Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
страница1/3
Дата публикации25.09.2013
Размер0.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор колледжа

_____________________ /Новакаускас В.с.Л./

«_____» _____________ 20__г.
«Музыкальная литература и народное творчество»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070102 «Инструментальное исполнительство»

070104 «Академическое пение»

070106 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Объём дисциплины: 393 часа

Статус дисциплины: общепрофессиональная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Е. В. Мошкина /Ф.И.О./

«______»___________20__г.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин « 12 » декабря 2010 г. Протокол № 6_

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ____ стр.

Председатель ЦК __________________ /Т.Е.Панкова/

«______»___________ 20__ г.

Рассмотрено на заседании УМК колледжа искусств

«______»___________ 20__ г. Протокол № ____

Соответствует ФГОС ВПО (СПО) и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________ /С.Ю.Смирнова/

«______»_____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки ______________ /Н.П.Соколова/

«______»_____________20__г.

Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Требования к уровню подготовки студента……………………………………...4
Музыкальная литература зарубежных стран

Тематический план ………………………………………………………………..4

Содержание дисциплины………………………………………………………….5
Отечественная музыкальная литература

Тематический план…………………………………………………………………17

Содержание дисциплины…………………………………………………………..18

Формы контроля…………………………………………………………………....32
Народное творчество

Тематический план…………………………………………………………………33

Содержание дисциплины…………………………………………………………..34

Формы контроля……………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………….…………………….37

Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по музыкальной литературе составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем исполнительским специальностям (повышенный уровень среднего профессионального образования).

Предмет «Музыкальная литература» изучается на протяжении 8 семестров и занимает важнейшее место среди других дисциплин. Основной целью, которая ставится в процессе обучения, является воспитание у будущего специалиста музыкального вкуса, приобретение им знаний о важнейших этапах музыкально–исторического процесса, формируются целостные представления о художественных стилях с изучением их специфики, и освоения связанных с ними музыкальных средств.

Лекционные и семинарские занятия, учебно-практические задания формируют, наряду со смежными курсами, необходимые навыки анализа музыкальных произведений и направлены, прежде всего, на подготовку выпускника к преподавательской, исполнительской и просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Предмет «Музыкальная литература» включает дисциплины: «Музыкальная литература зарубежных стран» и «Отечественная музыкальная литература». Таким образом, в данной программе представлен полный курс предмета, изучаемого на исполнительских факультетах музыкального училища (колледжа). Этот факт объясняет своеобразие формы изложения материала. Она обусловлена практической направленностью работы и помогает наглядно проследить преемственность в изучении материала. Эта форма позволяет также систематизировать методы работы с учащимися, определить типы уроков, виды заданий и формы отчетности. Необходимой является последняя графа схемы, в которой формулируются требования, предъявляемые студентам на разных этапах обучения.

В процессе обучения применяются технические средства: видеотехника, мультимедиа и другие.

При составлении учебно-методического комплекса учитывался именно ее рабочий вариант программы, практически удобный, схематически наглядный. Особая форма систематизирует методы работы с учащимися, типы уроков, виды домашних заданий и различных форм отчетности студентов, и, самое главное, эволюцию требований преподавателя за все четыре года обучения музыкальной литературе.

В данной программе несколько иной принцип прохождения тем на 1 курсе (не «прогрессивный», а «регрессивный»). В связи с тем, что учащиеся исполнительских отделений ориентированы в своей исполнительской практике в большей степени на музыку классицизма, целесообразно начинать разговор именно с этой эпохи. И только затем, когда студенты «накопят» музыкальные впечатления и получат первоначальные навыки работы, можно приступать к изучению эпохи барокко, в рамках которой проходятся темы «Гендель» и «Бах».


Требования к уровню подготовки студента
В результате изучения дисциплины студент должен

Знать

- особенности художественных стилей и исторических эпох,

- факты биографий и особенности стилей композиторов;

Уметь

- характеризовать и анализировать музыкальные произведения;

- логично выстраивать ответ, сопровождая его исполнением музыкального произведения или его фрагмента на инструменте;

- работать с литературой, в том числе нотной.
Тематический план по дисциплине

«Музыкальная литература зарубежных стран»


№ п/ п

Наименование темы

Количество часов

№ п/ п

Наименование темы

Количество часов

1 КУРС

2 КУРС

1.

Введение

2

1.

Ф. Шуберт

6

2.

И. Гайдн

12

2.

Р. Шуман

6

3.

В. А. Моцарт

18

3.

Ф. Шопен

12

4.

К. В. Глюк

4

4.

Ф. Лист

8

5.

Л.Бетховен

16

5.

Г. Берлиоз

4

6.

Г. Ф. Гендель

6

6.

Р. Вагнер

10

7.

И. С. Бах

14

7.

И. Брамс

6










8.

Д. Верди

12




Итого:


72

9.

Ж. Бизе

6










10.

Э. Григ

2













Итого:


72


Содержание учебной дисциплины

I курс

I семестр 36

II семестр 36

Итого: 72 часов

№ п/п

Тема урока

Часы

Тип урока.

Методы работы

Задание

Эволюция требований

1.1.


Введение в предмет. Классицизм как художественное течение. Миросозерцание.


2


Беседа.


Взять учебники. Написать сочинение о любимом произведении (любой формат и жанр).





2.1.

И.Гайдн. Творческий путь

2

Беседа-полилог.


Анализ предыдущего конспекта; конспект биографии композитора.





2.2.


Симфоническое творчество. Симфония № 103 (анализ 1 ч.).


2


Медленный анализ.

Выучить темы симфонии наизусть. Рассказывать анализ.





2.3.


Симфония №103 (2-4 ч.).


2

Полилог.


Выучить темы симфонии наизусть. Рассказывать анализ.


Терминология. Дополнительная литература.



2.4.


Фортепианное творчество. Соната D dur.


2

Самостоятельный слуховой анализ.


Темы играть по нотам.


Проверяются навыки чтения с листа – совместно с преподавателем фортепиано.


2.5.


Ораториальное творчество. «Времена года».


2

Общая характеристика жанровых признаков. Драматургия. Оркестр Гайдна. Приемы звукоизобразительности


Опережающее задание: конспект биографии Моцарта.




2.6.


Контрольный урок по творчеству Гайдна. Элементы характеристики творчества.


2

Опрос по биографии, по характеристике сонатно-симфонического цикла.





Игра тем симфоний, сонаты

3.1.


В.А.Моцарт. Творческий путь.


2

Беседа-полилог.


Конспект по дополнительной литературе.


Элементы характеристики творчества.


3.2.


Оперное творчество. История создания «Свадьбы Фигаро». Черты жанра.


2

Беседа.


Темы петь и играть по нотам. Анализ рассказывать вслух.





3.3.


«Свадьба Фигаро». Мастерство музыкальных характеристик. Драматургия.


4

Последовательный, сюжетный анализ.

Прочитать литературный источник.


Первая попытка сравнения либретто и первоисточника.


3.4.


«Дон Жуан».

2

Фрагментарное ознакомление. Особенности жанра.


Темы наизусть.





3.5.


Симфоническое творчество. Симфония № 40 (1 ч.).


4

Медленный анализ. Жанр лирико-драматической симфонии.


Рассказ анализа.


Сравнение жанрово-бытового симфонизма Гайдна и лирического симфонизма Моцарта

3.6.


Фортепианное творчество Моцарта. Соната A dur.


2

Урок эвристического типа.


Темы играть наизусть.


Метод «прорастания».


3.7.

Контрольный урок по творчеству Моцарта.


2










4.1.


К. В. Глюк. Творческий путь. Принципы оперной реформы.


2

Беседа. Изучение предисловия к «Альцесте» Глюка.


Темы петь и играть наизусть. Рассказ анализа.





4.2.


«Орфей». Драматургия оперы

2

Просмотр видео (современная трактовка оперы). Анализ отдельных сцен


Темы петь и играть наизусть Рассказ анализа.





5.1.


Л.Бетховен. Творческий облик.


2

Проблемный урок. Драматургия урока – сонатная форма.








5.2.


Соната № 8 «Патетическая».


2

Медленный анализ. Поисковый метод.

Играть наизусть темы.


Метод производного контраста.

5.3.


14 соната.


2

Театрализация жанра.


Темы наизусть. Подготовка к первому семинару (вопросы).

Подготовка к первой викторине.



5.4.


23 соната.


2

Три «ключа» драматургии сонаты – поисковый метод. Симфоничность сонаты; концепция «соната-гипотеза». Жанровые ассоциации.

Темы играть по нотам.


Обобщение через жанр.


5.5.

Симфоническое творчество Бетховена (обзор симфоний).


2

Концепции симфоний. Беседа.


Чтение дополнительной литературы.



Сравнение с симфониями Гайдна.


5.6.

5 симфония.

2

«Поиски до мажора в до миноре».


Темы наизусть.


Анализ типов драматургии.


5.7.

Музыкально-драматические произведения. «Эгмонт».


2

Концепция. Поисковый метод. Жанр увертюры.


Темы наизусть, анализ – рассказывать.


Первая концептуальная увертюра – предшественник романтической поэмы.


5.8

Контрольный урок по творчеству Бетховена. Викторина

2

Письменная работа




Первая викторина

6.1.


Г.Ф.Гендель – творческий путь.


2

Особенности стиля Генделя.








6.2.


Гендель. Оратория «Самсон».


2

Медленный анализ; драматургия цикла.


Темы играть и петь по нотам. Чтение литературы.





6.3.


Сюита соль минор №7.


2

Концепция произведения. Особенности жанра.

Темы играть по нотам. Чтение литературы.





7.1.


И.С.Бах. Творческий путь.


2










7.2.


Органное творчество Баха. Органная Токката и фуга ре минор.


2

Семантика – обзор.

Анализ фуги – композиция.


Сообщение «Развитие органного искусства в Германии». Чтение литературы.





7.3.

Клавирное творчество Баха. ХТК.


2

Медленный анализ.


Чтение литературы.





7.4.


ХТК C, c, D, d.


2

Медленный анализ.


Игра тем и чтение литературы. Анализ-рассказ.


Сравнение с фантазией до минор Моцарта.


7.5.

Месса си минор.


2

Знакомство с жанром. Беседа.





Сравнение с «Реквиемом» Моцарта.


7.6.

Страсти по Матфею.


2

Драматургия: сочетание повествования, лирики, драмы и философского обобщения.


Выучить терминологию. Подготовка к семинару.


Сравнение арий Lamento у Монтеверди и Баха.


7.7.

Контрольный урок.


2

Семинарское занятие по творчеству Баха.


Темы семинара – от уровня подготовки группы.








Итого:

72











2 курс

I семестр 36

II семестр 36

Итого: 72 часов


№ п/ п

Название темы.

Содержание урока

Количество часов

Тип урока

Задание

Эволюция требований

1.1.

Введение в курс. Повторение значительных событий истории классицистской эпохи. Черты романтической эстетики.

Творческий путь Ф.Шуберта.

3

Беседа-полилог.


Законспектировать главу учебника «Романтизм в музыке».



Попытка сравнения художественно-эстетических принципов трех эпох – барокко, классицизм, романтизм.


1.2.

Вокальное творчество Шуберта. «Прекрасная мельничиха». Драматургия цикла и выразительные средства в вокальной миниатюре.


3

Анализ-сочетание обзорного и медленного типов.


Чтение литературы. Опережающее задание: подготовка сообщений.

Чтение литературы. Петь и играть по нотам темы цикла.





1.3.

Симфоническое творчество Шуберта. «Неоконченная» симфония. Особенности романтической концепции. «Песенный симфонизм».


4

Медленный анализ.


Выучить темы наизусть.

Опережающее задание: творческий путь Шумана.


Сравнение с лирическим симфонизмом Моцарта.



2.1.

Творческий путь Шумана.

3

Письменная работа по биографии композитора.

Сообщение. Вебер и его время. «Волшебный стрелок» (черты романтической оперы).

Чтение литературы по творчеству, музыкально-критических статей.




2.2.

Фортепианное творчество. «Карнавал». Проблемы программности, цикла инструментальных миниатюр. Стиль композитора. Понятие монотематизма.

3

Медленный анализ.


Играть темы из цикла по выбору.


Вводится понятие монотематизм.


2.3.

Вокальное творчество.

«Любовь поэта» – вопрос циклизации вокальной миниатюры. Элементы стиля.

3

Беседа-анализ.


Играть темы по выбору.

Опережающее задание: биография Шопена.


Сравнение вокального «почерка» Шуберта и Шумана.


3.1.

Ф.Шопен. Творческий путь. Эпоха, история, личность.

Национальные истоки творчества Шопена.

3

Полилог.


Чтение литературы, писем.





3.2.

Жанры мазурки и полонеза. Черты жанра и музыкальный язык мазурок. Разнообразие содержания полонезов.

4

Урок-анализ.


Играть темы по нотам. Чтение литературы.


Вводится понятие «обобщение через жанр».


3.3.

История и черты жанра ноктюрна в творчестве Шопена.



3

Анализ-обзор

Играть темы по нотам. Чтение литературы.





3.4.

Соната си-бемоль минор. Особенности концепции и драматургии.


3

Анализ.








3.5.

Прелюдии Шопена. Проблема цикла и принципы организации и драматургии.


3

Анализ-обзор.



Играть темы по нотам. Чтение литературы.


Сравнение с жанром прелюдии эпохи барокко.


3.6.

Баллада соль минор. История жанра. Принципы драматургии.


3

Медленный анализ.


Подготовка к викторине




4.1.

Творческий путь Листа.

3

Музыкальная викторина по творчеству Шопена, Шуберта, Шумана.

Обзорный урок-беседа. Проблема национального и интернационального в музыке 19 в. Личность Листа.

Чтение литературы.


Ставится проблема национального в искусстве.


4.2.

Обзор жанров фортепианного творчества Листа (венгерские рапсодии, «Годы странствий», этюды, транскрипции).


4

Медленный анализ.


Подготовка к письменной работе по творческому пути Листа.

Сравнение принципов программности с сочинениями Шумана, Бетховена (увертюры).


4.3.

Симфоническое творчество Листа. «Прелюды» – концепция, программность, композиция, принцип монотематизма.


3

Письменная работа по биографии Листа.


Опережающее задание – творческий

путь Берлиоза




5.1.

Характеристика творчества Берлиоза. Образный строй, жанры, оркестр.


3




Чтение литературы, писем, мемуаров.






5.2.

Фантастическая симфония – особенности программы, содержание. Театрализация жанра.


3

Медленный анализ

Игра тем симфонии по нотам. Опережающее задание – биография Вагнера.


Сравнение трактовки жанра программной симфонии (Бетховен. Симфония № 6).


6.1.

Творческий путь Вагнера.

3

Сообщение «Французская лирическая опера. Ш.Гуно».

Беседа. Роль Вагнера в реформе оперного жанра.

Чтение литературы. Подготовка к письменной работе по биографии Вагнера.

Повторение материала по основным этапам развития оперы.

6.2.

Опера «Лоэнгрин» (просмотр видеозаписи). Принципы оперной реформы.


4

Анализ-обзор.


Чтение литературы. Подготовка к письменной работе по биографии Вагнера.


Вводится понятие оперной драматургии, лейтмотива.


6.3.

Увертюра к опере «Тангейзер». Фрагменты тетралогии «Кольцо Нибелунга».


3

Увертюра к опере «Тангейзер» – медленный анализ.

Комментарии к прослушиваемым фрагментам.


Выучить темы оперы наизусть.

Подготовка к итоговому разговору по принципам оперной реформы.





6.4.

Контрольный урок по творчеству Вагнера.


3

Письменная работа по биографии.

Беседа-полилог по оперной реформе.


Опережающее задание – биография Брамса.





6.5.

Творческий путь И.Брамса. уникальность творческого облика композитора – сочетание в творчестве черт двух эпох.


3

Урок-беседа.


Чтение литературы.






6.6.

Симфоническое творчество. Симфония № 4 – своеобразие концепции и разрешение «проблемы финала».


3

Медленный анализ.


Учить темы симфонии наизусть.


Попытка сравнения принципов классической симфонии и романтической.


6.7.

Фортепианное творчество. Песни и романсы.


3

Урок-обзор.


Опережающее задание – биография Верди.





7.1.

Творческий путь Верди.



3

Письменная работа по биографии Верди.

Роль Верди в развитии итальянской оперы.


Чтение литературы.





7.2.

Оперное творчество. «Риголетто». Черты оперного стиля, принципы характеристики, тип лейтмотивной системы.


5

Видео-просмотр с элементами анализа.

Чтение литературы.

Учить темы из оперы наизусть.





7.3.

«Травиата» – лирико-психологическая опера. Тип мелодизма. Новое в трактовке оперных форм.

4

Видео-просмотр с элементами анализа.


Учить темы из оперы наизусть.





7.4.

«Аида» – одна из вершин оперного творчества. Образные «линии» Египта, Востока, принципы лирико-психологической характеристики (Аида).


4

Просмотр-анализ.


Учить темы из оперы наизусть.

Опережающее задание: готовить сообщения по творчеству Дворжака, Сметаны. Биография Бизе.

Как один из вариантов проверочного урока – проведение стилевой викторины по творчеству Верди и Вагнера.

8.1.

Ж.Бизе. Краткая характеристика творчества.


3

Сообщения о творчестве Дворжака.

Урок-обзор.






8.2.

Опера «Кармен».

5

Урок-анализ.


Чтение литературы. Учить темы наизусть.




8.3.

Музыка к драме А.Доде «Арлезианка».


3

Сообщение о творчестве Сметаны.


Опережающее задание: самостоятельное прослушивание музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» Э.Грига.




9.1.

Творческий облик Э.Грига. музыка к драме «Пер Гюнт». Фортепианный концерт.

3

Обзорный урок.










Итого:

72 ч.










  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Гидрогеология: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Гидрология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по Юриспруденции
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconОрганизация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск