России Введение «Открытый урок чтения»





Скачать 109.17 Kb.
НазваниеРоссии Введение «Открытый урок чтения»
Дата публикации09.07.2014
Размер109.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Методические рекомендации

по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» в образовательных учреждениях России
Введение

«Открытый урок ЧТЕНИЯ» (далее Урок) - это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского языка при поддержке региональных администраций в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз», который состоится в Москве 9-11 октября 2007 г.

Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока:

  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;

  • позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;

  • консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.

Сроки проведения

Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.

Участники


Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.

Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих

союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Содержание Урока


Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.

Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим «Праздником чтения».

Предлагаемые основные мероприятия

1. «Приглашение к чтению»

Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с уважаемыми в селе\городе\районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.

Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор гостя по следующим критериям:

  • начитанность, широкий кругозор,

  • высокий культурный уровень,

  • известность

  • хорошее владение языком,

  • умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.




  1. Согласование с гостем времени и содержания встречи.

  2. Подготовка участников к встрече:




  • информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;

  • оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.




  1. Разработка плана и сценария встречи.

  1. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

  1. Подготовка необходимых технических средств.

  2. Выбор и подготовка ведущих.

2. «Открытие книги»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.

Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:

  • встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;

  • художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.

Основные шаги по подготовке:

1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.

  1. Согласование с гостями времени и программы выступления.

  2. Подготовка участников к встрече:

• предварительное прочтение произведений, входящих в программу;

• знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений;

• подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

  1. Подготовка необходимых технических средств.

  2. Выбор и подготовка ведущих.

3. «Со страниц на сцену»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке;

  1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

  1. Приглашение художественного руководителя (режиссера).

  2. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

  3. Распределение ролей, обязанностей и поручений.

  4. Репетиционный процесс.

  1. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

  1. Подготовка музыкального сопровождения.

  2. Подготовка технических средств.

4. «Послушайте!»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение темы конкурса и его девиза.

  2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

  3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

  4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

  5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

  6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

  7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

  8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

Выбор и подготовка ведущих.

5. «Почитай мне!»

Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

  2. Выбор книг для чтения.

  3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

  1. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

  1. Организация выставки рисунков в школе.

6. «Книга в кругу читателей»

Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.

2. Работа с участниками:

  • прочтение книги;

  • подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;

  • выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.




  1. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

  1. Работа в творческих группах:

• группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;

  • группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

  • группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;

  • группа («Театр») готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;

  • группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.

7. «Литературная игра»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «Золотого ключика», «Клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.).

Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.

Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.

2. Разработка конкурсных заданий:

• чтение зашифрованного текста из книги;

  • соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;

  • соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;

  • расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;

  • нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;

  • восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;

  • составление ребусов, кроссвордов, шарад;

  • озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;

• придумывание продолжения книги и др.

  1. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.

  2. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.

Мероприятия-«спутники»

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также:

1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов:

  • выставка иллюстраций к любимым -произведениям художественной литературы {«Смотрите, что мы читали!»),

  • выставка плакатов {«Читайте хорошие книги!»);

  • фотовыставка {«Мои друзья читают», «Мой класс\Моя семья/ Наша школа/ Наш город читает»).

  • выставка значков, книжных закладок, экслибрисов («Я читатель!»).




  1. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта {«Что и какмы читаем?»).

  2. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

  3. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).

5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.

Этапы подготовки и проведения Урока

  1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведения, сбор в каждом классе предложений, разработка программы Урока - не позднее мая 2007 г.

  2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учителя, учащиеся, родители - не позднее мая 2007 г.

  3. Первичная подготовительная работа по установлению контактов с партнерами и СМИ - не позднее мая 2007 г.

4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока – не позднее 10 сентября 2007 г.

5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:

  • оформление школы, библиотеки и классов (афиши, выставки, декор);

  • подготовка каждого мероприятия (см. выше «Основные шагипо подготовке»);

  • сотрудничество с партнерами;

  • приглашение гостей;

  • подготовка технических средств - 8 сентября — 8 октября 2007г

6. Проведение Урока - 9 октября 2007 г.

7. Подведение итогов Урока (выпуск фото коллажей, стенгазет, видеофильмов и др.) - октябрь - ноябрь 2007 г.

Информационная поддержка Урока


Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и публикации на содержательную поддержку Урока. Например:

  • проведение интервью с авторами, пропагандистами чтения, спонсорами школьных библиотек;

  • показ на телеэкране и организация на радио литературных чтений, дискуссий, бесед по проблемам чтения;

  • демонстрация лучших экранизаций и радиоинсценировок художественных произведений.

Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие интернет-ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

России Введение «Открытый урок чтения» iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
России Введение «Открытый урок чтения» iconПлан проведения мероприятий предметов эстетического цикла
Открытый урок «Волейбол 5 б 1 урок Курносова О,А. 9 12. 03 Открытый урок «Укрепление осанки»
России Введение «Открытый урок чтения» icon«Календарный вопрос», м 21
Открытый урок по дисциплине «Техническая механика» тема «Введение в техническую механику»
России Введение «Открытый урок чтения» iconОткрытый урок – это маленький шедевр
Открытый урок– специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таких уроках протекает реальный...
России Введение «Открытый урок чтения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок чтения в моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» прошёл с 10 октября по 8 ноября
России Введение «Открытый урок чтения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки...
России Введение «Открытый урок чтения» icon30 сентября в школе №14 г. Иркутска состоялся открытый урок, посвященный...
Огку «Центр го и чс» совместно с гу мчс россии по Иркутской области, Министерством образования по Иркутской области провело в общеобразовательной...
России Введение «Открытый урок чтения» icon«Вопросы древности ответы современности», название элементов книги,...
Тип: урок- введение или урок внеклассного чтения в 1-й четверти (по учебнику Бунеева Р. Н., Е. В. Бунеевой «Шаг за горизонт», образовательная...
России Введение «Открытый урок чтения» iconГ. Красновишерск, Пермский край Открытый урок литературного чтения...
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр...
России Введение «Открытый урок чтения» iconУрок в Воловском районе Информационное агентство «Тульские сми»
Открытый урок в Воловском районе в двориковской школе Воловского района прошёл открытый урок для учеников 5-11 классов, посвящённый...
России Введение «Открытый урок чтения» iconА. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый...
Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу"
России Введение «Открытый урок чтения» iconОткрытый урок чтения в 1 классе
А закрепит знания о произношении гласных и согласных букв; показать важность каждой буквы в слове; закрепить знания учащихся о написании...
России Введение «Открытый урок чтения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Открытый урок чтения». Это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях центром развития русского языка при поддержке...
России Введение «Открытый урок чтения» iconОткрытый урок по предмету «Музыка»
Дать понятие о календарной обрядовой культуре Белгородчины, как о части художественной культуры России
России Введение «Открытый урок чтения» iconДомашнее задание. Введение (1 час) Урок №1 Что и с какой целью изучают...
Географическое положение и формирование государственной территории России (13 часов)
России Введение «Открытый урок чтения» iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск