Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса





Скачать 144.78 Kb.
НазваниеРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса
Дата публикации20.11.2017
Размер144.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Председатель М/О Директор ГБОУ СШИ № 25

____________ М. Я. Ашанина _____________О.В. Соболева

«___»_________2014г. «___»__________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мировая художественная культура
для основного общего образования

7 класса

Срок реализации – 1 год


Составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений.

Авторы: А. Кружалова, Т.Шмагина, А. И. Княжицкий.

Мировая художественная культура. Новое Время.

Образы и сюжеты Нового Времени. Музыкальный альбом. 7 класс.

Рабочую учебную программу составила:

Булгакова С. Р. –учитель МХК

Москва 2014 г.

Пояснительная записка



Статус документа

Рабочая программа разработана для ГБОУ санаторная школа – интернат №25 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и учитывает следующую специфику-положение обучающихся лежа на медицинской кушетке. В связи с этим увеличивается объем заданий, предусматривающих устные ответы в положении «лежа на спине». Для увеличения времени нахождения в данном положении, часть упражнений и заданий учебника переводиться в форму тестов, опросов, интерактивных заданий. Для детей, посещающих во время занятий медицинские процедуры, урочные письменные задания заменяться интерактивными с последующим сохранением в форумах и оцениванием

Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся (определяет минимальный набор творческой деятельности для коллективного выполнения в классе, либо самостоятельной разработки дома).

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться для тематического планирования курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности “не менее”) распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.

Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией всесторонней довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по мировой художественной культуре на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании базовых предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечит высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета “Мировая художественная культура” в 7 классе, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часов или 10% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Результаты обучения

Рубрика “Знать/понимать” включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика “Уметь” включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты изучения предмета “Мировая художественная культура” приведены в разделе “Требования к уровню подготовки выпускников”, который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь -- владение конкретными навыками русского языка; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде могут быть сформулированы как:

способность выпускников ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

владение некоторыми элементами исследовательского метода;

умение использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(34 часа)

Происхождение искусства (не менее 4 часов)

Мировая художественная культура - единство в многообразии. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления: первообраз (мировое древо, богиня-мать); мифологический код (число, геометрический узор, растение, зверь); полярные силы (свет-тьма, жизнь-смерть); мифологемы (хаос-сотворение-порядок, смерть-возрождение).

Выявление мифологических основ в массовых обрядах, фольклоре, обычаях, сказках, пословицах. Поиски первообраза в литературных произведениях, включенных в школьную программу, сказках, фильмах.

Культура эпохи Возрождения (не менее 12 часов)

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери “Новая жизнь”) и живописи (Джотто: фрески церкви Санта Мария дель Арена в Падуе). Родоначальник ренессансной архитектуры Ф. Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци). Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура). Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа “строгого письма”).

Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший - художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло - сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.

Проведение творческой работы, связанной с интерпретацией античности в культуре Возрождения. Проведение сравнительного анализа различных художественных школ (по формальным признакам творчества).

Художественная культура Нового времени (не менее 12 часов)

Эстетика барокко. Архитектурные особенности барокко как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). “Большой стиль” П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: “Орфей”), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С. Баха (“Страсти по Матфею”).

Эстетика классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин).

Реализм в живописи XVII в. Красота реального мира в творчестве М. Караваджо (Италия), Рембрандта Х. (Голландия), Д. Веласкеса (Испания).

Искусство рококо: “галантные празднества” А. Ватто, “пасторали” Ф. Буше.

Эстетика Просвещения (философские повести Вольтера, мещанская драма Д. Дидро, сентиментальный роман Ж.-Ж. Руссо). Революционный классицизм и ампир Ж.-Л. Давида. Оперная реформа К.-В. Глюка. Симфонизм Венской классической школы (сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна, опера В.-А. Моцарта, симфонии Л. ван Бетховена).

Эстетика романтизма. Музыка - ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс). Религиозные и литературные темы в живописи прерафаэлитов (Д.-Э. Миллес, Д.-Г. Россетти). Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих, У. Тёрнер). Революционный романтизм Э. Делакруа и Ф. Гойи. Английский парк.

Эстетика критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э. Золя, П. Мериме) и музыке (Ж. Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле).

Проведение творческой практической работы на сравнение конструкций в архитектуре барокко, классицизма, романтизма и выявление их типологических форм.

Художественная культура России в Новое время. (не менее 6 часов)

Культурные связи России с Европой. Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Петропавловская крепость - образец фортификационных сооружений. Собор Петра и Павла - образец культового зодчества. Летний домик - образец частного жилища. Петергоф - “парадиз” Петра I на море. Новые виды декора. “Монументальное рококо” Ф.-Б. Растрелли как русская разновидность барокко (Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец, Воскресенский собор Смольного монастыря).

Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре: “ранний классицизм” А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине); “строгий классицизм” Дж. Кваренги (Академия наук, Смольный институт благородных девиц). “Прозрачный классицизм” Ч. Камерона - тонкая стилизация екатерининского классицизма (Царское Село). Особенность московского классицизма как стиля “дворянской республики”. Светские (Московский университет, Дворянское собрание, Сенат) и культовые (церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, храм при Голицынской больнице) сооружения М. Ф. Казакова. Павловск и Михайловский замок в Петербурге -идеальные образцы романтического мироощущения в архитектуре классицизма. Романтические тенденции в живописи (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский) и скульптуре (Ф. И. Шубин, Э.-М. Фальконе) классицизма.

Александровский классицизм начала XIX в. как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России. Александровский ампир как ориентация на идеалы Древнего Рима: градостроительные ансамбли К. Росси (арка Генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец). Белый зал Михайловского дворца как образец ампирного интерьера. Архитектурные декорации П. ди Готтардо Гонзага в русском театре. Роль скульптурного декора в украшении сооружений классицизма и ампира (С. С. Пименов, И. И. Теребенев). Монументально-декоративная (В. И. Демут-Малиновский), парковая (П. П. Соколов), мемориальная (И. П. Мартос) скульптура. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов). Русская классическая музыка (М. И. Глинка).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;


уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 8-9 классов
Рабочая учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура»...
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 9 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века» (10 класс). М.: Дрофа, 2013
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века» (10 класс). М.: Дрофа, 2013
Рабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 7 класса iconРабочая программа по предмету «мхк» для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Даниловой Г. И. для общеобразовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск