Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта





Скачать 164.63 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
Дата публикации19.12.2014
Размер164.63 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

Данный курс является базовым и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю, 35 часов в год
Содержание программы

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.
Учебно-тематическое содержание


Название темы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Художественная культура Западной Европы


9

6








Художественная культура Средневековья




1

2





Художественная культура Восточной Азии







6




Эпоха

Возрождения










10


Поурочно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Содержание материала

Приемы, формы

Домашнее задание

1

Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танцы.

Слово учителя, работа с учебником, беседа

Стр. 6-13, подгот, сообщения, стр. 13-19 вопросы

2-3

Архитектура страны фараонов

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Слово учителя, беседа, работа с учебником

Стр. 20-28 вопросы, реферат или доклад по данной теме

4

Изобразительное искусство и музыка Египта

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта

Работа с учебником, просмотр видеофильмов, беседа

Стр. 28-40 вопросы и задания, реферат или доклад по теме

5

Художественная культура Древней Передней Азии

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Слово учителя, просмотр видеофильмов, диафильмов, беседа

Стр.41-50 вопросы, сообщения по теме

6

Искусство доколумбовой Америки

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

Слово учителя, работа с учебником, защита докладов, рефератов.

Стр. 52-60 вопросы и задания, творческое задание стр. 60

7

Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон- главное украшение Акрополя.

Слово учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, просмотр видеофильмов.

Стр. 63-76 вопросы и задания, творческое задание на стр. 77

8

Архитектура Древнего Рима

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима

Слово учителя, работа с учебником, беседа, защита творческих заданий

Стр. 77-85 вопросы и задания на стр. 85, реферат или доклад по данной теме. стр. 86-94

9

Театральное и музыкальное искусство Античности

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Самостоятельная работа с учебником, беседа

Стр. 103-109 вопросы и задания, творческое задание на стр. 109, реферат или доклад

10

Мир византийской культуры

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.

Слово учителя, защита докладов, рефератов, беседа

Стр. 111-123 вопросы и задания, реферат или доклад по теме

11

Архитектурный облик Древней Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Сообщения заранее подготовленных учащихся, беседа, просмотр видеофильмов

Стр. 123-136 вопросы и задания, реферат по одной из тем.

12

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новогородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

Слово учителя, беседа, работа с заданиями учебника

Стр. 128-130 вопросы, творческое задание, реферат

13

Архитектура Московского княжества

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.

Семинар по вопросам темы

Стр. 130-136 вопросы, сообщения

14-15

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Самостоятельная работа с учебником и дополнительная литературой, беседа.

Стр. 138-149. вопросы и задания творческое задание, сообщение по данным темам

16-17

Архитектура западно –европейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и Кельне.

Слово учителя, работа с учебником и дополнительной литературой, беседа по вопросам, просмотр диафильма

Стр. 152-159 задания, творческое задание, реферат

18

Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Работа с учебником и дополнительной литературой, беседа.

Стр. 162-168 вопросы, творческое задание, сообщение

19

Театральное искусство и музыка Средних веков

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Слово учителя, выразительное чтение, беседа.

Стр. 169-179 вопросы и задания, сообщение

20-21

Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Заочная экскурсия по Индии, беседа, просмотр видеофильма

Стр. 182-193 вопросы, творческое задание, реферат.

22-23

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Заочная экскурсия по Китаю, просмотр видеофильма, беседа

Стр. 195-205 вопросы, творческое задание, доклады.

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Слово учителя, работа с дополнительной литературой, альбомом, беседа

Стр. 206-215, вопросы, творческое задание, сообщение

25

Художественная культура ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Слово учителя, беседа, работа с дополнительной литературой, просмотр видеофильма

Стр. 217-225 вопросы, творческое задание, сообщение

26

Флоренция- колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески- собор Санта –Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли

Защита творческих заданий, беседа, работа с учебником и дополнительной литературой

Стр.232-245 вопросы, творческое задание, сообщение

27

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.

Слово учителя, работа с учебником анализ картин

Стр. 261-266 анализ одной из картин

28

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником

Стр. 267-272 биография художника, сообщение об одной из картин

29

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника

Сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, с учебником и репродукциями

Стр.272-277 вопросы, творческое задание, реферат

30

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика.

Заочная экскурсия по Венеции, беседа, просмотр видеофильма

Стр. 278-293 вопросы, творческое задание, реферат

31-32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера.

Слово учителя, работа с учебником, дополнительной литературой с репродукциями картин.

Стр. 294-310 вопросы, доклад по теме

33-34

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Слово учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа.

Стр. 311-324 вопросы, творческое задание, рефераты

35

Заключительный урок

Защита докладов, рефератов по изученным темам курса








Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретенные знания и умения в жизни.

Критерии оценивания
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Перечень учебно-методического комплекса:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Дрофа, 2005.

2. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа, 1996.

3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10, 11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

5. Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.

6. Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. ТЦ. -Учитель, Воронеж,2003.

7. Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.

6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).

7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания музыкального произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.

5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.

6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.

7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.

8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)



1. Кто является автором литературного сценария?

2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?

3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением

4. Отметьте характерные особенности игры актеров.

5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?

6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?

7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?


Как написать реферат.

1. Титульный лист:

- название учреждение;

- название предмета;

- тема работы;

- автор: класс, фамилия, имя;

- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):

1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)

2. Раскрытие темы:

А) История зарождения данного направления, его основная идея;

Б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;

В) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.

Г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.

2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):

1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)

2. Раскрытие темы:

А) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;

Б) Основные характерные особенности творчества данного автора;

В) Самые известные произведения.

Г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
Алгоритм работы в группе.

1. Прочтите вопрос.

2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.

3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.

4. Определите время самостоятельной работы.

5. Самостоятельная работа с литературой.

6. Обмен полученной информацией.

7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.

8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.

9. Самооценка каждого участника группы.


О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода

I. Работа со справочной литературой.

1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:

- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;

- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;

- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.

2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.

3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.

4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.

II. Работа с беллетристикой:

1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.

2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа составлена на основе: Государственного образовательного...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconУчебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
«строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа по мхк для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconПояснительная записка Представленная программа по мировой художественной...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconАннотация к рабочим программам по предмету
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconЕмохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл:...
Рабочая учебная программа для параллели 8-х классов составлена на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре для...
Изучение мхк осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования...
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск