Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса





Скачать 144.97 Kb.
НазваниеКафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса
Дата публикации09.10.2013
Размер144.97 Kb.
ТипПедагогическая практика
100-bal.ru > Культура > Педагогическая практика
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»


Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта



П Р О Г Р А М МА

по педагогической практике в школе

для студентов 5 курса



Тобольск – 2006

1. Цель и задачи педагогической практики



Педагогическая практика является важнейшим звеном профессиональной подготовки студентов по специальности «физическая культура». Она позволяет органически связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий по дисциплинам теоретического цикла и занятий, проводимых по циклу спортивно-педагогических дисциплин, в рамках педагогической практики с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональных функций специалиста по физической культуре. Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, педагогическая практика в школе обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки специалиста.

При определении цели и задач, содержания, организации, сроков проведения практики учитывались:

  1. современные тенденции совершенствования системы высшего профессионального образования;

  2. требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовленности студентов 5 курса по изучаемым циклам учебных дисциплин;

  3. график учебного процесса факультета;

  4. содержание профессионально–педагогической деятельности специалиста физической культуры;

  5. возможности реализации содержания разработанной программы в условиях современной системы обучения и воспитания детей школьного возраста.


Цель педагогической практики: содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста физической культуры в реальных условиях школы; формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности будущего специалиста в соответствии с современными требованиями к работникам этого профиля; формированию интереса к избранной профессии.
Задачи педагогической практики:

- ознакомление студентов с системой, реальными условиями и состоянием работы по физической культуре в современной школе;

- закрепление, расширение, углубление и проверка качества имеющихся знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами по теоретическим и практическим дисциплинам; формирование умений применять усвоенное для решения конкретных задач профессиональной деятельности;

- формирование системы профессионально-педагогических знаний, умений и навыков организации и проведения различных форм учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;

- содействие накоплению студентами опыта педагогической деятельности, развитию творчества в выборе средств и методов обучения и воспитания учащихся, проявлению гностических, коммуникативных, конструктивных и организаторских умений.

Педагогическая практика проводится студентами дневного отделения в течение 6 недель и заочного – в течение 4 недель.

На Государственной педагогической практике студенты знакомятся с особенностями работы по физической культуре в старших классах (10-11), совершенствуются в проведении уроков в начальной и основной школах, в планировании учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащимися всех возрастных групп; в проведении всех форм педагогического контроля; выполнении заданий по гигиене и врачебному контролю. Некоторые из них для сбора фактического материала ведут исследовательскую работу.

Студентам предоставляется полная самостоятельность, поощряются творчество и инициативность в решении педагогических задач. Функции руководителей практики сводятся преимущественно к консультативной помощи, анализу работы практикантов, контролю за качеством и своевременностью выполнения учебных заданий.

2. Содержание работы студентов

по основным разделам практики
Организационная работа. Участие в работе установочной конференции по определению задач и содержания педагогической практики и в работе итоговой конференции; составление индивидуального плана работы практиканта на весь период педагогической практики и оформление необходимой документации; участие в занятиях и собраниях бригады; знакомство с прикрепленными классами, выяснение отношения класса и отдельных учеников к предмету «физическая культура»; ознакомление с содержанием календарного плана проведения массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и др.

Учебно-методическая работа. Знакомство с составлением документов учебного планирования учителей физической культуры. Разработка документов учебного планирования на все прикрепленные классы (график прохождения учебного материала на год, план-график на четверть, конспекты уроков (утверждаются методистом или учителем школы накануне проведения урока, но не позднее, чем за 1 день)). В течение практики студентом разрабатывается не менее 20 конспектов урока (4 в неделю). Просмотр 5-6 уроков, проводимых товарищами. Участие в обсуждении уроков, проведенными членами бригады. Самостоятельное проведение уроков в прикрепленных классах. Проведение педагогических наблюдений 2-3 уроков с составлением хронометража, пульсометрии, педагогического анализа. Изучение и овладение методикой приема учебных нормативов и президентских тестов, оценка степени развития физических качеств и их анализ.

Примечание: за период педагогической практики студенты дневного отделения должны провести не менее 30 уроков, студенты заочного отделения – не менее 12 уроков.
Внеклассная работа по физической культуре. Ознакомление с планированием работы совета коллектива физической культуры школы. Участие в организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и сдаче президентских тестов. Проведение матчевых встреч (внутри и между школами) по различным видам спорта. Совместно с другими членами бригады организация и проведение «Дней здоровья», физкультурных праздников, спортивных вечеров и др. Участие в подготовке сборных команд школы к различным соревнованиям. Реализация рекомендованного программой объема двигательной активности учащихся за счет участия в проведении всех видов внеклассной работы.
Воспитательная работа. Формирование у детей положительного отношения и интереса к занятиям физической культурой. Разработка бесед с учащимися и их родителями о пользе занятий физическими упражнениями, о месте физической культуры в режиме жизни семьи, в здоровом образе жизни. Установление связи с родителями детей, отстающих по предмету «физическая культура», проведение с ними дополнительной работы. Оказание помощи физкультурному активу в оформлении уголка физической культуры, спортивных стендов, витрин. Привлечение учащихся к поддержанию в должном порядке мест занятий физической культурой.

3. План проведения педагогической практики

Первая неделя


  1. Установочная конференция о задачах педагогической практики.

  2. Повторение программного материала в 9-11 классах.

  3. Участие в планировании учебной и внеклассной массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

  4. Подготовка необходимой документации (индивидуальный план, документы учебного планирования).

  5. Помощь школьному учителю в оборудовании мест занятий и подготовка необходимого инвентаря.

  6. Изучение расписания работы школы, учебных и внеклассных занятий.

  7. Помощь коллективу физической культуры в организации и планировании массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

  8. Посещение уроков, проводимых учителями школы (уроки ФК).

  9. Определение задания по НИРС.

  10. Взаимопроверка документов учебного планирования: по итогам первой недели.

  11. Участие в собрании бригады по итогам первой недели



Вторая неделя


  1. Составление индивидуального плана на вторую неделю.

  2. Составление конспектов урока на прикрепленные классы.

  3. Работа с учебной и методической литературой.

  4. Проведение уроков в закрепленных классах.

  5. Посещение уроков, проводимых студентами практикантами, участие в анализе.

  6. Составление учебного плана для секционной работы.

  7. Участие в организации и проведении всех массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

  8. Взаимопроверка документов учебного планирования.

  9. Участие и организация и проведение гимнастики до занятий, подвижных игр на удлиненных переменах.

  10. НИР студентов.

  11. Участие в собрании бригады по итогам второй недели.



Третья неделя


  1. Составление индивидуального плана на третью неделю.

  2. Составление конспектов на прикрепленные классы.

  3. Проведение уроков по физическому воспитанию.

  4. Посещение уроков по физическому воспитанию.

  5. Определение плотности урока.

  6. Определение нагрузки на уроке.

  7. Проведение занятий в спортивных секциях.

  8. Изучение специальной учебной литературы для написания конспектов.

  9. Подбор материала для проведения воспитательных мероприятий в прикрепленном классе.

  10. Организация соревнований в своем и параллельном классах.

  11. Проведение занятий в спортивных секциях.

  12. Участие в собрании бригады по итогам третьей недели.



Четвертая неделя


  1. Составление индивидуального плана на четвертую неделю.

  2. Изучение специальной и методической литературы.

  3. Составление письменного анализа урока своего товарища.

  4. Взаимопроверка всех документов по педагогической практике.

  5. Участие во всех внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

  6. Проведение уроков в прикрепленных классах.

  7. Проведение воспитательных мероприятий.

  8. Продолжить работу в спортивных секциях.

  9. Продолжить НИР в классе.

  10. Участие в собрании бригады по итогам четвертой недели.



Пятая неделя


  1. Составление индивидуального плана на пятую неделю.

  2. Написание конспектов и проведение уроков в прикрепленных классах.

  3. Проведение контрольных уроков.

  4. Ведение протоколов определения нагрузки и плотности урока (не менее 2-х).

  5. Составление письменных анализов контрольных уроков товарищей (не менее 2-х).

  6. Участие в обсуждении контрольных уроков.

  7. Продолжить работу в спортивных секциях (написание конспектов, проведение занятий).

  8. Участие во всех внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

  9. Проведение воспитательных мероприятий в прикрепленных классах.

  10. Подготовка всех необходимых документов педагогической практики.

  11. Участие в хозяйственной работе.

  12. Участие в собрании бригады по итогам пятой недели.



Шестая неделя


  1. Составление индивидуального плана на шестую неделю.

  2. Проведение уроков и секционных занятий.

  3. Проведение контрольных уроков.

  4. Определение плотности, нагрузки в уроке, анализ урока (результат – письменный отчет).

  5. Оформление письменного отчета по заданию НИР.

  6. Помощь школьному учителю в ремонте спортивного инвентаря, оборудования.

  7. Проведение уроков и секционных занятий.

  8. Оформление всей необходимой документации.

  9. Проведение общешкольного мероприятия (спортивный вечер, физкультурный праздник и др.).

  10. Завершение студентами всех видов работы в школе.

  11. Подготовка необходимой документации.

  12. Участие в малом педагогическом совете школы.

  13. Участие в итоговой конференции.


4. Отчетная документация по итогам практики



По итогам педагогической практики каждый студент обязан предоставить следующие документы:

  1. Индивидуальный план работы.

  2. Документы учебного планирования: график прохождения учебного материала на год; план-график на четверть, конспекты уроков.

  3. Конспекты контрольных уроков (не менее 2-х) с педагогическим анализом, хронометражом и пульсометрией.

  4. Положение о проведении внутришкольного соревнования по любому виду спорта с отчетом о его проведении; сценарий любого мероприятия с оценкой за его проведение (физкультурный праздник, «День здоровья», КВН, «Веселые старты», «Веселая карусель», «Родители – на старт», «Рыцарский турнир», «Зов джунглей», «Поле чудес» и т.д.).

  5. Результаты выполнения задания по УИРС.

  6. Отчет о работе (с анализом).


5. Инструктивно-методические указания к проведению педагогической практики



5.1. Организация и проведение практики


  • Сроки и продолжительность педагогической практики определяются графиком учебного процесса в зависимости от особенностей региона. При невозможности проведения практики по некоторым разделам программы (лыжная подготовка и др.), отводимое на них количество часов может быть распределено между другими разделами учебной программы.

  • При прохождении педагогической практики студенты распределяются по бригадам (8-10 человек). При условии двухсменной работы и наличии высококвалифицированных преподавателей в школе количество студентов в бригаде может быть 17-18 человек. В бригаде выбирается ответственный, который ведет учет посещаемости, осуществляет связь с руководителем практики, решает по согласованию с учителем базовой школы вопросы организации работы бригады в отсутствие методиста.

  • Общее организационно-методическое руководство деятельностью практикантов в каждой школе осуществляют методисты (преподаватели факультета или учителя физической культуры).

  • Ответственность за организацию и проведение педагогической практики в целом, обеспечение единого методического руководства и координацию деятельности всех лиц, принимающих участие в работе с практикантами, возлагается на факультетского руководителя.

  • До начала практики факультетский руководитель проводит организационно-методическое совещание методистов бригад и учителей школ по вопросам готовности баз практики к приему студентов, содержания программы, требований к студентам практикантам и организации руководства их деятельностью.

  • В первый день каждой практики на факультете проводится установочная конференция студентов соответствующего курса с участием методистов бригад и учителей школ.

  • В школе для проведения уроков физической культуры, каждый студент прикрепляется к различным классам (5-11 классы).

  • Первая неделя (пассивная) отводится общему знакомству студентов с базой практики, прикрепленными классами и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися. Практиканты посещают уроки учителей, внеклассные мероприятия, составляют индивидуальный план на период практики и все документы учебного планирования на каждый класс (график прохождения учебного материала, план-график и конспекты уроков).

  • Последующие дни и недели практики деятельность бригады организуется в соответствии с планом проведения педагогической практики студентами 3 и 5 курсов.

  • В последний день каждой недели практики проводится итоговое собрание бригады, обсуждаются результаты, выставляются оценки в индивидуальный план студента.

  • В последний день практики проводится итоговое собрание бригады (малый педагогический совет) с приглашением администрации школы, на котором обсуждаются результаты работы практикантов, утверждаются характеристики и выставляется предварительная оценка.

  • Еженедельно факультетский руководитель проводит координирующее совещание методистов бригад и студентов, ответственных за работу бригад, по обсуждению хода практики.

  • По окончании педагогической практики методисты бригад представляют факультетскому руководителю отчетную документацию и характеристики студентов, а также собственный отчет о проведении педагогической практики.

  • В первую неделю после окончания педагогической практики на факультете проводится итоговая конференция студентов совместно с методистами и преподавателями базовых школ. Каждый бригадир выступает с отчетом о работе бригады, а методисты и преподаватели школ – с анализом и оценкой качества работы студентов. Объявляется итоговая оценка каждому студенту.



6.2. Обязанности студентов-практикантов


  1. В период практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора, руководителя практики, методиста и учителей. В случае нарушения дисциплины, порядка в школе, требований директора школы и руководителя практики студент отстраняется от ее прохождения.

  2. Студент обязан выполнять все виды работы по практике, систематически, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, принимать участие в пропаганде научных и педагогических знаний среди родителей.

  3. В установленные сроки отчитываться за проделанную работу, предъявляя методисту отчетную документацию.

  4. Студент должен находиться в школе ежедневно не менее 6 часов.

  5. Студент, педагогическая практика которого оценена на неудовлетворительно, не допускается к государственной аттестации.


6.3. Обязанности руководителей практики
Факультетский руководитель:

  1. Подбирает базовые школы для педагогической практики и методистов бригад.

  2. Разрабатывает инструктивно-методическую документацию педагогической практики.

  3. Составляет распоряжение по факультету о распределении студентов и методистов по базам практики.

  4. Организует и проводит инструктивно-методическое совещание всех лиц, участвующих в руководстве деятельностью студентов на педагогической практике.

  5. Совместно с деканатом организует и проводит установочные и итоговые конференции по практике.

  6. Контролирует и корректирует работу методистов бригад.

  7. Выборочно посещает базовые школы, уроки и внеклассные мероприятия, проводимые практикантами.

  8. Изучает состояние дел в базовых школах, принимает меры к устранению недостатков в организации практики и руководстве деятельностью студентов.

  9. Изучает отчетную документацию практикантов и методистов бригад, подводит итоги педагогической практики.

  10. Совместно с заведующим педагогической практикой вуза обеспечивает своевременное оформление документов к оплате учителей базовых школ.

  11. Вносит предложения по совершенствованию педагогической практики, принимает участие в обсуждении данного вопроса на заседаниях кафедры и Совета факультета.

  12. Составляет общефакультетский отчет по итогам практики, представляет его декану факультета и заведующему педагогической практикой вуза.


Методист по специальности:

  1. Принимает участие в установочных и итоговых конференциях и инструктивно-методических совещаниях, проводимых в институте по вопросам педагогической практики.

  2. Знакомит работников школы с задачами педагогической практики студентов и ее программой.

  3. Совместно с учителями школ распределяет между практикантами классы и внеклассные занятия по различным видам спорта.

  4. Консультирует студентов при подготовке к урокам и внеклассным занятиям.

  5. Проверяет и утверждает всю учебную и отчетную документацию практикантов бригады.

  6. Организует просмотр и обсуждение в бригаде учебных занятий и внеклассных мероприятий, проводимых практикантами, анализирует и оценивает их.

  7. Организует и проводит инструктивно-методические занятия и собрания бригады по вопросам практики.

  8. Организует и проводит итоговое собрание в школе по обсуждению результатов практики и оценке работы практикантов.

  9. Организует сдачу практикантами в последний день практики всей отчетной документации.

  10. Представляет факультетскому руководителю отчет о проведении практики и характеристики каждого практиканта, составленные совместно с учителем физической культуры, с выставлением оценки за практику.


Директор школы или его заместитель:

  1. В соответствии с заключенным договором обеспечивает условия для успешного проведения педагогической практики в школе, проводит работу с учителями, обслуживающим персоналом и учащимися школы.

  2. Знакомит студентов со школой, постановкой учебно-воспитательной работы, составом учителей, документацией школы, ее учебно-материальной базой (кабинеты, мастерские, библиотека и др.), работой педагогического совета, методических объединений, родительского комитета.

  3. Совместно с групповым руководителем и методистом распределяет студентов по классам.

  4. Посещает уроки и внеклассные мероприятия практикантов и принимает участие в их обсуждении.

  5. Проводит совещания в начале и конце педагогической практики.


Учитель физической культуры:

  1. Отвечает совместно с методистом бригады за качественное выполнение программы практики.

  2. Принимает участие в инструктивно-методических совещаниях по вопросам педагогической практики, установочной и итоговой конференциях.

  3. Знакомит студентов с основными задачами, содержанием, формами работы по физическому воспитанию учащихся школы, условиями ее проведения.

  4. Знакомит практикантов с документами учебного планирования, учета и отчетности в работе по физическому воспитанию.

  5. Проводит показательные уроки и физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия для студентов с последующим их анализом.

  6. Определяет совместно с методистом конкретные задания для каждого практиканта по учебной и внеклассной работе.

  7. Консультирует студентов, оказывает непосредственную помощь в организации и проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий.

  8. Несет ответственность за обеспечение техники безопасности на проводимых студентами занятиях.

  9. Проверяет и утверждает учебную и отчетную документацию практикантов бригады.

  10. Участвует в подведении итогов практики, обсуждении и оценке работы практикантов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconКафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта...
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Классификация лыжного спорта
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
Как специальный предмет, курс лыжного спорта предусматривает изучение теории и методики преподавания лыжного спорта, овладение техникой...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconРеферат на тему «Бег на лыжах за здоровьем»
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050104....
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050104....
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18. 09. 2008, протокол №1
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconРабочая программа для студентов специальности 050104. 65 «Безопасность жизнедеятельности»
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010 №1 Соответствует требованиям к содержанию,...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры...
Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12. 04. 2011 №7 Соответствует требованиям к содержанию,...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconРабочая программа для студентов очной формы обучения направления...
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12. 04. 2011 №7 Соответствует требованиям к содержанию,...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconИ. о проректора-начальник управления по научной работе
Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12. 04. 2011 №7
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconКонтрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных...
По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconРеферат построен следующим образом: первая часть посвящена становлению...
Маркелова Нина Константиновна заведующая отделом истории Полярных Олимпиад государственного учреждения культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconИнформационная справка
По дисциплине «Шашки» для студентов института спорта и физического воспитания 1 курса, 1-17 группы, обучающихся по направлению «физическая...
Кафедра теоретических основ физического воспитания и лыжного спорта програм ма по педагогической практике в школе для студентов 5 курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины (модуля) в. 17. 1 Теория и методика лыжного спорта является формирование профессионально-педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск