1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления





Название1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления
страница1/5
Дата публикации23.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления.

Вся совокупность проявления материи образуют систему-вселенную. Во вселенной действуют космологический принцип, т.е все процессы протекающие в отдаленных областях вселенной подчиняются отдельным законом, они идентичны. Ближний космос – образец вселенной в целом. Вселенная эволюционирует как единое целое.

Фундаментальное средство материального мира явилось основой общности научного знания. Человек в течении многих веков изучая окружающую природу и самого себя, выстроил систему достоверных и обобщенных знаний о окружающем мире т.е науку.

Научные знания делятся на 2 подсистемы:

1)Естественные науки – естествознание

2)Гуманитарные, социальные

На ранних этапах эволюции гуманитарные и естествознание развивалось совместно.

Причины:

1)Знания были скудными

2)Представления о окружающем мире носили умозрительный характер.

3)Наукой занимались одни и те же люди

В следствии развития науки произошла специализация знаний.

Разделение труда  дифференциация наук

Объектом изучения естествознания стали все формы неживой материи. Простейшие формы живой материи.

Объектами изучения гуманитарных наук стали наиболее сложные формы живой материи связанные с человеком  человеческое сознание, творчество, право, языки, общественное мнение.

В результате разделения, естественные и гуманитарные науки вырабатывали независимые методы и средства познания, а также достигли различных уровней развития.

В связи с этим начали говорить о формировании 2ух различных культур.

Между этими двумя культурами накопились противоречия в традициях, целях, методах познания, что привело к несовпадению оценок достижений человечества. Поэтому стали говорить о проблеме двух культур.

На современном этапе на ряду с дифференциацией наук идет процесс интеграции наук.

2.Естествознание. Предмет и метод естествознания. Научный метод.

– раздел науки основанный на проверке гипотез и создание теории или эмпирических обобщений описывающих природные явления.

Предметом естествознания являются все процессы, явления обнаруживаемые органами чувств.

Естествознание – пронизывает междисциплинарные и трансдисциплинарные идеи.

Структура

Научного исследования представляет собой способ научного познания или научный метод как таковой.

Метод – совокупность действий помогающих в достижении результата.

Методы научного познания принято подразделять по степени, общности и широте применимости в процессе научного познания.

Всеобщие методы:

1)диалектический

2)метафизический

Общенаучные методы эмпирического и теоретического уровня

Эмпирический уровень

Наблюдение

Описание, фиксация сведений

Измерение – сравнение объектов, по каким либо сходным свойствам, сторонам

Эксперимент – наблюдение явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать ход явлений.

Теоретический уровень

1)Формализация – построение абстрактно материальных моделей.

2)Аксиоматизация – построение теории на основе аксиом

3)Гипотетично – дедуктивный - построение дедуктивно связанных гипотез с целью вывода утверждений о эмпирических фактах.

Анализ – расчленение предмета на составные части с целью их подробного изучения

Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Абстрагированное – отвлечение от ряда несущественных признаков для исследования с одновременным выделением интересующих признаков.

Обобщение – прием мышления в результате которого устанавливаются общие свойства или признаки объектов.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – способ рассуждения. Из общих посылок следуют выводы частного характера.

Аналогия – прием познания при котором из сходства объектов в одних признаках делается вывод об их сходстве в других признаках .

Моделирование - изучение объекта оригинала путем создании его копии, модели который замещает оригинал с определенных сторон.

Классификация – разделение объектов на группы.
3.Этика научных исследований. Псевдонаука.

Наука свободна от моральной оценки. Закон природы выводится вне зависимости от этических соображений. Сущность науки внеморальна.Этика может воздействовать на ход исследований. В новое время более важны были мировоззренчиские задачи-желание доказать пользу и ценность науки, затем собственно-познавательные и технические.. Моральный кризис науки. Наука это благо. Само знание нейтрально, но его применение включает в себя этические соображения. Наука содействует процессу принятия решения, благодаря определению последствий возможного выбора. Псевдонаука – деятельность имитирующая научную, но по сути таковой не являющаяся. Характерные черты. Игнорирование, искажение фактов. Отказ от сверки теории с результатами наблюдений в пользу апелляций к здравому смыслу или авторитетному мнению. Использование не подтвержденных экспериментами данных. Невозможность проверки и повтора. Политические и религиозные установки.

4.История естествознания.

НКМ – основные идеи наук о природе, закономерности, составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития и культуры человечества. Первая НКМ в Др Греции. Из разрозненных знаний формируется системы. Геоцентрическая, Механическая, Гелеоцентрическая НКМ. Эл-динамическая НКМ. Переход от ремесленничества к производству. Длится до 1911.
5.Панорма современного естествознания, его незавершенность.

Приходят квантовые представления. Вещество излучает и поглощает энергию квантами. М. Планк ввел понятие кванта. h – постоянная планка E=h? h делит все представления на квантовые и неквантовые. h E=h?. Опыты Резерфорда. Полу-квант полу-класс теория. Ген.Объяснены мутации. Лидер научного познания. Основные направления биологии. Эволюционное учение, генетика, экология(Вернандский).Синергетика-наука о сложноорганизованных эволюционизирующих системах. Кибернетика – наука об управлении систем самой разной природы.

6.Пространство и время. Свойства пространства и времени. Пространнсвенно-временные масштабы.

Пространственно – временный масштабы.

Пространство и время - формы бытия материи.

По Ньютону пространство это неизменное вместилище вещей.

По Лейбницу пространство зависит от свойств тел находящихся в пространстве.

По Ньютону пространство является трехмерным а время одномерным. Пространство и время по Ньютону абсолютны, т.е не зависят друг от друга.

Пространство отвечает за расположение тел относительно друг друга.

Пространство и время однородны. Однородность пространства означает физическую приемлемость всех точек пространства. Т.е при любом переносе объекта в пространстве.

Однородность времени означает физическую неразличимость всех моментов времени.

Другими словами если объекты не взаимодействуют т.е являются свободными то любой момент времени для них может быть принят за начальный.

Однородность пространства и времени это свойство симметрии пространства и времени.

Пространство изотропно, т.е физическая неразличимость всех направлений в пространстве.

Т.е любой поворот тела, на любой угол, не повлияет на процессы происходящие с ним.

Кроме того наше пространство является плоским , т.е удовлетворяет аксиомам геометрии Эвклида.

7.Понятие о состоянии системы. Лаплассовский детерминизм.

Система отсчёта – тело отсчета и связанные с этим телом система координат и прибор для регистрации времени. Состояние объекта определяется его координатами или радиус-вектором. Л д заключается в том, что если известно начальное состояние объекта, то есть его координаты и начальная скорость, то зная закон его движения(2 закон Ньютона) можно абсолютно точно определить его состояние в любой последующий момент времени.

Лапласовский детерминизм – понятие о состоянии системы. Т.к пространство и время однородны то свободные объекты движутся, последовательно меняя свое местоположение с течением времени.

Т.к пространство является плоским то их движение прямолинейно.

Свойства пространства и времени в масштабе вселенной могут изменяться.

Движение тел по инерции есть проявление однородности пространства и времени.

Система отсчета – тело отсчета связаны с этим телом система координат и прибор для регистрации времени.

В качестве системы координаты используют декартовую системы координат.

Иррациональная система отсчета.

Геоцентрическая система отсчета (связано с землей)

Гелиоцентрическая система отсчета (связано с солнцем)

Все инерциальные системы отсчета эквивалентные.

Т.е математическая формулировка не меняется.
Если известно состояние объекта в начальный момент времени, то зная закон движения объекта можно определить состояние объекта в любой момент времени.
8.Эволюция представлений о пространстве и времени. Принцип относительности Галилея.

Принцип относительности Галилея

Все законы механики инварианты относительно выбора иррациональной системы отчета

Основы специальной теории относительности

В основе этой работы лежат 2 постулата:

1) Принцип относительности ( все законы природы инварианты относительно выбора иррациональной системы отсчета)

2) Принцип инвариантности скорости света (скорость света в вакууме не зависит от скорости движения и является величиной одинаковой и предельной)



Если два события в системе отсчета К происходят в одной точке и одновременно то в системе отсчета К( штрих) они также происходят в одной точке и одновременно.

Если эти два события происходят в одной точке но не одновременно, то в системе К (штрих) они не только одновременны но и пространственно разобщены.

События связанные причинно следственной связью не могут происходить одновременно ни в одной иррациональной системе отсчета. Ибо всякому следствию соответствует своя причина.

Лоренцево сокращение длины

Пусть в системе отсчета К (штрих) покоится линейка и она вместе с системой отсчета К (штрих) движется с постоянной скоростью U.

Длина линейки измерена в той системе отсчета относительно которой она покоится называется собственной длиной. Длина измеренная в той системе отсчета относительно которой она движется с постоянной скоростью U называется релятивисткой длиной линейки ( L )

Таким образом длина линейки движущиеся со скоростью света в направлении своего линейного размера сокращается

«Лоренцево сокращение длины»

Лоренцево замедление времени

Пусть в системе отсчета К (штрих) покоятся часы которые вместе с системой отсчета К(штрих) движутся с постоянной скоростью U. Время отсчитанное по часам в той системе отсчета относительно которой они покоятся – собственное время

А время отсчитанное по часам в той системе отсчета относительно которой часы движутся со скоростью U, близкой к скорости света, называется релитивистким временем.

Часы движущиеся со скоростью света идут медленнее.

Увеличение массы тела движущегося со скоростью света.

Масса покоя частицы это масса измеренная в той системе относительно которой тело движется.

Масса играет роль энергосодержания.
9.Специальная теория относительности.

Релятивистская теория. Основа СТО. Принцип относительности. Принцип инвариантности скорости света. Следствие преобразований Лоренца. Одновременность событий. Замедление времени. Сокращение длины. Увеличение массы тела. 4Хмерный интервал.
10.Общая теория относительности.

Общая теория относительности (ОТО)

В 1916 Эйнштейн опубликовал статью «основы общей теории относительности». В этой статье он распространил принципы относительности для неинерциальных и инерциальных систем отсчета.

«Для наблюдателя находящегося в изолированной системе нет способа отличить эффекты вызываемые гравитационным полем от эффектов обусловленных ускорением»

В рамках общей теории относительности Эйнштейн отожествил понятие инертной и гравитационной массы.

В основе лежит принцип эквивалентности гравитационной и инертной масс. Учитывая соотношение E=mc2 и учитываяпринцип эквивалентности масс можно предположит, что с энергией световой волны связана некоторая гравитационная масса. Значит световая волна подвержена действию гравитационных тел. Эйнштейн рассчитал, что луч света вблизи солнца отклонится на 1,75 с. Вывод: в природе нет тел не подверженных гравитационному взаимодействию, в природе нет эталонов прямых линий. Нарушаются аксиомы геометрии Эвклида. ОТО связана с искревлением 4хмерного пространства времени. Геометрия Лобачевского, Римана. Все тела в гравитац поле движутся с одинаковым ускорением, если фотон движется вверх, то он теряет свою энергию, уменьшается частота, длина. Эффект красного смещания. Грав взаимодействие распространяется со скоростью света, можно предположить что существует грав волна, и гравитон.
11.Структурные уровни организации материи.

Элементарные частицы – ядра – атомы – молекулы – Микромир

Вещество(газ, жидкость, ТВ. Тела, плазм. Тело.) – Макромир

Планеты – звёзды – галактики – Вселенная в целом – Мегамир
12.Материя, формы существования материи.

Материя – философская категория которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируется, отображается его органами чувств существуя независимо от него.

Формы материи: вещество (частицы различной степени сложности и обладающих массой покоя) и поле (осуществляет действие одних частиц на другие с конечной скоростью, связывает частицы в макроскопические тела).

Формы могут переходить друг в друга (электрон и позитрон). Материя связана с движением (изменение материи, способ существования материи). Формы движения: ток, свет, хим реакции.

Фундаментальный закон природы: вечность и неуничтожимость материи и её движения. Материя существует в поле. Бытие: пространство и время.

Корпуск. и континуал. концепции природы

Корпускулярная – все состоит из частиц – атомов, движ в пустоте (др.греция – демокрит, левклип, эпикур)

Континуальная – непрерывная бесконечно делимая субстанция, заполняющая пространство без пустот и не имеющая границ (др.греция – фалес, эпидокл, аристотель)
Пространство – непрерывная по протяженности величина, время непрерывно по последовательности.

Споры привели к открытию корпускулярно-волнового дуализма – дискретность и непрерывность мира слились.

Взаимодействие.

Ядра – связанная си ядра и электронов

Молекула – связанная си атомов

Вещество – связанная си молекул и атомов.

Чтобы разложить такую си нужна энергия взаимодействия.

Фундаментальные взаимодействия:

Гравитационное (космос гравитон), Электромагнитное (от частиц до космоса фотон), Ядерное (силное) (ядро глюон), Слабое (элементарные частицы, бозоны).

Материя – объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается его органами чувств и существует не зависимо от него. Существуют 2 формы материи. Вещество – форма материи, которая состоит из отдельных частиц различной степени сложности. Поле – особая форма материи, которая осуществляет взаимодействие между частицами и передает взаимодействие от точки к точке с конечной скоростью, собирая их в совокупности в макроскопические тела. Материя находится в непрерывном движении. Движение – всякое изменение материи от простого перемещения до сложнейших процессов мышления. Формы существования, бытия.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconТемы семинарских занятий и тематических дискуссий семинарские занятия...
Семинар Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconЗакон «Об охране окружающей среды»
Вторая стратегия – гуманитарная. Её цель – содействовать «преобразованию» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни,...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconДля какой культуры характерны следующие черты: отражение характера...
А. Массовая и элитарная культуры враждебны друг другу и не могут существовать в обществе
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconНашего сегодняшнего "круглого стола" "Роль общественных организаций...
Роль общественных организаций в формировании экологической культуры и мышления
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconС. К. Маковский Взаимодействие различных видов знания важная образовательная,...
Они связаны с постепенным переходом современной цивилизации от узкопрофессионального знания к универсальной образовательной парадигме,...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. II. Алексеев, С. С. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Г. II. Григорьев). Общие механизмы эволюции культуры (Э. С. Маркарян). Учение А....
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconЯзыкознание как гуманитарная дисциплина. Место языкознания в системе...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconДоклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»
Вных образовательных целей обучения математике в школе является формирование представлений о математике как части общечеловеческой...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconОтчёт о проведении «Уроков культуры речи» в гбоу №628 «Александринская...
Диспут «Язык и речь»: в чём заключается культура русской речи, слушание, понимание текстов разных типов, стилей, жанров
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconЯвляется формирование представлений о мире как социокультурной реальности,...
Вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconРоссийской федерации фгаоу впо «Казанский (Приволжский) федеральный...
Наряду с практической целью данный курс ставит образовательные и воспитательные цели: повышение уровня общей культуры и образования,...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconПрограмма дисциплины опд. В. 00 Литература англии и США
Великобритании, данный курс имеет и воспитательное значение, т к способствует расширению кругозора студентов, повышению уровня культуры...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления icon«Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений...
Году работа управления культуры области и подведомственных организаций была направлена на дальнейшее развитие и совершенствование...
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Две культуры как отражение двух типов мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск