Инструментальное искусство





Скачать 87.41 Kb.
НазваниеИнструментальное искусство
Дата публикации15.10.2014
Размер87.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Инструментальное искусство

…Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: «В памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет».

Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных ладов по количеству девяти ответвлений народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась взолотую домбру, корпус ее стал шире, «шея» стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.

Такие сведения о развитии народного инструмента мы находим в легенде о золотой домбре, записанной нами в одном из ничем не примечательных селений, расположенных в долине Сырдарьи.

Можно, конечно, предположить, что первые архаичные формы шертера, домбры, кобыза могли возникнуть, как всякий другой музыкальный инструмент, на основе синтеза охотничьего барабана с кожаной декой и струнами.

istr_i2

На такую возможность указывает ряд фактов, прежде всего название домбры, означающее по-кыпчакски «дангра», «барабан», «бубен», а также способ извлечения звука не только щипком, но и одновременными ударами пальцев при исполнении народных кюев. Чтобы проследить этот процесс, нам надо выяснить, прежде всего, возникновение лютни как отправной формы, поскольку другого более древнего инструмента еще не найдено. Причем, в самом древнем его варианте — этаком прообразе лютни, напоминающем грушу, механически сведены в одно целое барабан с кожаной декой и струны. Если его взять за основу, то нетрудно представить, как от инструмента постепенно в результате вытягивания корпуса отделился гриф.

Еще один инструмент —смычковый кобыз. Название инструмента намекает на его культовое назначение в прошлом и соответствует древнетюркскому слову «кобыз», которое произносилось обычно при изгнании «злого духа». Да и сам кобыз на протяжении многих веков использовался в основном для исполнения ритуальных мелодий и танцев баксы — шамана. Если у домбры кожаная дека была заменена на деревянную, то у кобыза она оставалась неизменной. Только гриф у кобыза изогнулся, вследствие чего корпус его принял планетарную форму. Основываясь на анализе казахского музыкального инструментария, проведенного советскими исследователями-инструментоведами, с учетом возникновения и бытования их в единой этнокультурной среде, тембровых особенностей, стилевых признаков, характера исполнительства, отражающих специфику музыкальной культуры народа, казахские музыкальные инструменты можно подразделить на общенациональные и фольклорные. Общенациональными народными музыкальными инструментами можно считать домбру, кобыз и их разновидности, сыбызгы, распространенные по всему Казахстану и успешно используемые для исполнения как народной, так и классической музыки.

Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI–XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну. Звуками дабыла объявлялось начало военных действий, подавались сигналы наступления или отступления, заключения мира и т. д.

Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды, героические сказания, подтвержденные ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций. При раскопках, например, в Кой-Крылган-кале (античный Хорезм), археологами найдены терракотовые фигурки музыкантов с двухстрункой, бытовавшей по меньшей мере две тысячи лет назад и являвшейся дальним прототипом казахской домбры. По мнению известного исследователя древней культуры музыкального инструментализма Р. Л. Садокова, на это отчетливо указывает наличие на инструменте пятиугольного резонатора с плоским торцом, длинного грифа и двух струн. Широкие «по-степному» штаны на музыканте, манера игры с положением инструмента наклонно и наискось через торс грифом вниз, как это нередко мы наблюдаем у аульных домбристов и в наши дни, когда играют стоя, также говорят о связях Хорезма с древними племенами Приаралья. Наукой доказано, что казахи этнически близки к этим обитателям степей, обеспечивавшим Хорезму крепкий и надежный тыл на всем протяжении его истории.

Отдельные экземпляры терракотовых музыкальных инструментов типа уульдек iлдек), относящиеся к X–XII векам, выявлены при раскопках древнего Отрара.

Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили Абу Наср аль-Фараби (870–950), арабские путешественники, посетившие дешт-и-кыпчакские степи в древности и раннем средневековье, которые с удивлением писали о том, что они встретили здесь немало интересных мелодичных инструментов. Описание ряда старинных музыкальных инструментов содержат в себе труды А. Левшина, Ч. Валиханова, И. Георги, Г. Потанина, С. Рыбакова и др.

При этом обращалось внимание на то обстоятельство, что на протяжении длительного процесса исторического развития казахский народ создавал богатейшее музыкальное наследие в виде симфонически развитых программных произведений — кюев, исполнявшихся на народных инструментах — домбре, кобызе, сыбызгы, шанкобызе. Многочисленная плеяда народных исполнителей удерживала в своей памяти сотни интереснейших образцов исконно народного музыкального творчества. Богатейший музыкальный фольклор передавался из поколения в поколение.

Сбору казахских народных инструментов стало уделяться внимание лишь с середины XIX в. Немаловажную роль в этом сыграли академики Л. С. Берг, К. Н. Павловский, музыковед Н. Ф. Финдейзен, ученый-этнограф, путешественник Чокан Валиханов, поэт-просветитель, композитор Абай Кунанбаев и др. Собранная ими коллекция хранится в музеях Москвы, Ленинграда, Омска, Семипалатинска.

Но это были лишь первые робкие шаги отдельных энтузиастов, посвятивших себя такому благородному делу, как сбор народных музыкальных инструментов. Все возможности казахского музыкального инструментария, впитавшего в себя тайны веков, были раскрыты только в советское время. Еще в 1925 году по инициативе А. В. Луначарского было положено начало совершенствованию домбры. Постоянно действующая лаборатория по исследованию народного инструментария, открытая в республике в 1932 году, поставила реконструкцию домбры, кобыза и других музыкальных инструментов на научную основу. Впервые под руководством выдающегося советского композитора, ученого-искусствоведа, академика АН Казахской ССР А. К. Жубанова были определены оптимальные параметры конструкции народных музыкальных инструментов, на них определился постоянный строй: на домбре — «ре», «соль» малой октавы, на кобызе — «ре», «ля» малой октавы. В составе Казахского государственного академического оркестра народных музыкальных инструментов имени Курмангазы домбра приобрела темперированный звукоряд, ее диапазон расширился до двух с половиной октав, улучшилось качество звучания инструмента. Широкое применение нашли такие распространенные в прошлом музыкальные инструменты, как кобыз, сыбызгы, сырнай, дауылпаз.

С незапамятных времен ударные инструменты имели огромное значение в быту казахского народа. Ими пользовались и для подачи сигналов, и для сопровождения различных обрядов, и для других целей. В прошлом люди по различным тембровым и динамическим звучаниям ударных инструментов определяли характер того или иного события. Созывали жителей аула для сообщения важных новостей и решений, пользовались во время военных походов, при сборах на охоту. Извещали людей о предстоящих перекочевках, которые предварялись байгой (скачки), играми, песнями и другими увеселениями. Много упоминаний о применении ударных инструментов в военных походах и их значении в быту народа имеется в казахских эпических поэмах «Кобыланды», «Ер-таргын», «Камбар батыр», «Алпамыс-батыр» и других. Один из видов ударных инструментов «дабыл» (давул) упоминается и в эпосе «Китаб-и Деде Коркут».

В героических эпосах казахского народа, в этнографических трудах ученых (XVIII–XIX вв.) и в устных сообщениях народных музыкантов говорится об исчезнувшем древнем ударном инструменте «дабыл».

Очевидно, в древности он имел большое распространение, так как в казахском языке сохранилось много слов, в основе которых лежит название этого инструмента: дабылдау — сигнализировать, дабылдану — быть оповещенным, дабыс — нашуметь, дабырлау — шуметь, дабылдату — распространять слух, дыбыс — звук. После исчезновения инструмента ранее применявшееся выражение «дабыл кагу» (ударять в дабыл) стало приобретать несколько иное смысловое значение — «поднимать тревогу». Слово «кагу» (ударить) сохранило еще и свое прежнее значение: воспроизвести звук ударом по инструменту. Так, например, слово это обычно употребляется при просьбе сыграть на домбре. В связи с различными исполнительскими приемами игры домбристов, в западных районах Казахстана употребляется выражение «домбыраны кагу» (воспроизвести звук взмахом всей кистью по струнам), тогда как в других районах говорят «домбыраны шерту» в связи с воспроизведением звука щипком.

Однотипные с казахским дабылом инструменты сохранились у ряда народов. Эти инструменты носят названия: тэбль — азербайджанский; дообул — киргизский; даул — узбекский; доол — армянский; доли — грузинский, абхазский, аджарский; давул, дохул, донбаал и т. д. Названия этих однотипных инструментов, близкие по произношению, происходят от названия арабского ударного инструмента — табл, которое позже получило соответствующую транскрипцию в других языках. Аналогичные факты имеются и у других народов. Общеизвестно, что слово «тамбурин» (французское tambourin — барабанщик) происходит от слова «табл». Аналогичные связи наблюдаются и в названиях многострунных щипковых инструментов: танбур или тамбур (узбекский, таджикский), тенбур (персидский). Первоисточником названая инструмента бандура (украинская), пандури (грузинское), является греческое слово «панбоора».

В устном народном творчестве дабыл — это инструмент, служивший для подачи сигналов в военных походах. Обычно им пользовались во время военных сборов, в наступлении, при приближении к родным местам. По устным источникам, батальный дабыл был, видимо, инструментом большого размера, с очень громким звуком. Он упоминается во многих эпических сказаниях XVI–XVII вв. Так, в поэме «Камбыр-батыр» (XVI век) имеются следующие строки:

Ни щита не взяв, ни меча,

В барабан, в бубен стуча,

Волосоротым служили гонцам

Все ногайцы — и млад и стар .

Несколько древних инструментов упоминаются в поэме «Алпамыс-батыр» (XVII в.). Вот как описывается возвращение Алпамыса из похода:

Керней — сырнай тарттырып,

Дангырап дабыл кактырып,

Барып тусти Алпамыс

Карагоздин уйине.

(перевод Б. С.)

Под звуки кернея и сырная,

Как в дангыру дабыл ударяя,

Прибыл Алпамыс

В аул Карагоз.

Об употреблении дабыла как сигнального инструмента говорится также в этнографической статье П. Тихова (в статье инструмент назван «добыл»). «Этот инструмент, — пишет он, — ударный, употребляется киргизами (казахами) для возвещения правоверным с высоты минаретов о наступающих праздниках… удары по нем производятся барабанными палками обыкновенного устройства».

Дабыл часто употребляли во время охоты вместе с другим охотничьим ударным инструментом — дауылпазом.

Дабыл отличался от других ударных инструментов тем, что на его ободок с двух сторон натягивалась кожа. Изготовить дабыл было намного легче, чем даулпаз, поэтому можно полагать, что этот инструмент является наиболее древним среди других ударных инструментов барабанного типа. Сложность изготовления даулпаза в том, что кожа натягивалась на котлообразное дно, выдолбленное из дерева или вылитое из металла.

Дангыра является разновидностью дабыла и также относится к ударным инструментом барабанного типа. В отличие от дабыла, дангыра обтягивалась кожей лишь с одной стороны и была двух видов: а) внутри инструмента навешивались цепочки (шынжыр), колечки (шыгыршык), колокольчики (конырау), бубенчики (шылдырауык), кусочки металлических пластинок различной формы и б) без металлических подвесок. Дангыра отличается более открытым и резким звуком. Однотипные инструменты были у многих народов. Например, чуваши свой инструмент называют хангрма, алтайцы и калмыки называют дунгурга, узбеки — дойра, уйгуры — дап и т. д. Дангыра и бубен являются также однотипными инструментами.

У многих тюрских народов (уйгуров, азербайджанцев, туркмен) ударные инструменты типа дабыла, дангыры и даулпаза были постоянными спутниками народных танцев. В связи с этим у них сложилась замечательная исполнительская традиция. Это способствовало также сохранению и большой популярности ударных инструментов среди народа. Богатая исполнительская традиция сложилась и у узбеков, что в определенной мере способствовало продолжительному сохранению ударных инструментов среди казахов южных районов.

Даулпаз — инструмент древнего происхождения. По своему устройству он более сложен, чем дабыл и дангыра. В отличии от этих инструментов даулпаз имел котлообразный корпус, выдолбленный из целого куска дерева. Полая часть корпуса обтягивалась кожей.

Название, видимо, состоит из двух слов — даул и паз, подобно киргизскому доолбас, азербайджанскому тэбль-баас или уйгурскому тевил-ваз. Однотипные с даулпазом инструменты были под различными наименованиями распространены у многих тюркских народов.

В народном быту даулпаз употреблялся при сборищах как сигнальный инструмент. Без даулпаза не обходились и на охоте. В поэме акына Мурата Монкейулы (1843—1906) говорится:

Даулпаз сокса астынан

Желбеген курен атпенен,

Бауыры шубар, сырты кок

Каршыга куска жарасар.

(перевод Б. С.).

Ударяя в литавры (даулпаз)

Враспашку на темно-рыжем коне....

Или в другой поэме:

Кок ала жорга ат минип

«Кон-даулпаз» байланып.

(перевод А. Маргулана)

Сев на серого иноходца,

Взяв в руки кожаные литавры (даулпаз).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструментальное искусство iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Инструментальное искусство iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»
Инструментальное искусство iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Инструментальное искусство iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
«Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень)
Инструментальное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»
Инструментальное искусство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 06. 2010г. №735 по (специальности 073401 «Вокальное искусство») и от...
Инструментальное искусство iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Музыкально-инструментальное искусство образова­тельными учреждениями профессионального образования (высшими учебными заведениями,...
Инструментальное искусство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Башкортостан Салаватский музыкальный колледж по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является...
Инструментальное искусство iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,...
Инструментальное искусство iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной...
Инструментальное искусство iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Инструментальное искусство iconАннотации рабочих программ наименование ооп: 070102 Инструментальное...
Наименование ооп: 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Инструментальное искусство iconКонкурсный день (Инструменталисты) Номинация: Инструментальное исполнительство,...
Номинация: Инструментальное исполнительство, (Соло) младшая возрастная группа, дети до 12 лет
Инструментальное искусство iconРабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому...
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество....
Инструментальное искусство iconОсновная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство

Инструментальное искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск