Пояснительная записка Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе :
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре (Г.И. Данилова, «Дрофа», 2011) .
2. Образовательной программы МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ». (Приказ №71 от 06.08.2013).
3. Учебного плана МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на 2013-2014 учебный год. (Приказ №71 от 06.08.2013).
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Художественная культура XYII – XYIII веков (12 часов)
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко и маньеризма. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).
Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).
Художественная культура XI X века ( 9 часов)
Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.
Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.
Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).
Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).
Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Художественная культура X X века ( 10 часов)
Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).
Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.
Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.
Культура родного края в XVII-XX в. 2ч
Особенности развития культуры народов края в XVII-XVIII вв. Поэт Мавля Колый. Утыз Имяни, Т. Ялчыгол, Г. Курсави. Мечеть Марджани, Петропавловский собор. Классицизм и ампир. Татарское просветительство в XIX в. Джадидизм. Особенности развития культуры народов края в XX в. Восстановленный мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока
| Тема
| знать
| Общие учебные умения, навыки
| Количество часов
| Сроки
| план
| факт
| Раздел I. Художественная культура XYII – XYIII веков ( 12часов)
| 1
| Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII в.
| Знать художественные стили и направления в искусстве
-
| Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма
| 1
|
|
| 2
| Искусство маньеризма
| Рассмотреть архитектуру маньеризма; маньеризм в изобразительном искусстве; «Особенный мастер» Эль Греко.
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 3
| Архитектуры барокко.
| Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко
| Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
| 1
|
|
| 4
| Изобразительное искусство барокко
| Знать особенности живописи барокко, основную тематику
| Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
| 1
|
|
| 5
| Классицизм в архитектуре Западной Европы
| Знать характерные черты архитектуры классицизма
| Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
| 1
|
|
| 6
| Шедевры классицизма в архитектуре России
| Знать шедевры классицизма в архитектуре России
| Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
| 1
|
|
| 7
| Изобразительное искусство классицизма и рококо
| Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
-Никола Пуссен – художник классицизма
-Скульптурные шедевры классицизма
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 8
| Реалистическая живопись Голландии
| Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 9
| Русский портрет XVIII века
| Иметь навыки самостоятельной исследовательской работы и самообразования в сфере искусства.
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 10
| Музыкальная культура барокко
| Бах и Гендель – музыканты барокко
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 11
| Композиторы Венской классической школы
| -Глюк – реформатор оперного стиля
-классический симфонизм Гайдна
-музыкальный мир Моцарта
-музыка, высекающая огонь из людских сердец: Бетховен
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 12
| Театральное искусство XVII-XVIII веков
| Западноевропейский театр барокко
Золотой век французкого театра классицизма
Русский драматический театр
| Основные положения урока.
| 1
|
|
| Раздел II. Художественная культура XIX века ( 9 часов)
| 13
| Романтизм
| История происхождения термина
Путь к свободе через красоту: философия и эстетика романтизма
Значение романтизма
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 14
| Изобразительное искусство романтизма
| Герой романтической эпохи: портретная живопись
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 15
| Реализм – художественный стиль эпохи
| Реализм: эволюция понятия
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 16
| Изобразительное искусство реализма
| Интерес к жизни простого человека
Бытовые картины жизни
Мастера реалистического пейзажа
История и реальность
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 17
| Живопись импрессионизма
| Художественные искания импрессионистов
Пейзажи впечатления
Повседневная жизнь и человек в произведениях импрессионистов
Последователи импрессионистов
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 18
| Многообразие стилей зарубежной музыки
| Западноевропейская музыка романтизма
Музыка импрессионистов
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 19
| Русская музыкальная культура
| Глинка – основоположник русской музыкальной классики
«Могучая качка»
«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 20
| Пути развития западноевропейского театра
| «Торжество правды и истины» в реалистическом театре
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 21
| Русский драматический театр
| Театр романтизма
Русский реалистический театр
| Основные положения урока.
| 1
|
|
| Раздел III. Художественная культура XX века (10часов)
| 22
| Искусство символизма
| Художественные принципы символизма
Мастера живописи символизма
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 23
| Искусство модернизма
| От символизма к модернизму
Модерн в изобразительном искусстве
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 24
| Архитектура: от модерна до конструктивизма
| Идеи и принципы архитектуры начало XX века
Мастера и шедевры зарубежной архитектуры
Архитектурные достижения России
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 25
| Основные направления развития зарубежной живописи
| Кубизм Пикассо
Сюрреализм Дали
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 26
| Мастера русского авангарда
| Абстракционизм Кандинского
Супрематизм Малевича
«Аналитическое искусство» Филонова
| Основные положения урока.
| 1
|
|
| 27
| Зарубежная музыка XX века
| Музыка модернизма
Искусство джаза и его истоки
Рок- и поп- музыка
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 28
| Музыка России XX столетия
| Музыка начала XX века
Композиторы советской эпохи
| Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
| 1
|
|
| 29
| Зарубежный театр XX века
| Авангард в театральном искусстве
«Эпический театр» Брехта
Театральные эксперименты Питера Брука
| Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 1
|
|
| 30
| Российский театр XX
| Реформаторы русской сцены
Театральный авангард Мейерхольда и Таирова
Театр конца XX – начало XXI века.
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 31
| Становление и расцвет мирового кинематографа
| Первые шаги кинематографа
Великий немой
Киноавангард XX века
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| Раздел IV.Культура родного края в XVII-XX в.2ч
| 32
| Культура края в XVII-XIX вв.
| Особенности развития культуры народов края в XVII-XVIII вв.
| Ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника.
| 1
|
|
| 33
| Культура края в XIX-XX вв
| Классицизм и ампир. Татарское просветительство в XIX в.Джадидизм. Особенности развития культуры народов края в XX в. Восстановленный мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор.
| Основные положения темы, основные понятия.
| 1
|
|
| 34
| Итог
| Знать художественную культуру XYII – XX веков
| Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
| 1
|
|
| Литература.
Учебник «Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс». Г.И. Данилова М., Дрофа, 2011 г.»
«Мировая художественная культура» 10 класс. Л. Г. Емохонова М., «Академия» 2007 |