Скачать 175 Kb.
|
Нормы современного русского литературного языка и культура речиПрограмма факультативного курсаСамохвалова Т.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» предназначен для изучения в 10 классе гимназии. Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) профилей, он может войти в предметный блок обучения в классе гуманитарного профиля. Базовый курс родного языка в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров. Появление этого курса обусловлено необходимостью привести в систему коммуникативные навыки, приобретаемые учащимися гимназии, и подготовить их к одному из важных компонентов ЕГЭ по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения (часть С). Практика проведения экзамена в форме ЕГЭ наглядно продемонстрировала тот факт, что наиболее трудным этапом для выпускников является написание сочинения – самостоятельной интерпретации учащимися смысла предложенного текста. Результаты экзамена показывают, что ученики испытывают трудности прежде всего в понимании проблематики текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства учащихся, закончивших изучение основного курса русского языка в 9 классе, сформированы недостаточно, что не позволяет им создать текст на уровне предъявляемых требований. Условием получения высокого балла за сочинение является грамотная, логичная, выразительная речь учащихся, их умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя собственный читательский опыт, знания и жизненные наблюдения, опираясь на прочитанный текст. Думается, что факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении, а также формированию у учащихся умения не только находить в авторском тексте средства языковой изобразительности, анализировать их роль в раскрытии основной мысли текста, но и самостоятельно использовать подобные средства для индивидуализации собственного стиля при написании сочинения в рамках Единого государственного экзамена. В условиях резкого снижения общего уровня владения речью в современном российском обществе: огромного количества нарушений норм литературного языка представителями публичных профессий (журналистами, политиками и др.), засорения языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами (жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами) – работа по корректировке речи учащихся гимназии в рамках факультативный курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» становится настоятельной необходимостью. Кроме того, формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание и структура курса Преподавание курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» опирается на тот уровень лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся, который достигнут ими в результате освоения базового курса «Русский язык», а также в определенной степени курсов «Литература» и «Мировая художественная культура». Факультативный курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» включает две большие темы: учение о нормах русского литературного языка (ортологию) и стилистику. Первая большая тема – «Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка». Ее изучение направлено на то, чтобы сформировать у гимназистов представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей кодифицированный литературный язык и разговорную речь. Осознание причин появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка (диалектов, жаргонов и просторечия) позволит школьникам легче распознавать речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их. Учащиеся должны познакомиться со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими. Стилистические нормы русского языка рассматриваются в рамках изучения темы «Стилистика». Понимание нормы как динамического явления, осознание логики ее развития позволит школьникам сравнивать новое и старое в языке, определенным образом прогнозировать развитие языковых явлений. Уяснение основных правил произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, употребления слов и фразеологических оборотов поможет избежать самых распространенных грубых речевых ошибок, устранить из речи гимназистов черты просторечия. Работа над правильностью речи повысит коммуникативную компетентность, а также позволит учащимся гимназии лучше подготовиться к экзамену по русскому языку в новой форме, избежать грамматических ошибок и речевых недочетов при написании изложения и сочинения. Знакомство с интонационным оформлением предложений русского языка, практическая работа над интонационным оформлением фразы, дикцией, четкой артикуляцией трудных для произношения звуков и звуковых сочетаний, корректировка постановки ударений в словах призваны сделать грамотной, выразительной, эмоциональной звуковую сторону речи учащихся. Овладение нормами словоупотребления предполагает знакомство с основными понятиями такого раздела языкознания, как лексикология. Традиционно в школьном курсе по русскому языку ему уделяется наименьшее внимание, хотя в экзаменационную работу для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов и тесты ЕГЭ введены вопросы, связанные с определением различных типов слов русского языка. В рамках факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» предполагается повторение, расширение и углубление материала, связанного с изучением такого явления, как многозначность слова, развитие у него переносных значений, стилистическая окраска лексики. Рассматриваются синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Особенно важной представляется практическая работа по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости (в базовом курсе русского языка это направление отсутствует), поскольку такая работа предупреждает у школьников появление одного из самых распространенных типа речевых ошибок, связанного со смешением паронимов. В целях овладения лексическим многообразием русского языка, обучения более глубокому анализу текста учащимся гимназии необходимо уметь разграничивать исконно русскую и заимствованную лексику, представлять себе, из каких языков и в какие исторические периоды были заимствованы те или иные лексические пласты, уяснить особенности стилистической окраски некоторых групп заимствований лексики, например, старославянизмов, англицизмов, заимствований из греческого и латинского языков. Для лучшего постижения текста, прежде всего художественного, необходимо разграничивать слова с точки зрения принадлежности их к активному и пассивному запасу. Среди слов пассивного запаса следует различать архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы как важное стилистическое средство создания художественного своеобразия текста. Следует сформировать у гимназистов умение отличать лексику с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы – от общеупотре-бительной лексики. Такой важный пласт лексики, как термины, служит совместно с другими языковыми средствами для создания текстов научного стиля. Что касается диалектизмов и жаргонизмов, то их употребление нарушает лексические нормы литературного языка. Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова. Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит гимназистов в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами. Вторая тема курса – «Стилистика» – призвана дать учащимся представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи, о стилистической норме и стилистических ошибках. В процессе изучения этой темы необходимо привести в систему знания гимназистов, полученные в рамках базового курса «Русский язык». Следует подробнее познакомить учащихся с языковыми особенностями всех традиционно выделяемых стилей русской речи, проанализировать образцы текстов разговорного, художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей. Гимназисты должны получить навык составления речевых произведений в различных стилях и жанрах. При изучении особенностей художественного стиля особое внимание должно быть уделено различным приемам художественной выразительности, прежде всего тропам и фигурам, а также выразительным средствам фонетики. Анализ средств художественной выразительности входит в качестве обязательного компонента в задание ЕГЭ, в частности, сочинение предусматривает рассмотрение особенностей индивидуального стиля автора текста, предложенного в качестве основы для написания сочинения. Таким образом, основной целью факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» является углубление общих лингвистических знаний и повышение коммуникативной компетенции учащихся гимназии, корректировка их речи, устранение речевых ошибок. Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены учащимися* Курс «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» основывает- ся на тех лингвистических и филологических знаниях, которые получены учащимися гимназии в процессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура». Но предлагаемый факультативный курс дает возможность гимназистам не только углубить теоретические представления о базовых филологических категориях, но и существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала. _______ *Понятия, с которыми гимназисты знакомятся впервые в процессе изучения курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи», выделены жирным шрифтом; другие понятия и термины должны быть знакомы им из курсов «Русский язык» и «Литература». По завершении изучения факультативного курса «Нормы современного русского литературного языка и культура речи» учащиеся гимназии должны усвоить следующие понятия: Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функции в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Лексические и фразеологические нормы русского языка. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза, эвфемизм. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса Важнейшими умениями, которыми должны овладеть учащиеся гимназии в процессе освоения факультативного курса, являются следующие:
Основные виды устных и письменных работ Устные работы
Письменные работы
Результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. Итоговая оценка может быть отражена в портфолио учащихся. Тематика занятий и примерное планирование часов Изучение факультативного курса включает следующие темы: 1. Литературный язык – образцовая форма национального языка. Культура речи – дисциплина, обучающая хорошей речи Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность. (4 часа) Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграничение кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи. Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта. Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития Связь с различными видами искусства. Отражение местного диалекта в художественных произведениях местных авторов. Научно-практическая деятельность учащихся. Подготовка и проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?» 2. Нормы русского литературного языка Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. (4 часа) Теория русского языка. Формирование представления о лингвистическом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка. Связь с различными видами искусства. Анализ того, как изменились нормы литературного языка, на примере литературных текстов XVIII-XX веков из школьной программы. Научно-практическая деятельность учащихся. Проведение беседы по русскому языку «Исправляем ошибки в речи друзей» с предварительным сбором материала и его анализом. 3. Образцовое русское произношение Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века. (4 часа) Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция. Развитие речи. Выразительное чтение учащимися любимого стихотворения с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания. Связь с различными видами искусства. Знакомство с шедеврами русской поэзии. Научно-практическая деятельность учащихся. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов – носителей старомосковских произносительных норм. Сопоставление с речью современных актеров теле- и радиокомментаторов. 4. Нормы русского ударения Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функции в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. (4 часа) Теория русского языка. Анализ особенностей постановки ударения в словах русского языка. Знакомство с понятием «языковая тенденция». Связь с различными видами искусства. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм. (Предварительный просмотр спектакля или кинофильма.) 5. Нормы русской грамматики Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. (8 часов) Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки. (4 часа) Теория русского языка. Повторение общих сведений о грамматике русского языка. Рассмотрение неизменяемых слов в русском языке. Развитие речи. Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи – описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи – повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи – рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологических и синтаксических ошибок). Научно-практическая деятельность учащихся. Подготовка и проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка). 6. Богатство и разнообразие русской лексики Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. (6 часов) Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. (6 часов) Теория русского языка. Формирование понятия о характере лексической системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке. Развитие речи. Краткий пересказ понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описание пейзажа, внешности товарища. 7. Русская фразеология Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. (8 часов) Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологической системе русского языка, различных типах фразеологизмов. Развитие речи. Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма. Связь с различными видами искусства. Использование иллюстраций к Библии, связанных с крылатыми словами библейского происхождения. Научно-практическая деятельность учащихся. Изучение происхождения фразеоло-гизмов. Подготовка и проведение конкурса эрудитов «Как появились эти крылатые слова?». 8. Стили и стилистические ресурсы русского языка Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (10 часов) Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилистических ресурсах языка. Развитие речи. Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей. Связь с различными видами искусства. Использование фольклорных текстов для стилистической трансформации. 9. Средства речевой выразительности в русском языке Тропы и фигуры как средства речевой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза, эвфемизм. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. (10 часов) Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов образования тропов и фигур. Развитие речи. Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама). Связь с различными видами искусства. Использование произведений изобрази-тельного искусства для составления текстов описательного характера. Список используемой литературы Лингвистические словари и справочники
Литература по культуре речи 1. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. – М.
|
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Пояснительная записка Предложенная программа факультативного курса «Клуб Почемучек» представляет собой комплекс предлагаемых для исследования научно-познавательных... | ||
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Целью... Составитель: старший преподаватель кафедры социальных технологий Самохвалова Е. В | Программа внеурочной деятельности учащихся 1,3 классов “ Умники и... «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.... | ||
Беглецова Евгения Владимировна Проверил: к филол н., доц. Метликина... Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному... «Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка элективный курс «Создание электронных ресурсов... Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов на основе... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному... «Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В. С. Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное... | ||
Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника |