Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта





НазваниеУчебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
страница1/3
Дата публикации21.04.2015
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3

    1. Пояснительная записка.


Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре и ориентирована на использование УМК Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура, 10 класс» («Дрофа»).

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на выполнение следующих задач:

• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Опыт познавательной и практической деятельности:

  • анализ культурных, в том числе современных, явлений и событий;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

  • написание творческих работ.

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (включая ресурсы Интернета) и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • формулирование полученных результатов;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень);

  • примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ ;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • учебно-методического комплекта Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура, 10 класс», М., «Дрофа», 2010 г.


2. Критерии оценивания:


  • «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

  • «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

  • «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

  • «Два» - главное содержание не раскрыто.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
3. Формирование ключевых образовательных компетенций


Ключевые образовательные компетенции


Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольно-измерительные материалы

1. Ценностно-смысловые компетенции

Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Решение проблемных и познавательных заданий

2. Общекультурные компетенции

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование реальных связей и зависимостей; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы

3. Учебно-познавательные компетенции


Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его опи­сание; соотносить единичные факты и общие явления; называть характерные, существен­ные признаки событий и явлений; раскрывать смысл, значение важ­нейших понятий; сравнивать события и явления, определять в них общее и раз­личия; излагать суждения о причинах и следствиях событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки со­бытий и личностей, изложенные в учеб­ной литературе; определять и объяснять (аргументи­ровать) свое отношение и оценку наибо­лее значительных событий и личностей; умения анализировать источники.

Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы

4. Информа-ционные компетенции.

Формирование первоначальных умений самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, организации, преобразования, сохранения и передачи ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

Творческие работы, сообщения, выставки, презентации и пр.

5. Коммуника-

тивные компетенции.

Знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Культура общения

при групп., парных работах, во время ситуативных. и ролевых игр.

6. Социально-трудовые компетенции

Применение знаний и умений в обще­нии, социальной среде:

использовать знания об истории и культуре участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

КПД в группе, паре, организация собственной индивидуальной работы, оформление и подача учебного материала.

7.Компетенции личностного самосовершенствования

Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Личная самооценка ученика.


4. Содержание курса МХК в 10 классе:


Элементы содержания образования

Опыт творческой деятельности.

§§

Кол-во часов

1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора.

Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций др. цивилизаций Шумера и Аккада). Др. Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифолог. образность пирамиды, храма и их декора).

Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Др. Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религ. и худож. систем. "Скульптурное" мышление др. индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.


§1-5


5

Художественная культура Античности.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театр. действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифолог., идеолог. и эстет. программы комплекса. Слияние вост. и ант. традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.

Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – осн. архит. и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Поиск античного компонента в отеч. культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобр. искусстве, пласт-ких и типол. форм в архитектуре. Сост-е антологии произве-дений разных эпох и народов на сюжеты др. мира и антич-сти.


§6-11


8

Художественная культура Средних веков

София Константинопольская - воплощение идеала божеств. мироздания в вост. христианстве (воплощение догматов в архитект., цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация.


§8-13


4


Художественная культура средневековой Руси

Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и моск. школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ нац. единения, образец гармонии традиц. форм и новых строительных приёмов.










Художественная культура средневекового Востока

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григор. хорал, знамен. распев).

Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

§20-23

5

Художественная культура Возрождения

Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа

Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Истор. значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.



§14-16


8


5. Требования к уровню подготовки учащихся на базовом уровне:

Знать/понимать

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • пользоваться искусствоведческими терминами;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;

• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

• самостоятельного художественного творчества.
6. Календарно-тематическое планирование курса на 2011-2012 учебный год


Этап

Раздел

Сроки



Название темы

глава

10а

10б

10в

10г

I четверть – 9 часов

Худ. культура первобытного общества

и древнейших цивилизаций

3-8.09

1

Первые художники Земли

1













10-15.09

2

Худож. культура Др. Передней Азии

2













17-22.09

3

Худож. культура Др. Египта

3-4













24-29.09

4

Худож. культура Мезоамерики.

5













1-6.10

5

Контрольно-обобщающий урок

Кр/1













Художеств. культура Античности

8-13.10

6

Эгейское искусство

6













15-20.10

7

Архитект. облик Др. Эллады

7













22-27.10

8

Изобразит. искусство Др. Греции

8













29.10-03.11

9

резерв
















II четверть – 7 ч.

12-17.11

1

Худож. культура Др. Рима

9-10













19-24.11

2

Театр и музыка Античности

11













26.11-01.12

3

Контрольно-обобщающий урок

Кр/2













Художеств. культура Средних

веков

3-8.12

4

Мир византийской культуры

12













10-15.12

5

Архитектура и изобразит. искусство западноевропейского Средневековья

13-14













17-22.12

6

Театр и музыка Средних веков

15













24-29.12

7

Контрольно-обобщающий урок

Кр/3













III четверть – 10 часов

Художеств культура средневеков

Руси

14-19.01

1

Худож. культура Киевской Руси

16













21-26.01

2

Развитие русского регион. искусства

17













28.01-02.02

3

Искусство единого Росс. государства

18













04-09.02

4

Театр и музыка

19













11-16.02

5

Контрольно-обобщающий урок

Кр/4













Художеств. культура средневекового Востока

18-23.02

6

Худож. культура Индии

20













25.02-02.03

7

Худож. культура Китая

21













04-09.03

8

Искусство Страны восходящего солнца

22













11-16.03

9

Худож. культура исламских стран

23













18-23.03

10

Контрольно-обобщающий урок

Кр/5













IV четверть- 8 часов

Художественная культура Возрождения

01-06.04

1

Изобразит. искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

24













08-13.04

2

Архитектура Итальянского Возрождения

25













15-20.04

3

Титаны Высокого Возрождения

26













22-27.04

4

Мастера венецианской живописи

27













29.04-04.05

5

Искусство Северного Возрождения

28













06-11.05

6

Искусство Северного Возрождения

28













13-18.05

7

Музыка и театр эпохи Возрождения

29













19-24.05

8

Контрольно-обобщающий урок

Кр/6













26-30.05

9

Итоговое повторение и обобщение















  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа составлена на основе: Государственного образовательного...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка Представленная программа по мировой художественной...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа по мхк для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре для...
Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconАннотация к рабочим программам по предмету
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconЕмохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл:...
Рабочая учебная программа для параллели 8-х классов составлена на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре для...
Изучение мхк осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования...
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск