Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство





НазваниеОсновная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство
страница1/147
Дата публикации26.01.2015
Размер7.12 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   147


Министерство культуры Сахалинской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«САХАЛИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»










УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО "Сахалинский колледж искусств"

_______________________
А.С. Костин

"___"____________2013 г.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по специальности
073101 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов)
Квалификация

52. Артист, преподаватель, концертмейстер
Форма обучения – очная


Рассмотрено Советом колледжа «____»_________2013г. Протокол № _________


Южно-Сахалинск


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по специальности

073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Квалификация: Артист, преподаватель, концертмейстер
СОСТАВЛЕНА на основании ФГОС СПО от 13 июля 2010 г. № 775


РАССМОТРЕНА:
на заседании ПЦК «Фортепиано и струнные инструменты» протокол № ___ от «___» _________ 20___ г.

Председатель ПЦК _____________ В.Д. Кан
на заседании ПЦК «Духовые инструменты» протокол № ___ от «___» _________ 20___ г.

Председатель ПЦК _____________ Ю.В. Богоудинова
на заседании ПЦК «Народные инструменты» протокол № ___ от «___» _________ 20___ г.

Председатель ПЦК _____________ Т.В.Подколзина
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УР __________________ Е.В. Грищенко
Разработчики:
Костин А.С., заместитель директора по УР

Кан В.Д., председатель ПЦК «ФСИ»

Богоудинова Ю.В., председатель ПЦК «ДИ»

Подколзина Т.В., председатель ПЦК «НИ»

Мамчева Н.А., зав.методслужбы ГБОУ СПО СКИ

Галауз В.М., методист ГБОУ СПО СКИ


СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

1.2 Нормативные документы для разработки ООП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

1.3 Общая характеристика основной образовательной программы среднего профессионального образования

1.4 Требования к абитуриенту

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

4.1 Календарный учебный график

4.2 Учебный план

4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практик, требования к самостоятельной работе студентов

5. Использование образовательных технологий в учебном процессе

5.1 Методы организации и реализации образовательного процесса

5.2. Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки

5.3 Требования к организации практики обучающихся

6. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 Инструментальное исполнительство (по видам)

6.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса по основной образовательной программе

6.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. Карта обеспеченности образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой

6.3 Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с ООП

7. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

8. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

8.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

9. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ООП

10. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

11. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ООП В ЦЕЛОМ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ДОКУМЕНТОВ

12. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

13. АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУРСОВ, УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, БАЗОВОЙ ЧАСТИ ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по специальности: 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

(утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13 июля 2010 г. № 771).
Квалификация: Артист, преподаватель, концертмейстер

Нормативный срок освоения программы – 3 года 10 месяцев (на базе основного общего образования) – очная форма обучения
Форма обучения: очная
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Общая характеристика основной образовательной программы среднего профессионального образования

Основная образовательная программа среднего профессионального образования (ООП СПО) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 771 ООП СПО определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей, дисциплин, учебных курсов, учебной и производственной практик, государственной итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки студентов.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки
Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008г № 543;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» среднего профессионального образования (СПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2013 г. №771;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

        • Устав ГБОУ СПО «Сахалинский колледж искусств»»;

        • Локальные нормативные акты колледжа.


1.3. Общая характеристика основной образовательной программы среднего профессионального образования
1.3.1. Цели и задачи ООП

Реализация ООП по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» должна способствовать повышению качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена сферы «Культура и искусство», развитию у студентов личностных и профессиональных качеств, а также формированию общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности.

Цели: методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности, регламентация учебного процесса;
Задачи:

  • диагностика и мониторинг потребностей рынка труда на специалистов данной сферы;

  • ведение систематического мониторинга требований заинтересованных сторон;

  • непрерывное развитие и совершенствование системы качества подготовки специалистов;

  • улучшение качества образовательного процесса и образовательных услуг в целом;

  • определять уровни сформированности общих и профессиональных компетенций будущих артистов, преподавателей, концертмейстеров в процессе их практической подготовки;

  • создание учебно-творческой атмосферы, стимулирующей изучение предметной области и совместную образовательную, творческую и исследовательскую деятельность студента и педагога;

  • подготовка специалистов, ориентированных на эффективное использование информационных ресурсов для удовлетворения общекультурных, образовательных и профессиональных потребностей общества;

  • развитие гражданско-нравственных позиций и личностных качеств студентов с учетом национальных приоритетов культурно-воспитательной политики;

  • формирование культуры мышления и мотивации к выполнению профессиональной деятельности в конкретной предметной области;

  • ориентация студентов на постоянное саморазвитие и готовность к самостоятельному освоению знаний на протяжении всей профессиональной деятельности


1.3.2. Срок освоения ООП – при очной форме обучения на базе основного общего образования – 3 года, 10 месяцев

1.3.3. Трудоемкость ООП -7722 часа
1.4. Требования к абитуриенту

ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ1 и КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Прием на основную профессиональную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности2.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы,

  • сольфеджио и музыкальная грамота (письменно, устно),

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ.

Требования вступительных испытаний творческой направленности:

по виду инструментов «Фортепиано»
Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • гамма в октаву, терцию, сексту, дециму (на 4 октавы), аккорды, арпеджио;

  • полифоническое произведение;

  • один виртуозный этюд;

  • классическое сонатное allegro или классические вариации;

  • пьесу.

Примерная программа:

  • И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».

  • К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.

  • Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.

  • Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.


по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты»

(скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа)
Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • два разнохарактерных этюда (один из них в двойных нотах);

  • первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;

  • пьесу.

Примерные программы

Скрипка:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;

  • Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);

  • Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».

Альт:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;

  • Г.Гендель Соната № 6,4

  • А.Вивальди Концерт № 3,7

Виолончель:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).

  • А.Нельк. Этюд ля мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;

  • А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн. Концерт до мажор (1ч.);

  • Г.Форе. Элегия; П.И.Чайковский. Ноктюрн.

Контрабас:

  • двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;

  • Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;

  • Сонаты Б.Марчелло;

  • Г.Шлемюллер. Непрерывное движение;

  • А.Хачатурян. Андантино.

Арфа:

  • четырехоктавные гаммы, арпеджио, двойные ноты (терции);

  • Этюды Н.Мчеделова или Р.Н.Ш. Боксы;

  • Н.Вильм. Концерт (1ч. или 2-3 ч.); Сонаты Ф.Ж.Надермана;

  • М.Глинка. Ноктюрн; М.Турнье. Танец Лолиты.


по виду инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон

(возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты
Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюд;

  • две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

Примерные программы

Флейта:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);

  • В.Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф.Пуленк Соната, 1 и 2 части; Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;

  • Е.Фиала. Концерт; А.Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф.Гендель. Жига.



Кларнет:

  • гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;

  • Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;

  • Н.Римский-Корсаков. Концерт; К.Вебер. Концертино; А.Лядов. Прелюдия; Л.Обер. Жига.

Фагот:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;

  • А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;

  • В.Купревич. Романс; А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • М.Мюль. Этюды;

  • И.С.Бах. Сицилиана и аллегро; М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р.Бюссер. Астурия.

Валторна:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);

  • В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А.Скрябин. Романс; Г.Ф.Гендель. Бурре; А.Экклс. Соната.

Труба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • В.Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;

  • В.Щелоков. Концерт № 3; Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор - 3 и 4 части; Т.Альбинони Концерт соль минор - 1 и 2 части; Ц.Кюи. Восточная мелодия; А.Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь; В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;

  • Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С.Бах. Ария; А.Вивальди. Аллегро.

Туба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • В.Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;

  • Б.Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В.Дубовский. Танец и песня; И.С.Бах. Ария и Бурре.



по виду инструментов «Инструменты народного оркестра»

(домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)
Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

Баян, аккордеон:

  • две 3-х октавные гаммы и арпеджио (мажор, минор);

  • полифоническое произведение;

  • произведение крупной формы (вместо произведения крупной формы можно сыграть две пьесы: одну лирического, другую виртуозного характера. Например: А.Лядов. Прелюдия ре минор; Г.Шендерев. Думка; Г.Шендерев. Русский танец; Л.К.Дакен. «Кукушка»;

  • обработку народной мелодии.

Список произведений, рекомендуемых к исполнению:

  • И.С.Бах. Прелюдии;

  • Г.Ф.Гендель. Маленькие фуги;

  • Сонаты М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимарозы (первые части или вторые-третьи);

  • И.Яшкевич. Сонатина;



  • В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части);

  • В.Мотов. Возле речки, возле моста;

  • В.Мотов. Научить ли тя, Ванюша;

  • В.Мотов. Сад;

  • В.Жигалов. Там, за речкой.

Домра, гитара, балалайка, гусли и гармонь

Поступающие должны исполнить программу, состоящую из двух-трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.

Примерные программы

Домра

Вариант 1:

  • А.Вивальди. Концерт ля минор, 1 ч.;

  • И.Хандошкин. Канцона;

  • А.Цыганов. Гусляр и скоморох

Вариант 2:

  • Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.;

  • П.Чекалов. Вокализ;

  • В.Лаптев-Цыганков. По улице не ходила, не пойду.

Гитара

(Виртуозная пьеса в программе гитаристов может быть заменена этюдом)

Вариант 1:

  • Ф.Сор. Соната до мажор;

  • И.С.Бах. Бурре си минор;

  • А. Иванов-Крамской. Тарантелла.

Вариант 2:

  • М.Джулиани. Соната до мажор, 1ч.;

  • М.Высоцкий. Прялка;

  • Э.Пухоль Вилларуби. Шмель.

Балалайка

Вариант 1:

  • Б.Трояновский. Заиграй, моя волынка;

  • Ф.Куперен. Пастораль;

  • В.Андреев – Н. Василенко. Испанский танец.

Вариант 2:

  • А.Шалов. Волга-реченька;

  • Ю.Свенсен. Норвежская мелодия;

  • Е.Авксентьев. Юмореска.

Гусли

Вариант 1:

  • В.Городовская. Пляска скоморохов;

  • Н.Мясковский. Мазурка;

  • В.Комаров. Тема с вариациями.

Вариант 2:

  • Ю.Шишаков. Пьеса;

  • Б.Кравченко. Старый шарманщик;

  • В.Широков. Полька.

Гармонь

Поступающие должны исполнить программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.





 Критерии оценивания:

Вступительное испытание творческой направленности позволяет определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте

 

 

Критерии оценивания

творческих способностей абитуриента

Мах

баллы

  1.  

Наличие программы, ее сложность и соответствие требованиям

10

  1.  

Интонационная чистота и ритмическая точность

10

  1.  

Звуковая культура и динамическое разнообразие


10

  1.  

Технический уровень

10

  1.  

Стилистическая грамотность


10

  1.  

Стабильность исполнения и сценическая выдержка


10

  1.  

Эмоциональность и артистизм


10

  1.  

Навыки чтения с листа и способность к импровизации


10

  1.  

Музыкальная память


10

  1.  

Музыкальный кругозор (коллоквиум)


10

 

Итого:

100

 



Требования по сольфеджио и музыкальной грамоте

Специальность 073101

«Инструментальное исполнительство»

«Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты»
Сольфеджио и музыкальная грамота
Письменное задание предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляцион-ный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвен-ции тональные и модулирующие;

  • пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается на-

стройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-

30 минут.
Пример



Устные задания:
Слуховой анализ


  • Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).


  • Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажо-ре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и ми-нора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. По-следовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить ин-тервал и ступень, на которой он находится.
Пример



Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармо-нического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое тре-звучия без квинтового тона).
Пример


Интонирование


  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней нату-рального, гармонического мажора, натурального, гармонического, мелодического минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.




  • Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предваритель-ным анализом его структуры.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, синкопа, триоль, пунктирный ритм.


Теоретические сведения


  • Задание по музыкальной грамоте содержит вопросы по одной из следующих тем:

- тональности, квинтовый круг тональностей;

- родственные тональности;

- виды мажора и минора;

- хроматическая гамма;

- энгармонизм;

- интервалы, обращение, классификация;

- аккорды (трезвучия и септаккорды) от звука и в тональности,

- музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура;

- метр, ритм, размер, классификация размеров;

- отклонение, модуляция, сопоставление;

- темп.
Устный опрос проводится по билетам.
Специальность 073101 «Инструментальное исполнительство»

«Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра»
Сольфеджио и музыкальная грамота
Письменное задание предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, синкопа.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается на-стройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Пример


Устные задания:
Слуховой анализ


  • Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (ма-лый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).


  • Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 4-5 интервалов. По-следовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить ин-тервал и ступень, на которой он находится.
Пример



Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Пример


Интонирование


  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического минора и натурального, гармонического мажора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.


  • Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предваритель-ным анализом его структуры.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, синкопа.


Теоретические сведения


  • Задание по музыкальной грамоте содержит вопросы по одной из следующих тем:

- тональности, квинтовый круг тональностей;

- виды мажора и минора;

- интервалы, обращение, классификация;

- аккорды (трезвучия и септаккорды) от звука и в тональности,

- музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура;

- метр, ритм, размер, классификация размеров; темп,

- отклонение, модуляция, сопоставление.
Устный опрос проводится по билетам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНА

ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

(сольфеджио, музыкальная грамота)
В критериях оценки ответа учащегося существует определенная градация: 80-100 баллов (оценка «5»), 55-79 баллов (оценка «4»), 49-54 баллов (оценка «3»), 0-39 баллов (оценка «2»). При выборе в предложенной шкале баллов учитывается степень соответствия ответа учащегося всем предъявляемым требованиям, полнота и качество ответа.
Критерии оценки выполнения заданий по музыкальной грамоте

(теоретические сведения):
80-100 баллов. Оценка «5».

- Тема раскрыта полностью.

- Свободное владение музыкально-терминологическим тезаурусом.

- Все теоретические положения подкреплены практическими примерами: в ответе присутствует наглядный материал: иллюстрации на инструменте, нотные примеры.

- Все упражнения сделаны без ошибок.

- Ответы на дополнительные вопросы исчерпывающие.

Таким образом, выявлено свободное владение теоретическим материалом, объём теоретических знаний соответствует требованиям.
55-79 баллов. Оценка «4».

- Тема в целом раскрыта, неполно раскрыты некоторые пункты. В ответе допущены незначительные ошибки.

- В целом выявлено владение музыкально-терминологическим тезаурусом, однако допущены некоторые неточности в терминологии.

- Большинство теоретических положений подкреплено практическими примерами.

- В упражнениях (в меньшей части) допущены ошибки.

- Ответы на ряд дополнительных вопросов не исчерпывают всех возможных вариантов.

Таким образом, допущены незначительные просчеты в перечисленных требованиях, учащийся в целом обнаружил понимание теоретического материала.
40-54 баллов. Оценка «3».

- Тема раскрыта частично, информация по ней неполная. Отсутствие четко выстроенной мысли.

- Выявлено слабое владение музыкально-терминологическим тезаурусом (ошибки в терминологии).

- Некоторые теоретические положения подкреплены практическими примерами.

- В упражнениях допущены ошибки.

- Ответы на дополнительные вопросы даны, но не полные.

- Многие из вышеперечисленных критериев (3-4) не выполнены.

Таким образом, выявлен неполный объём теоретических знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
0-39 баллов. Оценка «2».

- Тема не раскрыта.

- Плохое владение музыкально-терминологическим тезаурусом (незнание терминологии, допущены грубые ошибки).

- Практические примеры, подтверждающие теоретические положения, отсутствуют.

- В большей части упражнений допущены ошибки.

- Учащийся не ответил на дополнительные вопросы.

Таким образом, выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
Критерии оценки при чтении с листа:
80-100 баллов. Оценка «5».

- При чтении с листа выявлена уверенная ладовая ориентация.

- Пример спет с чистой интонацией.

- Пример исполнен точно ритмически, в указанном темпе.

- Пример исполнен в указанном темпе.

- Осмысленная фразировка выявляет понимание учащимся музыкальной формы примера.
55-79 баллов. Оценка «4».

- При чтении с листа в целом выявлена ладовая ориентация.

- Незначительные интонационные ошибки (3-4).

- Некоторые “шероховатости” в исполнении ритмических фигур.

- Темп немного отличается от указанного.

- Фразировка не всегда правильно выстроена.
40-54 баллов. Оценка «3».

- Слабая ладовая ориентация.

- Допущено несколько (5-6) интонационных ошибок.

- Допущено несколько (5-6) ритмических ошибок.

- Темп отличается от указанного в образце (значительно замедлен).

- Фразировка не всегда правильная.

0-39 баллов. Оценка «2».

- Очень слабая ладовая ориентация.

- Интонация требует постоянного исправления.

- Допущено большое количество ритмических ошибок.

- Темп значительно отличается от указанного в образце.

- Фразировка неправильная, нет понимания формы примера.
Критерии оценки при выполнении интонационных упражнений:
80-100 баллов. Оценка «5».

- Ступени лада, гаммы проинтонированы чисто.

- Все интервалы спеты чисто.

- Все аккорды спеты чисто.

- Все указанные элементы построены грамотно.
55-79 баллов. Оценка «4».

- Отдельные неточности в интонировании ступеней лада, пении гамм,

- Отдельные неточности в интонировании интервалов,

- Отдельные неточности в интонировании аккордов,

- Незначительные ошибки в построении указанных элементов.
40-54 баллов. Оценка «3».

- Ошибки в интонировании ступеней лада, пении гамм,

- Ошибки в интонировании интервалов,

- Ошибки в интонировании аккордов,

- Ошибки в построении указанных элементов.
40-50 баллов. Оценка «2».

- Существенные ошибки в интонировании ступеней лада, пении гамм,

- Существенные ошибки в интонировании интервалов,

- Существенные ошибки в интонировании аккордов,

- Значительные ошибки в построении указанных элементов.
Критерии оценки выполнения слуховых упражнений

(слуховой анализ):
80-100 баллов. Оценка «5».

- Все слуховые задания выполнены точно, без ошибок. Определены все предложенные элементы.
55-79 баллов. Оценка «4».

- Большинство слуховых заданий (более 60%) выполнено точно.

- Возможны некоторые ошибки в определении предложенных слуховых элементов (неточно определено качество некоторых интервалов, неточно определены виды отдельных аккордов).

- Допущены ошибки при определении сложных слуховых элементов.
40-54 баллов. Оценка «3».

- Основная часть слуховых заданий (40-60%) выполнено точно.

- Допущены ошибки в слуховых элементов средней сложности.
0-39 баллов. Оценка «2».

- Меньшая часть слуховых заданий (менее 40%) выполнена верно.

- Допущены ошибки в простых слуховых элементов.

Критерии оценки записи музыкального диктанта:
80-100 баллов. Оценка «5».

- Запись полная.

- Верно отражена мелодическая и ритмическая стороны мелодии.

- Запись грамотная, соблюдены все правила нотной записи.
55-79 баллов. Оценка «4».

- Запись неполная. Отсутствует 0,5-1 такт.

- Допущено незначительное количество (1-4) ошибок в области звуковысотности или ритма.

- Незначительные ошибки в нотной записи, неверная группировка, погрешности в записи случайных знаков.
40-54 баллов. Оценка «3».
- Верно записана большая часть диктанта.

- Запись высоты звуков, ритма, случайных знаков содержит некоторое количество (5-7) ошибок.

- Записаны ключевые моменты формы (начало диктанта каденции, сделан набросок кульминации, обозначено место секвенции и т.д.).
0-39 баллов. Оценка «2».

- Верно записана меньшая часть диктанта.

- Допущены грубые ошибки в области мелодии и ритма.

- Ошибки в нотной записи.

Критерии оценки выполнения ритмических упражнений:
80-100 баллов. Оценка «5».

- Все ритмические задания выполнены точно, свободно, без ошибок.

- Возможны некоторые «шероховатости» в исполнении предложенных ритмических фигур.
55-79 баллов. Оценка «4».

- Большинство ритмических заданий (более 60%) выполнено точно, свободно.

- Допущены ошибки в сложных ритмических фигурах (триоли, синкопы, пунктирный ритм).
40-54 баллов. Оценка «3».

- Основная часть ритмических заданий (40-60%) выполнено точно.

- Допущены ошибки в ритмических фигурах средней сложности.
0-39 баллов. Оценка «2».

- Меньшая часть ритмических заданий (менее 40%) выполнена верно.

- Допущены ошибки в простых ритмических фигурах.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

2.1. Область профессиональной деятельности выпускников:

Область профессиональной деятельности выпускников: музыкально-инструментальное исполнительство; музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; организация и проведение концертов и прочих сценических выступлений, музыкальное руководство творческими коллективами.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

музыкальные произведения разных эпох и стилей;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы;

детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

слушатели и зрители театров и концертных залов;

театральные и концертные организации;

учреждения культуры, образования.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников

Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках).

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).
3. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)»
На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, оркестровым и ансамблевым репертуаром.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

Педагогическая деятельность

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   147

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Башкортостан Салаватский музыкальный колледж по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное...
Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. Л. Копылова председатель предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты»
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгбоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
В. С. Каменевой, заместителем директора по учебной работе фгбоу спо «Центральная музыкальная школа (колледж) при Московской государственной...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconПринято
Фгос спо) по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) в части
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconРабочая учебная программа по дисциплине «Ансамблевое исполнительство»
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 06. 2010г. №735 по (специальности 073401 «Вокальное искусство») и от...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
«Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень)
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прием на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (оркестровые...
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа разработана на основании фгос впо 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»
Основная образовательная программа по специальности 073101 Инструментальное исполнительство iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск