Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство.





Скачать 140.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство.
Дата публикации01.08.2014
Размер140.63 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В. С.Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы» автора Шпикаловой Т. Я. и при изучении программ факультативных курсов по изобразительному искусству, опубликованных на сайтах интернета.

Цель – формирование художественной, высоконравственной и духовной личности посредством освоения различных техник изобразительного искусства и изучения культурного наследия народов, мировых художественных шедевров.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

-  расширение представлений о различных художественных техниках в изобразительном искусстве, творчестве художников;

  -развитие художественных способностей, эстетического восприятия мира, помощи в самореализации личности ребёнка;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.

Области знаний, используемые при изучении данного курса:

-  история – история развития изобразительного искусства, костюма, архитектуры, моды и т. д.;

-  цветоведение – изучение влияния цвета на состояние человека;

- эстетика – воплощение эстетической идеи при создании работ;

- музыка – влияние музыки на способность ощущать красоту окружающего мира;

-  литература – изучение литературных произведений, истории развития книг.

Основные виды художественно-творческой деятельности факультатива «Кисточка»:

1.  ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Уделено внимание развитию активного эстетического отношения к искусству как к части духовной культуры;

2.  изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объёма, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы;

3.  декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства элементы дизайна и архитектуры) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, декоративного образа;

4.  художественно-конструкторская деятельность включает зарисовки с плана объекта, проектирование объекта, конструирование изделия с опорой на план проектируемого объекта. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать с применением методов художественного конструирования (различные макеты зданий и пр.).

Актуальность программы.

Последнее время уделяется особое внимание воспитанию в подрастающем поколении патриотизма, нравственности и духовности. Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях деятельности человека, поэтому художественное образование воспитывает духовный мир школьников, развивает эмоционально-чувственную сферу, образное мышление.

Занятия изобразительным искусством помогают ребёнку обрести индивидуальность, помогают самовыражению, способности увидеть и оценить красоту вокруг, относиться бережно к культурному наследию народов мира. Занятия в коллективе дают навыки сотрудничества, творчества, коммуникативности. Результатом деятельности учащихся станут выставки их творческих работ на школьном, районном, областном или региональном уровне, навыки самореализации, творческой активности. Кроме этого, занятия изобразительным искусством имеют большое значение для умственного развития детей. Для создания работ они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д.Ушинский, «дети…мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». (Ушинский К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т.2. М.: Просвещение, 1954.)

С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в развернутом тематическом планировании. Программа является универсальной, так как её можно изучать, начиная с пятого и по восьмой класс включительно или начать проходить программу с шестого, седьмого или восьмого класса выборочно. Данный факультативный курс позволит расширить знания и навыки учащихся помимо урочной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся в результате освоения курса:

В результате освоения курса ученик должен:

Знать/понимать:

-  основные виды и жанры изобразительного искусства;

-  основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень и т. д.);

-  выдающихся представителей русского и зарубежного искусства, а так же читать язык полотен, уметь чувствовать сюжет картины, её настроение.

Уметь:

-  применять художественные материалы (гуашь, акварель, природные и подручные материалы);

-  анализировать образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-  для восприятия и оценки произведений искусства;

-  самостоятельной творческой деятельности при создании собственных работ.




Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Результат

Язык изобразительного искусства (16 часов).

1

Цветовой круг

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Знать: основы цветоведения. Уметь: различать тёплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.

2

Живописные и графические упражнения

Введение новых знаний

Техника работы акварелью. Приёмы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.

Знать: различные приёмы работы акварельными красками, технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному, основные выразительные средства графики, технику работы карандашом. Уметь: выполнять мазки разных видов, работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному», выполнять карандашом штриховку, выражать линией эмоции.

3-4

Симметричность как принцип организации живой материи

Практикум

Симметричность композиции в произведениях живописи.

Знать: понятие симметрия, симметричные предметы и этапы их рисования, особенности симметричной композиции. Уметь: определять симметричную композицию в произведениях живописи, выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом (бабочка, фрукты и т. д.)

5-6

Экскурсия в осенний парк

Наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива

Знать: точка зрения, линия горизонта, перспектива. Уметь: словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже.

7-8

Зарисовка осенних листьев

Практикум

Определение формы листа, его цветового решения. Композиция.

Уметь рисовать с натуры, передавать цветовую гамму осенних листьев, выполнять композиционное построение рисунка.

9-10

Монотипия

Практикум

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

Знать: приёмы работы акварелью, гуашью; технику печатания «монотипия». Уметь: выполнять заливку плоскости цветом, получать плавные переходы цвета, выполнять рисунок в технике «монотипия».

11-12

Золотая осень

Практикум

Очертания и формы деревьев. Освещённость. Воздушная и линейная перспектива. (Возможен рисунок дерева на фоне, созданном при помощи монотипии).

Знать: изменение цвета в зависимости от освещённости. Уметь: выполнять рисунок с натуры или по памяти.

13-14

Картина-настроение

Практикум

Рисунок «по-мокрому». Изображение неба с натуры (рисунок на пленере).

Знать: изображение облаков, цветовых переходов осеннего неба.Уметь: рисовать «по-мокрому», смешивать краски для получения нужного цвета

15-16

Коллаж

Введение новых знаний

Коллаж. Особенности техники. Создание композиции рисунка на фоне осеннего неба в технике «коллаж».

Знать: коллаж, приёмы работы в этой технике. Уметь: создавать композицию, используя нарисованный фон.




Основы декоративно-прикладного искусства (8 часов).

1-2

Орнамент в изделиях. приёмы построения орнамента.

Введение новых знаний

Понятие об орнаменте и его элементах. Изучение изделий декоративно-прикладного творчества (вышитые полотенца, архитектура). Составление собственного орнамента в заданной геометрической форме.

Знать: особенности построения орнамента Уметь: составлять композицию в круге, квадрате, овале, полосе и т. д. (рисунок карандашами, ручками, фломастерами).

3-4

Транспарантное вырезание.

Практикум

Навыки работы с бумагой. Симметричность и асимметрия. Создание узора.

Знать: технику безопасности при работе с ножницами, технику аппликации с помощью транспарантного вырезания. Уметь: вырезать узоры из бумаги, сложенной различными способами, составлять узоры.

5-6

Прорезная аппликация

Практикум

Сочетание цветов. Выбор основного фона и дополнительного цвета для будущей работы, создание картины в технике прорезной аппликации.

Знать: последовательность работ при прорезной аппликации. Уметь: подбирать сочетающиеся цвета, выполнять прорезную аппликацию.

7-8

Декоративные вазы

Практикум

Изготовление декоративных ваз (утилизация ненужных вещей). Варианты оформления (пряжа, бусины, мешковина и т. д.)

Знать: способы декорирования ваз как дополнения к интерьеру квартиры. Уметь: изготавливать авторские декоративные вазы из подручных материалов, оформлять ими интерьер.




Особенности мультипликационного жанра (4 часа).




1-4

Любимые мультики. Создание короткометражного мультфильма. Презентация.

Введение новых знаний

Мультипликация. Секреты движения фильмов. Выбор героя для своего мультфильм (покадровая зарисовка). Создание иллюзии движения предметов и облаков.

Знать: понятие мультипликация. Уметь: зарисовывать кадры для создания мультфильма




Поделки к праздникам (8часа).




1-2

Рамки для фотографий

Практикум







3-4

Подарочные упаковки

Практикум







5-6

Игрушки на ёлку

Практикум

Изготовление игрушек из подручных материалов.

Уметь: изготавливать различные игрушки на ёлку с минимальными финансовыми затратами. Знать: особенности изготовления новогодних игрушек из различных материалов

7-8

Открытки

Практикум

Создание поздравительных открыток. Эффект 3 D. Разработка собственной открытки в изученных техниках.

Знать: особенности оформления открыток, выбора текста к особым случаям, знать правила этикета. Уметь: оформлять открытки, подбирать и писать текст.




Скульптура (6 часов).




1-2

Виды скульптуры

Введение новых знаний

Изучение работ скульпторов по иллюстрациям. Подготовка и особенности работы с пластилином.

Знать: пропорции в скульптуре, типы лепки. Уметь: лепить из целого куска пластилина и составлять скульптуру из отдельных частей

3-4

Сграффито

Введение новых знаний

Изучение техники многослойного процарапывания. Изготовление пластилиновых картин.

Знать: технологию многослойного процарапывания, приёмы работы с пластилином. Уметь: выполнять работы в стиле сграффито.

5-6

Композиции из пластилиновой ленты

Практикум

Изготовление картин из пластилиновых лент различной длины.

Знать: способы изготовления лент из пластилина, смешение различных цветов. Уметь: выполнять работы из пластилиновых лент.




Графика (10 часов).

1-2

Рисунок и графика

Введение новых знаний

Способы передачи объёма изображения в графике. Отработка карандашной техники.

Знать: способы передачи объёма с помощью штриховки. Уметь: передавать настроение рисункам в графике.

3-4

Раппорт узора

Введение новых знаний

Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.

Знать: способы размножения изображений, понятие раппорт, сферу применения размножения изображений. Уметь: изготавливать шаблоны и трафареты, придумывать декоративный мотив, использовать художественные материалы (гуашь).

5-6

Гравюра

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Творчество выдающихся художников-графиков А. Дюрер, И. Я.Билибин). Техника изготовления гравюры на картоне.

Знать: виды графики и гравюры, выразительные средства графики (линия, пятно). Уметь: выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации.

7-8

Граттаж

Введение новых знаний

Техника штриха. Правила безопасности труда.

Знать: особенности техники граттажа, технику выполнения разных видов штрихов. Уметь: выполнять рисунок в технике граттажа.

9-10

Космические дали

Практикум

Особенности авангардизма. Изучение работ великих художников авангарда. Техника штриха. Правила безопасности труда.

Знать: особенности создания картин в авангардной технике. Уметь: выполнять рисунок в авангардной технике.







Натюрморт (4 часа).




1-2

Натюрморт из геометрических тел

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Передача объёма средствами светотени.

Знать: линейное построение натюрморта. Уметь: выполнять рисунок с передачей объёма с помощью светотени.

3-4

Натюрморт из овощей и фруктов

Практикум

Объёмное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с мастерами натюрморта.

Знать: композиционные приёмы, градацию светотеней, возможности цвета. Уметь: анализировать форму предметов, строить натюрморт.




Пейзаж (4 часа).




1-2

Красота вокруг

Введение новых знаний

Секреты картин знаменитых мастеров пейзажа. Просмотр и анализ картин художников. Линейная и воздушная перспектива







3-4

Сельский пейзаж

Практикум

Рисунок пейзажа










Нитяная графика (8 часов).




1-2

Материалы и инструменты

Введение новых знаний

Материалы и инструменты для нитяной графики. Техника безопасности. Заполнение простых фигур (углы).

Знать: особенности ниткографии, уметь подготавливать рабочее место и технику нанесения рисунка, правила безопасности. Уметь: выполнять простые упражнения по заполнению углов.

3-4

Изготовление образцов

Практикум

Технология заполнения окружности, квадрата, ромба, многоугольников.

Знать: последовательность заполнения различных геометрических фигур. Уметь: выполнять упражнения по заполнению различных геометрических фигур.

5-8

Изготовление композиции в технике нитяная графика

Практикум

Подбор рисунка для картины, её цветового решения, разбивка композиции на геометрические фигуры. Изготовление картины, оформление в паспарту.

Знать: последовательность выполнения работы, этапы. Уметь: подбирать цвета для своей работы, аккуратно оформлять готовую работу.

Использование УМК для разработки и проведения занятий:

1.  Бурундукова Л.И.Волшебная изонить/ М., «АСТ-пресс».

2.  Бычкова Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения/М., «Полиграфиздат», 2009.

3.  Гарматин А. А. Оригами для начинающих/Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.

4.  Губарева-Муха Л. С. Самоучитель рисования/ М., «АСТ - астрель»,2006.

5.  Джин Фрэнкс Рисунок карандашом/М., «АСТ - астрель», 2006.

6.  Джоунс Фиона Фантазии из бумаги/М., «АСТ - пресс»,2010

7.  Журналы «Юный художник».

8.  Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих/ Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.

9.  Лорен Жарретт и Лиза Ленард Рисунок/ М., «АСТ - астрель», 2004.

10.  Набор открыток «Государственная Третьяковская галерея», «Эрмитаж».

11.  Павлова О. В., Попова Г. П. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Кузина/ Волгоград, «Учитель»,2010.

12.  Пожарская А. В. и др. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков/Волгоград «Учитель», 2011.

13.  Проснякова Т. Н. Технология. Уроки творчества. 3 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.

14.  Уильям Ф. Пауэлл Цвет и как его использовать/ М., «АСТ-астрель»,2004.

15.  Шалаева Г. П. Учимся рисовать/ М.,«АСТ – слово», 2009.

16.  Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы/ М., «Просвещение»,2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана...
Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С....
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа изобразительному искусству для 7 класса разработана...
Примерной программы основного общего образования по искусству ( изобразительное искусство)
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство» для 6 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПояснительная записка программа разработана на основе Федерального...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 класс» (учебно- методический комплект «Школа России),Концепции духовно-нравственного...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва,...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана на основе Примерных программ по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск