Урока Обучающая





Скачать 44.44 Kb.
НазваниеУрока Обучающая
Дата публикации21.06.2014
Размер44.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

по теме «Предложения с прямой речью»
Цели урока

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью;

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта



Ход урока:

1. Организационный момент

2 Актуализация знаний.

Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Приплыла к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».
- Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)

- Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

- Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений. Правильно ставить знаки препинания.

- Где стоят слова автора? (В начале предложения.)

- A прямая речь? Как оформлена прямая речь? (заключена в кавычки; пишется c большой буквы; после слов автора - двоеточие.)

3. Изучение новой темы.

А) Работа с карточками. Подчеркните слова автора зелёным карандашом, а прямую речь красным.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?..»
Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!»
В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Б) (Диактическая игра.)

-А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.

1. Мишутка запищал: «Держите её, держите!»

2. Печка у неё спрашивает: «Съешь моего пирожка?»

3. Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!»

Молодцы! Из каких сказок эти слова? (Русские народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».)

В) Работа с правилом (Параграф 27)

4. Тренировочные упражнения

1). Схематический диктант (один ученик у доски-

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

2). Объяснительный диктант. Расставьте пропущенные знаки препинания

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3). Работа в группах по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

4) Работа по учебнику (№342)

5) Прямая речь как средство выразительности. Работа с текстом.

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).

Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа.)

Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

6. Работа над конструированием предложений.

Задание устное: переделать предложения в предложения с прямой речью.

Учитель попросил дежурных прийти пораньше.

Пятиклассник спросил товарища, не знает ли он, который час.

5. Вывод. Рефлексия.

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)

  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

  • Продолжите одну из фраз на доске.

  • Я научился (лась)…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Мне понравилось…

VIII. Домашнее задание: (по выбору) 

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии
Урока Обучающая iconЦель урока: Обучающая
Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения
Урока Обучающая iconРассказе Цели урока: Обучающая
Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для...
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных...
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять...
Урока Обучающая iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Урока Обучающая iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка
Урока Обучающая iconКонспект урока на тему
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока Обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word
Урока Обучающая iconСхема системного анализа современного урока
Обучающая: учитель определяет цели урока, информи­рует учащихся о путях реализации целей на уроке
Урока Обучающая iconКонспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах
Урока Обучающая iconКонспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)...
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока Обучающая iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск