ТЕМА: ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ
(обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского, 10 класс)
Цель:
Формировать у учащихся понятия эпохи, в которой жил и создавал свои произведения Ф.М. Достоевский.
Учить учащихся видеть особенности литературного творчества Достоевского. Проверить знание биографии, творческой деятельности писателя.
Воспитывать у учащихся интерес к деятельности Достоевского, заинтересовать, облегчить процесс чтения.
Методы: беседа, рассказ.
Оборудование: иллюстрации художников-современников Достоевского, портрет Достоевского, д/ф, г/з, иллюстрации, карта-схема, карточки, вырезки из газеты, посвященные творчеству Достоевского, подборка газетного материала. ХОД УРОКА
Слово учителя: (кадр д/ф) Имя великого писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы.
Поисками ответа на «жгучие вопросы жизни» пронизаны все его произведения. В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить проблемы времени.
Его произведения оказали не только огромное влияние на мировую литературу, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, материалы газетной хроники, отталкивался от реальных фактов окружающей действительности. Достоевский настойчиво искал выход на кричащих противоречий современной действительности, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.
На доске: Да, «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».
М. Горький
Достоевский – писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений.
Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение с потрясающей силой и глубиной раскрыть самые сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него. Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.
Давайте сегодня на уроке и мы постараемся еще на один шаг приблизиться к разгадкам тайн творчества Достоевского и доказать следующие слова:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Ф. Достоевский
(Из письма к брату в 1833 году)
«Если даже у тебя семь пядей во лбу, обязательно найдется кто-то осьми прядей».
Ф. Достоевский
«Мир спасет красота».
Ф. Достоевский
«Он весь – дитя добра и света, он весь свободы торжество».
А. Блок
Работу организуем следующим образом: класс поделен на три группы. 2 группы возглавляют лидеры, 3-я группа единомышленники, получают индивидуальные задания. Независимые эксперты (судьи, комиссия) оценивают ответы по 5-ти бальной системе. В конце выставляется зачет.
Кадр д/ф – видеовопрос: 1821 год – о чем говорит эта дата? (30 октября 1821 г. в семье лекаря на Божедомке родился Ф.М. Достоевский). Ответившая группа первой начинает отвечать.
Вспомните, как охарактеризовал Л.Н. Толстой Достоевского? («человек, который весь борьба»)
| I. Назовите произведение Достоевского, напечатанное Н. Некрасовым? («Бедные люди»)
| «Самою восхитительною минутой своей жизни» назвал Достоевский знакомство с кем? (с Белинским) назовите друзей Достоевского? (Некрасов, Григорович)
| II. Как назывались журналы, которые издавали братья Достоевского (Федор и Михаил) в 1860 году? («Время», «Эпоха»)
| «Вошел мужчина, лет 40, среднего роста, несколько сутуловатый, с бледным, больным, изнеженным лицом, русый, с рыжеватою бородой. Поразили меня его глаза: - они были разные - один был карий, а в другом зрачок был чрезвычайно расширен» Кто это? (Достоевский)
| III. Как назывался кружок, который наследовал декабристские идеи? В честь кого назывался? Какое отношение имел к Достоевскому? (Петрашевцы; Петрашевский-сверстник Достоевского. «Общество молодых людей в Петербурге»)
| Как называется произведение, в котором Достоевский поведал, что это была за жизнь? Когда написано? («Записки из «Мертвого дома», 1859-1861 гг) Кем была дана высокая оценка этому произведению? (Лениным. Мертвый дом, в котором жил народ)
| IV. «Я был виновен, я осознаю это вполне; я был уличен в намерении (но не более) действовать против правительства. Я знаю, что был осужден за мечты, за теории». Кому принадлежат эти слова? Как связаны с его именем города Омск, Тобольск? (Достоевский был на каторге в 1856 году. После каторги писал генералу Гиотлебену)
| Член прокурорского надзора Впангель стал советником Достоевского во всех действиях, помогая ему, поддерживал. О каком этапе жизни идет речь? (В Семипалатинске, рядовой Достоевский)
| V. Кому из друзей обращены над могилою слова: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает» (речь над могилой Некрасова)
| Какие герои из творчества Достоевского с задатками человеколюбцев и сострадальцев? (Соня, дополнит, образ Алеша «Братья Карамазовы», Лев Николаевич Мышкин «Идиот»)
| VI. «Главная мысль романа изобразить прекрасного человека» – писал Достоевский, - труднее этого ничего нет, а особенно теперь». О каком романе идет речь? («Идиот», главный герой князь Мышкин)
| «Подросток», «Отцы и дети», «Брак». Все ли произведения, замыслы здесь уместны? Кто автор? (Достоевский)
| VII. Какой единоличный журнал мечтал создать Достоевский «нечто вроде газеты». Печатать в нем свои дневники, записки? («Записная книга»)
| Попытайтесь вспомнить в каком произведении Достоевский пытается анализировать духовное состояние общества, высказывает свои мысли о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Толстом и их героях? («Дневник писателя»)
| VIII. Кому и когда посвящена речь Достоевского, в которой он провозглашает идеал всемирного, всечеловеческого братства людей через сострадание к смирению гордости человека, но призыв позже в 80-е годы был отвергнут? (Пушкину, 1881 год)
| Какой год можно считать годом Достоевского по решению Юнеско? В честь какого юбилея Достоевского? (1981 год – 100 лет со дня смерти писателя)
| Достоевский за границей. Что вы знаете об этом периоде? (В 1862 году выехал за границу, побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, встречался с Герценом, сатирически изображал жизнь Франции времен Наполеона. 1867-1871 г. скрывался от кредиторов, уезжает с женой за границу, расплатившись с долгами в 1871 году возвращается в Петербург)
| X. Творческое задание для обеих групп: Представьте, пожалуйста, что идет заседаний в редакции. Какое бы произведение Достоевского вы бы включили в серию «Классики-современники» в план этого года? (Называют произведения, доказывают почему) Достоевский прошел трудный путь, сомневаясь, но любовь к жизни и к человеку взяло вверх. К добру, правде он стремился постоянно, даже обращаясь к теме маленького человека.
Звучит г/з. Задание: Кому принадлежит этот монолог? (Мармеладов о нищите в разговоре с Раскольниковым) роман «Преступление и наказание».
Итак, переходим к роману «Преступление и наказание» – роману, который открывает период великих романов в творчестве Достоевского.
«И вдруг я остался один, я стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно». О каких событиях пишет другу в письме Достоевский в период написания романа «Преступление и наказание»? (1856-1866 г. умирает первая жена Мария Дмитриевна Исаева, брат Михаил, друг, поэт, критик Апполон Григорьев).
| Какое первоначальное название романа было задумано? В каком журнале впервые был опубликован роман? Как называется одна из первых критических статей, кто автор? («Пьяненькие» в «Русском вестнике». Писарев, «Борьба за жизнь» 1867 г)
| II. Назовите хронологические рамки создания романа. Попробуйте создать логическую схему. (1859 г. задумал на каторге, начал писать в Виобадане в 1865 г., Закончил в Петербурге в 1866 г.)
| Кто из писателей, с творчеством которых вы знакомились, ранее изображал Петербург в своих произведениях? (Пушкин, Некрасов, Гоголь, Салтыков-Щедрин «Тихое пристанище»)
| Достоевский подобно Моцарту из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», абсолютно убежден, что гений и злодейство две вещи несовместимые. Гениальность не дает право на злодейство. Нарушение этих истин имеет трагическое значение судьбы. Психологический диалог Раскольниковым и Порфирием Петровичем основан на данной мысли.
Как относится Достоевский к Раскольникову? Какое чувство вызывает у вас герой? (Да, он убийца, эксперимент бесчеловечен, но мы ему сочувствуем, т.к. он пытается изменить жизнь. У него душа болит, когда он видит несправедливость. Этим он близок к Достоевскому. Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливостью строя.)
| III. Почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? (В ней он считает олицетворение для него всех сил зла, населяющих мир, в котором живут и страдают все)
| Как вы думаете, почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не скажем нож или другое оружие? Встречали ли вы в русской литературе образ топора? (Герцен и Чернышевский, Некрасов призывали Русь к топору. «Наши топоры лежали до поры» – Савелий из поэмы Некрасова. Топор – образ аллегористический, имеющий идейную определенную нагрузку. Это символ борьбы с несправедливостью)
| IV. Почему Раскольников сделал явку с повинной? (Страх быть разоблаченным,. У Порфирия Петровича нет твердых доказательств психологически его вычислил. Ощущение после убийства – одиночество, как ножницами себя отрезал, встреча с родными – ощущение отчуждения после33-х летней разлуки, разговор превращается в пытку, разъединенность с людьми)
| Раскольников обвиняет весь мир в жестокости, сам же иногда проявляет гуманизм. По отношению к кому? (Самые гуманные – это дети: дети Катерины Ивановны, девочка в аллее. Раскольников как Достоевский видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Соня и Лизавета похожи на ребенка.)
| V. «Я буду счастлив тогда, когда живущие вокруг меня будут счастливы». Так говорили и поступали герои Чернышевского. Есть ли близкие к этой мысли действия и поступки в романе «Преступление и наказание» Достоевского? Докажите мысль автора, что его героев «воскресила любовь». (В эпилоге «Сердце отданного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого)
| Каким предстает перед нами Петербург Достоевского? (Карта путешествия.)
| VI. Кто из героев назвал Петербург «городом полусумасшедших»? (Свидригайлов)
|
Задание: «Мой литературный герой» (по описанию внешности отгадайте героя)
Кто из героев выглядел так: «Это был человек за 50, среднего роста и плотного сложения, с большой лысиной… Руки были грязные, жирные, с черными ногтями». Как звали его? (Мармеладов Семен Захарович)
| Кто из героев романа была штабс-офицерской дочерью, воспитывалась в благородном губернском двор. институте и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе. Получила Золотую медаль и Похвальный лист? (Екатерина Ивановна)
| О ком идет речь? «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной даже и придирчивый человек, посовестился бы к людям выходить в таких лохмотьях.». «Шляпа была высокая, круглая, цилиндрическая, циммермановская, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах». (Родион Романович Раскольников)
| II. Кто из героев все проиграл и его могли бы посадить в тюрьму за 70 тыс. долга? Сам о себе говорит так»: Да, я человек развратный и праздный». (Свидригайлов Аркадий Иванович)
| «Советник служил в 2-х местах, имел свой капитал, стремился открыть в Петербурге публично-адвокатскую контору, жиниться удачно». (Петр Петрович Лушин)
| III. «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно направленное, какое-то востренькое с маленьким вострым носом и подбородком, но за то глаза были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось добрым». (Соня Мармеладова)
| «Одет он был по-домашнему, в халат, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет 35, росту пониже среднего, без усов, гладко выбрит и без бакенбард, с брюшком…» (Георгий Петрович)
| IV. «Богата, как джин, злая и капризная. Сделала завещание в м-ский монастырь». (Алена Ивановна)
| Для обеих групп: Литературная мозаика (задание в конвертах, отвечают по одному человеку, составляют мозаику, получают высказывания героев)
I. От лица Раскольникова защитите его идею. Что этому способствовало? В чем он заблуждался и ошибался? (Встреча с обесп. дев., подслуш. Разговора студента и офицерами, обстановка 60-х годов, положение людей в городе, семья Мармеладовых теория Наполеона, статья «О преступлении»
| I. Для чего Достоевскому пришлось заглянуть в потайные уголки души Свидригайлова? (Что человек с черной душой способен сострадать и милосердничать). Можно ли назвать его двойником Достоевского? Почему Свидригайлов говорит, что они одного поля ягода? (Нравственная позиция Достоевского поставлена с моралью Свидригайлова. Свидригайлов совершает преступление во имя «жить весело», а Раскольников во имя идеи, рожденной мучительными раздумьями о судьбах человечества в обществе, где все дозволено.
| II. По словам Достоевского, Лебезятникова принадлежит не к породе Базаровых, а к породе Кужиных. Что хотел показать этим образом автор? (Карикатура на революционно-демократические идеи, взгляды, некоторые его выступления – прямая породия на высказывания героев Чернышевского и Тургенева, Базарова. Это человек, который «прикомандировался… к прогрессу»… карикатура на молодое поколение, хотя благородно по отношению к Соне)
| II. Авдотья Романовна, Марфа Петровна, Настасья Никифоровна (хозяйка), Амалия Федоровна, Катерина Ивановна, Лизавета Ивановна, Алена Ивановна, Соня, Пульхерия Александровна. Все ли эти героини романа? Какое отношение они имеют к Раскольникову? Подробнее остановитесь на образе Сони; на народной основе, отсюда просит показаться Р. Наполеоном, хотел сделаться. Почему Раскольников считал, что идти им надо по одной дороге? (одному не выдержать)
|
Давайте же попытаемся сделать вывод, исходя из нашего проблемного вопроса: «Человек есть тайна…»
Итак, Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда примирялся с ней. «Лик мира сего, - писал он, - мне самому даже очень не нравится». Поэтому все творчество писателя понизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.
Читателей равнодушных не может быть, так как герои пробуждают чувства самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.
Достоевский считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги.
Человек живет тогда, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем проявляется естественное желание гармоничного спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие. Следуя мучительным путем познания зла, писатель тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании красотой и любовью.
Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего значения.
Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной советской литературой.
Достоевский и его герои, мне кажется, то и делают, что проверяют, есть ли правда на земле и мир человеческих состраданий.
Немецкий философ Кант : «Не заслуженное зло, которое ты причиняешь другому, ты причинишь и себе…» Зло, причиняемое другому человеку, всегда оборачивается в него, убивая часть души его. Зло, что существует пагубно было в то время и теперь то же. Голос Достоевского продолжает и сегодня предупреждвть: преступление – это гибель души, полное его одиночество, отчуждение от всей его красоты.
Сегодня и нам не хватает качеств красоты, любви, доброты друг к другу, внимания.
Наша пресса (подборка газетного материала) свидетельствует, что и сегодня общество больно. Если нет критерия добра и зла, то «все дозволено».
Уходя с урока, задумайтесь над этими проблемами и пусть ваши молодые души по новому осмыслят Достоевского, и живите по совести, без душевного дефицита.
Слово экспертам-фиксаторам (называют оценки учащимся, комментируют ответы). |