Скачать 294.16 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство. 5-9 классы». В.С. Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шорохов – М.: Дрофа, 2009. 34 учебных часа. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Конституция РФ; Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»; Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Министерства образования РФ от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Министерства образования РФ от 27.12.2011 года № 2825 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Сан Пин 2.4.2. 2821-10); Письмо Управление и науки Липецкой области № ЮТ-13641 от 23.05.2012г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год»; Приложение к письму управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»; Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ c. Замарайка Воловского муниципального района Липецкой области (принято на педсовете школы, протокол № _ __________)_; Устав МБОУ СОШ с. Замарайка Воловского муниципального района Липецкой области. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование». Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности. Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Требования к уровню усвоения учебного предмета. Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. У учащихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать:
уметь:
Содержание учебного предмета
Цели и задачи: определить уровень подготовки учащихся; расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов; вспомнить виды изобразительного искусства; Задание: решение кроссвордов, работа с карточками. Зрительный ряд: репродукции картин известных художников. Литературный ряд: стихи о лете, загадки.
Цели и задачи: учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать объём зрительных представлений и впечатлений. Задание: нарисовать, что больше всего понравилось и запомнилось из летнего отдыха Материалы: краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: 5-6 репродукций, отражающих тему, рисунки учащихся. Литературный ряд: стихи о лете, загадки.
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения. Задание: раскрасить акварельными красками цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические и ахроматические. Материалы: краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета». Подборки оттенков разных сочетаний. Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
Цели и задачи: расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, графики; развивать графические умения и навыки. Задание: выполнить под руководством учителя различные приёмы работы акварельными красками. Материалы: краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета». Подборки оттенков разных сочетаний. Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; углубить знания о симметрии как одном из законов природы; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Задание: выполнить живописную работу с цветами, палитрой. В основе задания лежит симметрия Материалы: карандаш, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические таблицы: «Построение симметричных предметов», «иллюстрации и открытки с изображением бабочек, листьев разных деревьев. 6 . Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко (1 час – практ. работа) Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о жанре натюрморта, познакомить с работами художников; изучение основ цветоведения; развитие зрительной памяти, умения сравнивать свою работу с натурой. Задание: рисование с натуры группы предметов. Поэтапное рисование. Материалы: карандаш, краски, кисточки, баночки с водой, альбом. Зрительный ряд: методические таблицы: «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции картин известных художников, варианты натюрмортов (2-4 предмета). 7.Натюрморт: комнатный цветок и яблоко. Светотень. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о жанре натюрморта, познакомить с работами художников; изучение основ цветоведения; развитие зрительной памяти, умения сравнивать свою работу с натурой. Задание: выполнить работу в цвете Материалы: краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические таблицы: «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции картин известных художников, варианты натюрмортов (2-4 предмета). 8. В осеннем лесу, парке. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: развитие экологического мышления; обучить навыком выделения и развития сюжетного центра композиции, созданию определённого колорита; продолжить освоение техники живописи «мазком» Задание: выполнить творческое задание: нарисовать осенний лес, парк. Материалы: альбом простой карандаш, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические таблицы: «Как дерево растёт», детские рисунки, фотографии леса, репродукции произведений великих пейзажистов: И.И. Левитана, И.И. Шишкина и т.д. Литературный ряд: стихи и загадки о деревьях, об осени. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Цели и задачи: формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; познакомить с творчеством художников – анималистов; провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных по строению тела; развивать навыки композиции, владения графическими материалами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животному миру. Задание: поэтапное изображение лошади. Выполнение задания под руководством учителя. Материалы: простой карандаш, восковые мелки, цветные карандаши, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: стихи и загадки о животных.
Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; повторить технику работы «по мокрому», «по сухому». Задание: изобразить красоту подводного мира. Выполнение работы в цвете. Материалы: простой карандаш, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: стихи загадки, отрывки из литературных произведений на тему урока.
Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; анализировать, сравнивать анатомию разных живых существ, выделять общее и различное; совершенствовать способности образного мышления и представления. Задание: выполнить рисунок невиданного зверя. Рисунок- фантазия. Материалы: простой карандаш, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические пособия с изображением домашних и диких животных; рисунки детей; репродукции картин известных художников
Цели и задачи: анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение объёмной формы; подготовить переход от рисования с натуры куклы к рисованию с натуры человека. Задание: рисование с натуры куклы - игрушки. Материалы: простой карандаш, бумага, альбом. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: стихи загадки, отрывки из литературных произведений на тему урока. 13-14. Наброски с фигуры человека. (2 часа – практ. работа) Цели и задачи: дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся портретистов; учить анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение тела человека; формировать выполнять наброски с натуры фигуры человека. Задание: выполнить графические наброски с натуры сидящего человека Материалы: простой карандаш, бумага, альбом. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 15. Фигура человека в движении. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: закрепить знания пропорциях тела человека; совершенствовать умения и навыков изображении фигуры человека; развивать зрительную память, воображение. Задание: составить фигуру человека в движении из заготовок элементов фигуры на основе пропорции. Аппликация. Материалы: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, бумага Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 16. Две контрастные фигуры (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве; закрепить знания пропорциях тела человека; совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека; развивать зрительную память, воображение. Задание: придумать и изобразить две контрастные фигуры человека Материалы: простой карандаш, восковые мелки, цветные карандаши, краски, кисточки, баночки с водой. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 17.Новогодняя открытка. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармонического сочетания разных техник Задание: Выполнить эскиз ( макет) открытки на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции с дополнением аппликации Материалы: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, бумага , краски кисточки. Зрительный ряд: открытки; рисунки детей. 18.Зимние забавы (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить учащихся с комиксами как с разновидностью современной графики; направлять активность, внимание детей в творческую активность. Задание: придумать и нарисовать возможные варианты зимних забав для комикса. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: открытки, детские книги- комиксы, детские работы, репродукции художников. 19. Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга (урок-беседа) Цели и задачи: ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства памятниками Москвы и Санкт – Петербурга; прививать интерес к истории отечества; развивать художественно – эстетический вкус. Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии по теме урока; репродукции картин известных художников 20. Перспектива. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить с основными понятиями перспективы, правилами перспективы; развивать зрительную память, воображение Задание: выполнить рисунок под руководством учителя. Материалы: бумага, простой карандаш. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 21. Наши новостройки. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: закрепить знания о правилах линейной и воздушной; развивать зрительную память, воображение. Задание: выполнить сюжетный рисунок, соблюдая правила перспективы. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 22. Красота русского народного костюма (1часа – практ. работа) Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; закрепить навыки создания художественного образа; развивать зрительную память, воображение. Задание: выполнить эскиз русского народного костюма. Выполнение работы в цвете. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: стихи загадки, отрывки из литературных произведений на тему урока. Музыкальный ряд: русские народные песни. 23. Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению. (урок-беседа). Цели и задачи: ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников - иллюстраторов XIX века: И. Билибиным, В.Васнецовым. Зрительный ряд: репродукции картин художников. 24. Иллюстрации к литературному произведению. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников XIX века; учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции; уметь с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам своего сюжета. Задание: Проиллюстрировать стихотворение одного из русских поэтов-классиков: Н.Некрасова, А. Майкова и др. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 25. Материнство в изобразительном искусстве. Сюжет из Библии (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить учащихся с темой материнства в изобразительном искусстве, иконописи; показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов; воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение. Задание: выполнить сюжетный рисунок на тему «Материнство» Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 26. Красота орнамента (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить учащихся с видами орнамент: освоить этапы работы от общего к частному Задание: выполнить эскиз орнамента. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: разновидности орнамента и его использование в различных областях искусства и быта; рисунки детей. 27-28. Иллюстрирование литературного произведения.(2 час – практ. работа) Цели и задачи: познакомить с лучшими образцами русского деревянного зодчества, с принципами оформления интерьера избы; воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение. Задание: выполнить эскиз интерьера русской избы, купеческих палат. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии интерьера крестьянской избы, методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: сказка С. Аксакова «Аленький цветочек», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке, русские народные сказки. 29 Космические дали. (2 часа – практ. работа) Цели и задачи: рассказать о достижениях в космонавтике, способствовать патриотическому воспитанию детей; познакомить с творчеством художника -космонавта А.Леонова; развивать технику работы «по мокрому», «по сухому». Задание: выполнить сюжетный рисунок по теме урока Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 30. Геральдика, её история. Разработка герба. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение; развивать графические навыки. Задание: выполнить эскиз герба класса или школы. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: фотографии с изображением гербов современных городов, рисунки детей; изображение герба России. 31. Плакат и его виды. Афиша цирка. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: ознакомить с работой художника – графика в области плаката; учить понимать назначение, художественный язык плаката; воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение. Задание: выполнить эскиз афиши цирка. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: различные виды плакатов, рисунки учащихся. Литературный ряд: стихи загадки, отрывки из литературных произведений на тему урока. 32. Человек и профессия. Поясной портрет. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: развивать графические навыки; формировать художественный вкус; активизировать творческое воображение, воспитывать уважение к людям труда Задание: изобразить человека определённой профессии. Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Литературный ряд: стихи загадки, отрывки из литературных произведений на тему урока. 33. Портрет - шутка. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: изучить пропорции и мимику лица; познакомить с понятиями «карикатура» «шарж», развивать зрительную память, пространственное мышление, фантазию, художественный вкус, творческое воображение. Задание: выполнить шуточный портрет Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников 34. Весенний букет. (1 час – практ. работа) Цели и задачи: учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе; развивать графические умения и навыки; воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение. Задание: нарисовать с натуры натюрморт из цветов в вазе Материалы: альбом, гуашь, акварель, банка с водой, простой карандаш, кисточки. Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей; репродукции картин известных художников Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Критерии и система оценки творческой работы
всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Перечень литературы и средств обучения. ЛИТЕРАТУРА Учебно-методическое обеспечение Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009. а) основная литература:
б) дополнительная литература для учителя
в) дополнительная литература для учащихся:
МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа» |
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип.... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г. Казани | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана... Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С.... | Пояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному... «Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В. С. Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Федеральный базисный учебный план. М.: Дрофа 2008) и авторской программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» (изо. Программа для... | Рабочая программа изобразительному искусству для 7 класса разработана... Примерной программы основного общего образования по искусству ( изобразительное искусство) | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии... России, на основе примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена... Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год) Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена... Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических... | ||
Рабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | Пояснительная записка Нормативная основа программы: рабочая программа... «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |