Скачать 80.33 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 39 «Классическая» Конспект урока (русский язык и ознакомление с окружающим миром) Тема «Однокоренные слова. Берегите зубы» учитель: Петухова Алёна Вячеславовна Тольятти 2010 Конспект урока Тема: Однокоренные слова. Берегите зубы. Класс: 1 «В». Цель: закрепление навыков единообразного написания однокоренных слов. Задачи:
Тип урока: закрепление новых знаний. Метод и приемы проведения: исследование. Оборудование:
Межпредметные связи: русский язык и окружающий мир. Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте поприветствуем его (хором): «Здравствуй, великий, здравствуй, могучий, Здравствуй любимый русский язык!» - Садитесь! - Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания о корне слова и однокоренных словах, а также узнаем много нового о зубах. II. Основной момент. - Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в одну из галактик. Но какая это галактика, вы скажете сами, отгадав загадку. «Белые силачи рубят калачи, Красный говорун подкладывает». - Что это такое? (Зубы и язык) - Правильно. Поэтому мы отправляемся в зубную галактику. - Вспомните, ребята, что нужно каждому живому существу для жизни? - Перечислите. (Пища, воздух, вода.) - Совершенно верно. Вы назвали одно из условий – это пища. А что нам необходимо, чтобы мы могли пережевывать пищу? (Зубы) - Правильно. Нам нужны крепкие и здоровые зубы. А чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми как можно дольше, мы должны начать о них заботиться прямо сейчас. - Но что это значит: заботиться о своих зубах? Вопрос не простой и чтобы разобраться в нем, сегодня мы проведем необычный урок. - Мы отправимся с вами в путешествие по Зубной Галактике на планету Здоровья. - На этой планете у всех здоровые зубы, а правит ею мудрая королева. В конце нашего путешествия она сделает нам подарок. Но добраться до этой планеты не так-то просто. На пути нам могут встретиться неожиданные препятствия. Готовы мы их преодолеть? (Готовы). - Мы одна команда. Но чтобы отправиться в путь, нам надо подготовиться. - Возьмите зеркала и скажите волшебные слова, которые нам будут помогать справляться с препятствиями. Проговариваем все слова четко, выразительно, но не громко, иначе нас не поймут жители Зубной Галактики. ( Учащиеся рассказывают наизусть речевое упражнение «Веселые человечки» с зеркалами). - Давайте откроем наш маршрутный лист и доберемся до космического корабля, но не торопимся, делаем все четко и аккуратно. Заглавную и строчную букву «З» выводим, не выходим за строчку, следим за одинаковой высотой написанных букв. (Звучит космическая мелодия.) - Молодцы, мы готовы к путешествию! - Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на первой остановке. Музыка выкл. Остановка 1. - Помогите распуститься космическому цветку, образовав из корня «ЗУБ» однокоренные слова. Запишите эти слова на маршрутных листах (зубок, зубище, зубик.) - Что можно сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные) Что у них общего? (Корень ЗУБ) - Давайте выделим его в словах. - Давайте попробуем выделить суффикс. ( Учащиеся комментируют с места.) По ходу комментария учащиеся отвечают на следующие вопросы. - С помощью какой части слова эти слова образованы? (С помощью суффикса.) - Для чего нам нужен суффикс? (Для образования новых слов) - На этой остановке мы с вами вспомнили, что такое однокоренные слова. Посмотрите, какой стал красивый цветок. Он распустился. Мы можем отправляться дальше. - А теперь оправляемся в путь. (Звучит космическая мелодия, учитель говорит.) Остановка 2. Скажите, пожалуйста, а корень бывает только у слов? (нет) - А что же еще имеет корень? (Деревья, растения, зубы) - Молодцы! А вы, ребята, знаете, из чего состоит зуб, как называются зубы? - Тогда слушайте и смотрите. Выступает Красова. - Давайте запишем новые слова (учащиеся записывают новые слова, переводя печатный текст в письменный). Дентин,коронка,эмаль, корень, пульпа (Рис. 3.) – А теперь давайте посмотрим на нарисованный зуб. Давайте проведем от слов к рисунку линии, так, чтобы они точно нам указывали, где, что находится. III. Физ. минутка. - Если я говорю однокоренные слова, вам нужно встать, если - нет, то сесть на корточки. Гриб – грибник. Медведь – медицина. Сон – слон. Игра – игрушка. Мама- папа. Молодцы! Садитесь. Остановка 3. - Что будет у зуба, если не будет корня? - Что будет со словом, если не будет корня? - Корень – это основная, главная часть как слова, так и зуба. - А теперь поработаем над словом корень. - Запишите это слово. - Выполните звуко – буквенный анализ. ( Один учащийся выполняет у доски) - Почему в слове 6 букв, а звуков 5? ( Потому что, мягкий знак не обозначает звука) ( На карте отмечается третья остановка) V. Физ. минутка. - Посмотрите на потолок, не делая движений головой «нарисуйте» «зуб», а теперь «маленький зуб» и «большой зубище». - Встаньте возле парты. Закройте глаза. Представьте радугу. Мысленно заберитесь на нее (дети тянутся вверх, задерживают дыхание и «съезжают» с нее, делая глубокий выдох. - Что мы узнали о корне? - А теперь оправляемся в путь. (Звучит космическая мелодия, учитель говорит.) - Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на следующей остановке. Остановка 4. - Как вы думаете, есть ли у зубов имена? (да) - Об этом расскажет нам Лузин М. Выст. Лузин. - А кто из вас знает, человек рождается без зубов или с зубами? - Когда рождается малыш, у него в деснах уже есть зубки, но они появляются на поверхности не сразу, а постепенно, начиная с 6 месяца и вплоть до 2 лет. Это молочные зубы. У многих из вас уже началась смена зубов. - Какие зубы у вас уже выпали? - Вы можете назвать их по именам? (Резцы, клыки и т. д.) - Теперь мы знаем, как называются зубы, но прежде чем лететь дальше, давайте напишем их названия. - Посмотрите в ваш маршрутный лист и выполните задание 4. - Прочитайте его. ( Выполнение самостоятельное.) МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО Резцы ______________ Клыки ______________ Жевательные зубы ______________ - Ну вот, теперь мы знаем, как называются зубы и из чего они состоят. Значит, мы можем лететь дальше. Ворота в Зубную Галактику открываются, мы стремительно пролетаем сквозь тоннель и попадаем в Зубную Галактику! Ура! - Вон впереди какая – то темная планета. И кто – то с нее взывает о помощи. О! Кажется, я догадываюсь, что это за планета. Эту планету захватил злобный кариес. Придется сделать посадку, ведь нужно помочь жителям планеты, но чтобы успешно бороться с врагом нам нужно как следует изучить его. (Учащиеся работают с энциклопедической страничкой - презентацией.) - Что такое кариес? - Можно ли справиться с вредными бактериями до того, как они проникнут в зуб? - Что нужно для этого делать? - У нас на пути появилась странная планета. Ой! Какое сильное у нее притяжение! Она как магнитом, тянет к себе наш корабль. - Это сладкая планета, на ней живут Сладкоежки. Ее жители, конечно, не отличаются здоровыми и крепкими зубами. Они обожают пирожные и мороженое, мармелад и шоколад, леденцы и ириски и прочие сладости - в общем, все то, что вредно для зубов. - Вспомните какие продукты полезны для организма? ( Свежие овощи, фрукты, рыба. Мясо, молочные продукты). - Правильно! - О полезных продуктах нам расскажет Соколов М. - Неужели нам придется отказаться от сладкого? (нет, вовсе не обязательно) - Давайте посоветуем жителям этой планеты, какие продукты им следует есть, а от каких отказаться. Я буду называть продукты, а вы будете поднимать изображения с веселыми или грустными зубиками. - Записываем полезные для зубов продукты в маршрутном листе. ( Запись словарных слов под диктовку.) - Поменяйтесь маршрутными листами. Проверьте друг у друга словарные слова. - Если все слова написаны правильно, то нарисуйте у зуба веселую мордочку. - Если есть ошибки, то нарисуйте грустное выражение мордочке. - Те ребята, которые допустили ошибки, дома еще раз повторите словарные слова и под диктовку родителей запишите их. - А я хочу вам рассказать одну интересную поучительную историю, что может случится с теми, кто не чистит зубы. - Жил – был крокодил. У него был страшный – страшный хвост, страшные – престрашные глаза, страшные престрашные клыки. И самое страшное: у него был ужасно страшный характер. Он никогда никому не сказал ни одного доброго слова, а еще он никогда не чистил зубы. И вот однажды у него заболели зубы. Посмотрите, что же произошло дальше. (Просмотр фильма «Птичка Тари» с обсуждением.) - Наше путешествие близится к намеченной цели. Мы с вами берем курс на планету здоровья! Нас встречает королева планеты Здоровья. ( На экране появляется изображение Королевы Здоровья.) - Но чтобы она поняла, что мы ее друзья, необходимо произнести пароль. Мы узнаем его, если правильно ответим на вопросы королевы. Вот они: -Какие названия зубов вы знаете? -Как бороться с кариесом? -Что является главным оружием против зубных болезней? -Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога? -Сколько раз с день нужно чистить зубы? - Что такое корень слова? - У чего может быть корень? -Назовите примеры однокоренных слов. На доске записана фраза, каждое слово которой открывается за правильный ответ, в итоге она открывается полностью: ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НУЖНО НАМ. - Вот теперь мы знаем пароль. Это правило, по которому живут жители планеты Здоровья. Давайте скажем его все вместе. (Дети хором произносят предложение.) - А теперь обещанные подарки от Королевы планеты Здоровья. Она подарила нам зубную пасту. (Всем учащимся раздается зубная паста.) -Вам понравился урок? - Что именно понравилось? - Что нового узнали? - Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Думаю, теперь вы будете заботиться о своих зубах и их корнях. Потому что корень не только важная часть зуба, но еще и растения. Корень – важная часть слова. Без корня не будет слова. А без слова не будет общения. Поэтому следите не только за своими зубами, но и словами. Думайте, прежде чем что – то сказать. Помните, словом можно обидеть человека или сделать его счастливым. Поэтому говорите как можно больше хороших и добрых слов. Желаю Вам всего хорошего! Урок закончился. Спасибо Вам! |
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
План-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Конспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,... Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином | ||
План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |