Приближение к достоевскому





Скачать 112.24 Kb.
НазваниеПриближение к достоевскому
Дата публикации29.06.2014
Размер112.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ТЕМА: ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОСТОЕВСКОМУ

(обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского, 10 класс)

Цель:

  1. Формировать у учащихся понятия эпохи, в которой жил и создавал свои произведения Ф.М. Достоевский.

  2. Учить учащихся видеть особенности литературного творчества Достоевского. Проверить знание биографии, творческой деятельности писателя.

  3. Воспитывать у учащихся интерес к деятельности Достоевского, заинтересовать, облегчить процесс чтения.

Методы: беседа, рассказ.

Оборудование: иллюстрации художников-современников Достоевского, портрет Достоевского, д/ф, г/з, иллюстрации, карта-схема, карточки, вырезки из газеты, посвященные творчеству Достоевского, подборка газетного материала.
ХОД УРОКА

Слово учителя: (кадр д/ф) Имя великого писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы.

Поисками ответа на «жгучие вопросы жизни» пронизаны все его произведения. В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить проблемы времени.

Его произведения оказали не только огромное влияние на мировую литературу, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, материалы газетной хроники, отталкивался от реальных фактов окружающей действительности. Достоевский настойчиво искал выход на кричащих противоречий современной действительности, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.

На доске: Да, «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

М. Горький

Достоевский – писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений.

Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение с потрясающей силой и глубиной раскрыть самые сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него. Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.

Давайте сегодня на уроке и мы постараемся еще на один шаг приблизиться к разгадкам тайн творчества Достоевского и доказать следующие слова:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Ф. Достоевский

(Из письма к брату в 1833 году)

«Если даже у тебя семь пядей во лбу, обязательно найдется кто-то осьми прядей».

Ф. Достоевский

«Мир спасет красота».

Ф. Достоевский

«Он весь – дитя добра и света, он весь свободы торжество».

А. Блок

Работу организуем следующим образом: класс поделен на три группы. 2 группы возглавляют лидеры, 3-я группа единомышленники, получают индивидуальные задания. Независимые эксперты (судьи, комиссия) оценивают ответы по 5-ти бальной системе. В конце выставляется зачет.

Кадр д/ф – видеовопрос: 1821 год – о чем говорит эта дата? (30 октября 1821 г. в семье лекаря на Божедомке родился Ф.М. Достоевский). Ответившая группа первой начинает отвечать.

  1. Вспомните, как охарактеризовал Л.Н. Толстой Достоевского? («человек, который весь борьба»)

I. Назовите произведение Достоевского, напечатанное Н. Некрасовым? («Бедные люди»)

  1. «Самою восхитительною минутой своей жизни» назвал Достоевский знакомство с кем? (с Белинским) назовите друзей Достоевского? (Некрасов, Григорович)

II. Как назывались журналы, которые издавали братья Достоевского (Федор и Михаил) в 1860 году? («Время», «Эпоха»)

  1. «Вошел мужчина, лет 40, среднего роста, несколько сутуловатый, с бледным, больным, изнеженным лицом, русый, с рыжеватою бородой. Поразили меня его глаза: - они были разные - один был карий, а в другом зрачок был чрезвычайно расширен» Кто это? (Достоевский)

III. Как назывался кружок, который наследовал декабристские идеи? В честь кого назывался? Какое отношение имел к Достоевскому? (Петрашевцы; Петрашевский-сверстник Достоевского. «Общество молодых людей в Петербурге»)

  1. Как называется произведение, в котором Достоевский поведал, что это была за жизнь? Когда написано? («Записки из «Мертвого дома», 1859-1861 гг) Кем была дана высокая оценка этому произведению? (Лениным. Мертвый дом, в котором жил народ)

IV. «Я был виновен, я осознаю это вполне; я был уличен в намерении (но не более) действовать против правительства. Я знаю, что был осужден за мечты, за теории». Кому принадлежат эти слова? Как связаны с его именем города Омск, Тобольск? (Достоевский был на каторге в 1856 году. После каторги писал генералу Гиотлебену)

  1. Член прокурорского надзора Впангель стал советником Достоевского во всех действиях, помогая ему, поддерживал. О каком этапе жизни идет речь? (В Семипалатинске, рядовой Достоевский)

V. Кому из друзей обращены над могилою слова: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает» (речь над могилой Некрасова)

  1. Какие герои из творчества Достоевского с задатками человеколюбцев и сострадальцев? (Соня, дополнит, образ Алеша «Братья Карамазовы», Лев Николаевич Мышкин «Идиот»)

VI. «Главная мысль романа изобразить прекрасного человека» – писал Достоевский, - труднее этого ничего нет, а особенно теперь». О каком романе идет речь? («Идиот», главный герой князь Мышкин)

  1. «Подросток», «Отцы и дети», «Брак». Все ли произведения, замыслы здесь уместны? Кто автор? (Достоевский)

VII. Какой единоличный журнал мечтал создать Достоевский «нечто вроде газеты». Печатать в нем свои дневники, записки? («Записная книга»)

  1. Попытайтесь вспомнить в каком произведении Достоевский пытается анализировать духовное состояние общества, высказывает свои мысли о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Толстом и их героях? («Дневник писателя»)

VIII. Кому и когда посвящена речь Достоевского, в которой он провозглашает идеал всемирного, всечеловеческого братства людей через сострадание к смирению гордости человека, но призыв позже в 80-е годы был отвергнут? (Пушкину, 1881 год)

  1. Какой год можно считать годом Достоевского по решению Юнеско? В честь какого юбилея Достоевского? (1981 год – 100 лет со дня смерти писателя)

  1. Достоевский за границей. Что вы знаете об этом периоде? (В 1862 году выехал за границу, побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, встречался с Герценом, сатирически изображал жизнь Франции времен Наполеона. 1867-1871 г. скрывался от кредиторов, уезжает с женой за границу, расплатившись с долгами в 1871 году возвращается в Петербург)

X. Творческое задание для обеих групп: Представьте, пожалуйста, что идет заседаний в редакции. Какое бы произведение Достоевского вы бы включили в серию «Классики-современники» в план этого года? (Называют произведения, доказывают почему)
Достоевский прошел трудный путь, сомневаясь, но любовь к жизни и к человеку взяло вверх. К добру, правде он стремился постоянно, даже обращаясь к теме маленького человека.

  1. Звучит г/з. Задание: Кому принадлежит этот монолог? (Мармеладов о нищите в разговоре с Раскольниковым) роман «Преступление и наказание».

Итак, переходим к роману «Преступление и наказание» – роману, который открывает период великих романов в творчестве Достоевского.

  1. «И вдруг я остался один, я стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно». О каких событиях пишет другу в письме Достоевский в период написания романа «Преступление и наказание»? (1856-1866 г. умирает первая жена Мария Дмитриевна Исаева, брат Михаил, друг, поэт, критик Апполон Григорьев).

  1. Какое первоначальное название романа было задумано? В каком журнале впервые был опубликован роман? Как называется одна из первых критических статей, кто автор? («Пьяненькие» в «Русском вестнике». Писарев, «Борьба за жизнь» 1867 г)

II. Назовите хронологические рамки создания романа. Попробуйте создать логическую схему. (1859 г. задумал на каторге, начал писать в Виобадане в 1865 г., Закончил в Петербурге в 1866 г.)

  1. Кто из писателей, с творчеством которых вы знакомились, ранее изображал Петербург в своих произведениях? (Пушкин, Некрасов, Гоголь, Салтыков-Щедрин «Тихое пристанище»)

Достоевский подобно Моцарту из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», абсолютно убежден, что гений и злодейство две вещи несовместимые. Гениальность не дает право на злодейство. Нарушение этих истин имеет трагическое значение судьбы. Психологический диалог Раскольниковым и Порфирием Петровичем основан на данной мысли.

  1. Как относится Достоевский к Раскольникову? Какое чувство вызывает у вас герой? (Да, он убийца, эксперимент бесчеловечен, но мы ему сочувствуем, т.к. он пытается изменить жизнь. У него душа болит, когда он видит несправедливость. Этим он близок к Достоевскому. Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливостью строя.)

III. Почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? (В ней он считает олицетворение для него всех сил зла, населяющих мир, в котором живут и страдают все)

  1. Как вы думаете, почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не скажем нож или другое оружие? Встречали ли вы в русской литературе образ топора? (Герцен и Чернышевский, Некрасов призывали Русь к топору. «Наши топоры лежали до поры» – Савелий из поэмы Некрасова. Топор – образ аллегористический, имеющий идейную определенную нагрузку. Это символ борьбы с несправедливостью)

IV. Почему Раскольников сделал явку с повинной? (Страх быть разоблаченным,. У Порфирия Петровича нет твердых доказательств психологически его вычислил. Ощущение после убийства – одиночество, как ножницами себя отрезал, встреча с родными – ощущение отчуждения после33-х летней разлуки, разговор превращается в пытку, разъединенность с людьми)

  1. Раскольников обвиняет весь мир в жестокости, сам же иногда проявляет гуманизм. По отношению к кому? (Самые гуманные – это дети: дети Катерины Ивановны, девочка в аллее. Раскольников как Достоевский видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Соня и Лизавета похожи на ребенка.)

V. «Я буду счастлив тогда, когда живущие вокруг меня будут счастливы». Так говорили и поступали герои Чернышевского. Есть ли близкие к этой мысли действия и поступки в романе «Преступление и наказание» Достоевского? Докажите мысль автора, что его героев «воскресила любовь». (В эпилоге «Сердце отданного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого)

  1. Каким предстает перед нами Петербург Достоевского? (Карта путешествия.)

VI. Кто из героев назвал Петербург «городом полусумасшедших»? (Свидригайлов)


Задание: «Мой литературный герой» (по описанию внешности отгадайте героя)

  1. Кто из героев выглядел так: «Это был человек за 50, среднего роста и плотного сложения, с большой лысиной… Руки были грязные, жирные, с черными ногтями». Как звали его? (Мармеладов Семен Захарович)

  1. Кто из героев романа была штабс-офицерской дочерью, воспитывалась в благородном губернском двор. институте и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе. Получила Золотую медаль и Похвальный лист? (Екатерина Ивановна)

  1. О ком идет речь? «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной даже и придирчивый человек, посовестился бы к людям выходить в таких лохмотьях.». «Шляпа была высокая, круглая, цилиндрическая, циммермановская, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах». (Родион Романович Раскольников)

II. Кто из героев все проиграл и его могли бы посадить в тюрьму за 70 тыс. долга? Сам о себе говорит так»: Да, я человек развратный и праздный». (Свидригайлов Аркадий Иванович)


  1. «Советник служил в 2-х местах, имел свой капитал, стремился открыть в Петербурге публично-адвокатскую контору, жиниться удачно». (Петр Петрович Лушин)




III. «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно направленное, какое-то востренькое с маленьким вострым носом и подбородком, но за то глаза были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось добрым». (Соня Мармеладова)


  1. «Одет он был по-домашнему, в халат, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет 35, росту пониже среднего, без усов, гладко выбрит и без бакенбард, с брюшком…» (Георгий Петрович)




IV. «Богата, как джин, злая и капризная. Сделала завещание в м-ский монастырь». (Алена Ивановна)


Для обеих групп: Литературная мозаика (задание в конвертах, отвечают по одному человеку, составляют мозаику, получают высказывания героев)

I. От лица Раскольникова защитите его идею. Что этому способствовало? В чем он заблуждался и ошибался? (Встреча с обесп. дев., подслуш. Разговора студента и офицерами, обстановка 60-х годов, положение людей в городе, семья Мармеладовых теория Наполеона, статья «О преступлении»

I. Для чего Достоевскому пришлось заглянуть в потайные уголки души Свидригайлова? (Что человек с черной душой способен сострадать и милосердничать). Можно ли назвать его двойником Достоевского? Почему Свидригайлов говорит, что они одного поля ягода? (Нравственная позиция Достоевского поставлена с моралью Свидригайлова. Свидригайлов совершает преступление во имя «жить весело», а Раскольников во имя идеи, рожденной мучительными раздумьями о судьбах человечества в обществе, где все дозволено.

II. По словам Достоевского, Лебезятникова принадлежит не к породе Базаровых, а к породе Кужиных. Что хотел показать этим образом автор? (Карикатура на революционно-демократические идеи, взгляды, некоторые его выступления – прямая породия на высказывания героев Чернышевского и Тургенева, Базарова. Это человек, который «прикомандировался… к прогрессу»… карикатура на молодое поколение, хотя благородно по отношению к Соне)

II. Авдотья Романовна, Марфа Петровна, Настасья Никифоровна (хозяйка), Амалия Федоровна, Катерина Ивановна, Лизавета Ивановна, Алена Ивановна, Соня, Пульхерия Александровна. Все ли эти героини романа? Какое отношение они имеют к Раскольникову? Подробнее остановитесь на образе Сони; на народной основе, отсюда просит показаться Р. Наполеоном, хотел сделаться. Почему Раскольников считал, что идти им надо по одной дороге? (одному не выдержать)


Давайте же попытаемся сделать вывод, исходя из нашего проблемного вопроса: «Человек есть тайна…»

Итак, Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда примирялся с ней. «Лик мира сего, - писал он, - мне самому даже очень не нравится». Поэтому все творчество писателя понизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.

Читателей равнодушных не может быть, так как герои пробуждают чувства самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.

Достоевский считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги.

Человек живет тогда, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем проявляется естественное желание гармоничного спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие. Следуя мучительным путем познания зла, писатель тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании красотой и любовью.

Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего значения.

Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной советской литературой.

Достоевский и его герои, мне кажется, то и делают, что проверяют, есть ли правда на земле и мир человеческих состраданий.

Немецкий философ Кант : «Не заслуженное зло, которое ты причиняешь другому, ты причинишь и себе…» Зло, причиняемое другому человеку, всегда оборачивается в него, убивая часть души его. Зло, что существует пагубно было в то время и теперь то же. Голос Достоевского продолжает и сегодня предупреждвть: преступление – это гибель души, полное его одиночество, отчуждение от всей его красоты.

Сегодня и нам не хватает качеств красоты, любви, доброты друг к другу, внимания.

Наша пресса (подборка газетного материала) свидетельствует, что и сегодня общество больно. Если нет критерия добра и зла, то «все дозволено».

Уходя с урока, задумайтесь над этими проблемами и пусть ваши молодые души по новому осмыслят Достоевского, и живите по совести, без душевного дефицита.

Слово экспертам-фиксаторам (называют оценки учащимся, комментируют ответы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приближение к достоевскому iconИнститут механики сплошных сред Уральского отделения ран
Приближение Буссинеска. Уравнения свободной тепловой конвекции. Критерии подобия
Приближение к достоевскому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для повышения мотивации к обучению есть только один путь максимальное приближение школьного образования к жизни, к потребностям и...
Приближение к достоевскому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов
Приближение к достоевскому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаю вас на урок-исследование, Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение...
Приближение к достоевскому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование развивающей образовательной среды, ориентированной на формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, проблематизацию...
Приближение к достоевскому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еврейская духовность. Смех и слезы как резервуары духовной энергии. Еврейские слезы и еврейский смех. Кровь как душа тела по Торе....
Приближение к достоевскому iconСочинение – размышление «Профсоюз – 2020»
Уже похолодало, явно чувствуется приближение зимы, но дома тепло, топится печь, потрескивают дрова… я сижу у огня, смотрю на яркое...
Приближение к достоевскому iconИнструментальное искусство
Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: «В памяти моей вся история...
Приближение к достоевскому iconКонституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока)
Урок предназначен для учащихся 9-11 классов, изучающих предметы «Обществознание», «Правоведение», «Конституционное право» идля помощи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск