Скачать 377.08 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ СД.5 Социология физической культуры и спорта Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720.65 Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм Утверждено на заседании кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности факультета ЕФКиБЖД (протокол №___от_________200_ г.) Зав. кафедрой ФКСиБЖД _______________ О.Г. Киевская Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры ФКС и БЖД Чуракова А.В. 1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент Ерохова Н.В. директор СДЮСШОР №3 г. Мурманска Страхов В.В. 1.3 Пояснительная записка: Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Современный человек сталкивается с необычайно трудными социальными задачами, для решения которых необходимо учитывать особенности и закономерности социального мира, в котором он живет, разбираться в характере человеческих отношений, иметь представление о ценностях и нормах социального поведения, о путях преодоления сложных конфликтных ситуаций, которыми наполнена социальная жизнь, и т.д. Получить и обосновать такие знания, необходимые для правильной ориентации человека в социуме, – задача целого комплекса наук о человеке и обществе. Важное место среди них занимает социология – наука о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. Социология физической культуры и спорта изучает, во-первых, закономерности функционирования и развития физической культуры и спорта как важных элементов социальной структуры общества, их место в обществе, социальные функции, связь с другими общественными явлениями, характер и механизм социальных отношений в этой специфической сфере общественной жизни. Во-вторых, отношение различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту, общественное мнение об этих социальных явлениях, связанные с ними потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение, стиль и образ жизни. Кроме того, эта дисциплина связана с превращением физкультурно-спортивной деятельности в важное социальное явление противоречивым характером функций современного спорта, возможностью его использования не только в гуманных, но и в антигуманных целях; необходимостью найти эффективные пути и средства воздействия на интересы и потребности различных групп населения для формирования у них здорового образа жизни, включения их в активные занятия физкультурой и спортом и т.д. В процессе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную литературу, помогающую им в осмыслении изучаемого материала, выполняют задания, предусмотренные программой курса, участвуют в разработке программ и инструментария социологических исследований. Контроль за СРС проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. В процессе изучения социологии физической культуры и спорта студенты должны овладеть навыками социологического анализа и социального, критического, самостоятельного мышления. Для этого им необходимо освоить и объяснить отличия социологии физической культуры и спорта, теории физической культуры, теории спорта, психологии спорта, с одной стороны, и социологии труда, социологии досуга, социологии образования и т.п. – с другой. Необходимо понять и разобраться в основных социологических проблемах физической культуры и спорта, дать им самостоятельную оценку; уметь выделить их значение как для теории, так и для практической, педагогической работы тренера, учителя, организатора физкультурно-массовой работы. Отсюда и основная форма самостоятельной, индивидуальной работы студентов – работа с первоисточником (книгой, статьей, социологическим отчетом, диссертацией или авторефератом). Форма выполнения учебных заданий должна быть не шаблонной, а, напротив, сугубо индивидуальной, произвольной, но вместе с тем открытой для объективной оценки. Исключение составляет учебное задание, которое выполняется по логической схеме, принятой в общесоциологической литературе. Социологическая анкета (вопросник) также должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода исследованиям. Все учебные задания, выполненные самостоятельно студентами, обсуждаются в ходе индивидуального и группового контроля. Это непременное условие для допуска студента к экзамену по итогам курса. Все работы возвращаются студентам. Лучшие из них могут быть рекомендованы кафедрой для публикации как методические разработки. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности Социология физической культуры и спорта как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать социально-культурные ценности физической культуры и спорта, национально-культурные черты развития физической культуры и спорта, отношение различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту, их потребности и интересы. Преподаватель должен хорошо разбираться в стимулах и мотивах физкультурно-спортивных занятий; уметь использовать социальные традиции, ритуалы и символику в сфере физической культуры и спорта для формирования здорового образа жизни студентов; владеть методами социологических исследований в области физической культуры и спорта. Для того чтобы успешно преподавать социологию физической культуры и спорта, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: философию, психологию, педагогику, уметь использовать их в образовательном и воспитательном процессе. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебно-методический комплекс ... | ||
Учебно-методический комплекс ... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема: Ориентирование на местности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | В. Г. Белинский Пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Военно-патриотические старты. (Сценарий) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа летнего оборонно-спортивного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания ... | ||
Методические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо |