Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 295.16 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/2
Дата публикации17.10.2013
Размер295.16 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа курса
  1   2
П.В. Ижевский, С.В. Петров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7 – 9 КЛАССЫ
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 7–9-го классов авторов: П.В. Ижевского, С.В. Петрова, Я.Б. Каплан.

Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» («Культура безопасности») указанных представляют собой завершённую предметную линию, входящую составной частью в УМК (учебники, электронное приложение, методические рекомендации для учителя) и в комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100». Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеют общую с другими учебниками ОС «Школа 2100» методологическую основу: опираются на единую систему психолого-педагогических принципов, имеют одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. Это облегчает преемственность между разными уровнями образования: начальным общим, основным общим и средним общим. Так, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе обеспечен пропедевтикой в начальных классах (курс «Окружающий мир»).

Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» («Культура безопасности») составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и полностью соответствуют «Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» и другим разделам ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897).

I. Пояснительная записка

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является одним из основных в предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» системы школьного образования и необходимым для становления и развития личности, обеспечения безопасности человека в чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, сохранения окружающей среды, овладения умениями оказать первую помощь.

Согласно требованиям ФГОС изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

  1. физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

  2. формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  4. овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;

  5. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

  6. развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

  7. установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

В авторской программе реализованы положения ФГОС, а также требования Конституции и Федеральных законов РФ: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

На этапе основного общего образования изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, как жизненно важном социально-нравственном принципе, повышающем защищённость индивида, общества и государства от угроз различного происхождения (природных, техногенных и биолого-социальных), об основах законодательства РФ и государственной системе защиты населения;

  2. освоение знаний о чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС), об организации подготовки населения к действиям в условиях ЧС; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи, включая знания об инфекционных заболеваниях и их профилактике; о правах и обязанностях граждан для безопасности жизнедеятельности;

  3. формирование стойких убеждений в неприемлемости терроризма, экстремизма и противоправных действий, асоциального поведения в жизни культурного человека;

  4. развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; потребностий осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

  5. воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; к обеспечению безопасности личности, общества и государства, к сохранению окружающей природной среды;

  6. совершенствование умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации по характерным признакам, принимать обоснованные решения на основе анализа информации из различных источников, вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации, оказывать первую помощь пострадавшим при различных видах поражений.

Делая попытку найти пути решения проблем и достижение указанных целей, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС, поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»1.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру безопасности жизни как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с концепцией «Школы 2100»2 каждый школьный предмет, в том числе и «Основы безопасности жизнедеятельности», своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать выращиванию функционально грамотной личности. Такая личность сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, поскольку знания основ безопасного поведения необходимы в любом возрасте.

Назовём основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые определяют цели изучения предмета и обеспечивают целостность образования в основной школе. Основы этих линий развития реализованы в начальной школе в курсе Окружающего мира.

1. Осознание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни, исключительной роли человека и общества. Все чрезвычайные ситуации (ЧС) на Земле по своему характеру подразделяются на три основные группы: природные (стихийные бедствия), антропогенные (техногенные) и биолого-социальные. Жизнь как регулятор природных процессов на Земле составляет биосферу планеты. В.И. Вернадский называл жизнедеятельность человека мощной геологической силой, сравнимой по своим последствиям с природными стихиями, поэтому знание основ организации и функционирования всего живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного, безопасного поведения человека.

2. Формирование представления о природе и обществе как развивающейся системе. Научно-технический прогресс, начавшийся во второй половине ХIХ века и продолжающий ускоренное изменение среды обитания человека и в настоящее время, ознаменовал окончательную победу научных принципов развития в образовании. Всем природным объектам и социально-экономическим системам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее последние достижения в этой области еще не стали достоянием общеобразовательной школы, поэтому роль предмета «ОБЖ» в формировании культуры безопасного поведения в природных и техногенно измененных условиях многократно возрастает. Наконец, «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подходов к явлениям жизни.

3. Освоение элементарных основ медицины, физики, химии, биологии в соответствии с условиями жизни в современном обществе. Современному человеку необходимо иметь представления о ЧС, правилах дорожного движения, пожарной безопасности, социальных явлениях и конфликтах. Культура безопасности, основы которой закладываются в названном курсе, предполагает воспитание ответственного поведения в семье, школе, общественных местах. Разнообразие социальных конфликтов требует освоения знаний безопасного поведения во время аварии, эпидемии, террористического акта, военных действий. Наконец, даже ведение здорового образа жизни немыслимо без знаний о своём организме, особенностях его жизнедеятельности.

4. Овладение понятиями и законами, изложенным в курсе ОБЖ и их использование в практической жизни. Итогом овладения курсом ОБЖ должны стать знания об основных элементах культуры безопасности, умения и навыки возможно более свободного, творческого оперирования ими в дальнейшей жизни. Главный экзамен по ОБЖ человек сдает всю свою жизнь, осознавая взаимосвязь между явлениями, неблагоприятную динамику развития ситуации от потенциально опасной к экстремальной и даже к чрезвычайной.

Когда ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен иметь представление о потенциальных опасностях, стараться их избегать, понимать, где или у кого ему следует проконсультироваться. Если опасной ситуации избежать невозможно, то обучающийся должен уметь действовать осмысленно и быстро. Ясно, что без изучения основ безопасности жизнедеятельности часто применение на практике знаний из области других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.

5. Оценка риска взаимоотношений человека и природы на основе всестороннего овладения системой знаний и представлений из различных разделов географии, физики и химии, биологии, других областей знаний, определяющих граничные условия активности каждого отдельного человека и человечества в целом. Несмотря на кажущееся могущество современного человечества, стихийные бедствия настолько опасны, что в случае пренебрежения элементарными правилами безопасности человек может погибнуть в собственном жилище. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Лишь соблюдение культуры безопасности как в условиях ЧС (авария на производстве, транспорте и т.п.), так и в повседневной жизни может устранить угрозу природной среде, а вслед за этим и угрозу самоистребления человечества.

6. Оценка поведения человека с точки зрения безопасного и здорового образа жизни. Первым условием счастливой жизни индивида и возможности его полезности для окружающих является здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Каждый член общества обязан знать основы культуры безопасности существования как научной основы организации безопасного и здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Потеря здоровья, а порой и жизни возможна не только в случае болезни, но и травмы. Согласно данным Росстата, ежегодно наша страна теряет в дорожно-транспортных происшествиях людей больше, чем за все годы войны в Афганистане. Эту печальную статистику пополняют жертвы пожаров, наводнений, морозов, ураганов, других стихийных бедствий и опасных природных явлений. Предотвратить травмы или гибель в подобных случаях, а также во время массовых беспорядков, террористических актов и даже военных действий возможно при формировании знаний об этих и многих других опасных ситуациях, убеждений в неприемлемости экстремизма, терроризма, а также асоциального поведения, глубоких и прочных умений и навыков по оказанию первой помощи. Неумение оказать пострадавшему элементарную доврачебную помощь приводит к гибели человека или инвалидности, тогда как жертв можно было бы избежать. Разъяснение учащимся всех аспектов опасности курения, употребления алкоголя, других токсических и наркотических возможно именно в рамках реализации курса ОБЖ.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе имеют свое начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4-го классов3,4,5. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, помочь ему освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мироздания, безопасности и сохранения мира. Дальнейшее развитие этих знаний, а также формирование новых (основы здоровья и личной безопасности в семье, основные принципы безопасности общества, обороны государства и воинской службы, права и обязанности гражданина, условия прохождения военной службы, уставные отношения и др.), предусмотрено в старшей школе (10–11-й классы).

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Настоящая программа по ОБЖ для основной школы является логическим продолжением программы по ОБЖ для начальной школы и составляет вместе с другими предметами (физической культурой, географией, химией, физикой, биологией) непрерывный школьный курс.

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе 7–9-го классов многообразие опасных и чрезвычайных ситуаций рассматривается в виде целостных планов действий по их предвидению, профилактике (стремлению их избежать), а при необходимости – действовать. Особенное внимание при этом уделяется необходимости фундаментальных знаний о составных факторах опасности, роли каждой её части в функционировании целого. Так, например, для понимания того, как действовать в случае пожара, необходимы знания о «треугольнике огня», понимание основ процесса горения, единого вне зависимости от первоисточника загорания.

В программе 7-го класса рассматривается взаимосвязь стихийных бедствий между собой, понимание единства природы и человека. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение основных видов техногенных аварий и ЧС как неизбежного следствия научно-технического прогресса в ходе преобразования природной среды. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция социальных процессов как основа устойчивого существования и развития, необходимость знания основ всех уровней организации живого – от микроорганизмов до человеческого общества.

Исторический подход к рассмотрению явлений с точки зрения современного общества. Особенность данного курса состоит в том, что историческое воззрение на культуру безопасности проводится с самого начала изучения предмета в средней школе. Уже в программе 7-го класса в историческом аспекте показана последовательность развития стихийных бедствий как природных явлений (см., например, параграфы, посвящённые ЧС, в т.ч. ЧС в мифах и легендах разных народов, а также о безопасном поведении в условиях автономного существования). В разделах, посвященных основам здорового образа жизни и принципам оказания первой помощи, показано эволюционное сходство основных структур и функций человеческого тела.

В программе 8-го класса исторический подход последовательно проведен в экологическом аспекте при рассмотрении последствий техногенных ЧС. В 9-м классе основное внимание уделено преемственности проблем обеспечения безопасности при биолого-социальных ЧС. Человечество сталкивалось с такими биологическими ЧС, как эпидемии чумы, оспы, гриппа, и другими инфекционными болезнями на протяжении тысячелетий. Однако основные принципы безопасности в случае биологических ЧС стали понятны лишь в ХХ веке. Анализ развития социальных ЧС (войны, терроризм и др.) без рассмотрения исторических аспектов, по нашему мнению, невозможен.

Экоистемный подход. Процесс обучения должен быть ориентирован на решение практических задач, наиболее часто стоящих перед человеком. Для этого в программах всех классов предусмотрены практические занятия. В 7-м классе основное внимание уделено аспектам безопасного поведения в условиях автономного существования. При этом в программах 7-го и 8-го классов предусмотрено изучение того, как оказывать первую помощь пострадавшему, а в 9-м классе показана роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья, правила действия в этих и других ЧС.

Научный метод («сравнительный», теория классификаций). Без применения научного метода сегодня нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода. Мы же считаем необходимым использовать научный подход при анализе проблем безопасности и введения его основ в программу школьного курса. Последовательное и полное развитие научный метод получил в радиобиологии и радиационной безопасности. Поэтому в программу 8-го класса введен раздел, посвященный применению научного метода. На примере воздействия ионизирующих (радиация) и неионизирующих (шум, электромагнитные волны) излучений на живые организмы показано, что основными опасностями в понятиях культуры безопасности являются не отдельные факторы (физические, химические, биологические или социальные) как таковые, а условия их воздействия на человека (доза, продолжительность воздействия и др.).

Технология проблемно-диалогического обучения. Во всех классах основной школы на этапе введения знаний нами предлагается использовать технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных педагогических областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Так же как в научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель в диалоге побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы6. В учебниках по ОБЖ7 это достигается путём введения литературных героев - образов трёх учеников и учителя – в диалогах, предваряющих и заключающих тематику каждого из разделов учебников.

Алгоритм подготовки учителя к проведению урока. При проведении уроков по курсу ОБЖ учителя часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы достаточно обширен, поэтому его не удается «открыть» полностью вместе со школьниками, используя технологию проблемного диалога. Нужно иметь в виду, что некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие темы для самостоятельной деятельности учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний ученики открывали сами, составляя конспект по теме занятия.

Главная причина нехватки времени – неиспользование принципа минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут усвоить много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо просмотреть содержание каждого раздела учебника и определить умения, которые имеют отношение к данной теме урока. В конце каждого параграфа помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики, и которые будут проверяться в ходе контрольных, в том числе на практических занятиях в конце четверти. Оставшийся же максимум необязательно включать в материал урока.

2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив объём минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейшие вопросы, на которые нужно найти ответ, чтобы решить проблему урока. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. Если школьники сразу выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), лучше не задавать все подготовленные вопросы, а перейти к обсуждению версий.

3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. Этот материал и является резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.

Структура курса ОБЖ в 7–9-м классах

Курс подразделяется на две части:

1) 7–8-й классы; 2) 9-й класс. Едиными для всех частей курса являются темы, концентрически развиваемые во всех учебниках: по противодействию экстремизму и терроризму, пожарной безопасности и безопасному поведению в транспорте, на улицах и дорогах.

Первая часть курса знакомит школьников с чрезвычайными ситуациями природного (стихийными бедствиями) и техногенного характера, основами пожарной безопасности и безопасного поведения во время туристического похода (экскурсии), а также правилами предупреждения дорожно-транспортного травматизма, основами ведения здорового образа жизни и оказания первой помощи пострадавшему. В 8-м классе в разделе «Излучения и безопасность» рассматривается воздействие радиации и электромагнитных излучений на организм. На их примере показано, что в понятиях культуры безопасности основными являются не отдельные факторы опасности (в данном случае физической природы), а условия их воздействия на человека: доза, продолжительность воздействия и др. Таким образом, обучающиеся получают пропедевтические знания из курса физики, химии, биологии.

Вторая часть курса (9-й класс) обобщает сведения по обществознанию, истории, биологии и посвящена биолого-социальным ЧС, пожарной безопасности и безопасному поведению на дорогах.

Начинать изучение материала как в 7-м, так и во всех последующих классах лучше с занятия, посвященного памяти жертв атаки террористов на школу в Беслане, посвятив урок основным мерам по противодействию экстремизму и терроризму. Заканчивать изложение материала в каждом классе целесообразнее разделом о безопасности дорожного движения, тем самым готовя детей к каникулярному периоду. Каждый раздел здесь и далее предваряется небольшим введением и заканчивается заключением в виде диалога героев. Последовательность изучения остальных разделов программы может быть изменена на усмотрение учителя с учётом погодных условий для проведения практических занятий. Особенности программы в каждом классе рассмотрены ниже.

7-й класс «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ».

Главной особенностью программы 7-го класса является последовательное функциональное объяснение основных чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий), опасных и экстремальных обстоятельств, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни.

Затем следуют разделы о чрезвычайных ситуациях и о принципах спасения жизни в экстремальных природных условиях. В рамках раздела о чрезвычайных ситуациях рассматриваются:

  1. чрезвычайные ситуации и их классификация, дополненная материалом для самостоятельного изучения о ЧС в истории, в мифах и легендах разных народов;

  2. стихийные бедствия, причины, их последствия, а также действия населения;

  3. опасные природные явления.

В заключение данного раздела предусмотрено проведение практического занятия «Оповещение населения о ЧС и авариях на опасных объектах» по отработке действий на сигнал: «Внимание всем

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск