Скачать 109.17 Kb.
|
Методические рекомендации по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» в образовательных учреждениях России Введение«Открытый урок ЧТЕНИЯ» (далее Урок) - это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского языка при поддержке региональных администраций в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз», который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г. Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе. Основные задачи Урока:
Сроки проведения Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации. УчастникиУчастниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся. Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д. Содержание УрокаКаждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции. Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим «Праздником чтения». Предлагаемые основные мероприятия 1. «Приглашение к чтению» Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера. Содержание: встречи с уважаемыми в селе\городе\районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах. «Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек. Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор гостя по следующим критериям:
2. «Открытие книги» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова. Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:
Основные шаги по подготовке: 1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.
• предварительное прочтение произведений, входящих в программу; • знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений; • подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке. 4. Разработка плана и сценария мероприятия. 5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).
3. «Со страниц на сцену» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста. Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль. Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание. Основные шаги по подготовке;
4. «Послушайте!» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей. Содержание: конкурс на лучшего чтеца. Основные шаги по подготовке:
Выбор и подготовка ведущих. 5. «Почитай мне!» Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам. Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы. Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем». Основные шаги по подготовке:
4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия. 5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.
6. «Книга в кругу читателей» Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге. Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения. 2. Работа с участниками:
• группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;
7. «Литературная игра» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях. Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «Золотого ключика», «Клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.). Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы. Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия. 2. Разработка конкурсных заданий: • чтение зашифрованного текста из книги;
• придумывание продолжения книги и др.
Мероприятия-«спутники» Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также: 1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов:
5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. Этапы подготовки и проведения Урока
4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока – не позднее 10 сентября 2007 г. 5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:
6. Проведение Урока - 9 октября 2007 г. 7. Подведение итогов Урока (выпуск фото коллажей, стенгазет, видеофильмов и др.) - октябрь - ноябрь 2007 г. Информационная поддержка УрокаСерьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и публикации на содержательную поддержку Урока. Например:
Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие интернет-ресурсы. |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1 | План проведения мероприятий предметов эстетического цикла Открытый урок «Волейбол 5 б 1 урок Курносова О,А. 9 12. 03 Открытый урок «Укрепление осанки» | ||
«Календарный вопрос», м 21 Открытый урок по дисциплине «Техническая механика» тема «Введение в техническую механику» | Открытый урок – это маленький шедевр Открытый урок– специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таких уроках протекает реальный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок чтения в моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» прошёл с 10 октября по 8 ноября | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки... | ||
30 сентября в школе №14 г. Иркутска состоялся открытый урок, посвященный... Огку «Центр го и чс» совместно с гу мчс россии по Иркутской области, Министерством образования по Иркутской области провело в общеобразовательной... | «Вопросы древности ответы современности», название элементов книги,... Тип: урок- введение или урок внеклассного чтения в 1-й четверти (по учебнику Бунеева Р. Н., Е. В. Бунеевой «Шаг за горизонт», образовательная... | ||
Г. Красновишерск, Пермский край Открытый урок литературного чтения... Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр... | Урок в Воловском районе Информационное агентство «Тульские сми» Открытый урок в Воловском районе в двориковской школе Воловского района прошёл открытый урок для учеников 5-11 классов, посвящённый... | ||
А. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый... Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу" | Открытый урок чтения в 1 классе А закрепит знания о произношении гласных и согласных букв; показать важность каждой буквы в слове; закрепить знания учащихся о написании... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Открытый урок чтения». Это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях центром развития русского языка при поддержке... | Открытый урок по предмету «Музыка» Дать понятие о календарной обрядовой культуре Белгородчины, как о части художественной культуры России | ||
Домашнее задание. Введение (1 час) Урок №1 Что и с какой целью изучают... Географическое положение и формирование государственной территории России (13 часов) | Открытый урок во 2а классе В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина... |