Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Государственный университет –
Высшая школа экономики»
Факультет прикладной политологии
Программа дисциплины История мировой культуры для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра
Автор — Ганжа А.Г. (Ann.Ganzha@gmail.com)
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании ___________________________________ кафедры наук о культуре
отделения культурологии
Председатель — факультета философии
___________________________________ Зав. кафедрой — Куренной В.А.
« _____ » _________________ 201___ г.
___________________________________
« 31 » августа 2010 г. Утверждена УС
факультета прикладной
политологии Ученый секретарь — ___________________________________
« ____ » __________________ 201___ г.
Москва
Пояснительная записка Цель и задачи курса — ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и функционированием культуры как особого общественного феномена; снабдить их базовыми знаниями в предметной области дисциплины «история мировой культуры»; научить их пользоваться понятийным аппаратом общей теории культуры, истории, философии, социологии и психологии культуры; дать представление о принципах и подходах к классификации культурных феноменов, научить ориентироваться в основных видах, родах, жанрах и стилях искусства и других культурных феноменов; раскрыть содержание основных «эпох» в истории культуры; познакомить студентов с иллюстративными образцами художественной культуры человечества, значимыми в плане теоретического постижения культуры, использования общезначимых классификационных схем и аналитических инструментов наук о культуре; сформировать навыки жанровой и хронологической атрибуции культурных феноменов, достаточные для ориентирования в культурно-исторических ареалах, с которыми соотносит себя современный специалист-гуманитарий.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Политология» определяется актуальностью и необходимостью постижения культурной среды в качестве объекта культурной политики. «Управление культурой» и «культурная политика» рассматриваются не столько как сформировавшиеся в дидактическом плане дисциплинарные комплексы, сколько как множество зачастую несопоставимых актуальных практик и резонансных дискуссионных полей, пока еще «локализованных» в конкретных институтах, проектах, интеллектуальных сообществах. Этим обстоятельством определяется выбор цели — не столько снабдить готовым знанием, сколько ввести в проблемную среду выработки нового знания о том, что значит «управлять культурой». Задачи курса соразмерны тематическому наполнению, объем которого не ограничивается жесткой рамкой и включает набор тем, рефлексивным образом связанных в проблемном дискурсе наук о культуре. Таким образом, курс направлен не столько на освоение студентом готовых управленческих схем и административно-хозяйственных технологий, сколько на включение его в общегуманитарный контекст знания об устройстве культурной среды и месте, занимаемом в ней различными культурными феноменами, определяемый тематикой актуальных дискуссий.
Организационно-методические указания. Основные формы занятий — лекции и семинары. Задача лекций состоит в обзорном ознакомлении с морфологией и историей культурных феноменов. В ходе семинарских занятиях акцент делается на анализе избранных, репрезентативных культурных феноменов сквозь призму различных философско-культурологических установок, а также на изучении базовых текстов, радикально повлиявших на теорию культуры.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины выпускники должны иметь представление о всех видах и формах культурных феноменов, ориентироваться в их типологии и стилевых направлениях, проявлять энциклопедическую эрудицию и теоретико-методологическую компетентность в отношении реалий и персоналий мировой культуры.
Тематический план учебной дисциплины
2011/2012 учебный год
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| 1
| Введение
в изучение культур
| 10
| 1
| 1
| 8
| 2
| Понятие культуры
| 10
| 1
| 1
| 8
| 3
| Исторические типы культур: Античность
| 18
| 8
| 2
| 8
| 4
| Исторические типы культур: Средневековье
| 14
| 4
| 2
| 8
| 5
| Исторические типы культур: Ренессанс и Реформация
| 14
| 4
| 2
| 8
| 6
| Исторические типы культур: Новое время
| 16
| 6
| 2
| 8
| 7
| Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма
| 14
| 4
| 2
| 8
| 8
| Медиакультура: акустические медиа
| 12
| 2
| 2
| 8
| 9
| Медиакультура: оптические медиа
| 12
| 2
| 2
| 8
| 10
| История повседневности
| 14
| 4
| 2
| 8
| 11
| Культурная политика
| 16
| 4
| 3
| 9
| 12
| Культура в перспективе новой экономики
| 12
| 2
| 1
| 9
| Итого:
| 162
| 42
| 22
| 98
|
Базовый учебник В настоящее время в библиотеке ГУ-ВШЭ отсутствует учебник по истории мировой культуры, который мог бы использоваться в качестве базового по нормативу обеспеченности. По этой причине вместо базового учебника используется ридер. Ридер представляет собой конечный массив текстов, доступных в цифровых форматах — преимущественно PDF и DJVU. Одним из критериев отбора текста для включения его в ридер является сохранение оригинальной пагинации первоисточника и — желательно — исходного графического слоя. Ссылки на ридер даются в формате указания на страницы первоисточника, что дает возможность студентам работать с литературой не только за компьютером, но и — при желании — в библиотеке. Состав ридера —
Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. 480 с.
Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство—СПБ, 2001. 438 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 622 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. 679 с.
Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. 362 с.
Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. 656 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 394 с.
Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л, Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 384 с.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 368 с.
История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. 429 с.
Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. 272 с.
Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».
Логос. № 3 (66). 2008. Тематический выпуск «Город».
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство—СПБ, 1994. 414 с.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том II. Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века. Таллинн: Александра, 1992. 480 с.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. 494 с.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.
Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 542 с.
Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. 295 с.
Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 528 с.
Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.
Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. Том 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.
Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. 416 с.
Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 416 с.
Формы контроля знаний студентов
Домашнее задание — 1 шт. (внеаудиторная работа, 10 – 15 тыс. знаков);
Реферат — 1 шт. (внеаудиторная работа, 20 – 25 тыс. знаков);
Зачет в конце 3-го модуля (в форме устного собеседования).
Порядок формирования оценок по дисциплине О аудиторная — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы). О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют). О текущий = 0,5 О реферат + 0,5 О домашнее задание.
О итоговый = 0,2 О зачет + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная. Если (0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная) 7,5 балла, то на зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле: О итоговый = 0,2 О зачет + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная + О доп. вопрос.
О дисциплина = О итоговый. Все оценки округляются арифметически.
Содержание программы Тема 1. Введение в изучение культур
Основные подходы к определению и изучению феномена культуры.
Философия культуры сквозь призму ее основных категорий.
Природа и культура.
Общество и культура.
Культура и техника.
Культура и деятельность.
Структурный анализ культуры.
Функции и составные компоненты культуры.
Основная литература (ридер)
Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с. С. 11–420.
Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с. С. 51–442.
Дополнительная литература
Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб., 2005.
Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
Зиммель Г. Философия культуры. В 2 т. Т. 1—2. М., 1996.
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1998.
Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1—2. М., 1983.
Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1—2. М., 1993—1998.
Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1—2. М.—СПб., 2001.
Тема 2. Понятие культуры
Культура как ненаследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний — определение Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского.
Семиотический механизм культуры.
Связь понятий «культура» и «информация».
Культура как знаковая система и как текст.
Культура, природа и не-культура.
Многоязычие как структурное свойство культуры.
Две формы культурного освоения мира: перевод и изменение.
Культура как автокоммуникация.
Типология культур.
Основная литература (ридер)
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. С. 326–344.
Дополнительная литература
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. Том 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
Тема 3. Исторические типы культур: Античность
Исторические и морфологические рамки античности.
Минойская и микенская цивилизации.
Афинская демократия.
Эллинизм.
Ключевые концепты античной культуры — единое, ум, благо, космос, число, фюсис, сома, душа, эманация, потенция, энергия, энтелехия, миф, эйдос, логос, софия, эрос, калокагатия, гармония, мимесис, катарсис, теория, праксис, технэ, полис, пайдейя, забота о себе, фронесис, риторика, трагедия, судьба.
Греция и Рим.
Формирование общеевропейской культурной парадигмы.
Основная литература (ридер)
Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 89–209.
Дополнительная литература
Античная Греция. Тт. 1–2. М., 1983.
Античная культура и современная наука. М., 1985.
Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.
Античность как тип культуры. М., 1988.
Античный мир и варвары. М., 2006.
Античный полис. Л., 1979.
Античный роман. М., 1969.
Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.
Быт и история в античности. М., 1988.
Культура Древнего Рима. Тт. 1–2. М., 1985.
Культура и искусство античного мира. М., 1980.
Словарь античности. М., 1989.
Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992.
Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
Тема 4. Исторические типы культур: Средневековье
Исторические и морфологические рамки средневековья.
Ключевые оппозиции средневековой культуры — священное и мирское, небесное и земное, вера и разум, закон и благодать, время и вечность, церковное и светское, труд и богатство, грех и святость.
Идея мира как книги, открытой для чтения и истолкования.
Идея единства человеческого рода.
Идея истории как духовного прогресса человечества.
Христианский гуманизм.
Монашеский образ жизни.
Сетевая организация европейского пространства с отсутствием жесткого деления на центр и периферию, столицу и провинцию.
Институт «Божьего перемирия».
Хлеб, вино и пиво.
Этика верности и рождение индивидуализма.
Народная и городская культура.
Бюрократия и правовое определение королевской власти.
Университет и независимые интеллектуалы.
Культура средневековья — культура прогрессирующей дифференциации.
Основная литература (ридер)
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. С. 16–166.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. С. 18–74.
Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 64–215.
Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. С. 227–403.
Дополнительная литература
Апокрифы древних христиан. М., 1989.
Раннее христианство. В двух томах. М., 2001.
Античность и Византия. М., 1975.
Византия между Западом и Востоком. СПб., 2001.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1 – 3. М., 1999 – 2000.
Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.
Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.
Тема 5. Исторические типы культур: Ренессанс и Реформация
Смысл и происхождение слов «Ренессанс» и «Реформация».
Историографическое значение термина «гуманизм».
Антропоцентризм и ренессансная идея humanitas.
Риторическая основа studia humanitatis.
Самоутверждение личности и новая концепция человеческого достоинства.
Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство.
Неоплатонизм, аристотелевская традиция и возрождение скептицизма.
Герметическая традиция.
Теология Реформации: Лютер, Цвингли, Кальвин.
Контрреформация и католическая реформа.
Политический реализм, абсолютизация Государства и обоснование естественного права.
Традиция и новаторство в искусстве и литературе Ренессанса.
Основная литература (ридер)
Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. С. 73–178, 323–355.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34–58.
Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 319–411.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. С. 49–141.
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 49–189.
Дополнительная литература
Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII–XVI вв. Т. 1–2. М., 1977.
Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.
От Средних веков к Возрождению. СПб., 2003.
Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.
Тема 6. Исторические типы культур: Новое время
Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники.
Научная революция и «галактика Гутенберга».
Академии и научные общества.
Механистическое мировоззрение.
Эмпиризм и его вырождение в «скептический разум» и «иррациональную веру».
Либертинизм.
Янсенизм.
Протестантская этика и дух капитализма.
Диалектика Просвещения.
Колониализм и многообразие культур.
Основная литература (ридер)
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. С. 9–125, 460–608.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. С. 396–551.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. С. 19–128.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.
Дополнительная литература
Генезис капитализма и промышленности. М., 1963.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. М., 1990.
Западная Европа. XVI век: цивилизация, культура, искусство. М., 2009.
Маккенни Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М., 2004.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.
Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770 – 1990. СПб., 2003.
Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.
Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.
Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.
Тема 7. Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма
Буржуазная революция в образе жизни горожанина.
Генеральный план и социальная сегрегация.
Деградация публичной сферы и новые типы «общественных мест» — городской парк, луна-парк, зоопарк, пассаж, универсальный магазин, улица / тротуар, метро, музей, клуб, дом культуры, городское кладбище.
Массовые зрелища и «мероприятия» как инструменты ликвидации локальных сообществ: городской праздник, ярмарка, театр, цирк, кинематограф.
Индустриализация общепита.
Монополизация свободного времени серийными потребительскими практиками.
Культура потребления и религиозная жизнь горожанина.
Автомобиль: тревожное сочетание десоциализации и дегуманизации.
Школа: адаптация к жизни в воображаемом обществе.
Медицина: спасительная ниша статистики.
Городские элиты: фортуна под маской «мобильности».
Городская интеллигенция: тщательно смазываемый инструмент самоописания общества.
Город и ненависть.
Основная литература (ридер)
Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 47–234.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. С. 509–592.
Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. С. 27–407.
Дополнительная литература
Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».
Логос. № 3 (66). 2008. Тематический выпуск «Город».
Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.
Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. М.: Европа, 2006.
Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002.
Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. № 9. 1997. С. 107–116.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
Тема 8. Медиакультура:
акустические медиа
Интериоризация технологии фонетического алфавита.
Письменность, развитие индивидуального «я» и шизофрения.
Рукописная культура, готическая архитектура и искусство памяти.
Разговорный характер рукописной культуры.
Храм как акустический медиум.
Утрата позднесредневековой музыкой пространственно-тактильного характера.
Нотная запись и абстрактно-механистический характер новоевропейской музыкальной композиции.
Романтизм как попытка вернуть музыке ее сонорное измерение.
Музыка как метафора иррационального и стихийного.
Технические средства записи и воспроизведения звука: идеал — совершенная иллюзия живого исполнения.
Радио и телефон: разрушение сложившейся в Новое время визуально-пространственной перспективы человеческой коммуникации.
Секрет воздействия телевидения — в его акустической составляющей.
Социопоэтический характер немого и камерно-амбиентный характер звукового фильма.
Реабилитация внемузыкальной акустики: «популярная музыка».
Основная литература (ридер)
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.
Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С. 5–86, 87–91, 92–100, 302–312, 313–322, 339–351, 352–388.
Дополнительная литература
Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Т. 1—2. Долгопрудный, 1994.
Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1, ч. 1 – 2. М., 1941. Т. 2, ч. 1 – 2. М., 1953 – 59.
Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М., 1998.
Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. М., 1963.
Традиции в истории музыкальной культуры. Античность. Средние века. Новое время. Л., 1989.
Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII века – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.
Тема 9. Медиакультура:
оптические медиа
Камера-обскура и изобретение линейной перспективы.
Книгопечатание, товарная форма и конвейерное производство.
Визуальная переориентация позднего средневековья и протестантизм.
Католическая контрпропаганда: смикроскоп Атаназиуса Кирхера и волшебный фонарь.
Раешный ящик, иезуитская церковь и новая сценическая техника.
Просвещенческая литература как оптический медиум.
Автор и публика.
Раскол между поэзией и музыкой.
Чувство времени человека печатной культуры: кинематографичность, последовательность и изобразительность.
Главное свойство романтического текста: экранизируемость.
Чтение про себя и технология образов.
Панорама и диорама.
Фотография.
Преодоление театра: Бэббидж и Вагнер.
Кинематограф.
Телевидение.
Стекловолокно.
Компьютер: конец эпохи представления.
Основная литература (ридер)
Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. С. 45–265.
Дополнительная литература
Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966.
Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.
Базен А. Что такое кино? М., 1972.
|