третьих, итоговая работа по каждому году обучения – создание самостоятельной театрального проекта, рецензии, в любом выбранном воспитанником жанре (информация, премьерная рецензия, портрет театрального деятеля, интервью, проблемная рецензия) письменно или устно. Знания оцениваются по хорошо знакомой воспитанникам пятибалльной системе. Итоги реализации программы подводятся в виде выступлений воспитанников с индивидуальными и групповыми проектами на дне открытых дверей студии, а также на специальных родительских собраниях. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
|
Рабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс | Пояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины... Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,... | ||
Обстоятельство. Способы его выражения основные виды обстоятельств Цель: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;... | Пояснительная записка Данный курс продолжает изучение географической... Основной целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире,... | ||
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы,... Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания,... | Рабочая программа по истории России в конце XVI-XVIII вв. (7 класс) Пояснительная записка «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2012. Она позволяет посредством проблемного... | ||
Пояснительная записка любая работа, любое серьезное дело требуют... Плановых контрольных уроков 1 ч ( в конце года), самостоятельных работ, тестов ч | Реферат: Учение Платона о знании «идей» и чувственных вещей. Цель души – постижение «идеи». В диалоге «Федр» говорится, что познание – это процесс вспоминания душой... | ||
Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет... Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах... | Пояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет... Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире посредством обобщения наблюдений учащихся за природой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире посредством обобщения наблюдений учащихся за природой | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс способствует формированию... Позволяет более глубоко использовать знания, полученные на уроке при изучении физических явлений, процессов, законов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Также театр ориентирован на вербальное... | ||
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического,... | 1. Пояснительная записка У детей появляется другое видение мира, отражающее значимость и взаимосвязь конкретных явлений |