Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей





Скачать 447.16 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей
страница1/4
Дата публикации05.08.2013
Размер447.16 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Спецкурс по культурологии

Методические указания

для студентов дневного отделения

Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ

следующих специальностей:

«Программное обеспечение вычислительной техники

и автоматизированных систем»,

«Технология электрохимических производств»,

«Технология переработки пластических масс и эластомеров»,

«Машины и аппараты химических производств»,

«Машины и аппараты пищевых производств»,

«Технология швейных изделий»,

«Конструирование швейных изделий»,

«Дизайн костюма»,

«Охрана окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов»,

«Технология машиностроения»;

и направлений:

«Химическая технология и биотехнология»,

«Материаловедение и технология новых материалов»,

«Информатика и вычислительная техника»

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета

Саратов 2011
Цель спецкурса по культурологии «Развитие мировой и отечественной художественной культуры» – формирование у студентов представлений о культурологии в системе научного знания, о законах структуры и функционирования культуры, о закономерностях развития мировой и отечественной художественной культуры на основе данных истории религии, науки, философии, изобразительного искусства, литературы, музыки и т.д.

Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений развития системы современного высшего технического образования становится его гуманитаризация и гуманизация, подъем общей культуры будущих инженеров. Преподавание культурологии в высших учебных заведениях способствует формированию национальной картины мира вступающих в жизнь поколений, вносит значимый вклад в дело духовного возрождения России.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- предмет культурологии;

- структуру культурологии;

- методы культурологических исследований;

  • сущность культуры, закономерности ее развития;

  • функции культуры;

  • морфологию культуры;

  • язык и символы культуры, культурные коды;

  • культурные традиции, ценности и нормы;

  • типологию культуры;

  • основные периоды развития мировой художественной культуры;

  • своеобразие русской художественной культуры и ее место в мировой культуре;

  • основные периоды развития русской художественной культуры;

  • культуру Саратовской области.

Студенты должны уметь:

  • представлять современность как результат культурно-исторического развития человечества;

  • использовать представления о ценностях культуры для совершенствования своей личности и профессионального мастерства.


Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий:


№ те

мы

Наименование темы

Лекции

Практические занятия

С

Р

С (д/о)

Д/о

Д/о




Раздел 1. Теория культуры и культурогенез.










1.1

Сущность, основные функции культуры и закономерности ее развития

2


2

4

1.2

Первобытная культура

2

2

2




Раздел 2. Культуры Востока.










2.1

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии

2

2

4

2.2

Китайская культура

2


2

2

2.3

Индийская культура

2


2

4

2.4

Исламская культура

2

2

2




Раздел 3. Западноевропейская культура.










3.1

Культура Античности.

2


2

4

3.2

Культура Западной Европы в Средние века

2


2

4

3.3

Культура Возрождения

2


2

4

3.4

Культура Нового времени

2


2

4

3.5

Западноевропейская культура в ХХ – нач. ХХI вв.

2


2

4




Раздел 4. Русская культура.










4.1

Древнерусская культура

2


2

4

4.2

Русская культура ХVII – ХVIII вв.

2


2

4

4.3

Русская классическая культура (ХIХ в.)


2


2

4

4.4

«Серебряный век» русской культуры

2


2

4

4.5

Культура России советского периода и современная русская культура

2

2

4

4.5

Культура Саратовской области

2

2

4

Всего:

34

34

62

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (4 часа)
Тема 1. Сущность, основные функции культуры и закономерности ее развития (2 часа)
Культурология как наука: предмет, подходы, структура, методы. Проблема определения сущности культуры. Функции культуры. Морфология культуры. Художественная культура. Виды искусства. Динамика культуры и закономерности ее развития: традиции и новации. Культурные ценности и нормы. Основные направления в анализе культуры.

Культура как знаково-семиотическая система. Основные типы знаков. Культура как система языков: естественные, искусственные, вторичные языки культуры (миф, религия, искусство и т.д.). Культура как творчество человека. Коммуникативные типы культуры: дописьменный, письменный, экранный.

Цивилизация как социальное воплощение культуры. Подходы в культурологии к соотношению понятий «культура» и «цивилизация»: исторический линейно-стадиальный, этнографический локально-цивилизационный, географический. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Цивилизация как завершающая стадия развития культур в концепции О. Шпенглера. Концепция локальных цивилизаций А.Д. Тойнби. Современная концепция культуры и цивилизации С.Ф. Хантингтона.

Тема 2. Первобытная культура (2 часа)
Антропосоциогенез. Культурогенез. Периодизация первобытной культуры: археологическая периодизация, периодизация Л. Моргана, основанная на комплексной характеристике материальной и духовной культур, периодизация по социальному устройству.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы верований: тотемизм, анимизм, магия, фетишизм. Проявление ранних форм верований в современной культуре. Миф в первобытной культуре. Миф как смыслообразующее начало в культуре.

Первобытное искусство. Наскальные рисунки: магическое назначение. Скульптура: женские фигурки «Венер каменного века» как символы плодородия. Мегалитические сооружения: менгир, дольмен, кромлех.

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА (8 часов)
Тема 3. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии (2 часа)
Культура Древнего Египта: культура, обращенная к вечности. Долина Нила как источник жизни. Разливы Нила как культурообразующий фактор. Циклическая модель восприятия времени: идея «вечного настоящего». Восприятие пространства, задаваемое течением Нила (юг-север).

Культ фараона: божественная природа правителя. Религия древних египтян: культ умерших. Боги египетского пантеона: Амон, Атум, Анубис, Геб, Гор (Хор), Исида, Маат, Осирис, Птах (Пта), Ра, Сет (Сетх, Сутех), Сехмет (Сахмет, Сохмет), Тот. Представления о загробном существовании: «ка», «ба», «ах», «шу», «рен», «сах». Пирамиды Древнего Египта.

Древнеегипетская письменность: иероглифическое, иератическое (скоропись) и демотическое (народное) письмо.

Культура Древней Месопотамии: периодизация. Шумеро-Аккадская культура. Культура Старовавилонского царства. Культура Ассирии. Культура Сасанидского Ирана.
Тема 4. Культура Китая (2 часа)
Китайский тип культуры: символизм. Прафеномены китайской культуры. Иероглифика как единящее культурное начало. Китайская культура: исторические этапы. Конфуцианство. Даосизм. Морально-примиренческая нравственность конфуцианско-даосистской культуры. Буддизм в Китае. Система ценностей. Научный гений Китая.

Иероглиф как код китайского искусства. Триединство каллиграфии, живописи, поэзии: символизм. Шесть принципов живописи Се Хе. Учение о вдохновении Су Ши. Эпичность китайского романа. Символизм китайского театра. Достижения китайского декоративно-прикладного искусства. Современная китайская культура.

Китайская культура в системе мировой культуры.


Тема 5. Культура Индии (2 часа)
Индийский тип культуры: натурализм. Прафеномены индийской культуры. Санскрит как единящее начало культуры. Индийская культура: исторические этапы. Брахманизм. Буддизм. Индуизм. Нравственные добродетели и труд. Культура Средневековой Индии: влияние исламской культуры. Колониальный период: влияние западноевропейской культуры. Научное знание в системе индийской культуры: математика, астрономия, лингвистика, медицина. Современная индийская культура.

Искусство Индии. Хореография жестов как код индийского искусства. Триединство сценического искусства: поэзии, музыки, танца. Классическая драма. Символизм театра. Буддистская скульптура, индуистское градостроительство.

Индийская культура в системе мировой культуры.
Тема 6. Исламская культура (2 часа)
Исламский тип культуры. Ислам как религия единобожия. Арабская вязь – «говорящий орнамент» как единящее культурное начало. Коран как главная священная книга мусульман. География арабского мира. Религиозные традиции исламской культуры. Мухаммед (570-632 гг.) – основоположник ислама. Умма как общность верующих. Мекка как сакральный город. Кааба как главная мусульманская святыня. Пять столпов ислама. Труд как религиозно-этическая ценность. Фундаментализм как культурная ориентация. Исламская картина мира. Наука и техника. Современная культура исламского мира.

Особенности художественной культуры исламского мира. Культовая архитектура Арабского Востока: мечеть, минарет, медресе, мавзолей. Исламское искусство: орнаментальность. Арабская вязь как код исламского искусства. Искусство арабской каллиграфии. Литература в исламской культуре. Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство ислама.

Исламская культура в системе мировой культуры.

РАЗДЕЛ 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (10 часов)

Тема 7. Культура Античности. (2 часа)
Причины появления «греческого чуда». Античный тип культуры: идеально-нормативная ориентация, соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Картина мира античного человека: порядок, гармония, красота.

Культура Древней Греции. Периодизация. Крито-микенская цивилизация. Гомеровский период: мифология, керамика геометрического стиля. Архаический период: типы греческих храмов (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер); архитектурные ордеры (дорический и ионический). Классический период: скульптура (работы Мирона, Фидия); архитектура (Афинский Акрополь); театр (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана). Период эллинизма: архитектурная и скульптурная гигантомания (Пергамский алтарь Зевса, Фаросский маяк, Колосс Родосский).

Культура Древнего Рима: отличия от греческой культуры. Периодизация. Культура этрусков: портретная скульптура в заупокойном ритуале, арка. Культура эпохи республики: архитектура (базилики, амфитеатры, термы), литература (комедии Плавта, лирика Катулла). Культура империи: золотой век римской культуры – правление Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), расцвет римской литературы (Апулей, Лукиан, Вергилий, Гораций, Сенека), архитектура (Колизей, Пантеон), мозаика. Культура поздней империи: кризис культуры, термы Каракаллы.

Тема 8. Культура Западной Европы в Средние века. (2 часа)
Хронологические рамки и периодизация средневековой культуры.

Христианство как культуросозидающий принцип средневековой европейской цивилизации. Христианское мировоззрение: дуализм, универсализм, символизм. Приоритет духовного начала над телесным. Учение Августина Аврелия (Блаженного) (354-430 гг.): аскетизм. Учение Фомы Аквинского (1225-1274): умеренность.

Культурные слои средневекового общества.

Религиозная культура храмов и монастырей. Основатель первых монастырей – Бенедикт Нурсийский. Влияние христианства на средневековое искусство. Храмовая архитектура: романский и готический стиль.

Светская рыцарская придворно-аристократическая культура. Принцип служения – организующий момент рыцарской системы идеалов. Кодекс рыцарской чести.

Городская культура. Городская литература: реалистические черты, сатирический характер. Карнавально-смеховое городское театральное искусство. Вольнодумная поэзия бродячих студентов-вагантов.

Народная культура. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». Декоративно-прикладное творчество. Звериный средневековый орнамент.

Тема 9. Культура Возрождения. (2 часа)
Термин «Возрождение». Гуманизм как духовное основание эпохи Возрождения. Антропоцентрическая картина мира. Наследие античности: понимание красоты как гармонии и меры, вера в возможности человека. Опыт Средневековья в ренессансном индивидуализме: христианская духовность. Гуманисты – Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Мишель Монтень.

Искусство Итальянского Возрождения. Проторенессанс: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. Раннее Возрождение: Мазаччо, Боттичелли, Брунеллески, Донателло. Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти. Позднее Возрождение: позднее творчество Микеланжело, Тициана, венецианская школа (П. Веронезе, Я. Тинторетто), маньеризм (Я. Понтормо, Пармиджанино, А. Бронзино).

Искусство Северного Возрождения (на примере Возрождения в Германии). Представители Возрождения в Германии – Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший.

Тема 10. Культура Нового времени. (2 часа)
Новоевропейский тип культуры (ХVII – ХIХ вв.). Картина мира человека Нового времени: И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон и т.д. Общекультурная парадигма эпохи – Вселенная как «предустановленная гармония» (по Г.В. Лейбницу). Наука – самостоятельная область познания и культуры. Проблема метода: рационализм и эмпиризм. Основные черты эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХIХ век: эпоха национальных государств, век небывалого развития промышленности и техники.

Художественные стили Нового времени: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм.

Барокко (кон. ХVI – ХVIII вв.): причудливость, грандиозность, пышность, динамизм, контрастность. Классицизм (ХVII – нач. ХIХ вв.): каноничность, ясность, гармоничность, обращение к античному искусству как высшему образцу, опора на традиции Высокого Возрождения. Рококо (1 пол. ХVIII в.): гедонизм, мир театрализованной игры и пасторальных сюжетов, манерно-утонченный и изящный декор. Сентиментализм (2 пол. ХVIII – нач. ХIХ вв.): доминанта «человеческой природы» не разум, а чувство и эмоции. Романтизм (кон. ХVIII – ХIХ вв.): разлад идеала и социальной действительности, пафос личной и гражданской свободы, изображение сильных страстей и одухотворенной природы, интерес к национальному прошлому, ирония, гротеск. Реализм (ХIХ – ХХ вв.): объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала, типичные характеры, конфликты, ситуации.

Тема 11. Западноевропейская культура в ХХ – нач. ХХI вв. (2 часа)
Достижения науки и техники в ХХ – нач. ХХI вв. Информационное общество. Новые типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств (кино и т.д.). Экранная культура.

Модернизм (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.): обновление художественных форм, уход от реального мира, создание алогичных произведений, метафорическое построение образа по принципу разветвленной ассоциативности.

Эпоха постмодерна – незавершенный процесс современной культуры. Философия постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, П. Козловски и т.д.). Постмодернистское искусство: неопределенность, фрагментарность, отказ от канонов, поверхностное, ризомное толкование, ирония, карнавализация, перформанс, принцип игры.

Массовая и элитарная культура. Появление массовой культуры: социокультурные условия. Анализ феномена массы Х. Ортега-и-Гассетом. Распространение массовой культуры как исторически нового явления ХХ в. Основные черты массовой культуры: стандартизация; усредненность, тривиализация; деиндивидуализация и дегуманизация, мифологизация, эстетизация ужасного, страшного, патологического. Функции массовой культуры: развлекательность, коммерческая функция, формирование установки на потребительство, компенсаторная функция, т.е. отвлечение, бегство от действительности, нормативно-регулятивная функция, знаково-семантическая, социализация. Мода – переходное состояние от массовой культуры к элитарной. Элитарная культура: уникальность творческого начала. Понятие элиты.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск
Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания к изучению курса для студентов очного отделения...
Методические указания предназначены для студентов очного отделения, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция» и031001...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания по экологии для студентов заочного отделения...
С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова....
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине» Налоговая...
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconРоссийской Федерации Калининградский филиал Аккредитованное негосударственное...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов заочного отделения экономических специальностей
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей
Цель работы: ознакомление с рабочими органами машины челночного стежка, изучение технологического процесса образования челночных...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания (пояснительная записка) Рабочая программа дисциплины...
Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания для выполнения контрольных заданий для студентов...
Методические указания предназначены для студентов I курса фдо инженерных специальностей. В методических указаниях содержатся контрольные...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания, программа курса и тематика контрольных работ...
Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМетодические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой...
Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей...
Методические указания для студентов дневного отделения Энгельсского технологического института (филиал) сгту следующих специальностей iconМ. Ю. Махотаева методические указания к выполнению исследований по...
Методические указания предназначены для проведения исследова­ний отдельных сегментов рынка недвижимости по курсу «Экономика и управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск