Пояснительная записка.
Учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре и ориентирована на использование УМК Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура, 10 класс» («Дрофа»).
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)
Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.
Задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на выполнение следующих задач:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Опыт познавательной и практической деятельности:
анализ культурных, в том числе современных, явлений и событий;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
написание творческих работ.
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (включая ресурсы Интернета) и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
формулирование полученных результатов;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.
Рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень);
примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ ;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
учебно-методического комплекта Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура, 10 класс», М., «Дрофа», 2010 г.
2. Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. 3. Формирование ключевых образовательных компетенций
Ключевые образовательные компетенции
|
Требования к уровню подготовки учащихся
| Контрольно-измерительные материалы
| 1. Ценностно-смысловые компетенции
| Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
| Решение проблемных и познавательных заданий
| 2. Общекультурные компетенции
| определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование реальных связей и зависимостей; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
| Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы
| 3. Учебно-познавательные компетенции
| Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание; соотносить единичные факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших понятий; сравнивать события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей; умения анализировать источники.
| Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы
| 4. Информа-ционные компетенции.
| Формирование первоначальных умений самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, организации, преобразования, сохранения и передачи ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
| Творческие работы, сообщения, выставки, презентации и пр.
| 5. Коммуника-
тивные компетенции.
| Знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
| Культура общения
при групп., парных работах, во время ситуативных. и ролевых игр.
| 6. Социально-трудовые компетенции
| Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
| КПД в группе, паре, организация собственной индивидуальной работы, оформление и подача учебного материала.
| 7.Компетенции личностного самосовершенствования
| Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
| Личная самооценка ученика.
|
4. Содержание курса МХК в 10 классе:
Элементы содержания образования
| Опыт творческой деятельности.
| §§
| Кол-во часов
| 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
| Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора.
Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций др. цивилизаций Шумера и Аккада). Др. Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифолог. образность пирамиды, храма и их декора).
Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Др. Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религ. и худож. систем. "Скульптурное" мышление др. индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
| Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.
|
§1-5
|
5
| Художественная культура Античности.
| Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театр. действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифолог., идеолог. и эстет. программы комплекса. Слияние вост. и ант. традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.
Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – осн. архит. и изобразительные формы воплощения этой идеи.
| Поиск античного компонента в отеч. культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобр. искусстве, пласт-ких и типол. форм в архитектуре. Сост-е антологии произве-дений разных эпох и народов на сюжеты др. мира и антич-сти.
|
§6-11
|
8
| Художественная культура Средних веков
| София Константинопольская - воплощение идеала божеств. мироздания в вост. христианстве (воплощение догматов в архитект., цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
| Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация.
|
§8-13
|
4
| Художественная культура средневековой Руси
| Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и моск. школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ нац. единения, образец гармонии традиц. форм и новых строительных приёмов.
|
|
|
| Художественная культура средневекового Востока
| Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григор. хорал, знамен. распев).
| Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
| §20-23
| 5
| Художественная культура Возрождения
| Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа
Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Истор. значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
| Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
|
§14-16
|
8
|
5. Требования к уровню подготовки учащихся на базовом уровне:
Знать/понимать
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
пользоваться искусствоведческими терминами;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества. 6. Календарно-тематическое планирование курса на 2011-2012 учебный год
Этап
| Раздел
| Сроки
| №
| Название темы
| глава
| 10а
| 10б
| 10в
| 10г
| I четверть – 9 часов
| Худ. культура первобытного общества
и древнейших цивилизаций
| 3-8.09
| 1
| Первые художники Земли
| 1
|
|
|
|
| 10-15.09
| 2
| Худож. культура Др. Передней Азии
| 2
|
|
|
|
| 17-22.09
| 3
| Худож. культура Др. Египта
| 3-4
|
|
|
|
| 24-29.09
| 4
| Худож. культура Мезоамерики.
| 5
|
|
|
|
| 1-6.10
| 5
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/1
|
|
|
|
| Художеств. культура Античности
| 8-13.10
| 6
| Эгейское искусство
| 6
|
|
|
|
| 15-20.10
| 7
| Архитект. облик Др. Эллады
| 7
|
|
|
|
| 22-27.10
| 8
| Изобразит. искусство Др. Греции
| 8
|
|
|
|
| 29.10-03.11
| 9
| резерв
|
|
|
|
|
| II четверть – 7 ч.
| 12-17.11
| 1
| Худож. культура Др. Рима
| 9-10
|
|
|
|
| 19-24.11
| 2
| Театр и музыка Античности
| 11
|
|
|
|
| 26.11-01.12
| 3
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/2
|
|
|
|
| Художеств. культура Средних
веков
| 3-8.12
| 4
| Мир византийской культуры
| 12
|
|
|
|
| 10-15.12
| 5
| Архитектура и изобразит. искусство западноевропейского Средневековья
| 13-14
|
|
|
|
| 17-22.12
| 6
| Театр и музыка Средних веков
| 15
|
|
|
|
| 24-29.12
| 7
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/3
|
|
|
|
| III четверть – 10 часов
| Художеств культура средневеков
Руси
| 14-19.01
| 1
| Худож. культура Киевской Руси
| 16
|
|
|
|
| 21-26.01
| 2
| Развитие русского регион. искусства
| 17
|
|
|
|
| 28.01-02.02
| 3
| Искусство единого Росс. государства
| 18
|
|
|
|
| 04-09.02
| 4
| Театр и музыка
| 19
|
|
|
|
| 11-16.02
| 5
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/4
|
|
|
|
| Художеств. культура средневекового Востока
| 18-23.02
| 6
| Худож. культура Индии
| 20
|
|
|
|
| 25.02-02.03
| 7
| Худож. культура Китая
| 21
|
|
|
|
| 04-09.03
| 8
| Искусство Страны восходящего солнца
| 22
|
|
|
|
| 11-16.03
| 9
| Худож. культура исламских стран
| 23
|
|
|
|
| 18-23.03
| 10
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/5
|
|
|
|
| IV четверть- 8 часов
| Художественная культура Возрождения
| 01-06.04
| 1
| Изобразит. искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения
| 24
|
|
|
|
| 08-13.04
| 2
| Архитектура Итальянского Возрождения
| 25
|
|
|
|
| 15-20.04
| 3
| Титаны Высокого Возрождения
| 26
|
|
|
|
| 22-27.04
| 4
| Мастера венецианской живописи
| 27
|
|
|
|
| 29.04-04.05
| 5
| Искусство Северного Возрождения
| 28
|
|
|
|
| 06-11.05
| 6
| Искусство Северного Возрождения
| 28
|
|
|
|
| 13-18.05
| 7
| Музыка и театр эпохи Возрождения
| 29
|
|
|
|
| 19-24.05
| 8
| Контрольно-обобщающий урок
| Кр/6
|
|
|
|
| 26-30.05
| 9
| Итоговое повторение и обобщение
|
|
|
|
|
| |