Скачать 172.64 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Социально-гуманитарный факультет Программа дисциплины Библия как явление культуры для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: Рязанова С.В., кандидат философских наук, доцент, svet-ryazanova@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г. Зав. кафедрой А. А. Борисов _______________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________20 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Библия как явление культуры». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ, принятым 24.06.2011, протокол №26; Учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология», утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Библия как явление культуры» являются в сфере обучения формирование фундаментальных представлений в области гуманитарных дисциплин, а в сфере воспитания личности – формирование способности к социальному взаимопониманию, взаимодействию и сотрудничеству 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать сущность вероучительных систем, логику их становления и эволюции Уметь характеризовать, распознавать и классифицировать классические религиозные и мифологические системы. Иметь навыки (приобрести опыт) анализа и сопоставления религиозных систем В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к факультативам. Изучение данной дисциплины базируется на следующей дисциплине: Введение в специальность Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать основные аспекты истории христианства;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История правовых и политических учений. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
В ходе итогового контроля студент обязан показать знакомство с материалом курса, умение анализировать выбранный для исследования текст, относящийся к традиции священной литературы, проследить его исторические корни, особенности структуры, стиля, языка и содержания. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Работа над проектом осуществляется ступенчато, при поддержке системы LMS, в границах которой выделяется семь этапов формирования проектного исследования с соответствующей ступенчатой проверкой и доработкой каждой из частей до защиты окончательного варианта.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: уровень активности на семинаре, частота и полнота ответов, умение аргументировать свою позицию, использование для аргументации текста источника. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = n1· Ореф при этом n1 = 1 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке за последний модуль последнего года проведения дисциплины. 7. Содержание дисциплиныТема 1. Священные книги и их роль в религии и культуре. Общее и особенное в священных книгах разных религий. Их значение как исторических источников. Воздействие на вероучение и культ. Сюжеты и идеи священных книг в фольклоре и классической культуре этносов. Количество часов аудиторной работы Лекций - 2, семинаров - 2, СРС - 10 Литература по разделу: Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. – М., 1995. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Рудой В. И. Истоки идеологии индо-буддийской традиции. \\ Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб., 1993 Теоретические проблемы восточных литератур. – М., 1969 Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998 Тема 2. Становление Ветхого Завета. Варианты и списки ветхозаветного текста. Основные понятия для анализа. Масоретский текст. Переводы ветхозаветного текста. Тора и её происхождение, проблема датировки. Книги пророков и их классификация. Особенности стиля Танаха. Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 2, СРС - 10 Литература по разделу: Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. – М., 1995. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Теоретические проблемы восточных литератур. – М., 1969 Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998 Тема 3. Сопоставительный анализ Танаха и Ветхого Завета. Структура Ветхого Завета. Канонические и неканонические книги. Виды новозаветных апокрифов. Формирование христианского канона. Проблема источников Нового Завета. Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 0, СРС - 8 Литература по разделу: Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря. М., 1960 Апокрифы Древней Руси. Сост., предисл. М. Рождественской. – СПб.: Амфора, 2002 Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. \ Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. Атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред) и др. – М.: Мысль, 1989 Библия/ K.Любое издание Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919 Зелинский В. Соперники христианства. СПб., 1995. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968 Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967. Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1999 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996 Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., 2002 Немировская Л. З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., 1996. Новозаветные апокрифы. Сост., коммент. С. Ершова; Предисл. В. Рохмистрова. – СПб.: Амфора, 2001. Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1988. Тема 4. Формирование христианского канона «Диатессарон» Татиана. Канон Муратори и список Евсевия Кесарийского. Развитие канона в христианизированных регионах. Аврелий Августин и его роль в формировании канона. Евангелиарии. Место Тридентского собора в закреплении канона западного христианства. Структура Нового Завета. Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 2, СРС - 10 Литература по разделу: Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. \ Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. Атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред) и др. – М.: Мысль, 1989 Библия/ K.Любое издание Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919 Зелинский В. Соперники христианства. СПб., 1995. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968 Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967. Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1999 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996 Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., 2002 Немировская Л. З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., 1996. Новозаветные апокрифы. Сост., коммент. С. Ершова; Предисл. В. Рохмистрова. – СПб.: Амфора, 2001. Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1988. Тема 5. Переводы Нового Завета Переводы Нового Завета в древности. Апологеты христианства: основные идеи. Труды догматиков. «Народные библии» и переводы на национальные языки (Дж. Виклиф, Я. Гус). Роль М. Лютера в переводе Библии. Проблемы перевода на современный язык в дореволюционной России. Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 0, СРС - 8 Литература по разделу: Библия/ K.Любое издание Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919 Зелинский В. Соперники христианства. СПб., 1995. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968 Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967. Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1999 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996 Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., 2002 Немировская Л. З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., 1996. Тема 6. Русские переводы Библии. Церковнославянский перевод Кирилла и Мефодия. Распространение полного списка библейских книг на Руси. Текстовое родство церковно-славянских версий Библии. «Остромирово евангелие» и «Саввина книга». «Апостол». Понятие апракоса и его основные виды. Страстные евангелия. Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - о, СРС - 8 Литература по разделу: Апокрифы Древней Руси. Сост., предисл. М. Рождественской. – СПб.: Амфора, 2002 Библия/ K.Любое издание Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919 Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1985 Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968 Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967. Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1999 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996 Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения. М., 2002 Немировская Л. З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., 1996. Тема 7. Библия как явление мировой культуры. Новозаветная апокалиптика и ее влияние на европейскую культуру. Образ Иисуса в мировой литературе. Рецепция образа Иуды в мировой литературе. Мир Нового Завета в европейском искусстве и литературе. Женские евангельские образы в мировом искусстве и литературе Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 2, СРС - 8 Литература по разделу: Бернен С. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. 1270 – 1700. СПб. 2000. Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Проблемы теоретической и исторической поэтики. В 2 т. Гродно, 2001. Мень А. В. Библия и литература. М., 2002. Нямцу А. Е. Новый Завет и мировая литература. Черновцы, 1993. Нямцу А. Е. Миф и легенда в мировой литературе. Черновцы, 1992. Нямцу А. Е. Традиционные сюжеты и образы в литературе XIX в. Киев, 1998. От Бытия к Исходу: отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998. Пастораль. Идиллия. Утопия. Сб-к науч. тр. М., 2002. Славянские культуры в контексте мировой. Минск, 1995 Тема 7. Библия в современной культуре. Новозаветная апокалиптика и ее влияние на постиндустриальную культуру. Ветхозаветные образы в кинематографе ХХ в. Образ Иисуса в постмодернисткой литературе. Рецепция образа Иуды в новых апокрифах. Женские евангельские образы в мировом искусстве: традиции и новации Количество часов аудиторной работы Лекций - 4, семинаров - 2, СРС - 8 Литература по разделу: Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Проблемы теоретической и исторической поэтики. В 2 т. Гродно, 2001. Нямцу А. Е. Новый Завет и мировая литература. Черновцы, 1993. Нямцу А. Е. Миф и легенда в мировой литературе. Черновцы, 1992. Нямцу А. Е. Традиционные сюжеты и образы в литературе XIX в. Киев, 1998. Пастораль. Идиллия. Утопия. Сб-к науч. тр. М., 2002. Славянские культуры в контексте мировой. Минск, 1995 Практические занятия проводятся в форме семинаров.
8. Образовательные технологии
Особое внимание стоит обратить на вводные лекции курса, в границах которых определяются основные параметры изучения предмета. Следует избегать компаративного истолкования религиозных текстов, основываясь при подаче материала на принципах цивилизационного подхода. Это позволяет избегать пейоративных и превосходных оценок, что особенно важно для учебного процесса, протекающего с участием носителей разных типов религиозного опыта и приверженцев различных систем верований.
Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым требуется дополнительная проработка и анализ рассмотренного преподавателем материала в объеме запланированных часов. В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы: - изучение учебной и научной литературы по курсу с целью углубления знаний по данному предмету; - конспектирование источников, учебной и научной литературы; - поиск и обзор электронных источников информации; - подготовка к семинарским занятиям; 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Темы рефератов по курсу «Священные книги мировых религий» Анализ текста на выбор:
Работа над проектом предполагает составление развернутого описания текста по следующим позициям: - История формирования источника. Более ранние тексты. Параллельные тексты. Проблема влияния других культур – религиозный и этнический аспект. Датировка (условность, основные варианты, наличие слоев с разной датировкой). Авторство текста. Прямые и косвенные заимствования. - Структура текста. Основные части и их специфика. - Стиль и язык написания текста. Основные литературные приемы. Внутренний ритм текста. - Редакции, конъектуры и эмендации текста. Проблема передачи текста внутри религиозной традиции. Вопросы подлинности текста. Существующие переводы. - Экзегетическая и герменевтическая традиция по отношению к тексту. - Философское и религиозное содержание. Основные идеи. Комментарии к тексту. - Связь с культовой практикой. Использование в ритуале. Дополнительные баллы получат студенты, включившие в свое проект самостоятельно интерпретированный кусочек исследуемого текста. 9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
ТЕСТ
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1 Базовый учебникРелигиоведение: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко, 2013 http://znanium.com/bookread.php?book=341081
Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. Религиоведение. Учебник М.: Юнити-Дана, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118658
Зубов А.Б. История религий. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Zubov/Index.phpГараджа В. Религиоведение. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Garadg/_Index.phpВасильев Л. С. История религий Востока. М., 2000 Библия. Любое издание. Тальберг Н. История русской церкви. В 2-х тт. М., 1994. Христианство. Словарь. М., 1994. Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. Новозаветные апокрифы. СПб., 2001. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. М., 1992-1993. Русское православие. Вехи истории. М., 1989. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996
-
-
Обмен информацией с преподавателем осуществляется в системе LMS, в рамках которой размещается виртуальный учебник по курсу, выкладываются задания для составления проекта каждым студентом, определяются этапы выполнения проекта, осуществляется поэтапная проверка хода работы над проектом. 11.Материально-техническое обеспечение дисциплины- |
Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины Второй иностранный (немецкий) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Оценка эффективности политической деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа дисциплины Иностранный язык (французский язык) для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030200. 62 Политология, протокол от 02. 07. 2010 г. №15 | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины Современная политическая философия для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины «Основы избирательных технологий» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины Иностранный язык (английский) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 " Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 – "Политология" специализаций "Политический анализ" и "Политическое управление"... | Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... |