Скачать 131.12 Kb.
|
Пояснительная записка Данный курс продолжает изучение географической картины мира. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией. Основной целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Из этого вытекают главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить обучающихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическим знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления обучающихся. Изучение курса рассчитано на 44-50 часов. В целом курс «Экономической и социальной географии мира» способствует развитию географической культуры обучающихся, формирует их мировоззрение. Сводно-тематический план предмета «География»
I. Общая характеристика мира Тема 1. Введение. Современные масштабы освоения планены. Тема 2. География мировых природных ресурсов. Природные ресурсы. Неравномерность размещения природных ресурсов на земном шаре. Ресурсообеспеченность отдельных стран. Минеральные ресурсы. Связь размещения минеральных ресурсов с тектоническим строением земной коры. Территориальное сочетание полезных ископаемых. Масштабы использования минеральных ресурсов. Истощение минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Безотходная технология. Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда. Причины изменений в структуре земельного фонда: опустынивание, эрозия почв, рост городов, развитие индустрии и др. Рекультивация земель. Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Причины сокращения площади лесов. Два лесных пояса Земли. Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана. Минеральные ресурсы. Морская вода. Энергетические ресурсы. Загрязнение океана. Другие виды ресурсов. Энергия Солнца. Гелиоэнергетика. Энергия ветра, приливов и отливов. Энергия земных недр. Геотермальные электростанции. Агроклиматические ресурсы (тепло, влага, свет). Ресурсы животного мира. Рекреационные ресурсы. Практические работы
Творческие работы
Тема 3. География населения мира. Численность, воспроизводство и состав населения. Естественное и механическое движение населения. Половой и возрастной состав населения. Структура занятости. Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этнография. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и миграции населения. Контрасты в размещении и плотности населения. Виды миграций. Внешние миграции населения – изменение их характера и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения. Городское и сельское расселение. Уровни и темпы урбанизации – их регулирование. Крупнейшие города, агломерации, мегаполисы мира. Сельское население. Население и окружающая среда. Влияние окружающей среды на все сферы жизни и деятельности человека. Уменьшение способности природных систем к восстановлению в результате огромных хозяйственных нагрузок. Антропогенные и культурные ландшафты Земли. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира. Практические работы
Творческая работа Подготовка реферата на тему «Взаимодействие и взаимопроникновение культур разных народов как глобальный процесс». Тема 4. Политическое устройство мира. Этапы формирования политической карты мира. Изменения на политической карте митра в новейшие период. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира: изменение границ и смена государственного устройства. Политическая география. Геополитика. Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты. Новейшие геополитические изменения на политической карте мира. Международные организации. Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире. Роль России в международных организациях. Государственный строй стран мира, формы правления: монархия (абсолютная, конституционная, теократическая), республика (парламентская, президентская) и государственное устройство: унитарные и федеративные государства, конфедерация. Практические работы
Творческие работы
Тема 5. География мирового хозяйства. Научно-техническая революция. Понятие о НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологии. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Международная специализация, экономическая интеграция, международные монополии (транснациональные корпорации). Территориальная структура хозяйства в странах разного типа. Региональная политика. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Энергетика. Топливо-энергетическая промышленность: рост производства и потребления. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Основные направления транспортировки. Электроэнергетика. Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС, АЭС. Альтернативные источники энергии. Обрабатывающая промышленность Металлургия. Тенденции в развитии черной металлургии. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Особенности географии цветной металлургии. Машиностроение. Структура отрасли. Размещение отраслей машиностроения. Развитие машиностроения в странах разного типа. Химическая промышленность – один из показателей модернизации экономики страны. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Регионы текстильной промышленности. Ориентация текстильной промышленности на дешевую рабочую силу. Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции». Земледелие: ареалы выращивания основных зерновых и технических культур. География мирового животноводства. Транспорт. Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние НТР на транспорт. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Водный транспорт: особая роль морского торгового флота; мировые порты; внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт – самый молодой вид транспорта. Транспорт и окружающая среда. Международные экономические связи. Формы экономических связей: внешняя торговля, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, кредитный и инвестиционный рынки, научно-техническое и производственное сотрудничество, международный туризм, предоставление международных услуг. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма. Россия в системе международных торгово-экономических отношений. Отрасли международной специализации России. Крупнейшие торговые партнеры России, развитие двухсторонних и многосторонних торгово-экономических связей. Практические работы
б) с примерами стран, которые обладают всеми основными видами сырья; в) с примерами стран, имеющих развитое машиностроение. Творческие работы
Тема 6. Глобальные проблемы человечества. Природа и цивилизация. Географическая (окружающая) среда. Роль географии в сохранении и улучшении окружающей среды. Пути гармоничного взаимодействия природы и человечества. Систематизация глобальных проблем. Экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы регионов Земли. Практические работы
Творческая работа Обсуждение проблем взаимодействия деятельности человека и окружающей среды с целью определения путей улучшения качества окружающей среды своего региона, района, своей местности. II. Региональная характеристика мира Изучаются регионы: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, а также Россия и страны ближнего зарубежья. Субрегионы и страны изучаются по выбору преподавателя по предложенной схеме. Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира. «Визитная карточка» региона. Географическое положение. Географическое наследие и географическая специфика. Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреации. Характер природопользования. Население. Крупнейшие народы, их природно-исторические и культурно-бытовые особенности. Демографическая ситуация. Особенности сельских и городских поселений. Специализация хозяйства. Место в мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Сельскохозяйственные районы, их специализация. Отрасли непроизводственной сферы. Главные финансовые и культурно-исторические центры. Географический рисунок расселения и хозяйства. Главные города и транспортные магистрали. Региональные различия. Практические работы
Требования к уровню подготовки выпускников Выпускники должны называть (показывать) изменения на политической карте мира в новейший период; основные группы стран; государственный строй стран мира; главные международные политические и экономические организации, сферы их деятельности; численность населения мира; типы воспроизводства населения; особенности естественного и механического движения населения; современные региональные конфликты; крупнейшие по площади и населению страны; основные природные ресурсы; нетрадиционные виды ресурсов; проблемы освоения и истощения природных ресурсов; изменения в структуре земельного фонда; пути преодоления дефицита пресной воды; причины сокращения площади лесов; ресурсы Мирового океана; причины загрязнения окружающей среды; пути решения экологических проблем; основные черты НТР; структуру мирового хозяйства; факторы размещения производства; состав отраслей промышленности; особенности развития отраслей промышленности; структуру машиностроения, ТЭК, металлургии, химической, легкой промышленности; структуру сельского хозяйства; аграрные отношения в странах разного типа; различия в развитии транспорта в странах разного типа; значение различных видов транспорта для развития экономики страны; формы международных экономических связей. Выпускники должны приводить примеры: развитых и развивающихся стран; монархий, республик; унитарных и федеративных государств; изменений взаимоотношения общества и природы во времени; стран с различным типом воспроизводства населения; неравномерности размещения природных ресурсов Земли; влияния НТР на структуру хозяйства, на размещение производства; региональной политики в рациональном размещении производительных сил; особенностей размещения отраслей промышленности; влияние НТР на сельское хозяйство; влияние НТР на транспорт; международных экономических связей. Выпускники должны определять: географическое положение стран и регионов Земли, в том числе политико-географическое; территориальные сочетания полезных ископаемых; Ресурсообеспеченность стран и регионов Земли; тип воспроизводства населения; территориальную структуру хозяйства в развитых и развивающихся странах; уровень развития страны; факторы размещения отраслей промышленности; основные регионы развития отдельной отрасли промышленности; ареалы выращивания зерновых и технических культур; развитие животноводства в отдельных странах; основные направления внешних миграций населения. Выпускники должны характеризовать (описывать): взаимодействие человека и окружающей среды во времени; этапы формирования политической карты мира; этапы формирования мирового хозяйства; страну, регион, группу стран; крупнейшие народы мира; мировые религии; историческое наследие стран, регионов; географическую специфику стран, регионов; внешние экономические связи стран, группы стран, региона. Выпускники должны объяснять: формирование того или иного типа воспроизводства населения в стране; воздействие отдельных факторов на размещение производства; причины неравномерности экономического развития в мировом хозяйстве; возможности рационального природопользования; размещение отраслей промышленности; влияние природно-исторических и социально-экономических факторов на размещение населения Земли; особенности деятельности населения разных стран и регионов мира; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства стран и регионов; различия в уровнях экономического развития отдельных стран и регионов мира; проблемы развития отдельных регионов и стран. Выпускники должны прогнозировать: темпы роста населения Земли и отдельных регионов и стран; направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов; изменения в структуре мирового хозяйства, его географии; возможные позитивные и негативные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на локальном, региональном и глобальном уровнях. ЛИТЕРАТУРА
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол ММО ГЦ №____ Директор ГООУСПО ППТ от «____»___________2010г. ____________Е.А.Будахина «____»______________2010г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ Разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (составители Н.Н. Гара, Ю.И. Дик) 2010г. Разработчики: Янушене Н.В., преподаватель географии |
Тематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое... | Николай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник... Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического... | ||
Актуальность географической науки Б ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических... | Спецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:... Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии... | ||
Пояснительная записка Программа спецкурса рассчитана на углубленное изучение страноведения Великобритании | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники географической... | ||
Пояснительная записка курс астрономии призван способствовать формированию... Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении... | Рабочая программа по учебному курсу «География 10-11.» для 10 11... Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической... | ||
Пояснительная записка курс «Окружающий мир» В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного... | Пояснительная записка в условиях динамически развивающегося мира... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты... Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд | Новосибирский филиал ... | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях | Тематический план дисциплины «хiх-xx века» Изучение мировой новейшей литературы представляет собой сложную научную проблему. Данный курс, охватывающий важнейшие литературные... | ||
Урока Тема урока Цели и задачи Элементы содержания зун требования к уровню Познакомить с предметом изучения экономической и социальной географии мира, её место в системе географических наук, ролью в формировании... | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... |