Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка





НазваниеПрограмма факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка
Дата публикации14.03.2015
Размер175 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

Нормы современного русского литературного языка и культура речи

Программа факультативного курса


Самохвалова Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» предназначен для изучения в 10 классе гимназии. Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) профилей, он может войти в предметный блок обучения в классе гуманитарного профиля.

Базовый курс родного языка в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров. Появление этого курса обусловлено необходимостью привести в систему коммуникативные навыки, приобретаемые учащимися гимназии, и подготовить их к одному из важных компонентов ЕГЭ по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения (часть С).

Практика проведения экзамена в форме ЕГЭ наглядно продемонстрировала тот факт, что наиболее трудным этапом для выпускников является написание сочинения – самостоятельной интерпретации учащимися смысла предложенного текста. Результаты экзамена показывают, что ученики испытывают трудности прежде всего в понимании проблематики текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства учащихся, закончивших изучение основного курса русского языка в 9 классе, сформированы недостаточно, что не позволяет им создать текст на уровне предъявляемых требований. Условием получения высокого балла за сочинение является грамотная, логичная, выразительная речь учащихся, их умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя собственный читательский опыт, знания и жизненные наблюдения, опираясь на прочитанный текст. Думается, что факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении, а также формированию у учащихся умения не только находить в авторском тексте средства языковой изобразительности, анализировать их роль в раскрытии основной мысли текста, но и самостоятельно использовать подобные средства для индивидуализации собственного стиля при написании сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

В условиях резкого снижения общего уровня владения речью в современном российском обществе: огромного количества нарушений норм литературного языка представителями публичных профессий (журналистами, политиками и др.), засорения языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами (жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами) – работа по корректировке речи учащихся гимназии в рамках факультативный курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» становится настоятельной необходимостью. Кроме того, формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание и структура курса

Преподавание курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» опирается на тот уровень лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся, который достигнут ими в результате освоения базового курса «Русский язык», а также в определенной степени курсов «Литература» и «Мировая художественная культура».

Факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» включает две большие темы: учение о нормах русского литературного языка (ортологию) и стилистику.

Первая большая тема – «Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка». Ее изучение направлено на то, чтобы сформировать у гимназистов представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей кодифицированный литературный язык и разговорную речь. Осознание причин появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка (диалектов, жаргонов и просторечия) позволит школьникам легче распознавать речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их.

Учащиеся должны познакомиться со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими. Стилистические нормы русского языка рассматриваются в рамках изучения темы «Стилистика». Понимание нормы как динамического явления, осознание логики ее развития позволит школьникам сравнивать новое и старое в языке, определенным образом прогнозировать развитие языковых явлений. Уяснение основных правил произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, употребления слов и фразеологических оборотов поможет избежать самых распространенных грубых речевых ошибок, устранить из речи гимназистов черты просторечия. Работа над правильностью речи повысит коммуникативную компетентность, а также позволит учащимся гимназии лучше подготовиться к экзамену по русскому языку в новой форме, избежать грамматических ошибок и речевых недочетов при написании изложения и сочинения.

Знакомство с интонационным оформлением предложений русского языка, практическая работа над интонационным оформлением фразы, дикцией, четкой артикуляцией трудных для произношения звуков и звуковых сочетаний, корректировка постановки ударений в словах призваны сделать грамотной, выразительной, эмоциональной звуковую сторону речи учащихся.

Овладение нормами словоупотребления предполагает знакомство с основными понятиями такого раздела языкознания, как лексикология. Традиционно в школьном курсе по русскому языку ему уделяется наименьшее внимание, хотя в экзаменационную работу для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов и тесты ЕГЭ введены вопросы, связанные с определением различных типов слов русского языка. В рамках факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» предполагается повторение, расширение и углубление материала, связанного с изучением такого явления, как многозначность слова, развитие у него переносных значений, стилистическая окраска лексики. Рассматриваются синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Особенно важной представляется практическая работа по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости (в базовом курсе русского языка это направление отсутствует), поскольку такая работа предупреждает у школьников появление одного из самых распространенных типа речевых ошибок, связанного со смешением паронимов.

В целях овладения лексическим многообразием русского языка, обучения более глубокому анализу текста учащимся гимназии необходимо уметь разграничивать исконно русскую и заимствованную лексику, представлять себе, из каких языков и в какие исторические периоды были заимствованы те или иные лексические пласты, уяснить особенности стилистической окраски некоторых групп заимствований лексики, например, старославянизмов, англицизмов, заимствований из греческого и латинского языков. Для лучшего постижения текста, прежде всего художественного, необходимо разграничивать слова с точки зрения принадлежности их к активному и пассивному запасу. Среди слов пассивного запаса следует различать архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы как важное стилистическое средство создания художественного своеобразия текста.

Следует сформировать у гимназистов умение отличать лексику с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы – от общеупотре-бительной лексики. Такой важный пласт лексики, как термины, служит совместно с другими языковыми средствами для создания текстов научного стиля. Что касается диалектизмов и жаргонизмов, то их употребление нарушает лексические нормы литературного языка.

Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова. Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит гимназистов в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами.

Вторая тема курса«Стилистика» – призвана дать учащимся представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи, о стилистической норме и стилистических ошибках. В процессе изучения этой темы необходимо привести в систему знания гимназистов, полученные в рамках базового курса «Русский язык». Следует подробнее познакомить учащихся с языковыми особенностями всех традиционно выделяемых стилей русской речи, проанализировать образцы текстов разговорного, художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей. Гимназисты должны получить навык составления речевых произведений в различных стилях и жанрах. При изучении особенностей художественного стиля особое внимание должно быть уделено различным приемам художественной выразительности, прежде всего тропам и фигурам, а также выразительным средствам фонетики. Анализ средств художественной выразительности входит в качестве обязательного компонента в задание ЕГЭ, в частности, сочинение предусматривает рассмотрение особенностей индивидуального стиля автора текста, предложенного в качестве основы для написания сочинения.

Таким образом, основной целью факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» является углубление общих лингвистических знаний и повышение коммуникативной компетенции учащихся гимназии, корректировка их речи, устранение речевых ошибок.

Базовые понятия и категории,

которые должны быть усвоены учащимися*
Курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» основывает- ся на тех лингвистических и филологических знаниях, которые получены учащимися гимназии в процессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура». Но предлагаемый факультативный курс дает возможность гимназистам не только углубить теоретические представления о базовых филологических категориях, но и существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала.

_______

*Понятия, с которыми гимназисты знакомятся впервые в процессе изучения курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи», выделены жирным шрифтом; другие понятия и термины должны быть знакомы им из курсов «Русский язык» и «Литература».
По завершении изучения факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» учащиеся гимназии должны усвоить следующие понятия:

Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.

Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функции в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза, эвфемизм. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Важнейшие умения,

формируемые в процессе изучения курса
Важнейшими умениями, которыми должны овладеть учащиеся гимназии в процессе освоения факультативного курса, являются следующие:

  • умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;

  • умение отмечать, анализировать особенности регионального произношения, сложившегося под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектного и просторечного нелитературного произношения;

  • умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;

  • умение пользоваться ортологическими словарями русского языка;

  • умение определять стилистическую окраску текста, характеризовать его языковык особенности, в частности, лексический состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;

  • умение составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);

  • умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание используемой литературы, оформлять библиографические ссылки.



Основные виды устных и письменных работ
Устные работы

  • Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

  • Составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом.

  • Описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, средств речевой изобразительности.

  • Краткий пересказ понравившегося фильма.

  • Рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.

  • Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором…» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).


Письменные работы


  • Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

  • Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

  • Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

  • Написание сочинения на тему «Город моей мечты».

  • Написание сочинения на тему «Человек, которому я многим обязан».

  • Написание сочинения-рассуждения – самостоятельной интерпретации учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста.

  • Написание сочинения-размышления по предложенному тексту.



Результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. Итоговая оценка может быть отражена в портфолио учащихся.

Тематика занятий

и примерное планирование часов
Изучение факультативного курса включает следующие темы:
1. Литературный язык – образцовая форма национального языка. Культура речи – дисциплина, обучающая хорошей речи

Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность. (4 часа)

Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграничение кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.

Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.

Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития

Связь с различными видами искусства. Отражение местного диалекта в художественных произведениях местных авторов.

Научно-практическая деятельность учащихся. Подготовка и проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?»
2. Нормы русского литературного языка

Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. (4 часа)

Теория русского языка. Формирование представления о лингвистическом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.

Связь с различными видами искусства. Анализ того, как изменились нормы литературного языка, на примере литературных текстов XVIII-XX веков из школьной программы.

Научно-практическая деятельность учащихся. Проведение беседы по русскому языку «Исправляем ошибки в речи друзей» с предварительным сбором материала и его анализом.
3. Образцовое русское произношение

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века. (4 часа)

Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.

Развитие речи. Выразительное чтение учащимися любимого стихотворения с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

Связь с различными видами искусства. Знакомство с шедеврами русской поэзии.

Научно-практическая деятельность учащихся. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов – носителей старомосковских произносительных норм. Сопоставление с речью современных актеров теле- и радиокомментаторов.
4. Нормы русского ударения

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функции в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. (4 часа)

Теория русского языка. Анализ особенностей постановки ударения в словах русского языка. Знакомство с понятием «языковая тенденция».

Связь с различными видами искусства. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм. (Предварительный просмотр спектакля или кинофильма.)

5. Нормы русской грамматики

Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. (8 часов)

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки. (4 часа)

Теория русского языка. Повторение общих сведений о грамматике русского языка. Рассмотрение неизменяемых слов в русском языке.

Развитие речи. Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи – описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи – повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи – рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологических и синтаксических ошибок).

Научно-практическая деятельность учащихся. Подготовка и проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

6. Богатство и разнообразие русской лексики

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. (6 часов)

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. (6 часов)

Теория русского языка. Формирование понятия о характере лексической системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.

Развитие речи. Краткий пересказ понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

7. Русская фразеология

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. (8 часов)

Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологической системе русского языка, различных типах фразеологизмов.

Развитие речи. Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

Связь с различными видами искусства. Использование иллюстраций к Библии, связанных с крылатыми словами библейского происхождения.

Научно-практическая деятельность учащихся. Изучение происхождения фразеоло-гизмов. Подготовка и проведение конкурса эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».
8. Стили и стилистические ресурсы русского языка

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (10 часов)

Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилистических ресурсах языка.

Развитие речи. Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

Связь с различными видами искусства. Использование фольклорных текстов для стилистической трансформации.
9. Средства речевой выразительности в русском языке

Тропы и фигуры как средства речевой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза, эвфемизм. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. (10 часов)

Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов образования тропов и фигур.

Развитие речи. Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

Связь с различными видами искусства. Использование произведений изобрази-тельного искусства для составления текстов описательного характера.
Список

используемой литературы
Лингвистические словари и справочники


  1. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону,1995.

  2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М.,2004.

  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1987.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – М.,1995.

  6. Словарь иностранных слов. – М.,1989.

  7. Словарь синонимов. Справочное пособие. – Л., 1975.


Литература по культуре речи

1. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. – М.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1988.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1978.

  4. Горшков А.И. Русская словесность. – М.,1995.

  5. Крысин Л.П. Жизнь слова. М.,1980.

  6. Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. – СПб.,1999.

  7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. – СПб., 1994.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка
Предложенная программа факультативного курса «Клуб Почемучек» представляет собой комплекс предлагаемых для исследования научно-познавательных...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Целью...
Составитель: старший преподаватель кафедры социальных технологий Самохвалова Е. В
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и...
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconБеглецова Евгения Владимировна Проверил: к филол н., доц. Метликина...
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному...
«Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка элективный курс «Создание электронных ресурсов...
Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов на основе...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному...
«Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В. С. Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconПрограмма факультативного курса «Углубление основного курса математики»
Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск