Скачать 447.16 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный технический университет РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Спецкурс по культурологии Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ следующих специальностей: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Технология электрохимических производств», «Технология переработки пластических масс и эластомеров», «Машины и аппараты химических производств», «Машины и аппараты пищевых производств», «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий», «Дизайн костюма», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Технология машиностроения»; и направлений: «Химическая технология и биотехнология», «Материаловедение и технология новых материалов», «Информатика и вычислительная техника» Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета Саратов 2011 Цель спецкурса по культурологии «Развитие мировой и отечественной художественной культуры» – формирование у студентов представлений о культурологии в системе научного знания, о законах структуры и функционирования культуры, о закономерностях развития мировой и отечественной художественной культуры на основе данных истории религии, науки, философии, изобразительного искусства, литературы, музыки и т.д. Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений развития системы современного высшего технического образования становится его гуманитаризация и гуманизация, подъем общей культуры будущих инженеров. Преподавание культурологии в высших учебных заведениях способствует формированию национальной картины мира вступающих в жизнь поколений, вносит значимый вклад в дело духовного возрождения России. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - предмет культурологии; - структуру культурологии; - методы культурологических исследований;
Студенты должны уметь:
Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (4 часа) Тема 1. Сущность, основные функции культуры и закономерности ее развития (2 часа) Культурология как наука: предмет, подходы, структура, методы. Проблема определения сущности культуры. Функции культуры. Морфология культуры. Художественная культура. Виды искусства. Динамика культуры и закономерности ее развития: традиции и новации. Культурные ценности и нормы. Основные направления в анализе культуры. Культура как знаково-семиотическая система. Основные типы знаков. Культура как система языков: естественные, искусственные, вторичные языки культуры (миф, религия, искусство и т.д.). Культура как творчество человека. Коммуникативные типы культуры: дописьменный, письменный, экранный. Цивилизация как социальное воплощение культуры. Подходы в культурологии к соотношению понятий «культура» и «цивилизация»: исторический линейно-стадиальный, этнографический локально-цивилизационный, географический. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Цивилизация как завершающая стадия развития культур в концепции О. Шпенглера. Концепция локальных цивилизаций А.Д. Тойнби. Современная концепция культуры и цивилизации С.Ф. Хантингтона. Тема 2. Первобытная культура (2 часа) Антропосоциогенез. Культурогенез. Периодизация первобытной культуры: археологическая периодизация, периодизация Л. Моргана, основанная на комплексной характеристике материальной и духовной культур, периодизация по социальному устройству. Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы верований: тотемизм, анимизм, магия, фетишизм. Проявление ранних форм верований в современной культуре. Миф в первобытной культуре. Миф как смыслообразующее начало в культуре. Первобытное искусство. Наскальные рисунки: магическое назначение. Скульптура: женские фигурки «Венер каменного века» как символы плодородия. Мегалитические сооружения: менгир, дольмен, кромлех. РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА (8 часов) Тема 3. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии (2 часа) Культура Древнего Египта: культура, обращенная к вечности. Долина Нила как источник жизни. Разливы Нила как культурообразующий фактор. Циклическая модель восприятия времени: идея «вечного настоящего». Восприятие пространства, задаваемое течением Нила (юг-север). Культ фараона: божественная природа правителя. Религия древних египтян: культ умерших. Боги египетского пантеона: Амон, Атум, Анубис, Геб, Гор (Хор), Исида, Маат, Осирис, Птах (Пта), Ра, Сет (Сетх, Сутех), Сехмет (Сахмет, Сохмет), Тот. Представления о загробном существовании: «ка», «ба», «ах», «шу», «рен», «сах». Пирамиды Древнего Египта. Древнеегипетская письменность: иероглифическое, иератическое (скоропись) и демотическое (народное) письмо. Культура Древней Месопотамии: периодизация. Шумеро-Аккадская культура. Культура Старовавилонского царства. Культура Ассирии. Культура Сасанидского Ирана. Тема 4. Культура Китая (2 часа) Китайский тип культуры: символизм. Прафеномены китайской культуры. Иероглифика как единящее культурное начало. Китайская культура: исторические этапы. Конфуцианство. Даосизм. Морально-примиренческая нравственность конфуцианско-даосистской культуры. Буддизм в Китае. Система ценностей. Научный гений Китая. Иероглиф как код китайского искусства. Триединство каллиграфии, живописи, поэзии: символизм. Шесть принципов живописи Се Хе. Учение о вдохновении Су Ши. Эпичность китайского романа. Символизм китайского театра. Достижения китайского декоративно-прикладного искусства. Современная китайская культура. Китайская культура в системе мировой культуры. Тема 5. Культура Индии (2 часа) Индийский тип культуры: натурализм. Прафеномены индийской культуры. Санскрит как единящее начало культуры. Индийская культура: исторические этапы. Брахманизм. Буддизм. Индуизм. Нравственные добродетели и труд. Культура Средневековой Индии: влияние исламской культуры. Колониальный период: влияние западноевропейской культуры. Научное знание в системе индийской культуры: математика, астрономия, лингвистика, медицина. Современная индийская культура. Искусство Индии. Хореография жестов как код индийского искусства. Триединство сценического искусства: поэзии, музыки, танца. Классическая драма. Символизм театра. Буддистская скульптура, индуистское градостроительство. Индийская культура в системе мировой культуры. Тема 6. Исламская культура (2 часа) Исламский тип культуры. Ислам как религия единобожия. Арабская вязь – «говорящий орнамент» как единящее культурное начало. Коран как главная священная книга мусульман. География арабского мира. Религиозные традиции исламской культуры. Мухаммед (570-632 гг.) – основоположник ислама. Умма как общность верующих. Мекка как сакральный город. Кааба как главная мусульманская святыня. Пять столпов ислама. Труд как религиозно-этическая ценность. Фундаментализм как культурная ориентация. Исламская картина мира. Наука и техника. Современная культура исламского мира. Особенности художественной культуры исламского мира. Культовая архитектура Арабского Востока: мечеть, минарет, медресе, мавзолей. Исламское искусство: орнаментальность. Арабская вязь как код исламского искусства. Искусство арабской каллиграфии. Литература в исламской культуре. Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство ислама. Исламская культура в системе мировой культуры. РАЗДЕЛ 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (10 часов) Тема 7. Культура Античности. (2 часа) Причины появления «греческого чуда». Античный тип культуры: идеально-нормативная ориентация, соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Картина мира античного человека: порядок, гармония, красота. Культура Древней Греции. Периодизация. Крито-микенская цивилизация. Гомеровский период: мифология, керамика геометрического стиля. Архаический период: типы греческих храмов (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер); архитектурные ордеры (дорический и ионический). Классический период: скульптура (работы Мирона, Фидия); архитектура (Афинский Акрополь); театр (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана). Период эллинизма: архитектурная и скульптурная гигантомания (Пергамский алтарь Зевса, Фаросский маяк, Колосс Родосский). Культура Древнего Рима: отличия от греческой культуры. Периодизация. Культура этрусков: портретная скульптура в заупокойном ритуале, арка. Культура эпохи республики: архитектура (базилики, амфитеатры, термы), литература (комедии Плавта, лирика Катулла). Культура империи: золотой век римской культуры – правление Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), расцвет римской литературы (Апулей, Лукиан, Вергилий, Гораций, Сенека), архитектура (Колизей, Пантеон), мозаика. Культура поздней империи: кризис культуры, термы Каракаллы. Тема 8. Культура Западной Европы в Средние века. (2 часа) Хронологические рамки и периодизация средневековой культуры. Христианство как культуросозидающий принцип средневековой европейской цивилизации. Христианское мировоззрение: дуализм, универсализм, символизм. Приоритет духовного начала над телесным. Учение Августина Аврелия (Блаженного) (354-430 гг.): аскетизм. Учение Фомы Аквинского (1225-1274): умеренность. Культурные слои средневекового общества. Религиозная культура храмов и монастырей. Основатель первых монастырей – Бенедикт Нурсийский. Влияние христианства на средневековое искусство. Храмовая архитектура: романский и готический стиль. Светская рыцарская придворно-аристократическая культура. Принцип служения – организующий момент рыцарской системы идеалов. Кодекс рыцарской чести. Городская культура. Городская литература: реалистические черты, сатирический характер. Карнавально-смеховое городское театральное искусство. Вольнодумная поэзия бродячих студентов-вагантов. Народная культура. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». Декоративно-прикладное творчество. Звериный средневековый орнамент. Тема 9. Культура Возрождения. (2 часа) Термин «Возрождение». Гуманизм как духовное основание эпохи Возрождения. Антропоцентрическая картина мира. Наследие античности: понимание красоты как гармонии и меры, вера в возможности человека. Опыт Средневековья в ренессансном индивидуализме: христианская духовность. Гуманисты – Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Мишель Монтень. Искусство Итальянского Возрождения. Проторенессанс: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. Раннее Возрождение: Мазаччо, Боттичелли, Брунеллески, Донателло. Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти. Позднее Возрождение: позднее творчество Микеланжело, Тициана, венецианская школа (П. Веронезе, Я. Тинторетто), маньеризм (Я. Понтормо, Пармиджанино, А. Бронзино). Искусство Северного Возрождения (на примере Возрождения в Германии). Представители Возрождения в Германии – Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший. Тема 10. Культура Нового времени. (2 часа) Новоевропейский тип культуры (ХVII – ХIХ вв.). Картина мира человека Нового времени: И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон и т.д. Общекультурная парадигма эпохи – Вселенная как «предустановленная гармония» (по Г.В. Лейбницу). Наука – самостоятельная область познания и культуры. Проблема метода: рационализм и эмпиризм. Основные черты эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХIХ век: эпоха национальных государств, век небывалого развития промышленности и техники. Художественные стили Нового времени: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм. Барокко (кон. ХVI – ХVIII вв.): причудливость, грандиозность, пышность, динамизм, контрастность. Классицизм (ХVII – нач. ХIХ вв.): каноничность, ясность, гармоничность, обращение к античному искусству как высшему образцу, опора на традиции Высокого Возрождения. Рококо (1 пол. ХVIII в.): гедонизм, мир театрализованной игры и пасторальных сюжетов, манерно-утонченный и изящный декор. Сентиментализм (2 пол. ХVIII – нач. ХIХ вв.): доминанта «человеческой природы» не разум, а чувство и эмоции. Романтизм (кон. ХVIII – ХIХ вв.): разлад идеала и социальной действительности, пафос личной и гражданской свободы, изображение сильных страстей и одухотворенной природы, интерес к национальному прошлому, ирония, гротеск. Реализм (ХIХ – ХХ вв.): объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала, типичные характеры, конфликты, ситуации. Тема 11. Западноевропейская культура в ХХ – нач. ХХI вв. (2 часа) Достижения науки и техники в ХХ – нач. ХХI вв. Информационное общество. Новые типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств (кино и т.д.). Экранная культура. Модернизм (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.): обновление художественных форм, уход от реального мира, создание алогичных произведений, метафорическое построение образа по принципу разветвленной ассоциативности. Эпоха постмодерна – незавершенный процесс современной культуры. Философия постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, П. Козловски и т.д.). Постмодернистское искусство: неопределенность, фрагментарность, отказ от канонов, поверхностное, ризомное толкование, ирония, карнавализация, перформанс, принцип игры. Массовая и элитарная культура. Появление массовой культуры: социокультурные условия. Анализ феномена массы Х. Ортега-и-Гассетом. Распространение массовой культуры как исторически нового явления ХХ в. Основные черты массовой культуры: стандартизация; усредненность, тривиализация; деиндивидуализация и дегуманизация, мифологизация, эстетизация ужасного, страшного, патологического. Функции массовой культуры: развлекательность, коммерческая функция, формирование установки на потребительство, компенсаторная функция, т.е. отвлечение, бегство от действительности, нормативно-регулятивная функция, знаково-семантическая, социализация. Мода – переходное состояние от массовой культуры к элитарной. Элитарная культура: уникальность творческого начала. Понятие элиты. |
Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | Методические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,... | ||
Методические указания к изучению курса для студентов очного отделения... Методические указания предназначены для студентов очного отделения, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция» и031001... | Методические указания по экологии для студентов заочного отделения... С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова.... | ||
Методические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению... Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине» Налоговая... Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях | ||
Российской Федерации Калининградский филиал Аккредитованное негосударственное... Методические рекомендации и контрольные задания для студентов заочного отделения экономических специальностей | Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | ||
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей Цель работы: ознакомление с рабочими органами машины челночного стежка, изучение технологического процесса образования челночных... | Методические указания (пояснительная записка) Рабочая программа дисциплины... Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г | ||
Методические указания для выполнения контрольных заданий для студентов... Методические указания предназначены для студентов I курса фдо инженерных специальностей. В методических указаниях содержатся контрольные... | Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Методические указания, программа курса и тематика контрольных работ... Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество... | ||
Методические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой... Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей... | М. Ю. Махотаева методические указания к выполнению исследований по... Методические указания предназначены для проведения исследований отдельных сегментов рынка недвижимости по курсу «Экономика и управление... |