ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
истории и обществоведческих дисциплин
МБОУ СОШ № 8
Протокол от 28. 08. 2014 № 1
| Принято
на заседании педагогического совета Протокол от 29. 08. 2014 № 1
| Утверждено
приказом директора школы
от 08. 09. 2014 № 560 С
|
Рабочая программа по мировой художественной культуре
для 10 класса для основного общего образования
общеобразовательный уровень на 2014- 2015 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. -
Мировая художественная культура 5-11 кл.
Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2009.
Учебник: Г.И.Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века» (10 класс). М.:Дрофа, 2013 Автор-составитель:
Силантьева М.Б. ,
учитель МХК МБОУ СОШ № 8
с углублённым изучением отдельных предметов
Кстово
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой. Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов.
Цели и задачи обучения: приоритетными целями и задачами изучения МХК являются:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следующими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мастерская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы рефератов, докладов или сообщений», «Книги для дополнительного чтения».
Важной составляющей методического аппарата является система вопросов и заданий к теме, позволяющая закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркированные специальным знаком, они отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли иместа художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы.
Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным относятся концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как:«Что можно рассказать о произведении архитектуры», «Как анализировать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовиться к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как написать реферат, доклад или сообщение».
Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.
Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.
Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую планку требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.
Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел «Книги для дополнительного чтения», являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебников. Приводимые в них ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно выполнить и решить поставленные перед ними задачи.
Структура программы:
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков доXVIIв. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Содержание программы:
I. Древние цивилизации. (6 часов).
1. Первые художники Земли.
2.Архитектура страны фараонов.
3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
4. Художественная культура Древней Передней Азии.
5. Искусство доколумбовой Америки.
II. Культура античности. (4 часа).
6. Золотой век Афин.
7. Архитектура Древнего Рима.
8. Театральное и музыкальное искусство античности.
III. Средние века. (10 часов).
10. Мир византийской культуры.
11. Архитектурный облик Древней Руси.
12. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
13. Архитектура западноевропейского Средневековья.
14.Изобразительное искусство Средних веков.
15. Театральное искусство и музыка Средних веков.
IV.Культура Востока. (6 часов)
16. Индия – «страна чудес».
17. Художественная культура Китая.
18. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
19. Художественная культура ислама.
V. Возрождение. (9 часов)
20. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
21. Золотой век Возрождения.
22. Возрождение в Венеции.
23. Северное Возрождение.
24. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу учебного года учащиеся должны:
освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование составлено на основании:
- примерного государственного стандарта – 2004 год;
- примерной программы основного общего образования по искусству, 2004 год;
Использованная литература:
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре
№
| № урока
| Тема урока
| Ко-
лич.
ч.
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Домашнее
задание
| Дата
| При-
меча-
ние
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. Древние цивилизации (6 ч.)
1
| 1
| Первые художники Земли
| 1
| Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.
| Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники
| В.3стр.19
|
|
| 2
| 2,3
| Архитектура страны фараонов
| 2
| Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке.
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры
| З.3стр.38
В.5стр.38
|
|
| 3
| 4
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
| 1
| Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору)
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне.
| ТВ.м.:з.2стр.51
|
|
| 4
| 5
| Художественная культура Древней Передней Азии
| 1
| Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
| Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках
| 1вар.-з.2стр.63,
2вар.-з.3стр.63,
3вар.-з.4стр.63
|
|
| 5
| 6
| Искусство доколумбовой Америки
| 1
| Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки
| Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках
| ТВ.м.:з.2стр.63
|
|
| 2. Культура античности (4 ч.)
6
| 7
| Золотой век Афин
| 1
| Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.
| Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества
| ТВ.м.:з.1стр.83
|
|
| 7
| 8
| Архитектура Древнего Рима
| 1
| Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».
| Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах
| ТВ.м.:з.3стр.101
|
|
| 8
| 9,10
| Театральное искусство античности
| 2
| Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.
| Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности
| ТВ.м.:з.1стр.117
ТВ.м.:з.3стр.117
|
|
| 3. Средние века (10 ч.)
9
| 11
| Мир византийской культуры
| 1
| Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
| Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.
| ТВ.м.:з.2стр.129
|
|
| 10
| 12-14
| Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.
| 3
| Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских».
Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура
Владимиро-Суздальского княжества.
Ансамбль Московского Кремля.
| Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах.
| В.2стр.167
|
|
| 11
| 15,16
| Изобразительное искусство Древней Руси
| 2
| Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.
| Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках
| В.6стр.128
ТВ.м.:з.2стр.129
|
|
| 12
| 17,18
| Архитектура западноевропей-ского Средневековья
| 2
| Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.
| Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства
| В.3стр.139
ТВ.м.:з.3стр.139
|
|
| 13
| 19
| Изобразительное искусство Средневековья
| 1
| Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой
| Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой
| ТВ.м.:з.3стр.149
|
|
| 14
| 20
| Театральное искусство и музыка Средневековья
| 1
| Понятие о литургической драме и средневековом фарсе
| Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья
| ТВ.м.:з.4стр.158
|
|
| 4. Культура Востока (6 ч.)
15
| 21,22
| Индия – «страна чудес»
| 2
| Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
| Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества
| В.1стр.224
ТВ.м.:з.4стр.225
|
|
| 16
| 23,24
| Художественная культура Китая
| 2
| Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры.
| Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники
| ТВ.м.:з.3стр.237
ТВ.м.:з.4стр.237
|
|
| 17
| 25
| Искусство Страны восходящего солнца (Япония)
| 1
| Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры.
| Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии
| ТВ.м.:з.2стр.248
|
|
| 18
| 26
| Художественная культура ислама
| 1
| Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
| Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники
| ТВ.м.:з.3стр.261
|
|
| 5. Возрождение (9 ч.)
19
| 27
| Флоренция – колыбель итальянского Возрождения
| 1
| Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
| Иметь представление об идеалах и характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников
| ТВ.м.:з.1стр.292
|
|
| 20
| 28-30
| Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.
Рафаэль–«первый среди равных»
| 3
| Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество.
| Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых творениях великих художников эпохи
| З.2стр.309
З.3стр.309
З.4стр.309
|
|
| 21
| 31
| Возрождение в Венеции
| 1
| Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии
| Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана
| ТВ.м.:.5стр.326
|
|
| 22
| 32,33
| Северное Возрождение
| 2
| Живопись нидерландских и немецких мастеров
| Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников
| ТВ.м.:з.2стр.34
ТВ.м.:з.4стр.345
|
|
| 23
| 34
| Музыка и театр эпохи Возрождения
| 1
| Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира
| Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры
| ТВ.м.:стр.360
|
|
| 24
| 35
| Заключительный урок
| 1
| Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, рецензий) и их защита по изученной теме курса.
| Уметь аргументировать, защитить свою точку зрения.
|
|
|
|
|