Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству





Скачать 286.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
Дата публикации09.10.2014
Размер286.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
8 класс

Пояснительная записка

Нормативная основа программы:

Рабочая программа составлена на основе:

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- авторской программы « Изобразительное искусство» под общей редакцией В.С.Кузина;

- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования».

- требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Место предмета в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 35 ч.( 1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Специфика программы:

Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 8 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», составленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

Цели программы:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы вложены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

- социальную функцию изобразительного искусст­ва в жизни людей, основные отличия различных тече­ний и направлений изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по ри­сунку, живописи, тематической или декоративной ком­позиции;

- простейшую систему ведущих теоретических поня­тий по изобразительной грамоте (перспектива, конструк­тивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить относительно разверну­тый анализ идейного содержания и художественных до­стоинств произведений изобразительного искусства, со­относя их с произведениями литературы, музыки, близ­кими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида худо­жественного творчества (рисование с натуры, на темы и
иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, ди­зайн);

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Содержание занятий

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персона­жей, передача художественными средствами своего от­ношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономер­ностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной компози­ции в закрытом и открытом пространстве, сравнитель­ной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, краси­вого и уродливого, динамичного и неподвижного, свет­лого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использо­вать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Должна продолжаться работа по углублению пони­мания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи про­странства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения пе­редавать в рисунках художественный образ, последова­тельно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работа

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) де­коративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов. Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).

Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).

Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- изобразительное искусство в жизни людей;

- творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

- шедевры зарубежного изобразительного искусства;

- прикладное искусство в русском народном творчестве;

- прикладное искусство и дизайн;

- течения и направления изобразительного искусст­ва XX в. (художники –передвиж-ники, «Мир искусства» и др.);

- прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — начала XX в.;

- традиции русской реалистической художественной школы;

- взаимосвязь изобразительного искусства и му­зыки.

Средства контроля

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Календарно - тематическое планирование


урока

Наименование

Раздела программы

Тема


Тип урока



Элементы

содержания



Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля


Сроки провед.

По пл.

Фак.




Искусство моего народа (9ч.)







1

Диалоги об искусстве. Исторический жанр в искусстве



Введение новых знаний


Понятие культуры. Национальное культурное наследие.

Виды жанра.

Композиция. Сюжет


Знать:

– понятия культура, жанр, композиция, эскиз;

– виды жанра;

– черты, приметы и язык русской культуры.

Уметь:

– находить композиционное решение рисунка;

– выбирать сюжет рисунка;

– выполнять рисунок на историческую тему

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы


6.09




2

2.Великие исторические события в русском искусстве

Введение новых знаний


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

12.09




3

3.Русские народные промыслы. Русь деревянная


Введение новых знаний


Деревянное зодчество России. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек


Знать:

– особенности деревянного зодчества России;

– памятники деревянного зодчества;

– характерные детали и фрагменты построек.

Уметь разработать эскиз резного окна или выполнить аппликацию окна

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

19.09




4

4.Народные промыслы – неувядающая ветвь


Введение новых знаний


Народные промыслы России. Жостовские подносы. Особенности техники росписи.

Цветовая гамма. Орнаменты

Знать:

– особенности техники росписи, цветовую гамму жостовских подносов;

– орнаментальные композиции.

Уметь выполнить аппликацию подноса

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

26.09




5

5.Родные просторы в произведениях русских

художников

и поэта А. С. Пушкина


Введение новых знаний


Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. произведения живописи русских художников. Выразительные средства визуальных искусств


Знать:

– жанр пейзажа;

– понятие живопись;

– отдельные произведения живописи;

– средства выразительности в живописи и литературе;

– этапы работы над рисунком.

Уметь выполнить иллюстрацию к стихотворению А. С. Пушкина с соблюдением законов перспективы, колорита

Ответы на вопросы.

3.10




6

6.Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина

ПР

Контроль выполнения практической работы

10.10




7


7.Русский народный

костюм


Введение новых знаний


Красота русского народного костюма. Одежда как художественный образ. Символика цвета. Декоративная отделка костюма


Знать:

– традиционную национальную одежду;

– декоративное оформление предметов русской одежды;

– законы композиции, пропорциональные отношения.

Уметь выполнить рисунок с натуры с соблюдением законов композиции, перспективы, колорита

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

17.10




8

8.Традиции русской

реалистической художественной школы


Урок-беседа


Знакомство с творчеством художников:

И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы


Знать:

– отдельные произведения живописи русских художников;

– особенности творчества художников-реалистов.

Уметь анализировать произведения живописи

Сообщения о биографиях и творчестве русских художников. Обсуждение темы

24.10




9

9.Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы


Введение новых знаний


Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака


Знать:

– какую смысловую нагрузку несут цвета;

– как используется символика цвета в произведениях живописи, в народном костюме;

– зооморфные символы.

Уметь выполнить эскиз знака или символа школы, класса и т. п.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

31.10







Труд и искусство (7ч.)







10

1. В мастерской художника


Введение новых знаний


Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника


Знать:

– понятия интерьер, угловая и фронтальная перспектива;

– чем оснащена мастерская художника;

– законы линейной перспективы.

Уметь выполнить рисунок интерьера мастерской художника

Ответы на вопросы.

14.11




11

2. Интерьер мастерской художника

ПР

Контроль выполнения практической работы

21.11




12

3. Человек – мера всех вещей



Введение новых знаний


Портрет как жанр изобразительного искусства.

передача объемно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека.

визирование как метод определения пропорций

Знать:

– жанр портрета;

– понятия пропорция, визирование;

– методы определения пропорций;

– каноны пропорций.

Уметь выполнять рисунок с изображением человека, соблюдая пропорциональные отношения

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

28.11




13

4. Предметы быта – результат творчества человека


Введение новых знаний


Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира – натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень


Знать:

– жанр изобразительного искусства – натюрморт;

– отдельные произведения живописи;

– правила подбора и расстановки предметов;

– законы перспективы, цвета, светотени.

Уметь:

– строить композицию натюрморта;

– анализировать произведения живописи;

– выполнять рисунок натюрморта с натуры

Ответы на вопросы.


5.12




14

5. Изображение предметного мира – натюрморт.

Урок-практикум


Контроль выполнения практической работы

12.12




15

6. Мир профессий


Урок-игра


Профессии из сферы изобразительного искусства. характеристика человека как творца. Тема труда в произведениях живописи


Знать:

– профессии, различие понятий профессия и специальность;

– порядок анализа произведений живописи;

– отдельные произведения живописи.

Уметь:

– анализировать произведения живописи;

– делать зарисовки предметов

Викторина. Беседа. Игровые задания

19.12




16

7. Волшебный мир театра

Художники театра


Введение новых знаний


История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.


Знать:

– историю зарождения театра;

– общие законы композиции картины и сцены;

– понятие сценография;

– творчество выдающихся художников театра.

Уметь:

– различать направления работы художника, декоратора, костюмера;

– читать пьесу и видеть будущую пластическую среду

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

26.12







В мире декоративно-прикладного искусства (10ч.)







17

1. Гжельская роспись


Введение новых знаний


Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов. Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи

Знать:

– народные промыслы;

– особенности гжельской керамики;

– виды орнамента и изобразительные мотивы в росписи гжельской керамики.

Уметь выполнять эскиз росписи декоративного предмета (кувшина, квасника и т. п.) «под гжель»


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

16.01




18

2. Дымковская роспись


Введение новых знаний


Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек.

Тематика дымковских игрушек

Знать:

– историю промысла дымковской игрушки;

– отличительные особенности росписи дымковских игрушек;

– тематику игрушек.

Уметь выполнять роспись глиняной игрушки в манере дымковских мастеров

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Сообщение «Глиняная игрушка»

23.01




19

3. Хохломская роспись


Введение новых знаний


Хохломской промысел. «Золотая хохлома» – один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии. Приемы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи

Знать:

– историю развития хохломского промысла;

– особенности хохломской

росписи;

– виды орнамента и изобразительные мотивы росписи деревянной посуды.

Уметь выполнять рисунок изделия с хохломской росписью


Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

30.01




20


4. Орнамент в архитектуре


Введение новых знаний


Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд)


Знать:

– виды орнамента и орнаментальных композиций;

– законы композиции при создании орнамента;

– применение орнамента в декоре архитектурных сооружений.

Уметь:

– выполнить деление круга на равные части;

– выполнить эскиз архитектурного орнамента в круге

Ответы на вопросы Контроль выполнения тренировочных упражнений.

6.02




21

5. Эскиз архитектурного орнамента в круге

ПР

Контроль выполнения практической работы

13.02




22


6. Искусство оформления книги


Введение новых знаний


Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы


Знать:

– элементы оформления книги;

– отличие книжной графики от других видов графики;

– порядок оформления книги;

– мастеров книжной графики.

Уметь выполнять иллюстрации к сказкам народов мира, передавая красоту и гармонию образов и соблюдая законы перспективы, контраста, светотени

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

20.02




23

7. Иллюстрации к сказкам народов мира




Игра. Сообщение «История книги»

27.02




24


8. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов


Введение новых знаний


Виды письма. Классификация шрифтов.

Применение шрифтов.

История русского шрифта


Знать:

– виды письма;

– классификацию шрифтов;

– область применения разных видов шрифтов.

Уметь разработать заглавные буквы устава и изобразить их

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

6.03




25

9. Прикладное искусство и дизайн



Введение новых знаний

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры

Знать:

– понятие дизайн;

– формы дизайна;

– критерии оценки дизайнерских разработок;

– известных художников-дизайнеров и их произведения.

Уметь спроектировать один из предметов мебели

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

13.03




26


10. В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна


Урок-игра


Обобщение изученного материала по разделу

«В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»


Знать:

– народные художественные промыслы;

– отличительные особенности разных видов росписи;

– виды орнамента и сферу их применения;

– виды шрифтов;

– порядок оформления книги;

– понятие дизайн;

– художников-иллюстраторов, дизайнеров и их лучшие произведения

Игра.

Опрос

по карточкам. Викторина

20.03







Изобразительное искусство в жизни людей (9ч.)







27

1. Портрет моего друга



Введение новых знаний


Портрет как жанр изобразительного искусства. виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.

Система пропорций и пропорциональных отношений в изобразительном искусстве

Знать:

– жанр изобразительного искусства – портрет;

– виды портретов;

– отдельные произведения живописи;

– выдающихся художников-портретистов;

– пропорции тела и лица человека;

– правила рисования человека в одежде.

Уметь выполнять рисунок-портрет, добиваясь сходства с моделью

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

3.04




28


2. Течения и направления в изобразительном искусстве XX века

Введение новых знаний


Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.

Традиции и новаторство в искусстве


Знать:

– стили и направления в изобразительном искусстве;

– выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.

Уметь:

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

– выполнить проект

«Фантастический город» (коллективная работа)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

10.04




29

3. Проект «Фантастический город»

Урок-практикум

17.04




30

4. Искусство зарубежных художников конца XIX – начала XX века


Введение новых знаний


Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др.


Знать:

– творчество выдающихся художников конца XIX – начала XX века;

– отдельные произведения живописи.

Уметь:

– различать живописные произведения разных авторов;

– анализировать содержание и образный язык произведений живописи

Ответы на вопросы

24.04




31

5. Авангардизм в натюрморте настроения


Введение новых знаний


Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов


Знать:

– понятие авангардизм;

– отдельные произведения художников-авангардистов;

– общие черты и отличия разных направлений авангардизма;

– художественно-выразительные средства;

– особенности натюрморта настроения.

Уметь выполнять рисунок натюрморта в стиле «авангардизм»

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

8.05




32

6. Воздушная перспектива


Введение новых знаний


Световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения.

Законы воздушной перспективы


Знать:

– понятие перспектива;

– законы световоздушной перспективы;

– как изменяются цвета в зависимости от освещения.

Уметь выполнять рисунок пейзажа по памяти (представлению)

с использованием законов воздушной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

15.05




33


7. Природа в изобразительном искусстве


Урок-повторение


Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре



Знать законы линейной и воздушной перспективы, колорита, композиции, цветовых отношений.

Уметь выполнить рисунок пейзажа с натуры на пленэре

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

22.05





35

8. «Я поведу тебя в музей»


Урок-обобщение


Ознакомление с хранилищами мирового искусства – музеями.

Крупнейшие художественные музеи страны

и мира


Знать:

– крупнейшие музеи страны и мира;

– о важности музеев как хранилищ культурного наследия.

Уметь:

– различать картины известных художников;

– анализировать их содержание, образный строй и технику выполнения

Ответы на вопросы. Сообщение о музеях разных стран

29.05






35

9.Заключительный урок. Рисование на свободную тему.

ПР







Контроль выполнения практической работы

30.05






Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010.

а) основная литература:

1. Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2006. – 122 с..

б) дополнительная литература для учителя

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconПояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа...
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г. Казани
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена...
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана...
Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С....
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос ооо, на основе примерной программы основного общего образования по зобразительному...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень)
Б. М. Неменского, а также на основе Государственного стандарта общего образования,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Федеральный базисный учебный план. М.: Дрофа 2008) и авторской программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» (изо. Программа для...
Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству iconРабочая программа По изобразительному искусству, 6 класс Варик Людмилы Сергеевны
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск