ПРОГРАММА
междисциплинарного экзамена
для студентов специальности 050720 «Физическая культура» ОФО и ЗФО Теоретические вопросы по ТиМФКиС
Характеристика теории и методики физической культуры как научной и учебной дисциплины, ее место в системе образования.
Основные понятия теории и методики физической культуры.
Характеристика средств физической культуры.
Классификация и характеристика методов физической культуры.
Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты, закономерности формирования.
Классификация и характеристика принципов физической культуры.
Характеристика форм построения занятий в физической культуре.
Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе. Документы планирования.
Контроль и учет в физическом воспитании. Оценка успеваемости на уроках физической культуры.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (задачи, средства, методы).
Физическое воспитание детей школьного возраста (задачи, средства, методы).
Урок физической культуры — основная форма учебной работы (требования к уроку, его структура, постановка задач, подготовка учителя к уроку, организация урока, активизация деятельности учащихся).
Способы дозирования нагрузки на уроках физической культуры.
Физическое воспитание взрослого населения (задачи, средства, методы, формы).
Физическое воспитание студенческой молодежи (задачи, средства, методы, формы).
Построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки.
Спорт в современном обществе, его функции.
Принципы спортивной тренировки.
Средства и методы спортивной тренировки.
Спортивная ориентация и отбор (характеристика понятия, уровни отбора).
Тренировка как составная часть подготовки спортсменов. Основные стороны спортивной тренировки (техническая, тактическая, физическая, психическая).
Тренировочные и соревновательные нагрузки в спорте.
Формы, средства и методы оздоровительной физической культуры.
Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.
Методы научного исследования в физическом воспитании (анализ литературных источников, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование).
Вопросы по теории и методике БФСВ
Техника и методика обучения передачам мяча в волейболе.
Техника и методика обучения подачам мяча в волейболе.
Техника и методика обучения нападающему удару в волейболе.
Техника и методика обучения блокированию в волейболе.
Техника и методика обучения броскам и ловле мяча в баскетболе.
Техника и методика обучения передачам мяча в баскетболе.
Техника и методика обучения ведению мяча в баскетболе.
Техника и методика обучения броскам в кольцо в баскетболе.
Техника и методика обучения плаванию способом кроль.
Техника и методика обучения плаванию способом брасс.
Техника и методика обучения плаванию способом кроль на спине.
Техника и методика обучения поворотам. Техника и методика обучения старту с тумбочки и из воды.
Техника и методика обучения акробатическим упражнениям.
Техника и методика обучения упражнениям с предметами.
Классификация, характеристика и методика проведения комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Классификация и методика обучения строевым упражнениям.
Техника и методика обучения спускам и поворотам в движении на лыжах.
Техника и методика обучения попеременному двухшажному ходу.
Техника и методика обучения одновременному одношажному ходу.
Техника и методика обучения преодоления подъемов на лыжах.
Техника и методика обучения преодолению естественных препятствий на примере одного из видов туризма (пеший, лыжный, горный).
Техника и методика обучения завязыванию узлов, используемых в туризме.
Методика обучения технике ориентирования на местности.
Методика обучения технике страховки в туризме.
Методика обучения основам безопасного поведения в природе и выхода из экстремальных ситуаций в условиях похода.
Практические задачи
Составьте план и объясните построение тренировки во втягивающем микроцикле (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – неделя).
Составьте план и объясните построение тренировки в базовом микроцикле (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – неделя).
Составьте план и объясните построение тренировки в соревновательном микроцикле (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – неделя).
Составьте план базового мезоцикла (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – 4 недели).
Составьте план предсоревновательного мезоцикла (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – 4 недели).
Составьте план соревновательного мезоцикла (на примере любого вида спорта, классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – 4 недели).
Составьте схему и объясните построение годичного одноциклового макроцикла с указанием мезоциклов (на примере любого вида спорта).
Составьте схему и объясните построение годичного двухциклового макроцикла с указанием мезоциклов (на примере любого вида спорта).
Составьте конспект основной части урока физической культуры по легкой атлетике (общее время урока – 45 мин., класс – 5-й, тема – прыжок в длину с места. Задачи: совершенствование навыка прыжка в длину с места, развитие скоростно-силовых способностей).
Составьте конспект основной части урока физической культуры по гимнастике (общее время урока – 40 мин., класс – 3-й, тема – кувырок вперед. Задачи: совершенствование навыка кувырка вперед, развитие координационных способностей).
Составьте конспект основной части урока физической культуры по лыжной подготовке (общее время урока – 45 мин., класс – 1-й, тема – скользящий шаг. Задачи: обучение технике скользящего шага, развитие общей выносливости).
Составьте конспект основной части урока физической культуры по волейболу (общее время урока – 45 мин., класс – 6-й, тема – нижняя прямая подача. Задачи: обучение технике нижней прямой подачи, закрепление техники передачи мяча снизу двумя руками на месте, развитие координационных способностей).
Составьте конспект основной части урока физической культуры по баскетболу (общее время урока – 45 мин., класс – 6-й, тема – ведение мяча. Задачи: обучение технике ведения мяча в движении по прямой, закрепление техники передачи мяча двумя руками от груди, развитие скоростных способностей).
Составьте план-график прохождения учебного материала на 1 четверть (2 класс).
Разработайте сценарий физкультурного мероприятия «Веселые старты».
Разработайте Положение о соревновании (на примере любого вида спорта).
Вычислите по предложенным параметрам общую и моторную плотность урока физической культуры и дайте заключение о её соответствии нормативу.
Разработайте программу круговой тренировки, направленную на комплексное развитие физических качеств у учащихся 10 класса (количество – 18 человек).
Составьте план-конспект основной части тренировки с применением нестандартного оборудования (классификация спортсмена (ов) – 1 разряд и выше, продолжительность – 60 мин., вид спорта – любой. Тема: обучение технике вида спорта).
Разработайте форму дневника самоконтроля для самостоятельных занятий физической культурой.
21.Приведите 5 примеров способов снижения нагрузки на уроке физической культуры.
22.Приведите 5 примеров способов увеличения нагрузки на уроке физической культуры.
Составьте и заполните таблицу учета результатов спортивного соревнования, проводимого круговым способом (на примере любой спортивной игры, количество команд – 4).
Составьте и заполните таблицу учета результатов спортивного соревнования, проводимого способом с выбыванием до двух поражений (на примере любого вида спорта, количество участников – 8).
Составьте комплекс утренней гигиенической гимнастики (УГГ) по профилактике нарушений осанки у школьников.
|