Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г





Скачать 367.64 Kb.
НазваниеУчебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г
страница1/3
Дата публикации20.11.2017
Размер367.64 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3



ЕМЕЛИН Вадим Анатольевич.

Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: МАМАРМЕН, 2000 г.


Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов МАМАРМЕН.

ãМАМАРМЕН, 2000 г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 2

Постмодернистская философия

и постмодерная культура ______________________________3

Постмодернизм – квинтэссенция духа времени 4

Парадоксальные термины с приставкой «пост» 4

Модерн и постмодерн 5

Модерн как Новое Время 6

Модерн как модернизм 7

Модерн как христианская эпоха 8

Модерн как исторический проект 9

«Постмодерн» как термин и Постмодерн как историческая эпоха 10

Лиотар о «состоянии постмодерн» 11

Конец 60-х – начало становления постмодерной культуры 12

Постмодернизм и постиндустриальное общество 14

Постмодернизм и 1968 год 15

Постмодернизм и трансформации в искусстве и науке 17

Постмодернизм и постструктурализм 18

Деконструктивизм Деррида 18

Понятие децентрации 19

Постструктурализм – философский базис постмодернизма 20

Постмодернизм – незавершенный проект 21

Поливариантность постмодернизма 22

Постмодернизм и проблемы постмодерной культуры 23

Постмодернизм как утверждение плюрализма 24

Задачи постмодернистской философии 25

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ______________________ 26

Введение


Основной задачей настоящего учебного пособия является разъяснение смысла понятия «постмодернизм» и рассмотрение особенностей становления постмодерной культуры. Ввиду того, что постмодернистская философия является одним из самых молодых интеллектуальных течений, в учебной литературе еще не разработано достаточно четкой ее интерпретации. В нижеследующем обзоре будут обозначены основные терминологические трудности, сопровождающие уяснение сущностных характеристик постмодернизма, а также будет показано, какие социокультурные события способствовали утверждению постмодернистского мировоззрения и становления постмодерной культурой в целом.

Учебное пособие предназначено для помощи студентам в усвоении темы «Западная философия ХХ века» из курса «Философия» и темы «Европейская культура конца ХХ века» из курса «Культурология». Также материалы могут быть использованы аспирантами для подготовки к вопросам кандидатского экзамена по новейшим направлениям и проблемам философии.

Пособие основывается на материалах диссертационного исследования автора «Информационные технологии в контексте постмодернистской философии». Для более глубокого изучения предполагается самостоятельное изучение студентами проблемы, для чего дается список необходимой литературы. Также студентам и аспирантам, заинтересовавшимся проблемами постмодернизма, постмодерной культуры и информационного общества предлагается ознакомиться с неопубликованными работами автора размещенными на его сайте в Интернете по адресу: http://www.emelin.da.ru/

Постмодернистская философия и постмодерная культура





Пожалуй, в наше время нет такого часто употребляемого и, при этом, более туманного понятия, чем постмодернизм. И дело не только в его обширности, многогранности и эклектичности, – ведь постмодернизм связывается с широким кругом явлений в различных областях культуры конца ХХ века: искусстве, философии, науке, политике, – что уже само по себе создаёт трудности в его интерпретации. Основная проблема состоит в отсутствии более-менее четкого представления о сущности постмодернизма, о том, что скрывается за этим броским и чем-то завораживающим словом, которое так часто можно услышать по телевидению и в кино, столкнуться с ним в журналах и художественной литературе. Подавляющему большинству употребляющих этот термин, вряд ли удастся толком разъяснить его смысл, но, при этом, каждый старается наделить его любым удобным для себя значением. Возникает парадоксальная ситуация, что "под вывеской постмодернизма можно не только ставить спектакли и писать стихи, но и печь блины, носить экстравагантные костюмы, заниматься любовью и ссориться, а также зачислять себе в предшественники любых понравившихся авторов из пантеона мировой культуры". Постмодернизм стал моден: модно, как и быть его приверженцем, так и его критиковать, И то, и другое в равной степени облегчает отсутствие более или менее четкого понимания данного термина и, собственно говоря, того феномена, что им обозначается. А между тем, проблема постмодернизма сегодня является одной из самых обсуждаемых в научных кругах уже на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий, поэтому крайне важно уяснить его сущностные характеристики, время возникновения и роль в формировании современной культуры.


Постмодернизм –

квинтэссенция
«духа времени»



Исходным пунктом в объяснении смысла данного непростого понятия будет утверждение, что постмодернизм – это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. Причем, оно не сводится к какому-либо единому учению или теории, скорее его надо рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, но, несмотря на это, имеющих нечто общее, объединяющее. То общее, лежащее в основе любой интеллектуальной деятельности определённой эпохи, принято называть "духом времени", существующим независимо от того, хотим ли мы этого или нет. постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссенцию этого духа времени, так как именно он наиболее адекватно отражает состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Главной, отличительной чертой постмодернизма считается определяющая установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.

Итак, еще раз отметим, что под постмодернизмом следует понимать не какое-то отдельное течение в литературе, архитектуре, науке e.t.c. а общее выражение мировоззрения конкретной эпохи, которая собственно и носит название "постмодерн". Как правило, принято различать эти два понятия1 – "постмодерн", что буквально означает период, наступающий после "модерна"; и "постмодернизм", означающий самосознание культуры на данном историческом этапе.

Парадоксальные
термины с приставкой «пост»



Термины "постмодерн" и "постмодернизм" образуются с помощью приставки "пост". Данный способ образования философских равно как и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ века. Термины, образованные таким образом – постструктурализм, постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм и т.п. – являются парадоксальными, поскольку они не указывают напрямую на свою сущность, свой предмет, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия. Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, которое в отличие от диалектического или негативного отрицаний – состоит в том, что оно не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение. Таким образом, понятия, начинающиеся с приставки "пост" не предполагают элиминации предыдущих состояний, скорее здесь речь идет о переходе на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причём последний уже теряет своё право на всеобъемлемость и исключительность. Правильное понимание смыслового содержания приставки "пост" имеет большое значение для раскрытия сущности постмодернизма, а также ограждает от возможного отождествления постмодернизма с антимодернизмом, что повлекло бы за собой полное отрицание рациональных категорий модернистской философии, и, в конечном счете, поставило бы под сомнение саму возможность научного анализа ситуации "постмодерн".

Модерн и Постмодерн


На том, что понятие "постмодернизм" образовано не совсем обычным способом, терминологические трудности не заканчиваются. Немалые проблемы в определении его смысла обусловлены многозначностью трактовок "модерна", ведь оттого, что подразумевается под модерном и модернизмом, напрямую зависит и понимание постмодерна и постмодернизма. В связи с этим, рассмотрим основные смысловые значения понятия «модерн». Прежде всего, следует отметить, что слово modern, переводящееся как "современный", имеет два различных смысловых значения: первое соответствует современному как "отвечающему требованию времени", а второе – модерну как таковому, то есть модернизму. В свою очередь, непосредственно термином "модерн" (во втором значении) обозначается довольно широкий круг культурных явлений. В самом узком смысле под "модерном" понимается художественно-литературное движение конца ХIХ – начала ХХ века. В более широком смысле понятие

Модерн как
Новое Время



"модерн" обозначает определённый исторический период, отождествляемый с Новым Временем (Modernity) – эпохой, следующей за Античностью и Средневековьем, которые в совокупности можно назвать "Pre-modernity" (предмодерн"). Модерн как историческая эра характеризуется особым философским и научным мировоззрением – модернизмом, символизируемым такими фигурами как Бэкон, Декарт, Ньютон, Гегель, Маркс и др. Основной идеей этого мировоззрения была вера в возможность человеческого разума познать мир как некое целое, как единую систему, подчиняющуюся определённым объективным законам, а также убеждение в том, что выявление основных законов природы и общества не только будет способствовать историческому прогрессу, но и даст право на переустройство мира в соответствии с ними. Таким образом, модернизм в своих теоретических построениях исходит из того, что человеку доступно абсолютное знание, которое можно воплотить в реальности. Здесь следует отметить, подобная установка возникла намного раньше, чем собственно мировоззрение Нового времени, скорее в эту эпоху она получила наиболее полное теоретическое и практическое воплощение. Данный фактор нельзя упускать из виду, так как от него во многом зависит, что будет пониматься непосредственно под "постмодернизмом": состояние конкретной исторической эпохи, наступившей после "модерна" и ставящей своей целью его преодоление; или же это идейное течение, одной из задач которого является критика основополагающих категорий европейской философской мысли, итогом развития которых и стал "модерн". Очевидно, что постмодернизм нельзя сводить только лишь к отрицанию модернизма: во-первых, потому что данный подход редуцирует сложное культурное явление до уровня негативной критической теории предшествующей эпохи; во-вторых, потому что критическая мысль постмодернизма направлена не столько на развенчание мировоззрения Нового времени, сколько на отказ от любых общих идей, метафизических построений, пытающихся вписать реальность в жесткие теоретические схемы, и упорядочить мир в соответствии с ними. Попытки применить к действительности созданные человеческим разумом идеальные конструкты, как уже отмечалось выше, начались не с рационализма Нового времени, не с Просвещения, с его верой в прогресс; они восходят к древнегреческой философской и научной мысли. Собственно говоря, ппппервым мыслителем, поставившим идеальный мир над реальным, можно считать Пифагора, для которого идеи-числа были более реальны, чем чувственные объекты. Именно отсюда берёт начало вера в вечные и совершенные интеллигибельные истины, довлеющие над действительностью, которая во многом определила направление развития европейской цивилизации и привела к тому тупиковому состоянию культуры, которое констатировал постмодернизм1.

Модерн как модернизм


Здесь следует подчеркнуть ещё один немаловажный фактор, определяющий сущностные характеристики "модерна": модерн – это не только (и не столько) конкретная историческая эпоха, – это определённая мировоззренческая позиция, которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим, причём, новая ступень развития, с данной точки зрения, должна "преодолевать" или даже отменять предшествующую. Собственно говоря, само слово "modern" происходит от латинского modo – "недавно"; и уже в этимологии этого слова заложен приоритет настоящего перед прошлым, которое рассматривается как нечто изжившее себя и подлежащее замене. Таким образом, можно сделать вывод, что модерн – это эпоха, отличительной чертой которой является ориентация на новое, которое должно исправить "заблуждения" минувшего и, в свою очередь, стать фундаментом для будущего развития, конечная цель которого, по-видимому, будет чем-то сродни установлению "царства Божьего" на земле. Идеологии модерна свойственно видение истории как единой прямой восходящего прогресса, в этом сходятся как гуманисты эпохи Возрождения, так и просветители и марксисты: все они были склонны к созданию социально-научных утопий, к построению "земных эдемов".

Модерн как
христианская эпоха



Завершая обзор значений термина "модерн", нельзя пройти мимо ещё одного варианта его трактовки. Как отмечает П. Козловски, существует предельно широкое толкование "модерна", отождествляющее его с эпохой христианства. Так, христиане периода поздней античности называли себя moderni в отличие от язычников, которых они называли antiqui. Соответственно с пониманием модерна как века христианства, понятия "современное" и "христианское" П. Козловски предлагает рассматривать как синонимы. А если принять во внимание тот факт, что христианское понимание истории рассматривает Ветхий завет и Новый завет как единое целое, то эпоха модерна начинается уже с изгнания первого человека из рая1. Исходя из этого, человека можно считать современным существом уже со времени "вкушения запретного плода" с древа познания. Данное толкование не имеет в настоящее время широкого распространения, но, тем не менее, оно используется в поисках определения понятия "постмодерн". Так, например, ему созвучна позиция Г. Рормозера, характеризующего нынешнюю эпоху не только как "постмодерную", но и как "постхристианскую". Он утверждает, что мир более нельзя называть огульно христианским или нехристианским: одно неуловимо перетекает в другое, так что практически невозможно провести грань между ними. "Мы находимся в исторически беспримерном положении – заявляет он, – ибо нехристианами или антихристианами мы не являемся, а суть постхристиане"2. Таким образом, трактовка модерна как христианской эпохи имеет под собой определённые основания, и открывает еще одну грань содержания понятия "постмодернизм".

Модерн как
исторический проект



Итак, обзор основных смысловых значений термина "модерн" показывает, что не существует единого понимания данного явления, остающегося предметом непрекращающихся споров и дискуссий. Тем не менее, попробуем дать обобщённую интерпретацию содержания понятия "модерн". Очевидно, что следует рассматривать модерн не как отдельный исторический период (вышеприведённый обзор показал, что практически невозможно чётко определить его хронологические границы), а как некий исторический проект, берущий своё начало в Древней Греции, проходящий сквозь христианскую эпоху и обретающий наиболее полное воплощение в Новое время. Этот исторический, а значит и мировоззренческий проект, который можно обозначить удачным выражением Хабермаса как "проект модерна", обладает следующими чертами:

  • стремление к созданию универсальной картины мира, сводящей всё многообразие действительности к единым основаниям;

  • убеждение в доступности человеческому разуму абсолютного знания об этих основаниях;

  • стремление к полному воплощению этого знания в действительности;

  • убеждение, что такая реализация будет способствовать увеличению человеческого счастья;

  • уверенность в поступательном развитии человечества, в приоритете настоящего перед прошлым, а будущего перед настоящим.

Трактовка модерна как исторического проекта, напрямую не связанного хронологическими рамками, решает многие проблемы, связанные с многозначностью данного понятия. Также, подобное понимание модерна согласуется с тем фактом, что наряду с главенствующими модернистскими тенденциями, во всех периодах европейской истории, начиная с Античности, присутствуют и антимодернистские веяния. Так, в Новое Время, когда господствовало модернистское мировоззрение, творили такие маргинальные фигуры как де Сад, Ницше, Джойс и др., чьё творчество никак не вписывалось в сложившиеся мыслительные практики (равно как и в постмодерном обществе сохраняются значительные фрагменты модернистского мышления). этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, ведь если рассматривать модерн как отражение всего мировоззрения Нового времени (или какой-либо другой эпохи), то включёнными в модернистский дискурс оказываются и те идеи, которые по своему духу модернистскими не являются. Подобного рода смешения можно избежать в том случае, если под модерном понимать определённые тенденции, пронизывающие всю историю европейской цивилизации и имеющие разную степень воплощения в различные её периоды. Данная интерпретация понятия "модерн" также будет способствовать более полному раскрытию содержания термина "постмодерн".
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм...
Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» (филиал ргупс в г. Туапсе)
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология...
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г icon«Английский язык»
Рекомендовано к изданию Ученым советом ано впо «Новый сибирский институт» (протокол №41 от 19. 06. 10)
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28. 11. 2013
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconКак форма самостоятельной
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту в процессе...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconВ. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров ослабленный ребенок: развитие и оздоровление москва 2003
Одобрено и рекомендовано к печати Ученым советом Института дошкольного образования и семейного воспитания рао
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк: Печатается по решению Редакционно-издательского...
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconМетодическое пособие по выполнению студентами рефератов учебное пособие...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconПроблема рациональности современной европейской философии
Рекомендовано к печати Ученым Советом Государственной академии славянской культуры
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г icon«Петербургский государственный университет путей сообщения» (пкжт...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconН. А. Иванова поведение домохозяйств на рынке труда в трансформационной экономике
Рекомендовано к изданию Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconМирошниченко И. И. Мировые информационные ресурсы
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика» всех форм обучения
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconНаучная библиотека
Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов вгау, деловых людей, всех, кто ценит воспитанность, вежливость, дорожит...
Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым советом и рекомендовано к изданию и использованию в учебном процессе для всех форм обучения и факультетов мамармен. ãМамармен, 2000 г iconА. В. Вавилина учебная практика
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск