Скачать 70.21 Kb.
|
М.Ю. Перешеина (аспирант) ФЕНОМЕН ПУТЕШЕСТВИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ г. Киров, Вятский государственный университет С окончанием второй мировой войны в стремлении человека познать и изучить мир, другие народы все большую роль играют различного рода путешествия. Основную суть явления путешествий нельзя выразить обыденной фразой – «мир посмотреть и себя показать». Суть сегодняшних изменений роли путешествий сводится к тому, что в век все увеличивающегося потока информации человек, с одной стороны все больше нуждается в переживаниях, с другой – саму информацию о мире стремится получить «в живую», не переработанную СМИ. «Живое переживание» становится новым уровнем познания. Важнейшей особенностью современной системы межкультурных коммуникаций, является процесс взаимного проникновения культур, который сегодня приобрел всеобщий характер. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой диалектический процесс. С одной стороны, наблюдается интеграция, универсализация, сотрудничество, с другой стороны - дифференциация, самоидентификация, конфликты. Эти процессы не исключают друг друга, а являются взаимно обусловленными тенденциями развития современного мира. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру, становятся универсальными [1]. В рамках новой коммуникативной парадигмы социального знания путешествия могут рассматриваться как новый подход не только расширяющий сферу человеческого познания, но и формирующий новый образ знания, картину мира, преодолевающий локальность. До 18-19 веков путешествия были одним из основных источников получения информации о тех или иных странах (их природе, населении, истории, культуре). Таким образом, путешествия имели характер научных экспедиций. Сегодня путешествие понимается как любое перемещение в пространстве (даже виртуальном) и становится неотъемлемой частью и насущной потребностью жизни современного человека. Рано или поздно каждый ощущает необходимость отправиться в путешествие. Это объясняется стремлением человека к разнообразию впечатлений, человек рассчитывает с переменой мест снять нервное напряжение и усталость. Несмотря на различные цели путешествий, совершаемых в разное время, всегда путешествия способствовали расширению познаний человека В науке все чаще о путешествии говорят как о феномене. Феномен путешествия с точки зрения гносеологии еще никто специально не изучал. Что касается феномена путешествий, то отметим, что путешествие и в опыте существует, как бы, многослойно. При этом не просто как явление материального мира, но, прежде всего, как способ познания. Путешественник едет туда, где он никогда не был, и рассчитывает пережить, почувствовать, увидеть то, чего никогда не было. Подлинное путешествие – это всегда открытие чего-то нового, ранее неизвестного. В этом есть непредсказуемость, есть испытание, есть трудность и есть опыт, которого заранее нельзя предвидеть. Перемещение субъекта в социальном или географическом пространстве, предполагает попадание в новый незнакомый или, как минимум, малознакомый мир для него. Само передвижение, путешествие начинает выступать в качестве концепта, участвуя в создании оппозиции «свое / чужое», «обычное, норма / необычное» [6]. Путешественник сосредоточен не только на противостоянии «своего» — «другому», но и на познании «своего» через «чужое». Человек, путешествующий берет на себя ключевую роль в осуществлении межкультурной коммуникации. Являясь субъектом коммуникативного действия, он главное связующее звено между «своими» и «чужими». Внутренний мир путешественника постоянно открыт для новых взаимодействий. Путешествие как ситуация познания является процессом взаимодействия локальностей. В результате взаимодействия различных типов локальностей рождается новая целостность, новое знание. В этом случае путешествие рассматривается как способ универсализации. С точки зрения гносеологического подхода сама среда путешествия, новые условия бытия активизируют познавательные способности человека. Уже Геродот констатировал тот факт, что, путешествуя, люди познают мир. Еще один аспект – деятельностный. «Всякое действие есть познание, всякое познание есть действие» [5]. Путешествия приносят человеку новые впечатления, но и требуют от него новой деятельности, решения новых задач. В ходе этой деятельности, путешественник, конечно, преобразует мир. Но более всего, он преобразует и совершенствует себя. Наконец, есть взгляд – аксиологический. Путешествия эффективно формируют в человеке новые ценностные установки и принципы восприятия красоты. Но, при ближайшем рассмотрении, это оказываются совсем разные установки. Путешествия продвигают ценности различных культур, которые встречаясь, обогащают друг друга, иногда разрушают и противоборствуют. Рассмотрим путешествие как ситуацию познания. Необходимо раскрыть процессы формирования самого познавательного поведения путешественника. Человеческое познание возникает из процесса взаимодействия, в котором человек как реальная живая система и познающий субъект сталкивается с фактами столь же реального внешнего мира, составляющими объект его познания. Все, что мы можем познать строиться на переживаниях субъекта. С точки зрения гносеологии путешественник является субъектом познания, то есть познающий человек с уже сформированными когнитивными способностями. Отметим, что путешествие как способ познания окружающего мира и описание его как возможность поделиться с другими открывшимся в ходе странствий знанием известен очень давно. Речь идет о перемещении человека в пространстве, связанным с «открытием» новых территорий. Этот способ познания определяется следующими составляющими: а) сбор и накопление эмпирических данных, осуществляемых путём наблюдения в отношении к природе и общения с людьми в обществе; б) формулирование гипотез на основании собранных путём поиска моделей взаимоотношений между данными и последующее устное или письменное сообщение. Объектами познания в процессе путешествия являются предметы природы, а также вещи, события и личности в обществе. Любая страна как сложное целое есть комплекс позиций, как реальный объект и как предмет исследования. Страна есть и дана — потому и не может иначе быть понята и исследована как — совокупность позиций, точек зрения. [4] Путешествие есть осуществление сравнительного подхода почти буквально, как «нанизывание» на маршрут соотносимых частей объекта познания, прохождение серии взаимосвязанных позиций. Предмет таких путешествий — всегда культурный ландшафт, в котором акцентируются те или иные формы и слои содержания. Такие путешествия включают маршрутные наблюдения, включение в местные информационные потоки и комплексную коммуникацию. Иногда наблюдения фиксируются в дневнике в текущем режиме; кроме «внешних впечатлений» обязательно фиксируются события самого путешествия и личное состояние путешественника. Нередко повествовательно-линейный основной текст дневника сопровождается довольно многочисленными и разнообразными комментариями, перечнями, подсчетами, схемами, расшифровками и росписями отдельных бесед и событий более подробно. Стоит только сказать, что ряд существенных моментов интерпретации и реконструкции культурного ландшафта производится в ходе самого путешествия (или, что на самом деле существеннее — в состоянии «путешественности»). [3] Важно отметить, путешествие как способ исследования предполагает открытым набор интерпретаций, и даже — возможность порождения новых способов, приемов и концептуальных схем интерпретации, как и проблематизации наличных. Опыт путешествий, каким он был в прежние времена, зафиксирован в памятниках литературы, мемуарах. Сохранившиеся первоисточники и накопленные исследователями материалы позволяют представить мировоззрение путешественника. Цели путешествий во все времена были весьма разнообразны. Путешествовали с торговой или религиозной миссией, с целью поклонения святыням, с целью продолжения образования, с целью отдохнуть или избавится от стресса. Необходимо отметить, что в путешествии как в ситуации познании важен не столько результат, сколько сам процесс. Путешествие как перемещение в пространстве провоцирует отталкивание от обычной среды привычного образа жизни и погружение в самого себя, познание самого себя. Если анализировать путевые записки путешественников, то можно сказать, что автор-путешественник репрезентует собственную личность. Своего рода, это процесс конструирования личности в процессе познания, рассмотрение собственного «Я», основанное на личном опыте. Для образованного, наблюдательного и «чувствительного» путешественника, каким, несомненно, являлся и Н.М. Карамзин, была очевидна высокая цель странствий. Обращаясь к соотечественникам, он пишет о том, что путешествие «питательно для духа и сердца нашего». Оно излечит от скуки и разочарований, заставит полюбить человечество, поможет освоить плоды культуры. В этой оценке путешествия сходятся многие русские писатели [2]. Таким образом, тексты путешественников содержат отображение интеллектуального и духовного опыта автора, где главными оказываются не внешние, а внутренние события. Таким образом, текст создается с целью самопознания, определяет постановку вопроса о выборе человеком определенной жизненной стратегии. За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. Но сегодня, путешествие стало для человека не только уникальным способом познания себя и мира, но, можно сказать это новый уровень эмпирического познания, посредством личностных впечатлений и переживаний. Список литературы. 1. Библер В. С. Цивилизация и культура. Философские размышления в канун 21 века - М.: РГГУ, 1993 2. Гринштейн А.Л. «Чужое», «привычное», «свое», «незнакомое»: человек и окружающий мир в прозе XVIII века - Режим доступа: http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/grinshtein.htm 3. Иванова Н. Жертва географии. Русский писатель открывает (и закрывает) мир– Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2003/8/ivan-pr.html 4. Каганский В. Евразийские регионы и евразийские образы регионов -Режим доступа: http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/kaganskiy/region/ 5. Умберто Р.Матурана, Франсиско Х.Варела. Древо позания. Биологические корни человеческого понимания. Перевод с английского Ю.А.Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001 6.Якимец К. И. Свое и чужое // Вопросы философии. – 2003. - №11. – С. 28-42 |
Теория культуры семинар №1 феномен культуры Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры | Темы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов... Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры | ||
Мода на японию как социокультурный феномен современного российского общества Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Г. Орёл, ти им. Поликарпова «гу-нпк» Формирование речевой культуры... Формирование речевой культуры специалиста как аспект качества его профессионального образования | ||
Изучение истории и культуры религий Примеры работы в регионах по организации изучения истории и культуры религии в системе образования | 25. формирование экологической культуры населения нижегородской области Тема урока: «Нумерация больше 1000» (закрепление изученного материала в форме путешествия) | ||
Темы рефератов по «Педагогике физической культуры» для студентов 3 курса дневного обучения Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Путешествия по другим измерениям, используя тонкое астральное тело всегда заинтриговывало человека, также как левитация, невидимость,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фотография как феномен культуры: исторические и социально-эстетические предпосылки ее появления | Реферат по истории зарубежной литературы «Оппозиция гуигнгнмы-йэху... Свифт – крупнейший сатирик в истории мировой литературы. Он отличался от других писателей английского Просвещения тем, что не только... | ||
Кафедра российской истории Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом... | Конкурса «Математика как феномен культуры», проводимого в рамках... Присутствовали: Князева Л. Е., Михайлова И. А., Полякова Т. С., Пырков В. Е. Романов Ю. В | ||
Темы рефератов по курсу «Концепции современного естествознания» Наука как феномен культуры Законы сохранения механической энергии и импульса и их связь со свойствами пространства и времени в классической механике | "религия как феномен культуры" Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа | ||
Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма Специальность 09. 00. 13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры | Реферат По дисциплине «Введение в рекламу» На тему «Социология в... Е существует множество трактовок такого неоднозначного определения как реклама. В законе «О рекламе» данный феномен определяется... |