Образовательный стандарт общего образования





НазваниеОбразовательный стандарт общего образования
страница1/6
Дата публикации01.09.2013
Размер0.66 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Культура > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6


Версия 4.0

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(макет)

Москва 2008

ВВЕДЕНИЕ
Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования. Содержание стандарта должно отвечать насущным задачам образования и своевременно обновляться по мере постановки новых задач, продиктованных теми или иными изменениями в жизнедеятельности социума.

Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных институтов.

В решении этого вопроса принципиально возможны две стратегии.

Первая реализуется в существующем стандарте общего образования (2004 года). Он нацелен, во-первых, на формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, во-вторых, на упрочение классно-урочной системы, в-третьих, на консервацию существующего методического арсенала и, в-четвертых, на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.

Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика и содержания деятельности педагога возможно добиться гарантированно высоких результатов обучения. Однако данные о результатах ЕГЭ свидетельствуют о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения – формирование ЗУНов оказывается не достигнутой.

Вторая стратегия нацелена, во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, во-вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих, на обогащение педагогического и управленческого арсенала, в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования. В этой стратегии стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром.

Именно такая стратегия и реализована в предлагаемом стандарте общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции, действующей на момент утверждения образовательного стандарта.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования всеми образовательными учреждениями на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение (п.1 ст.7 Закона «Об образовании»).

1.2  Основными пользователями ФГОС ОО являются:

1.2.1 Педагогические коллективы образовательных учреждений, реализующие и обновляющие основные образовательные программы;

1.2.2 Обучающиеся, осваивающие в учебных и внеучебных видах деятельности основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования;

1.2.3 Директора образовательных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений, отвечающие в пределах своей компетенции за качество образования;

1.2.4 Региональные, муниципальные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества работы педагогов и подготовки выпускников;

1.2.5 Общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

1.2.6. Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.2.7 Органы, обеспечивающие финансирование общего образования;

1.2.8 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование, аккредитацию и контроль качества в системе общего образования;

1.2.9 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль соблюдения законодательства в системе общего образования.
2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Деятельность – мотивированное, целенаправленное и опосредствованное преобразование людьми условий своего существования.

Учебная деятельность – систематически организованная деятельность людей, направленная на преобразование и расширение собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм

Образовательная деятельность – складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами урочных занятий.

Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.

Ступень общего образования – относительно целостный фрагмент временной развертки образовательной программы, соотнесенный с решением главной задачи возрастного этапа развития

    Основная образовательная программа (по ступеням образования) – системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией: учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); программами внеурочных видов деятельности, социальных практик; календарным учебным графиком; другими материалами, определяющими цели, содержание и технологии образовательного процесса.

    Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы ступени.




    Учебный (образовательный) план – нормативный документ, являющийся составной частью основной образовательной программы, определяющий набор образовательных областей, видов деятельности школьников и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.

Фундаментальное ядро общего образования – система базовых способов действий и понятийных средств ведущих образовательных областей составляющих основу основных образовательных программ ступеней общего образования.

    Образовательная область – совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.

Модуль - фрагмент образовательной программы или учебной дисциплины, характеризующийся структурно-содержательной завершенностью и относительной самостоятельностью.

Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид человеческой деятельности;

Учебный предмет проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, культуры) в пространство образования.

Элективные курсы – учебные программы на выбор обучающихся, направленные на индивидуализацию и актуализацию учения в соответствии с их интересами и наклонностями.

Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, который может включать в себя: выбор обучающимся индивидуального содержания учебной дисциплины (курса), своего стиля учения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.

Урок – организационная и содержательная единица учебного процесса ограниченная во времени для достижения определенной цели обучения.

Занятие – гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы учащихся при поддержке педагога

Результаты образования – проявления культурного прогрессирования индивида, имеющие социокультурную значимость.

Предметные знания, умения и навыки результат целенаправленных действий обучающихся по освоению учебного предмета (дисциплины).

Компетентность – качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как навык или умение: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность. Компетентность представлена в культуре в виде прецедентов, т.е. реальных персонализированных образцов компетентного действия.

Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности.

Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач.

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий.

Эксперт - человек, компетентный в некоторой области общественной практики, т.е. обладающий опытом, позволяющим в рамках этой области выдвигать осмысленные предположения и принимать адекватные решения относительно ситуаций ненормированного характера

Экспертная оценка - заключение эксперта, содержащее качественную оценку достижений учеников в тех областях образовательной деятельности, где невозможен формализованный количественный подход.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ОО – общее образование;

ООП - основная образовательная программа;

ФГОС ОО – федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Образовательная программа образовательного учреждения как общественный договор

В соответствии с концепцией модернизации российского образования (2001) основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Образование выступает важнейшим средством самореализации человека (и – опосредованно – общества) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения.

Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.

Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности.


    Образовательная программа образовательного учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.

Таким образом, в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в основу их деятельности положены основные образовательные программы трех ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании.
3.2. Образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать свои цели образования:

3.2.1. Целями основной образовательной программы начального общего образования являются:

создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000...
Образовательный стандарт общего образования iconПрограмма курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных...
Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего...
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),...
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность»,...
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
«Химическая технология», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2009 г. №807
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
«Строительство уникальных зданий и сооружений» (квалификация (степень) «специалист»)
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Разработан кафедрой регионологии фгбоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
...
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
«Продукты питания животного происхождения» (заочная форма обучения) от 21 декабря 2009 г. №741
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Разработан кафедрой вычислительных систем и информационной безопасности фбгоу впо «Алтайский государственный технический университет...
Образовательный стандарт общего образования iconПо Основам безопасности жизнедеятельности
Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Образовательный стандарт общего образования iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)...
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)
Образовательный стандарт общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)...
Общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной...
Образовательный стандарт общего образования iconОбразовательный стандарт реализации программ
Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной...
Образовательный стандарт общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск