Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жеблахтинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
_______________/Шульмина О.Г./ __________/Н.Н. Ульчугачева/
«___»____________20___г Приказ №_____от___________
«____»____________20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству, 6 класс Варик Людмилы Сергеевны
2013 год Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.
В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..
Обучение осуществляется по учебнику
6 класс Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. М.Просвещение 2010 год Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35 часа в год, 1 час в неделю. Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Требования к подготовке учащихся.
Дети должны:
• Учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта,
портрета, проявляя самостоятельность мышления
Творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
В результате обучения мчащиеся должны знать:
Особенности языка следующих видов ИЗО: живописи, графики, скульптуры.
Основные жанры ИЗО
Известнейшие музеи своей страны и мира, а также местные художественные
музеи Выдающиеся произведения отечественного ИЗО
Дети должны уметь:
Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом
Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом Добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы Передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица Передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы
В рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов Пользоваться различными графическими техниками
Оформлять выставки работ своего класса Учебно-тематический план.
-
Тема урока
| часы
| Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
| 1
| Рисунок- язык всех видов ИЗО.
| 2
| Объём-основа языка скульптуры.
| 2
| Чёрное и белое-основа языка графики.
| 2
| Цвет-основа языка живописи.
| 2
| Познание окружающей действительности-основа изобразительной деятельности человека.
| 1
| Анималистический жанр.
| 1
| Пейзаж.
| 6
| Натюрморт.
| 6
| Портрет
| 8
| Музеи мира
| 4
| Итого
| 35
|
Календарно-тематический план.
6 класс.
Тема : «Изобразительное искусство и мир интересов человека»
№ урока
| Тема урока
| Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС
| Количество часов
| Содержание урока
| дата
| план
| по факту
| 1
| Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Цель:Познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Стр. 8-23
| Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура. Язык художественной выразительности (композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура и т.д.)
| 1
| Изобразительное искусство и его виды.
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Формат композиция. Ритм. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Навыки изображения формы предмета. Использование карандаша и красок.
Зрительный ряд: Мухиной, Ван Гога, Моне, Машкова, Ватагина, Кузнецова, Маттиса, Купреянова, Рылова, Микеланджело, Репина, Растрелли, Леонардо да Винчи, Врубеля и др.
Задание: Рисование разных линий в разных направлениях с заполнением цветом пространства между ними.
| 3.09
|
| 2-3
| «Рисунок- язык всех видов ИЗО».
«Восприятие формы. Многообразие форм.»
Цель: Познакомить учащихся с основой графического искусства- рисунком, сформировать навыки работы линией в процессе создания эмоционально-художественного образа.
Стр. 24-47
| Рисунок. Линия. Пятно. Силуэт.
| 2
| Значение рисунка в работе художника. Линия, ширих, тон-основные средства выразительности рисунка. Задание: Практические упражнения с простым карандашом. Зрительный ряд: электронная презентация.
Музыкальный ряд: произведения в которых выражено «крещендо»-постепенное усиление звучания, нарастание звука.
Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен. Композиция места. Доминирующее пятно. Линия и пятно. . Что такое форма?
Задание: Дорисовка случайных пятен.
| 10.09
17.09
|
| 4-5
| «Объём- основа языка скульптуры».
Цель: Познакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности, сформировать навыки в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале.
Стр. 48-53
| Скульптута. Виды скульптуры. Объём.
| 2
| Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
Отличие скульптуры от других видов ИЗО. Объём, трёхмерность- основа языка скульптуры. Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).
Использование пластилина.
Умение использования языка скульптуры в собственной творческой деятельности.
Зрительный ряд: Микеланджело, Мухиной, Мирона, статуи фараонов (Древний Египет
Задание: Лепка из пластилина фигуры человека.
Материалы: пластилин, стекло, проволока, стеки.
| 24.09
1.10
|
| 6-7
| «Чёрное и белое- основа языка графики».
Цель: познакомить учащихся с произведениями печатной графики, техникой производства гравюр на различных материалах, освоить приёмы построения композиции в графике.
| Графика. Гравюра. Плановость.Тон. Пятно. Линия. Пятно.
| 2
| Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), фактура в графике.
Тон, пятно, линия, точка- основа языка графики. Отношение чёрных и белых пятен. Их ритм. Нюансы тона.
Гравюра, линогравюра, офорт и т.д
Построение пространства (плановость)
Использование графических материалов (карандаш).
Зрительный ряд: Рембрандт, Фаворский. Гончаров, Голицин
Задание: Выполнение пейзажа в технике граттаж.
Материалы:бумага, тушь, перо.
| 8,15.10
|
| 8-9
| «Цвет- основа языка живописи».
Цель:Познакомить учащихся со свойствами цвета, сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму.
Стр. 38-45
| Живопись. Цвет. Ньюанс. Насыщенность. Свет.
| 2
| Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная).
Цвет и цветовой контраст.
Фактура в живописи.
Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Соотношение тона и цвета.
Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.
Насыщенность цвета и его образное звучание. Мазки- лёгкий, пастозный, прозрачный, мазок по форме.
Зрительный ряд: Врубель, Малявин, Моне, Грабарь, Фальк, Моранди, Ренуар, Синьяк
Задание: Составить сближенную гамму применяя мазки типа « точка-кирпичик», «наклонной штриховки». Передать впечатление водной ряби, цветущей сирени, вишни, яблони
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
| 22,29.10
|
| 10
| «Познание окружающей действительности- основа изобразительной деятельности человека».
Цель: познакомить учащихся с творчеством русских художников, передать их отношение к русской природе и родине, сформировать понимание значения художника-патриота и гражданина.
Стр. 138-141
| Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр
| 1
| Расширение связей человека с миром природы с древних времён до наших дней, жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр
Зрительный ряд: Шишкина, Васильева, Левитана. образцы искусства Древнего Египта, Малой Азии, Древнего Китая.
Задание: Выполнение набросков, эскизов по воображению. Рисование по представлению окружающего ребёнка мира.
| 12.11
|
| 11
| «Анималистический жанр».
Цель: Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималистическим жанром искусства.
| Анималистический жанр.
| 1
| Жанры ИЗО (анималистический).
Выделение анималистического жанра в самостоятельный жанр, изображение животных из глины и камня, в скульптуре, в декоре, в архитектуре. Изображение животных.
Зрительный ряд: Серов, Васнецов, Ватагин, Ефимова, Чарушин, Дюрер.
Задание: Изображение животных в технике сухой кисти.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага.
| 19.11
|
| 12
| Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе»
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра, показать разное понимание природы народами Востока и Европы, отразить значение русских художников 19 века в новом понимании красоты природы того времени.
Стр.
| Русское изобразительное искусство. Пейзаж. Линия горизонта.
| 1
| Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: Создать эскиз эпического пейзажа «Дорога в большой мир, «Путь реки» и пр.
| 26.11
|
| 13-14
| «Пейзаж в графике»
Цель: познакомить учащихся с понятием линейной перспективы, обобщить знания по теме «Печатная графика», сформировать работы в технике монотипии.
Стр. 164-171
| Графика. Пейзаж. Гравюра. Офорт. Литография.
| 2
| Основные средства пространственного изображения. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники экстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Декоративность экстампа, возможность иметь подлинное произведение искусства сразу во многих домах. Характер языка. Значение линии, пятна. Чёрно-белые экстампы пейзажного искусства.
Зрительный ряд: офорты- Рембранта, Матэ, Захарова, Литографии, гравюры.
Задание: выполнить эскиз гравюры на линолеуме по выбору учащихся.
Материалы: бумага, тушь, кисть, перо, палочка, кусочек линолеума.
| 3,10.12
|
| 15
| «Художники выражают своё понимание красоты природы».
Цель: познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
Стр. 152-163
| Виды пейзажа. Воздушная перспектива. Линия горизонта. Живопись.
| 1
| Пейзаж и его виды. Средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство.
Зрительный ряд: Электронная презентация.
Задание: Выполнить эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
Материалы: по выбору учащихся.
| 17.12
|
| 16
| «Построение пространства в пейзаже»
Цель: Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы. Сформировать навыки в передаче образа пейзажа.
Стр. 142-147
| Пейзаж. Законы воздушной перспективы. Композиция.
| 1
| Композиция в пейзаже. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).
Задание: выполнение работы по эскизу предыдущего урока с учётом полученных на занятиях представлений о построении пространства.
| 24.12
|
| 17
| «Роль колорита в пейзаже».
Цель: познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать умение создавать цветовое единство изображения.
Стр. 148-151
| Пейзаж. Колорит.
| 1
| Цветовое единство изображения. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная).Гармоничный колорит.
Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм, импрессионизм). Значение колорита в произведениях русских и советских художников.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: сделать два небольших эскиза с разным колористическим решением пейзажа.
Материалы: бумага, кисти, пастель, акварель.
| 14.01
|
| 18
| Отношение человека к миру вещей»
Цель: Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека.
Стр.58-61
|
| 1
| Значение предметов быта, различных вещей для жизни человека. Предназначение вещей.
Задание: Написать маленькую новеллу о ценно для вас вещи и нарисовать её на этом же листе.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь.
| 21.01
|
| 19
| Отношение художника к миру вещей»
Цель: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта.
Стр.56-57
| Натюрморт. Композиция. Равновесие. Композиция.
| 1
| История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды изобразительного искусства, в которых существует этот жанр.
Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. Заполнение листа, равновесие и движение.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: композиционные рисунки карандашом (размером с ладонь)
Материалы: бумага, простой карандаш.
| 28.01
|
| 20
| «Натюрморт»
Цель: формирование навыков рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта, передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения композиции на плоскости.
Стр. 62-67, 86-87
| Натюрморт. Свет и тень. Тон. Композиция.
| 1
| Пропорции предметов, характер формы и свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Свет как средство решения композиции (выделение смыслового центра при помощи освещённости).
Композиционное расположение предметов на листе бумаги.
Построение перспективы и передача пропорций каждого отдельного предмета, их взаимное расположение.
Передача фактуры предметов. Композиционные правила, приёмы и средства.
Правило золотого сечения. Передача симметрии и асимметрии в композиции.
Задание: Изобразить композицию натюрморта, выбранную на предыдущем уроке. Свет и тень, тон.
Материалы: мягкий материал, одноцветные мелки, уголь, карандаш, сангина, соус.
| 4.02
|
| 21
| «Живопись натюрморта»
Цель: Обобщить знания по теме «Цвет в живописи», сформировать навыки работы над живописным натюрмортом.
Стр.68-75, 78-85
| Натюрморт. Цвет. Контраст. Живопись.
| 1
| Натюрморт как часть картины. Свойства цвета. Локальный цвет. Живопись натюрморта. Тональный и цветовой контрасты.. Рефлексивные связи.. Мазок.
Задание: Живописное решение натюрморта, выполненного на предыдущем уроке.
Материалы: кисти, акварель.
| 11.02
|
| 22-23
| «Натюрморт в графике»
Цель: показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека. Формирование навыков работы в графической технике. Обобщение темы «Натюрморт».
Стр. 76-77
| Натюрморт. Графика. Линия. Пятно. Тон. Свет. Светотень.
| 2
| Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.
Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. Станковая графика. Книжная графика. Плакат. Промышленная графика. Учебно-оформительская графика. Значение линии, пятна, тона.
Задание: Рисование натюрморта из геометрических фигур карандашом с показанием светотени. или сделать из картона при помощи клея и ножниц натюрморт, откатать краской, сделать отпечатки.
| 18,25.02
|
| 24-25
| «Вглядываясь в человека, жанр портрета, литературный герой.
Цель: познакомить учащихся с видами портрета и историей развития жанра, сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.
Стр. 90-101
| Портрет. Виды портретов. Пропорции.
| 2
| Человек- главная тема в искусстве. Жанр портрета. Виды портретов: парадный, социальный, психологический, костюмированный, автопортрет. Композиционный строй портрета: погрудный, поясной, поколенный, однофигурный, групповой. История возникновения портрета.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: Выполнить наброски пропорций головы человека в фас и в профиль.
Изображение литературного героя не конкретного человека, а собирательного образа.
Материалы: карандаш, бумага.
| 4.03,11.03
|
| 26-27
| «Вглядываясь в человека, жанр портрета, портрет в скульптуре»
Цель: знакомство учащихся с психологическим портретом на примере шедевров мировой культуры, формирование навыков и умениц в создании образа при помощи пластического метериала.
Стр. 102-111
| Скульптура. Портрет. Форма. Конструкция. Пропорция.
| 2
| Скульптурные композиции. Отдельная скульптура.. Передача в скульптуре особенностей характера человека через конструкцию, форму и пропорцию головы.
Зрительный ряд: скульптурные произведения.
Задание: лепка портрета персонажа по выбору учащихся с использованием каркаса.
Материалы: пластилин, глина, стеки, проволока, флаконы для каркаса.
| 18.03
1.04
|
| 28-29
| «Портрет в графике»
Цель: дать понятие о характерных отличиях графического портрета, композиции, последовательности рисования головы человека. Познакомить учащихся с понятием «ракурс», сформировать умения изображать голову человека при различных поворотах.
Стр.112-119
| Портрет. Графика. Ракурс. Эскиз. Целостность изображения.
| 2
| Портрет. Портрет-характер. Портрет-документ эпохи. Портрет в графике. Рисование головы человека с натуры. Ракурс в изображении человека.. Рисование головы человека с натуры в разных ракурсах. Композиция в портрете.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: Небольшой портрет соседа по парте.
Анализ композиции портрета предложенного учителем.
Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина.
| 8,15.04
|
| 30-31
| «Портрет в живописи»
Цель: Познакомить учащихся с портретом-обобщением в творчестве великих художников, показать значение единства всех средств композиции (ритм, пропорции, напряжённость и мягкость колорита)
Стр.120-125
| Портрет. Композиция. Цвет. Колорит.
| 2
| Композиция и цвет- средства выразительности портретной живописи. Колорит в портрете. Портрет- обобщенный образ героя.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: выполнение портретного изображения (на основе просмотра серии фотографий).
Материалы: бумага, карандаш, акварель.
| 22,29.04
|
| 32-33
| «Музеи мира»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения музеев, показать их роль как хранилища духовного опыта человечества.
| Музеи:Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей.
| 2
| История появления музеев. Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей.
Зрительный ряд: электронные презентации.
| 6,13.04
|
| 34
| «Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств».
Цель: обобщить изученный материал по темам «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», проконтролировать умение учащихся самостоятельно ориентироваться в мире искусства.
Стр. 126-135
| Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Все основные понятия пройденных тем.
| 1
| Игра-проект «Жанры искусства».
| 20.04
|
| 35
| Подведениеитогов.выставкаработ
|
| 1
|
| 27.05
|
| |