Скачать 1.3 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ВГУ») Д. Г. КУКАРНИКОВ, И. А. ЧУРСАНОВА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2013 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28.11. 2013 Рецензент: канд. филос. наук преподаватель кафедры онтологии и теории познания Обыденный Д. Н. Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» факультета философии и психологии Для направления 030100 – Философия Шифр дисциплины – Б3.В.ОД.2 (Теоретико-методологический профиль) Б3.Б.1 ( Социально-аксиологический профиль) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В профессиональной подготовке философа социальная философия выступает одной из ведущих дисциплин и относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100 Философия (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Содержание и логика программы определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к данной дисциплине, а также основываются на анализе профессионального опыта подготовки специалистов-философов как в Воронежском государственном университете, так и в других ведущих университетах страны. В программе реализован целостный подход к изучению курса «Социальная философия», согласно которому последовательно рассматриваются основные разделы дисциплины. Это обусловило структуру курса, которая включает в себя четыре взаимосвязанные части:
В первой части рассматриваются предмет социальной философии, современные дискуссии вокруг социально-философской проблематики, природа социально-философского познания и его особенности. Здесь студенты знакомятся с логикой возникновения основных социально-философских учений, с методологией социальных исследований, проблемой соотношения понимания и объяснения в социальных науках и т.д. Во второй части представлена проблематика соотношения социального и природного, исследуются сущность и структура общества, подробно изучаются сферы общественной жизни. В третьей части рассматриваются социально-философские проблемы бытия и сущности человека, пространства и времени социальной деятельности, свободы человека в обществе. В четвертой части изучаются вопросы, связанные с историческим развитием общества в контексте социальной философии. Поднимаются следующие проблемы: вариативность общественного развития, интерпретации смысла истории, модели исторического прогресса и его критерии. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостного системного представления о мире социального и месте человека в нем, позволяющего им расширить концептуальный поиск в области философских проблем общественной жизни. Основными задачами учебной дисциплины являются:
Курс рассчитан на 117 часов лекционных и 90 часов семинарских занятий для социально-аксиологического профиля и 72 часа лекционных и 108 часов семинарских занятий для теоретико-методологического профиля. Усвоение учебного материала предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Исходя из этого авторы включили в программу не только основное содержание дисциплины «Социальная философия», но и планы семинарских занятий по отдельным темам. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда заданий, выдаваемых преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельные задания подлежат последующей проверке преподавателем. Для получения допуска к экзамену студент должен предоставить на проверку конспекты самостоятельно изученных литературных источников, а также выполненные задания для самостоятельной работы. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по таким разделам, как введение в философию, онтология и теория познания, логика и история зарубежной философии, которые преподаются в течение первых двух лет обучения; понимать природу философского знания; знать особенности методологии философского познания, основные формы и приемы рационального познания; знать категориальный аппарат философии, поскольку он активно применяется в социальной философии. Кроме того, студенты должны хорошо ориентироваться в области истории зарубежной философии (иметь знания по истории античной философии, истории средневековой философии и философии эпохи Возрождения, новоевропейской философии, изучаемым на 1-2 курсах), что имеет немаловажное значение для более глубокого усвоения основных закономерностей формирования и развития социально-философских представлений. К началу изучения социальной философии у студентов должны быть сформированы компетенции: владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ПК-2), истории зарубежной философии (античная философия; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени) (ПК-4); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12). Учебная дисциплина «Социальная философия» является предшествующей для следующих дисциплин: «История философии ХIХ века», «Современная зарубежная философия», «Философия и методология науки», «Философская антропология», «Этика», «Эстетика», «Философия религии», «Модели метафизического дискурса в классической и неклассической философии», «Наука как феномен культуры», «Философские вопросы политической науки», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Методика преподавания обществознания», «Философские теории сознания». В результате освоения дисциплины «Социальная философия» у студентов должны быть сформированы компетенции: а) общекультурные (ОК): – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); – способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); б) профессиональные (ПК): в области научно-исследовательской деятельности: – умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества) (ПК-3); - знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11); - владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); В области организационно-управленческой деятельности: - умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19); В области педагогической деятельности: – умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области социальной философии (ПК-15). Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом – 14 ЗЕТ / 504 часа (профиль социально-аксиологический). ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Используются следующие интерактивные формы проведения занятий: презентация учебного проекта, групповое обсуждение, дискуссия, метод case-stady (анализ профессиональных практических ситуаций). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом – 12 ЗЕТ / 432 часа (профиль теоретико-методологический). ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Используются следующие интерактивные формы проведения занятий: презентация учебного проекта, групповое обсуждение, дискуссия, метод case-stady (анализ профессиональных практических ситуаций). |
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета... Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | Учебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения... Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения.... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии | Кафедра истории, философии, социологии, политологии политология Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Казанского государственного медицинского... | ||
Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление 030100. 62 «Философия» Дёгтев А. Н. Математическая логика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления... | Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | Программа курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и... | ||
Неличные формы глагола Неличные формы глагола : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов юридического факультета очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | ||
Учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | Контрольные вопросы по курсу Учебно-методическое и информационное обеспечение Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр" | ||
С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | ||
Философия Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей / И. В. Степанов, М. В. Нагорная, В.... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму |