Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое)





НазваниеОбразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое)
страница1/3
Дата публикации15.09.2013
Размер0.53 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества
УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДДТ п.Шаля

______________Е.Л.Морозова

«______»____________2008г.
« Рукодельница »
образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

(направление деятельности: художественно - эстетическое)


программа дополнительного образования детей - 13 лет

срок реализации программы - 2 года
Автор:

Педагог дополнительного

образования - 1 кв.категория

Пермякова Ольга Анатольевна


п.Шаля –2008 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Разделы

Содержание

Полное наименование программы

«Рукодельница»

Руководитель

Пермякова Ольга Анатольевна

Рецензент

Каневская Екатерина Васильевна

Организация – исполнитель

Дом детского творчества

Адрес организации-исполнителя, телефон, факс

623030, п. Шаля, ул. Энгельса 56,

т. 2-31-02

Ф.И.О., должность автора

Пермякова О.А. педагог дополнительного образования,

География программы

Программа реализуется на территории п.Шаля

Целевые группы

Постоянный состав группы – 1 человек, имеющие инвалидность, хронические заболевания, задержку психического развития.

Цель программы

  • Формирование первоначальных трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности

  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества.

Направленность

Декоративно - прикладная

Срок реализации программы

2 года

Вид

Составительская

Уровень реализации

Дополнительное образование

Уровень освоения

Общекультурный

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, эвристический для основной части.

Краткое содержание программы

Познакомить с историей изонити, вязания,вышивки. С народными промыслами.




«Воспитание не только должно развивать ум,

вооружать знаниями, но и зажечь в человеке

жажду серьезного труда, без которого жизнь

его не может быть ни достойной, ни счастливой»«

К.Д. Ушинский
Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами , - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .

Имея, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон «Об образовании в Свердловской области»ст.14,18-22,35, Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» ст.23,24,25,43,Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы( Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие , так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право.

Назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных возможностей.

Главное место в коррекционно – воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, в связи с этим у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит обучающихся перед необходимостью познавания материалов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность оказывает большое внимание на физическое развитие детей. В процессе труда у обучающихся улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.

Программа обучения ручному труду содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть обучающиеся.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий и выставок в музее – мастерской Дома детского творчества, Шалинского краеведческого музея с целью изучения окружающего мира, знакомство с мастерами Шалинского городского округа, участия в районных и областных выставках детей с ограниченными возможностями здоровья, участие в мероприятиях Дома детского творчества и посещения детских объединений с той же направленностью.

Программа является составительской. Разработана, с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося в соответствии с требованиями программ: «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Новоселова Н.А.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004, Сборник программ дополнительного образования «Социально – педагогическая поддержка детей» - Екатеринбург,2000, Сборник программ дополнительного образования социально – педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург 2004, Программа «Умелец» Гиззатуллина М.А. Набережные Челны,2006.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю, 72 учебных часов.

Принципы создания программы:
Принцип гуманизма означает признание обучающегося ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно- развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.

Принцип природосообразности. Отличительной чертой подросткового возраста необходимо учитывать возрастную , половую дифференцированную; законы природы при выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и обучающегося, что позволит восполнить дефицит общения у обучающегося.

Принцип культуросообразности – отражение культурных ценностей через содержание, формы и методы обучения. Создание среды, «Растящей и питающей личности»

( П. Флоренский).

Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении как обучающегося с педагогом, так и между детьми, что позволяет обучающемуся свободно мыслить, находить новые идеи и решения поставленные педагогом или самим обучающимся.

Принцип включения личностив социально- значимую активную деятельность учит преодолевать психические барьеры и трудности, которые препятствуют активно развиваться и реализоваться.

Принцип самореализации в творчестве позволяет обучающемуся раскрыть, развить и реализовать имеющиеся у него возможности и интересы.

Принцип постепенного убывания помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности обучающегося.

1. Обучающая цель: Формирование первоначальных трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  • Формирование интереса к декоративно – прикладным видам деятельности.

  • Обучение обучающихся использовать в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений.

  • Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами.

  • Формирование умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий.

2.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.

Задачи:

  • Создание ситуации успеха

  • Воспитание настойчивости в преодалении трудностей, достижения поставленных задач

  • Воспитание аккуратности, ответственности за порученное дело

  • Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности

3.Развивающие цели: развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества.

Задачи :

  • Развитие мотивации обучающегося к творческому поиску

  • Развитие творческого мышления

  • Развитие умений умственного труда ( запоминать, анализировать, оценивать и т.д.)

  • Развитие умений организации учебного труда


Программа состоит из блоков:

1 блок – Вязание крючком

Вязание крючком является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится в своем гардеробе без вязанных вещей. Ручные работы не выходят из моды, меняются лишь виды, элементы, украшения изделий.

Блок по вязанию крючком включает в себя систематический курс знаний, навыков и приемов работы, она также дополнена темой по изготовлению изделий. .

Приобщение к вязанию крючком – это и подготовка обучающегося в рамках ДДТ к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств и воспитания, как усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкус, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Обучающий получает удовлетворение от выполненной работы, так как сразу видит ее результат.

2 блок – техника «Изонити»

  • История возникновения изонити

  • Развивает математические представления ( геометрические формы, ориентировка на плоскости)

  • Сенсорное развитие (цветовое восприятие)

  • Умственное воспитание (развитие абстрактного мышления, обучает плоскостному моделированию- умение составлять из окружностей и углов

  • ( треугольников) изображения предметов и композиций, закреплять знания понятия «зеркальное изображение)

  • Трудовое воспитание (владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью)

  • Физическое воспитание ( развить мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения)

  • Нравственное воспитание (воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность)

  • Эстетическое воспитание ( познакомить с новым видом художественной деятельности. Воспитать эстетический вкус, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, умение пользоваться знаниями, на других видах деятельности ( вязание, вышивка)

  • Речь. (развивать активной и пассивной словарь обучающегося, развивать объяснительную и доказательную речь, способствовать повторению словаря обучающегося математических терминов)

3 блок – Вышивка

  • Сформировать знания по вышивке,ее история возникновения;

  • обучить выполнению заданий по образцу;

  • научить самостоятельной оценке результатов работы;

  • воспитывать эстетический взгляд.

  • Готовить к будущей семейной жизни, прививая практические навыки работы с иглой, тканью, украшения одежды, интерьера.

  • С помощью вышивки обогатить и разнообразить свой досуг.

Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объеме, а предназначен для широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами обучающегося, для оптимизации обучения как начинающих, так и имеющих навыки и опыта вязания.

Программа предлагает не только использование различных традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, но широкое использование фотографий, слайдов, литературы, периодики и новые формы работы.

Это широкий обмен опытом, встреча с приглашенными специалистами, мастерами, участниками других детских объединений такого же профиля, экскурсии.

Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работе, сделают их более привлекательными для обучающихся и , главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.
Обучение включает следующие методы и приемы:

  1. Стимулирование и мотивация:

    • Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);

    • Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс)

    • Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)

    • Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)

    • Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)

    • Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)

    • Предъявление учебных требований

    • Авансированный успех ( индивидуальный)

  2. Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения.

  3. Индивидуальная работа

  4. Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках.

  5. Проблемно – поисковый метод:

  • создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений (кроссворды, загадки и т.д.)

  • самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия)

  • самостоятельная работа

  • экспериментальные занятия по созданию новых идей.

  1. Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)

  2. Диалоги, беседы ( на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)

Система критериев и форма контроля

Завершение работы по изготовлению изделий, участие в праздниках и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися детских объединений Дома детского творчества.

Особенности программы:

Отличие настоящей программы от существующих в данной области программ заключается в том, что одним из видом деятельности курса является новый вид ДПИ – «Изонить».

Именно этот вид деятельности позволяет обучающемуся, самостоятельно вводить новшества в искусство изонити.

Разработка блока «изонить» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых нарушена коррекция рук, т.е. для детей с ДЦП, с задержкой психики, поскольку развивает мелкую моторику рук и т.д., заставляет думать, доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Данная образовательная программа рассчитана на 2 год.

Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка.

Для детей 13 лет продолжительность занятий 40 мин.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемый результат.

1 блок

Знать :Историю ремесла

Уметь. Правильно подобрать пряжу, крючок к выполненному изделию. Изделия должны быть аккуратными, чистыми, хорошо отглажены, связаны со вкусом.

Выполнять простейшие виды изделий

2 блок

Знать: Историю ремесла,математические представления

Уметь: владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью, уметь составлять из окружностей и углов, дуг работы .

Развить: развивать активной и пассивной словарь ,объяснительную и доказательную речь.

3 блок

Знать :Историю ремесла.

Уметь подбирать нити (мулине) по цвету в работе.

Выполнять: задания по образцу;

Обогатить и разнообразить свой досуг.

Цели и задачи программы:

  • Развитие интеллектуальных и социальных творческих способностей здоровья (ОВЗ) средствам ДПИ.

  • Воспитание социально адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности ребенка

  • Формирование познавательных интересов, расширение познавательного кругозора в области ДПИ.

  • Готовить к будущей семейной жизни.


ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Цель первого года программы – адаптация детей к новым условиям; знакомство с предметом “Изонить”, вязание крючком и вышивка..

Данная цель требует решения ряда задач:

  • получение первичных сведений о технике ниточного дизайна, вязания крючком и вышивки;

  • знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

К концу года обучающийся знать и уметь, выполнить :

  • в технике -вязание крючком : знать историю возникновения вязания,последовательность выполнения схем,читать схемы, выполнять несложные изделия.

  • в технике ниточного дизайна - знать историю изонити, уметь объяснить последовательность выполнения угла и окружности, дуги, уметь выполнять несложные работы.

  • в технике вышивка-знать историю возникновения вышивки,объяснять последовательность, выполнять изделия с применением техники вышивка.

1 блок

сентябрь - октябрь



Содержание работы

часы

Дата

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.

1




2

История вязания крючком. Рассматривание иллюстраций , готовых изделий.

1




3

Экскурсия в детские объединения по этой направленности, музей - мастерскую ДДТ в Краеведческий музей Шалинского района .

1




4

Цветоведение.

1




5

Основные приемы вязания. Изучение схем и условиях обозначений. Зарисовка условных обозначений.

1




6

Подборка крючка и пряжи. Оформление образцов

2




7

"Морское дно" -зарисовка эскиза

1




8

"Морское дно"- перенос эскиза на картон, подбор ниток, крючка

1




9

"Морское дно"-вязание воздушных петель

4




10

"Морское дно"- оформление работы

1





ноябрь




Содержание работы

часы

Дата

1

"Цыплятки".Инструктаж по ТБ.

1




2

"Цыплятки"-Беседа , рассматривание иллюстраций, зарисовка эскиза

1




3

"Цыплятки"- перенос эскиза на картон

1




4

"Цыплятки"- подборка ниток, крючка

1




5

"Цыплятки"- вязание воздушных петель

4




6

"Цыплятки".

1




7

"Цыплятки".

1




8

"Цыплятки"- оформление работы

1






2 блок-Изонить

декабрь



Содержание работы

часы

Дата

1.

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.

1




2.

Последовательность выполнения угла. “Морковка”.

1




3.

Последовательность выполнения угла. “Домик”.

1




4.

Последовательность выполнения угла. “Рыбка”.

1




5.

Последовательность выполнения угла. “ Узор на закладке”.

4




6.

Последовательность выполнения угла. “Закладка с двумя углами”.

1




7.

Последовательность выполнения прямых углов.

1




8.

“Кленовый лист”.

1




9.

“Кленовый лист”.

1




январь



Содержание работы

часы

дата

1.

“Кленовый лист”. Инструктаж по ТБ.

 1




2.

“Снежинка”.

 1




3.

“Снежинка”.

 1




4.

“Змейка”, “Звезда”.

 1




5.

“Змейка”, “Звезда”.

2




6.

“Новогодняя ветка”.

 1




7.

“Новогодняя ветка”.

 1




февраль



Содержание работы

часы

дата

1.

Последовательность выполнения окружности. “Мячик”. Инструктаж по ТБ.






2.

Последовательность выполнения окружности. “Бусы”.

 1




3

Последовательность выполнения окружности. “Бусы”.

1




4.

Панно ко дню Святого Валентина.

 1




5.

Панно ко дню Святого Валентина.

 1




6.

Панно ко дню Святого Валентина.-оформление работы

 1




март



Содержание работы

часы

дата

1

Узор из углов и окружностей.

1




2

Узор из углов и окружностей.

1




3

Узор из углов и окружностей.

1




4

Панно “8 Марта!”.

1




5

Панно “8 Марта!”.

1




6

Панно “8 Марта!”.

1




7

Панно “8 Марта!”.

1




8

Панно “8 Марта!”- оформление работы

1




апрель



Содержание работы

часы

дата

1

Инструктаж по ТБ. Пасхальное яйцо.

1




2

Пасхальное яйцо.

1




3

Индивидуальная творческая работа.

1




4

Индивидуальная творческая работа.

1




5

Индивидуальная творческая работа.

1




6

Индивидуальная творческая работа.

1




7

Индивидуальная творческая работа.

1




8

Оформление работы

1





3 блок - Вышивка

май



Содержание работы

часы

дата

1

"Цветы"в технике вперед иголкой. Инструктаж по ТБ. История вышивки.

1




2

"Цветы"- рассматривание иллюстраций и готовых изделий.

1




3

"Цветы"-оформление эскиза, подбор ниток.

1




4

"Цветы"-оформление работы

1




5

Итоговое занятие. Беседа “Что я умею”.

1





ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Цели второго года программы – закрепление знаний 1-го года;

1 блок -изучение новых вариантов петель вязанием крючком

2 блок- изучение новых вариантов ниточного дизайна.

3 блок- изучение новых швов вышивки

В соответствии с целью изменяются задачи:

  • научить применять новые варианты вязания крючком в изделиях

  • научить применять новые варианты ниточного дизайна;

  • научит применять новые варианты вышивки в изделиях


К концу второго года обучающийся должен:

  • уметь объяснять изученный материал;

  • принимать участие в проводимых выставках;

  • уметь выполнять схемы вязанием крючком , новые варианты ниточного дизайна,новые варианты вышивки в изделиях.

  • знать последовательность выполнения новых вариантов вязания крючком, изонити, вышивки.

  • выполнять усложненные варианты работ.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconПоложение о шестом международном творческом фестивале детей с ограниченными...
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) icon«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconДоклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)...
Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconПрограмма модуля «Нарушение речи у умственно отсталых детей» Направление:...
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) icon50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными...
Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconРеферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности...
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной...
Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: художественно эстетическое) iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск