Скачать 173.32 Kb.
|
Кафедра сравнительной политологии Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный анализ» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы программы: Рой Д.А., droy@hse.ru Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «17»декабря 2013 г. Зав. кафедрой Мельвиль А.Ю. Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г. Председатель Урнов М.Ю. Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Пильгун М.А. ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (2 курс) выбравших факультатив «Революции и социальные движения: сравнительный анализ». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями изучения факультатива есть:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия, категории, концепции, теории и революций и протестной политики, авторов этих концепций и основные школы и направления contention politics, а также иметь представление об методологических подходов для сравнительного анализа протестных, социальных движений и революций. Уметь: использовать методы анализа протестных, социальных движений и революций. Иметь навыки сбора методов сбора данных, особенно полевых исследований и последующего количественного и качественного анализа протестных, социальных движений и революций. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДанный факультативный курс связан с такими дисциплинами, читаемыми на факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ по направлению «Политология», как «Категории политической науки», «Введение в специальность» и др. Он служит своеобразным «трамплином» для наиболее мотивированных студентов первого года обучения, нацеленных на углубленное освоение ключевых профессиональных компетенций. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Критерии оценки работы на семинарах: активность в процессе обсуждения, содержательность комментариев. Критерии оценки промежуточного теста: точность и полнота ответов на заданные вопросы. Критерии оценки эссе: наличие исследовательской проблемы, связанной с тематикой курса, корректность и полнота ее раскрытия, обоснованность и оригинальность способа решения проблемы, эрудиция. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале. Порядок формирования оценок по дисциплине Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Формула расчета результирующей оценки: Орезульт = 0,5* Осем + 0,2*·Опр.контр. + 0,1*Оэссе. 0,3*Озачет Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. 7Содержание дисциплиныЛекция 1. Contention politics, коллективное действие и социальные изменения (2 ч.) «Писание истории» и социальные изменения. Интеллектуальные проекты и образы истории: исторический материализм и классовая теория (Маркс, Енгельс), героический романтизм, идеи как движущая сила изменений (Вебер), политическая модернизация (Хантингтон). Индивиды и массы. Социально-психологические модели объяснения феномена массы (Московичи, Канетти). Политэкономические модели коллективного действия (Олсон). Социологические модели коллективного действия (Тилли, Смелзер, Блумер). Исторические и марксистские модели описания коллективного действия (Томпсон, Хоббсбуам). Обзор основных исследований в области «политики спора» (contention politics) в англо-саксонкой традиции политической науки. Литература:
Лекция 2. Изменения и развитие протестных практик (2 ч.) Архаичные формы протестных практик: «социальный бандитизм» (Хоббсбаум), восстания, перевороты. Институты протеста: тайные общества, религиозные ордены, политические клубы, мафия, рабочие секты, профсоюзы, социальные движения. Трансформации социальных движений в XIX и XX ст. Легитимация протеста в современных демократиях. Литература:
Лекция 3. Политическая теория революций (2 ч.) Насилие, политика и плебисцитарное управление Ж-Ж. Руссо. Старые (дореволюционные) и новые порядки А. де Токвиль. К. Маркс и революционная теория праксиса. Р. Люксембург о русской и немецкой революциях. В. Ленин «Государство и революция». Х. Арендт и потерянное наследство революционной традиции. Литература:
Лекция 4. Причины и социальные последствия революций (2 ч.) Структурная модели причин революций (Барингтон Мур, Тедда Скочпол). Старорежимные социально-экономические кризисы. Социальная статистика и демография перед революцией. Аграрные структуры и крестьянские восстания: радикализация крестьян в Росси, Китае, Франции. Почему крестьяне Вандей восстали против революции? Рабочие движения и подъем уровня жизни. Классовые договоренности (Маркс, Асемоглу, Робинсон). Изменялись ли элиты после революций? Рождение современных государств. Великие революционные проекты. Литература:
Лекция 5. Идентичность и символическое измерение коллективного действия (2 ч.) Культура и социальное действие: роль ценностей. Коллективное действие как «когнитивный праксис». Интерпретации фреймов и идеология: диагностический, прогностический и мотивационный элементы (Гофман). Конструирование фреймов. Создавая смыслы: соединяя ценности и фреймы. Как работают идентичности? Множественные идентичности. Способствуют ли идентичности политическому участию? Как создаются и воспроизводятся коллективные идентичности? Наречение идентичностью и самоидентификация коллективов. Создание идентичностей: символы, практики и ритуалы протестных групп. Литература:
Лекция 6. Индивидуумы, сети и участие (2 ч.) Почему люди участвуют в коллективном действии? Роль социальных сетей. Всегда ли социальные сети имеют значения? Индивиды и претесные организации: эксклюзивные и множественные аффилиации. Индивидуальное участие, субкультуры движения и виртуальные сети. Литература:
Лекция 7. Организационная структура социальных движений (2 ч.) Организационные дилеммы в социальных движениях. Мобилизация людей или ресурсов? Иерархические или горизонтальные структуры? Челенджеры или «поставщики услуг»? Типы организации социальных движений: профессиональные, участия (массовые, низовые). Организационные изменения социальных движений: паттерны сдвигов. Институциональный фактор и организационные изменения. Организационные культуры и изменения. Модернизация, инновация и организационное изменение. От «движения-организации» к социальным «движениям-сетям». Литература:
Лекция 8. Формы действия, репертуар и циклы протеста (2 ч.) Коммуникационный процесс протеста. Репертуар действия. Логика и формы протеста: логика чисел, логика разрушений, логика «разъярённого свидетеля». Факторы влияющие на выбор протестного репертуара. Кросс-национальное распространение протеста. Циклы протеста, волны протеста и кампании протеста. Динамика развития протестного репертуара. Классовые, групповые специфики протестного репертуара. Литература:
Лекция 9. Политизация протеста и перспективы для социальных движений (2 ч.) Политические институты и социальные движения. Превалирующие стратегии социальных движений. Союзники, оппоненты и социальные движения. Мульти-организационные поле. Могут ли социальные движения перерасти в партии? Дискуссии о возможностях политического развития и медиа-системы. Литература:
Лекция 10. Демократизация и социальные движения (2 ч.) Стратегии и эффекты социальных движений в общественной политике. Схемы и примеры изменения общественной политики. Процедурные изменения. Социальные движения, демократическая теория и демократизация. Обратный эффект социальных движений: реакция и развал старых систем классовых договоренностей. Перспективы развития социальных движений. Литература:
8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины8.1Базовый учебник
8.2Дополнительная литература (смтореть Ридер по курсу)
|
Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 " Программа дисциплины "Философия" для направления 030200. 62 – "Политология" специализаций "Политический анализ" и "Политическое управление"... | Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Qualitative and Quantitative Methods of Data... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Второй иностранный (немецкий) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины «Оценка эффективности политической деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа дисциплины Иностранный язык (французский язык) для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030200. 62 Политология, протокол от 02. 07. 2010 г. №15 | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Современная политическая философия для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины «Основы избирательных технологий» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины Иностранный язык (английский) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... |