Конспект урока





Скачать 80.33 Kb.
НазваниеКонспект урока
Дата публикации25.06.2014
Размер80.33 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 39 «Классическая»

Конспект урока

(русский язык и ознакомление с окружающим миром)
Тема «Однокоренные слова. Берегите зубы»

учитель:

Петухова Алёна Вячеславовна

Тольятти

2010

Конспект урока
Тема: Однокоренные слова. Берегите зубы.

Класс: 1 «В».

Цель: закрепление навыков единообразного написания однокоренных слов.

Задачи:

  1. Введение пропедевтических упражнений из области фонетики, словообразования, морфологии.

  2. Развитие речи с включением языковых и медицинских понятий.

  3. Формирование у учащихся представления о крепких и здоровых зубах как признаке здоровья.

  4. Познакомить детей с правилами гигиены полости рта.

Тип урока: закрепление новых знаний.

Метод и приемы проведения: исследование.

Оборудование:

  1. Макет зуба и сборная модель челюсти.

  2. Индивидуальные карточки с изображением «веселого» и «грустного» зубиков.

  3. CD – проигрыватель с записью «Космическая мелодия».

  4. Проектор с «Энциклопедической страничкой».

  5. DVD – проигрыватель, телевизор, мультфильм «Птичка Тари».

  6. Модель черепа с зубами.

  7. Иллюстрация с изображением зуба.

  8. Индивидуальные маршрутные листы.

  9. Зеркала ( 25 штук).

Межпредметные связи: русский язык и окружающий мир.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте поприветствуем его (хором):

«Здравствуй, великий, здравствуй, могучий,

Здравствуй любимый русский язык!»

- Садитесь!

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания о корне слова и однокоренных словах, а также узнаем много нового о зубах.

II. Основной момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в одну из галактик. Но какая это галактика, вы скажете сами, отгадав загадку.

«Белые силачи рубят калачи,

Красный говорун подкладывает».

- Что это такое? (Зубы и язык)

- Правильно. Поэтому мы отправляемся в зубную галактику.

- Вспомните, ребята, что нужно каждому живому существу для жизни?

- Перечислите. (Пища, воздух, вода.)

- Совершенно верно. Вы назвали одно из условий – это пища. А что нам необходимо, чтобы мы могли пережевывать пищу? (Зубы)

- Правильно. Нам нужны крепкие и здоровые зубы. А чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми как можно дольше, мы должны начать о них заботиться прямо сейчас.

- Но что это значит: заботиться о своих зубах? Вопрос не простой и чтобы разобраться в нем, сегодня мы проведем необычный урок.

- Мы отправимся с вами в путешествие по Зубной Галактике на планету Здоровья.

- На этой планете у всех здоровые зубы, а правит ею мудрая королева. В конце нашего путешествия она сделает нам подарок. Но добраться до этой планеты не так-то просто. На пути нам могут встретиться неожиданные препятствия. Готовы мы их преодолеть? (Готовы).

- Мы одна команда. Но чтобы отправиться в путь, нам надо подготовиться.

- Возьмите зеркала и скажите волшебные слова, которые нам будут помогать справляться с препятствиями. Проговариваем все слова четко, выразительно, но не громко, иначе нас не поймут жители Зубной Галактики.

( Учащиеся рассказывают наизусть речевое упражнение «Веселые человечки» с зеркалами).

- Давайте откроем наш маршрутный лист и доберемся до космического корабля, но не торопимся, делаем все четко и аккуратно. Заглавную и строчную букву «З» выводим, не выходим за строчку, следим за одинаковой высотой написанных букв.

(Звучит космическая мелодия.)

- Молодцы, мы готовы к путешествию!
- Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на первой остановке.

Музыка выкл.

Остановка 1.

- Помогите распуститься космическому цветку, образовав из корня «ЗУБ» однокоренные слова. Запишите эти слова на маршрутных листах (зубок, зубище, зубик.)

- Что можно сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные) Что у них общего? (Корень ЗУБ)

- Давайте выделим его в словах.

- Давайте попробуем выделить суффикс.

( Учащиеся комментируют с места.)

По ходу комментария учащиеся отвечают на следующие вопросы.

- С помощью какой части слова эти слова образованы? (С помощью суффикса.)

- Для чего нам нужен суффикс? (Для образования новых слов)

- На этой остановке мы с вами вспомнили, что такое однокоренные слова. Посмотрите, какой стал красивый цветок. Он распустился. Мы можем отправляться дальше.

- А теперь оправляемся в путь.

(Звучит космическая мелодия, учитель говорит.)
Остановка 2.

Скажите, пожалуйста, а корень бывает только у слов? (нет)

- А что же еще имеет корень? (Деревья, растения, зубы)

- Молодцы! А вы, ребята, знаете, из чего состоит зуб, как называются зубы? - Тогда слушайте и смотрите.

Выступает Красова.

- Давайте запишем новые слова (учащиеся записывают новые слова, переводя печатный текст в письменный).

Дентин,коронка,эмаль, корень, пульпа

(Рис. 3.) – А теперь давайте посмотрим на нарисованный зуб. Давайте проведем от слов к рисунку линии, так, чтобы они точно нам указывали, где, что находится.

III. Физ. минутка.

- Если я говорю однокоренные слова, вам нужно встать, если - нет, то сесть на корточки.

Гриб – грибник.

Медведь – медицина.

Сон – слон.

Игра – игрушка.

Мама- папа.

Молодцы! Садитесь.

Остановка 3.

- Что будет у зуба, если не будет корня?

- Что будет со словом, если не будет корня?

- Корень – это основная, главная часть как слова, так и зуба.

- А теперь поработаем над словом корень.

- Запишите это слово.

- Выполните звуко – буквенный анализ. ( Один учащийся выполняет у доски)

- Почему в слове 6 букв, а звуков 5? ( Потому что, мягкий знак не обозначает звука)

( На карте отмечается третья остановка)

V. Физ. минутка.

- Посмотрите на потолок, не делая движений головой «нарисуйте» «зуб», а теперь «маленький зуб» и «большой зубище».

- Встаньте возле парты. Закройте глаза. Представьте радугу. Мысленно заберитесь на нее (дети тянутся вверх, задерживают дыхание и «съезжают» с нее, делая глубокий выдох.

- Что мы узнали о корне?

- А теперь оправляемся в путь.

(Звучит космическая мелодия, учитель говорит.)

- Закройте глаза. Представьте, мы отправляемся в открытый космос. Мы пролетаем мимо звезд, красивых, горячих. Откройте глаза. Мы с вами на следующей остановке.

Остановка 4.

- Как вы думаете, есть ли у зубов имена? (да)

- Об этом расскажет нам Лузин М.

Выст. Лузин.

- А кто из вас знает, человек рождается без зубов или с зубами?

- Когда рождается малыш, у него в деснах уже есть зубки, но они появляются на поверхности не сразу, а постепенно, начиная с 6 месяца и вплоть до 2 лет. Это молочные зубы. У многих из вас уже началась смена зубов.

- Какие зубы у вас уже выпали?

- Вы можете назвать их по именам? (Резцы, клыки и т. д.)

- Теперь мы знаем, как называются зубы, но прежде чем лететь дальше, давайте напишем их названия.

- Посмотрите в ваш маршрутный лист и выполните задание 4.

- Прочитайте его.

( Выполнение самостоятельное.)

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Резцы ______________

Клыки ______________

Жевательные зубы ______________

- Ну вот, теперь мы знаем, как называются зубы и из чего они состоят. Значит, мы можем лететь дальше. Ворота в Зубную Галактику открываются, мы стремительно пролетаем сквозь тоннель и попадаем в Зубную Галактику! Ура!

- Вон впереди какая – то темная планета. И кто – то с нее взывает о помощи. О! Кажется, я догадываюсь, что это за планета. Эту планету захватил злобный кариес. Придется сделать посадку, ведь нужно помочь жителям планеты, но чтобы успешно бороться с врагом нам нужно как следует изучить его.

(Учащиеся работают с энциклопедической страничкой - презентацией.)

- Что такое кариес?

- Можно ли справиться с вредными бактериями до того, как они проникнут в зуб?

- Что нужно для этого делать?

- У нас на пути появилась странная планета. Ой! Какое сильное у нее притяжение! Она как магнитом, тянет к себе наш корабль.

- Это сладкая планета, на ней живут Сладкоежки. Ее жители, конечно, не отличаются здоровыми и крепкими зубами. Они обожают пирожные и мороженое, мармелад и шоколад, леденцы и ириски и прочие сладости - в общем, все то, что вредно для зубов.

- Вспомните какие продукты полезны для организма? ( Свежие овощи, фрукты, рыба. Мясо, молочные продукты).

- Правильно!

- О полезных продуктах нам расскажет Соколов М.

- Неужели нам придется отказаться от сладкого? (нет, вовсе не обязательно)

- Давайте посоветуем жителям этой планеты, какие продукты им следует есть, а от каких отказаться. Я буду называть продукты, а вы будете поднимать изображения с веселыми или грустными зубиками.

- Записываем полезные для зубов продукты в маршрутном листе.

( Запись словарных слов под диктовку.)

- Поменяйтесь маршрутными листами. Проверьте друг у друга словарные слова.

- Если все слова написаны правильно, то нарисуйте у зуба веселую мордочку.

- Если есть ошибки, то нарисуйте грустное выражение мордочке.

- Те ребята, которые допустили ошибки, дома еще раз повторите словарные слова и под диктовку родителей запишите их.

- А я хочу вам рассказать одну интересную поучительную историю, что может случится с теми, кто не чистит зубы.

- Жил – был крокодил. У него был страшный – страшный хвост, страшные – престрашные глаза, страшные престрашные клыки. И самое страшное: у него был ужасно страшный характер. Он никогда никому не сказал ни одного доброго слова, а еще он никогда не чистил зубы. И вот однажды у него заболели зубы. Посмотрите, что же произошло дальше.

(Просмотр фильма «Птичка Тари» с обсуждением.)

- Наше путешествие близится к намеченной цели. Мы с вами берем курс на планету здоровья! Нас встречает королева планеты Здоровья.

( На экране появляется изображение Королевы Здоровья.)
- Но чтобы она поняла, что мы ее друзья, необходимо произнести пароль. Мы узнаем его, если правильно ответим на вопросы королевы. Вот они:

-Какие названия зубов вы знаете?

-Как бороться с кариесом?

-Что является главным оружием против зубных болезней?

-Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога?

-Сколько раз с день нужно чистить зубы?

- Что такое корень слова?

- У чего может быть корень?

-Назовите примеры однокоренных слов.

На доске записана фраза, каждое слово которой открывается за правильный ответ, в итоге она открывается полностью:

ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НУЖНО НАМ.

- Вот теперь мы знаем пароль. Это правило, по которому живут жители планеты Здоровья. Давайте скажем его все вместе.

(Дети хором произносят предложение.)

- А теперь обещанные подарки от Королевы планеты Здоровья. Она подарила нам зубную пасту.

(Всем учащимся раздается зубная паста.)

-Вам понравился урок?

- Что именно понравилось?

- Что нового узнали?

- Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Думаю, теперь вы будете заботиться о своих зубах и их корнях. Потому что корень не только важная часть зуба, но еще и растения. Корень – важная часть слова. Без корня не будет слова. А без слова не будет общения. Поэтому следите не только за своими зубами, но и словами. Думайте, прежде чем что – то сказать. Помните, словом можно обидеть человека или сделать его счастливым. Поэтому говорите как можно больше хороших и добрых слов. Желаю Вам всего хорошего! Урок закончился. Спасибо Вам!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
Конспект урока iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Конспект урока iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск