Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента Программа дисциплины Теория государства и права для направления 030200.62 Политология
подготовки бакалавра
Автор программы: Е.С.Дерябина, к.и.н., доцент, esderyabina@mail.ru
(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)
Одобрена на заседании кафедры гражданского и предпринимательского права
«____»___________ 2012 г.
Зав. кафедрой _________________________________В.Г. Голубцов
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»__________2012 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200 «Политология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Теория государства и права». Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 Политология, протокол от 02.07.2010 г. № 15;
Образовательной программой для направления 030200.62 Политология
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 Политология, утвержденным в 2011г.
2.Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Теория государства и права» являются :
- подготовка в области основ гуманитарных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
- формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, толерантности, повышения их общей культуры и расширение кругозора.
3.Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные категории юриспруденции;
- специфику системы российского права;
- предмет, метод, структуру и характерные особенности базовых отраслей российского права.
Уметь
- применять усвоенные знания на практике;
- делать анализ новой информации в соответствии с полученными знаниями;
- давать юридическую оценку действий и событий в сфере права;
- самостоятельно работать с теоретическим, методологическим и нормативным материалом с целью повышению своей профессиональной квалификации;
Иметь навыки (приобрести опыт)
- анализа нормативно-правовых актов и других источников права;
- юридической оценки ситуаций. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОНК-1
| Даёт четкие определения основных понятий государственно-правовой системы. Четко формулирует задачи, анализирует условия и обоснованно выбирает нормы для решения, уверенно интерпретирует результаты
| Проблемное чтение лекций, предполагающее активное участие студентов в работе.
Обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами и преподавателем на лекциях и практических занятиях
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОНК-2
| Демонстрирует умение обосновывать предлагаемые решения (не только анализировать правовую среду, но и выбирать соответствующие
| Обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами на практических занятиях
| Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| ОНК-3
| Демонстрирует знание нормативной основы регулирования различных отношений, практики их применения
| Проблемное чтение лекций, обсуждение и анализ правовых решений
| Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и
экономических наук при решении профессиональных задач, способность анализировать
социально-значимые проблемы и процессы
| ОНК-4
| Демонстрирует умение обосновывать предлагаемые решения (не только анализировать правовую среду, но и выбирать соответствующие нормы и уметь доказывать правильность своей позиции и оценивать эффективность решений)
| Обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами на практических занятиях
| Знает свои права и обязанности как гражданин своей страны; умеет использовать Конституцию и другие правовые документы в своей деятельности
| СЛК-1
| Демонстрирует знание нормативной основы конституционного (общего) правового статуса; знает особенности регулирования различных правовых отношений, практики их применения
| Проблемное чтение лекций, обсуждение и анализ правовых решений
| Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| СЛК-4
| Демонстрирует способность активного слушания других
| Коллективное обсуждение проблемных правовых вопросов на практических занятиях с использованием деловой игры
| Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
| СЛК-5
| Демонстрирует знание нормативной основы регулирования управленческих отношений и института юридической ответственности в этой сфере
| Обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами и преподавателем на лекциях и практических занятиях
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла; вариативная часть.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
- «Обществознание» (школьный курс);
Дисциплина «Теория права» помогает решать следующие профессиональные задачи для бакалавров по направлению подготовки 030200.62 Политология:
- подготовка политических экспертов и аналитиков широкого профиля;
- развитие способности в оперативном проектном режиме заниматься разработкой политических решений в институтах власти, бизнес-структурах, СМИ.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Гражданское право
Предпринимательское право
5.Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего
| Аудиторные часы
| Самост. работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
|
| Раздел I. Общая часть
|
|
|
|
|
| 1
| Предмет и методология теории государства и права
| 5
| 2
| -
| -
| 3
| 2
| Происхождение государства и права
| 6
| 2
| -
| -
| 3
|
| Раздел II. Теория государства
|
|
|
|
|
| 3
| Понятие и сущность государства
| 5
| 2
| 1
| -
| 3
| 4
| Типология государства
| 5
| 2
| 1
| -
| 3
| 5
| Функции государства
| 5
| 2
| 1
| -
| 3
| 6
| Механизм государства
| 6
| 2
| 1
| -
| 3
| 7
| Форма государства
| 7
| 2
| 2
| -
| 3
| 8
| Государство в политической системе общества
| 7
| 2
| 2
| -
| 3
|
| Раздел III. Теория права.
|
|
|
|
|
| 9
| Понятие и сущность права
| 8
| 2
| 1
| -
| 5
| 10
| Право в системе регулирования общественных отношений. Нормы права
| 8
| 2
| 1
| -
| 5
| 11
| Формы (источники) права. Правотворчество
| 9
| 2
| 2
| -
| 5
| 12
| Система права
| 7
| 2
| -
| -
| 5
| 13
| Правоотношения
| 9
| 2
| 2
| -
| 5
| 14
| Реализация норм права. Правоприменение
| 9
| 2
| 2
| -
| 5
| 15
| Правомерное поведение и правонарушение
| 9
| 2
| 1
| -
| 5
| 16
| Юридическая ответственность
| 8
| 2
| 1
| -
| 5
| 17
| Законность и правопорядок.
| 7
| 2
| 1
| -
| 5
| 18
| Механизм правового регулирования общественных отношений
| 7
| 2
| 1
| -
| 5
| 19
| Правосознание и правовая культура
| 7
| 2
| 1
| -
| 5
| 20
| Основные правовые системы (семьи) современности
| 7
| 2
| 1
| -
| 5
|
| Раздел IV. Личность, право, государство
|
|
|
|
|
| 21
| Права человека и правовой статус личности
| 7
| 2
| 1
| -
| 5
| 22
| Правовое государство и гражданское общество
| 6
| 2
| 1
| -
| 5
|
| Всего
| 162
| 44
| 24
| 0
| 94
|
6. Контроль знаний студентов 6.1. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля Текущий
| Форма контроля
| Модуль/неделя модуля
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Контрольная работа
| 6
|
|
|
| Письменная работа по карточкам – 90 мин.
| Домашнее задание
|
| 7
|
|
| Работа, предполагающая поиск и анализ материала, в том числе нормативно-правового характера, сопоставление с практикой.
| Итоговый
| Экзамен
|
|
| 11
|
| Устная форма
| Критерии оценки знаний, навыков При осуществлении текущего контроля выдается индивидуальное задание, содержащее пять контрольных вопросов. При оценке ответов по 10-ти бальной шкале учитывается :
Умение давать четкие определения основных государственно-правовых понятий;
Правильное определение школ правопонимания и теорий происхождения государства, их взаимосвязи с общефилософскими концепциями;
Понимание особенностей происхождения государства и права у различных народов мира и их влияние на оформление национальных правовых систем, социально-экономического уклада;
взаимосвязи государственно-правовых явлений с социально-значимыми процессами в современном обществе и государстве;
Знание нормативной основы регулирования различных отношений, практики их применения;
Наличие навыков уверенного владения средствами поиска информации в источниках, рекомендованных для самостоятельного изучения.
Знание основных категорий юриспруденции и специфики системы российского права.
Итоговый контроль осуществляется на основе заранее выданных контрольных вопросов к экзамену. Устная форма экзамена предполагает ответ по двум контрольным вопросам.
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7.Содержание дисциплины
Раздел I. Общая часть
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
Государственно-правовая действительность как объект теории государства и права.
Предмет теории государства и права: понятие и содержание. Соотношение объекта и предмета теории государства и права. Место теории государства и права в системе наук о природе и обществе. Теория государства и права как самостоятельная гуманитарная наука. Взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, историей, социологией.
Место и функции теории государства и права в системе юридических наук. Отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук.
Методология теории государства и права. Диалектика как интегративный метод объяснения государства и права. Антидогматическое восприятие государства и права. Идеологический плюрализм в изучении теории государства и права. Общенаучные методы изучения государства и права. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное в теории государства и права. Индукция и дедукция. Историческое и логическое в государстве и праве.
Частные и специальные методы изучения государства и права. Метод конкретно–социологических исследований. Правовой эксперимент. Сравнительно - правовой метод. Системный метод. Математический метод. Метод правового регулирования. Необходимость комплексного использования методов познания теории государства и права. Общенаучные принципы теории государства и права: объективность, историзм, системность, истинность, социальная справедливость. Теории государства и права и социальная практика. Система курса теория государства и права. Цели и задачи курса.
Количество часов аудиторной работы: 2 ч.
Количество часов самостоятельной работы: 3ч. для выполнения заданий по текущему контролю, подготовки к семинарскому занятию.
Формируемые компетенции: ОНК-1, ОНК-2, ОНК-4, СЛК-4 Тема 2. Происхождение государства и права.
Основные теории происхождения государства и права и их значения для исследования современной государственности (марксистская теория, теологическая патриархальная, договорная, психологическая и т.д.)
Общая характеристика первобытно - общинного строя. Общественная власть и социальные нормы при родовой организации общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов обычаев.
Общие причины и закономерности возникновения государства и права. Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества.
Исторические особенности возникновения государства и права у различных народов мира (афинского, римского, германского, на Древнем Востоке и др.) Количество часов аудиторной работы: 2 ч.
Количество часов самостоятельной работы: 3ч. для выполнения заданий по текущему контролю, подготовки к семинарскому занятию. Литература по разделу:
Базовый учебник
Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М, 2011.
Основная
Малько А.В. Теория государства и права в схемах и комментариях. Учебное пособие - М., "Проспект", 2010. Морозова Л.А. Теория государства и права. 4-е издание. - М., 2010.
Марченко М.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Том 2. М., 2010.
Формируемые компетенции: ОНК-1, ОНК-2, ОНК-4, СЛК-4
Формы и методы проведения занятий: коллективное обсуждение проблемных правовых вопросов на практическом занятии.
Литература по разделу:
Базовый учебник
Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М, 2011.
Основная
Малько А.В. Теория государства и права в схемах и комментариях. Учебное пособие - М., "Проспект", 2010. Морозова Л.А. Теория государства и права. 4-е издание. - М., 2010.
Марченко М.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Том 2. М., 2010.
Раздел II. Теория государства
Тема 3. Понятие и сущность государства.
Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства. Элементы государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
Понятие и характерные черты государственной власти, соотношение с политической властью. Формы и методы осуществления государственной власти. Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан. Количество часов аудиторной работы: 3 ч.
Количество часов самостоятельной работы: 3ч. для выполнения заданий по текущему контролю, подготовки к семинарскому занятию.
Формируемые компетенции: ОНК-1, ОНК-2, ОНК-4, СЛК-4
Тема 4. Типология государства.
Типология как научный прием рассмотрения сущности государства. Понятие "тип государства". Формационный и цивилизационый подходы к типологии государств. Типология государств по Г. Спенсеру Д. Беллу. Виды (типы) легитимного господства по М. Веберу. Типология государств в зависимости от политического режима. Системный подход к типологии государств. Особенности государства переходного типа.
Количество часов аудиторной работы: 3 ч.
Количество часов самостоятельной работы: 3ч. для выполнения заданий по текущему контролю, подготовки к семинарскому занятию.
Формируемые компетенции: ОНК-1, ОНК-2, ОНК-4, СЛК-4
|