Обучающая задача





Скачать 87.79 Kb.
НазваниеОбучающая задача
Дата публикации05.10.2013
Размер87.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Автор урока: учитель музыки ГБОУ СОШ Томилина Е.С.

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Обучающая задача: знакомство с творчеством С.В. Рахманинова. Продолжить знакомство с музыкальными жанрами.

Развивающая задача: формировать художественно – образное мышление учащихся.

Воспитательная задача: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный, групповой)

Комплексно – методическое обеспечение: компьютер, компакт – диск, инструмент, фонохрестоматия.

И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.

3.Обьяснение нового материала.

С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. «Он любил русскую землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел. Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян. Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.

Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война, а вслед за нею в 1941 году Великая Отечественная потрясли Рахманинова. Он тяжело переживал трагедию Родины, стремился хоть чем-то помочь ей в это тяжёлое время. Осенью он передал в фонд Красной армии более четырёх тысяч долларов и в дальнейшем неоднократно направлял сбор с концертов в Советский Союз. «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моё родной земли», - писал он в советское консульство. В другом письме он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную победу. Сергей Рахманинов, 25 марта 1942 года».

Рахманинов не дожил до победы. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).

Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманинского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.

Учебник стр. 80.

Рассмотреть портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.

Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразит его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава».

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни кроются утончённость лирических высказываний и «живописность» музыки.

Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.

У.: Чем наполнена музыка? –

Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

У.: Что отличает мелодию? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.

У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –

Д.: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.

У.: Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).

У.: Какое главное качество музыки романса? –

Д.: Песенность.

Задание: спеть мелодию (учебник стр.81).

1.Спеть первую и третью строки. Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до) .

У.: Что такое кульминация?

Д.: Вершина в музыке.

У.: Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

На какие слова отмечена кульминация?

Д.: «Моё бедное счастье…»

У.: Как звучит музыка в кульминации? –

Д.: Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.

У.: Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».

«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.

Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене. <...> В этом долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и огромный, хоть и красиво очерченный, рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный — таков был дружный приговор сестер...

Правда, в Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым. Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до слез, до изнеможения...

Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич [Зилоти] покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.

— Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти... — Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти, — разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.

— Так что же он, лучше вас? — наивно спросила Верочка.

— Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.

— Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы... как пианист, какой по счету?

— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.

— А первый кто?

— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны... Рахманинов будет первым.

— А какую музыку он сочиняет?

— Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант...»
Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова

У.: Какая же главная мысль этого сочинения?

Д.: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.

Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору (связь музыки и литературы).
У.: А какой жанр мы услышали песню или романс?

Д.: Романс.

У.: А что такое романс?

Понятие романс:

Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

У.: Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)

Песняв музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.

В романсе - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.

Мы знакомились с музыкой С.В. Рахманинова в 1-й четверти.

Вспомните, какие произведения мы слушали?

Д.: Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Вокализ».

У.: Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов?

Д.: Великой русской певице А. В. Неждановой.

У.: Это инструментальная или вокальная музыка.

Д.: Это жанр вокальной музыки.

У.: Что такое вокализ?

Д.: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Слушание «Вокализ» С.В. Рахманинова.

У.: Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?

Д.: Это вокальная музыка и она пронизана русской песенностью, широтой мелодического развития.

4. Закрепление полученных знаний.

С творчеством, какого композитора мы познакомились.

Какова тема творчества С.В. Рахманинова?

Что было символом Родины для Рахманинова?

Чем пронизана музыка романса «Сирень»?

Что такое романс?

Чем романс отличается от песни?

ИТОГ урока: мы познакомились с великим русским композитором С.В. Рахманиновым, как творчество композитора вдохновило писателя Ю. Нагибина на создание рассказа и художника К. Сомова на написание портрета. Познакомились с музыкальным жанром романса (вокальная музыка), а самое главное, что отличает музыку С.В. Рахманинова - это русская песенность.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучающая задача iconЗадача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача...
«Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций...
Обучающая задача iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая задача: Сформировать представление о том, что музыка может передавать не только настроение человека, но и его характер
Обучающая задача iconУрока: Обучающая
Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица
Обучающая задача iconУрока: Обучающая
Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии
Обучающая задача iconЦель урока: Обучающая
Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения
Обучающая задача iconРассказе Цели урока: Обучающая
Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для...
Обучающая задача iconУрока: Обучающая
Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных...
Обучающая задача iconУрока: Обучающая
Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять...
Обучающая задача iconУрок- соревнование (обобщающий урок) Обучающая
Обучающая цель: Обобщить знания учащихся по данной теме; закрепить знания о причастных и деепричастных оборотах
Обучающая задача iconДоктор фаустус
Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право...
Обучающая задача icon7 февраля учителем начальных классов Карась С. В. для обучающихся...
Политотдельской школы Лепяка А., (обучающая 10 класса), Годакарян О., (обучающая 11 класса), Попов Андрей, Абдурахманов Ф., Бутов...
Обучающая задача iconЗадача обучения математики
До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в...
Обучающая задача iconУрока: комбинированный. Задача урока
Задача урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из...
Обучающая задача iconЗадача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением
Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения
Обучающая задача iconПо Физике Механика от Аристотеля до Ньютона 2000-01 уч год. Основная часть
По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших...
Обучающая задача iconТема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач» Дидактическая задача
Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск