Скачать 408.99 Kb.
|
Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ (часть «В», задание «В» 8) Вступление Слово «выразительность» образовано от прилагательного «выразительный», связано со словами «выражать», «выражение». Что обозначает термин «выразительность речи»? За этим термином скрываются разнообразные качества речи. Главное в понятии «выразительность» для художественной и публицистической речи - это способность текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, рисовать поэтические картины природы. Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. В большинстве случаев средства выразительности выступают в сочетании друг с другом, комплексно. Эта комплексность проявляется в том, что в создании одного и того же художественного образа могут выступать фонетические и лексические, лексические и синтаксические средства. Чтобы сделать изображение персонажа, характера, явления, предмета более выразительным, чтобы показать авторское отношение к изображаемому, авторскую позицию, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определённую оценку того, что изображено словом, автор использует специальные средства, которые обобщённо можно назвать художественными приёмами. Художественные приёмы просматриваются в области композиции, в области художественных деталей. Особое место отводится фигурам и тропам. Начало разработки теории риторических фигур, как поясняют авторы пособия «Выразительные средства художественной речи» (Г.С.Меркин и др.), относится к античности. Цецилий определял фигуру так: «Уклонение мысли и выражения от присущей им природы». Под фигурой следует понимать случаи, когда простое и естественное выражение изменяется в сторону большей поэтичности или красноречия. Слово «фигура» в переводе с латыни означает «очертания, внешний вид, образ». Слово многозначно. В широком смысле: разнообразные средства выразительности. В узком смысле: синтаксические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности (фигуры):
-1- Слово «троп» в переводе с греческого означает «оборот». Этим термином обозначают слово, употреблённое в переносном значении в целях выразительности. Тропами обычно называют лексические средства выразительности. Лексические средства выразительности (тропы):
Художественная речь отличается от обычной прежде всего именно тем, что в ней используются особые обороты, которые делают её выразительнее, красивее.
Богатая, гибкая, выразительная фонетическая система русского языка вызывает восхищение. Звуковая оболочка слова становится значимым элементом стиля, если вовлекается в решение художественно-эстетических задач. Так происходит в поэтической речи. Именно как составной элемент художественной формы звукопись служит воплощению замысла автора, усиливает другие экспрессивные средства поэтической речи. Слово «звукопись» состоит из двух частей: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Термин «звукопись» обозначает создание звуковых образов при помощи использования определённых звуков в определённом порядке. Звукопись достигается подбором слов близкого звучания, сочетанием звуков, повторением одного и того же звука, сочетания звуков. Звукопись - это художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц… В понятие «звукопись» входит ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных (латинского происхождения, буквальео - собуквие). Русалка плыла по реке голубой, [ал, лы, ла, лу] Озаряема полной луной [лн, лу] И старалась она доплеснуть до луны [ла, пле,ну, лу] Серебристую пену волн [ла, ну,ол] Обилием гласных и сонорных согласных делает эти строки музыкальными, создаёт красоту звучания. - 2 - Ассонанс - повторение в тексте повторение в тексте одинаковых или созвучных гласных. Служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи. Акустические возможности слова при выражении художественного образа были известны ещё в древнерусской литературе: «В пятокъ потопташа поганыя пълъкы половецкыя» - имитируется конский топот; «Сабли изъстрени, сами скачуть аки серые влъци» - имитируется звон сабель в бою. Ещё пример из «Слова о полку Игореве»: На Нелизе снопы стелют головами, [т т] [лл] Молотят чени харалужными, [т т] На тоце живот кладут, [т т д] Веют душу от тела. [т т д] Аллитерация на Т - это и теснота боя, и треск копий, и тяжкие удары боевых цепей по живой плоти, и смертная тень на трепещущие живые тела. Звуком умело закреплена картина. Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух… Аллитерация на А-О создаёт эффект «звучащего пространства», под гулким куполом неба. При помощи аллитерации создан образ снежной круговерти, заполнившей весь мир в знаменитом стихотворении Бориса Пастернака: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… К.Бальмонт называл слово «звуковым изваянием», способным передать особое ощущение, душевное состояние. Каждый звук, по мнению поэта, есть «волшебство», звук в слове неслучаен, преисполнен глубокого смысла и образности. Звукоподражание Сложное слово «звукоподражание» состоит из двух: «звук» и «подражание» и означает «подражание звукам». Звукоподражание - передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений. -3- Это интересно Палиндромы На эффекте фонетического повтора строятся и некоторые поэтические эксперименты. Один из них - палиндроп( от гр.palindromeo - «двигающийся назад, возвращающийся») - это слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слeва направо и справa налево. В 17-18 в.в. палиндромы в России называли «рачьими стихами». Сейчас это явление используется чаще как лингвистическая игра.
«Я» - арка края. «Я» - око покоя? Я рев зверя. Теорему в уме роет. Скороговорки Эти своеобразные словесные шутки построены на звуковых повторах (на аллитерациях), суть в подборе трудных для произношения слов при быстром повторе фразы. Впрочем, скороговорка - не только занятная игра, но и упражнение для выработки правильной, чёткой дикции. Ритм, рифма, пауза, интонация Наша речь членится на ритмические отрезки, состоящие из нескольких слов, на одно из которых падает ударение. В хорошо известной фразе: «Казнить нельзя помиловать» - смысл легко вскрывается при устном произнесении именно при помощи интонации, постановки логического ударения. Орфоэпия - наука о правильном произношении. Нормы произношения с течением времени могут меняться Поэтому очень важно при чтении стихов оьращать внимание на то, как произносит отдельные слова авторы стихотворений. Поэтическая орфоэпия - нормы произношения отдельных слов в поэтических произведениях, обеспечивающие сохранение рифмы и ритмики поэтического текста. Особенности поэтической орфоэпии вызываются разными причинами: использованием автором вариантом произношения, бывших ранее нормативными, -4- воспринимающихся как архаические, особенностями авторского произношения, использованием исконного происхождения.
Сияло и рвалось - И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. В стихотворении М.Цветаевой рифмуются слова боролось - голос, рвалось - волос. Твёрдое «с» на конце возвратных глаголов воспринимается нами как архаическое, но ранее было нормативным. 2. Выразительные средства словообразования Примерно 90% слов нашего языка являются производными, через «словообразовательный круг» прошли 9 из 10 слов, эти слова обычно имеют в своём составе морфемы, которые придают им разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. Именно в стилистической гибкости состоит секрет изобразительной силы русского словообразования. В научной речи обычно не представлены эмоционально-экспрессивные словообразовательные средства, выражающие субъективную оценку, зато в языке художественной литературы и в текстах публицистического стиля (нередко и в разговорной речи) представлено всё многообразие стилистического использования словообразовательных элементов. Остановимся на некоторых художественных приёмах, основанных на изобразительных возможностях русского словообразования. Паронимы, явление паронимии Слова «паронимы» и «парономасы» (или «парономазы») от греческого paronimo Паронимы - однокорневые слова, близкие по звучанию и по значению. Парономасы - разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению. Их использование в тексте рядом составляет фигуру - парономасию, вносящую в текст дополнительную выразительность. «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего приятнее полоскать рот» (Козьма Прутков) – разнокорневые слова «полоскать» и «поласкать» близки по звучанию, их сближение в тексте создаёт комический эффект за счёт неожиданности ассоциации. Нередко на явлении парономасии основано строение пословиц: «Дело спорится, что сошьётся, то и распорется». Назовём ряды паронимов: ароматный-ароматический, банковый-банковский, драматический-драматичный , интеллигентный-интеллигентский, оплатить-уплатить, героический-геройский, пометы-пометки, романтичный-романтический, стилевой-стилистический, проблемный-проблематичный-проблематический, освоить-усвоить -5- Семантизация морфем. Этот приём основан на выявлении смысла, значения языковой единицы. Прибегая к семантизации морфем, поэты и писатели привлекают внимание читателей к лексическому значению слова, к малейшему изменению при добавлении ил изъятии морфемы. Тем самым весь смысл и концентрируется в данной морфеме. Рассмотрим этот приём на примере стихотворения М.И.Цветаевой. Рас-стояние: вёрсты, мили… Рас-стояние: вёрсты, дали… Нас рас-ставили, рас-садили, Нас расклеили, распаяли, Чтобы тихо себя вели В две руки развели, распяв, По двум разным концам земли. И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий… Заговорщиков: вёрсты, дали… Нас рас-сорили - рас-сорили , поставь ударение Не рас-строили - рас-теряли. Рас-слоили… Стена да ров. По трущобам земных широт Рас-селили нас, как орлов- Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт! Если внимательно вчитаемся в строки поэта, поймём, что идея разлуки, непреодолимого расстояния выражена именно через приставку раз-/рас-. Кстати, в этом замечательном стихотворении с лёгкостью, присущей лишь истинному мастеру, Марина Ивановна Цветаева использует очень выразительный приём: повтор слов, образованных по единой словообразовательной модели - анафору ( от гр. «вновь» - «несущий»). Этот изобразительный приём заключается в повторении слов в начале смежных стихов, строф: рас-стояние - расклеили - распаяли. Русская литература даёт много интересных приёмов и искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов - это использование слов с оценочными суффиксами. Приём берёт начало в произведениях устного народного творчества. Чаще прочих используются уменьшительно-ласкательные морфемы.
-6- Скалозубу), а речи Молчалина эти суффиксы придают заискивающий оттенок: «Ваш шпиц - прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». В монологах Чацкого уменьшительные суффиксы выполняют сатирическую функцию («французик», вечерком»). Кстати, отметим, что фраза «Ваш шпиц - прелестный шпиц» в сочетании со словами Натальи Дмитриевны Горич: «Мой муж - прелестный муж!» - выводят нас на размышления о том, что для Натальи Дмитриевны муж - примерно то же, что модная собачка шпиц или «арапченки», которых модно было дарить. Атрибут, символ принадлежности к высшему свету. Снова убеждаемся в ёмкости языковых средств (синтаксический параллелизм).
Отметим, однако, что немотивированное использования уменьшительно-ласкательных морфем наносит ущерб культуре речи (как и сниженных по стилистической окраске словообразовательных моделей). Дети должны понимать, что «полкило колбаски», передайте билетик», «подпишите справочку», «закажите порцию салатика» - это неудачное применение уменьшительно-ласкательных морфем, так как речь не идёт о маленьких предметах, суффиксы не выражают ласковое отношение говорящих к окружающим. Просто это недостаток культуры, который пытаются компенсировать искусственно «вежливым», слащавым обращением.
Ключевые понятия: переносное и прямое значение слова, полисемия, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, олицетворение (персонификация), гипербола, литота, омонимы, омографы, омофоны, антонимы, синонимы, антитеза, нарушение смысловой сочетаемости слов. В системе образных средств лексика занимает центральное место, так как слово является основной единицей языка. Слово выполняет смысловую, стилистическую, экспрессивную функцию. Неисчерпаемы богатства стилистических и изобразительно-выразительных возможностей русской лексики. -7- Многообразно стилистическое использование в речи полисемии и омонимии. В основе полисемии (многозначности) лежит употребление слов в переносном значении, уподобление одного явления (предмета) другому. Источниками полисемии являются метафора, метонимия, синекдоха. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость, выразительность. Однозначных слов в русском языке немного, значительно больше многозначных слов. Многозначность слова выявляется в контексте, то есть в законченном в смысловом отношении отрезке речи. На примере предложений из произведений А.С.Пушкина рассмотрим употребление слова «дом» в его прямом и производном, переносном значении.
Прямое значение «закреплено» за словом, а производные значение выявляются только в сочетании с другими словами. Рассмотрим это на примере использования слова «идти». Глагол идти может получать в речи более сорока различных значений, Основное значение, которое первым приходит на ум, - «передвигаться, ступая ногами». Но вот в каких разнообразных значениях выступает этот глагол в произведениях А.С.Пушкина:
Это интересно. Осторожно: полисемия! Вот фразы, комическое звучание которых основано на явлении полисемии:
Без редактирования следующие фразы имеют двойной смысл:
-8-
Многозначные слова необходимо использовать в речи обоснованно, чтобы избежать недоразумений, связанных с неуместным их употреблением. В русском языке немало омонимов, омофонов, омографов, омоформ. Они усиливают действенность речи, придают ей остроту, даруют яркие выразительные краски.
Нельзя не отметить, в некоторых случаях (при неуместном употреблении слов) омонимия может стать причиной досадных недоразумений, речевых ошибок, неуместного комизма: «Вратарь не удержал мяч, и добить его было некому». Синонимы и антонимы
Тропы: антомасия, гипербола, ирония, литота, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитет. Нарушение закона лексической сочетаемости служит для создания поэтических тропов, в основе которых лежит слово, употреблённое в переносном значении. При создании тропов сознательно нарушается сочетаемость слов. В результате возникают неожиданные образы, яркая экспрессия, оригинальные метафоры. Антомасия: один из поэтических тропов (от греч. «переименование») - вид метонимии, троп, состоящий в употреблении имени собственного в значении нарицательного.
Прекрасным источником антомасии является античная мифология, литература. Гипербола - греческое слово hiperbole(гипербола) буквально означает «преувеличение». Фигура, состоящая в чрезмерном преувеличенни того, о чём говорится. Упражнение: найдите в текстах примеры преувеличений.
Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям… (М.Лермонтов)
Проверьте правильность ответа: в примере №1 бесконечная равнина - прилагательное бесконечный, обозначающее «не имеющий конца», подчёркивает простор русских земель, является преувеличением, так как реальная равнина имеет границы. Пример №2 - безбрежные леса, разливы рек, подобные морям – преувеличение, подчёркивает мощь и силу рек, безграничность просторов. Пример №3 - очень сильное преувеличение (редкая птица долетит до середины Днепра) создаёт образ величественной, могучей реки. В этих примерах преувеличение придаёт речи образность и выразительность. -10- Ирония: греческое слово eironea (ирония) в буквальном переводе означает «притворство, насмешка». Разновидность комического, род пафоса, вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением) скрывается насмешка. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (Крылов) «На сытой лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука» (Чехов). В ироническом смысле могут быть написаны целые произведения: сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, например. Метафора: греческое слово metaphora (метафора) означает «перенос». Имется в виду перенос наименования с одного предмета на другой. Чтобы такой перенос смог произойти, у этих предметов должно быть какой-нибудь сходство, они должны быть чем-то похожи. В результате такого переноса создаётся художественный образ. Метафора - одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи. Метафора может быть простой и развёрнутой. На основе метафор, имеющих однозначное отношение к предмету, строится аллегория («утро года» - Пушкин). Такие метафоры не допускают толкования. Метафоры второго типа допускают разные толкования, иногда их вообще трудно соотнести с конкретным предметом: «Проскакал на розовом коне…», «Синий плат небес…» (Есенин); «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (А.Фет). Такие метафоры приближаются к символу, так как в метафоре содержится скрытое сравнение. Сравнение двучленное, в нём содержатся оба сравниваемых компонента. Метафора содержит в себе только то, с чем сравнивается, что создаёт компактность и образность. Функции метафоры: через метафорическое значение слов и словосочетаний писатель передаёт индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира. Упражнение: найдите метафоры в приведённых примерах.
Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А.Фет)
Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)
-11- Проверьте правильность ответа: «толпа туч» - метафора подчёркивает суетливое движение; «лунный серп» - образ растущей луны; «щетина хвоща» - в основе метафоры внешнее сходство растения и щетины небритого человека; «тысячи маленьких холодных пуль» - метафора создаёт образ стремительно летящего снега. Метонимия: от греческогo metonimia (метонимия) означает «переименование», то есть передачу одному предметы имени другого. Замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Вид тропа, при котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными. Представляет собой наложение на переносное значение слова его прямого значение. Метонимия может связывать следующие пары понятий:
Упражнение:
Проверьте: село коптит - коптят трубы, то есть идёт дым из печных труб, вместо труб назван другой предмет - село, в селе - трубы; город шумел - шумели люди в городе; съел три тарелки - съел суп из трёх тарелок, название посуды перенесено на содержимое. Перенос происходит по смежности в пространстве, во времени, в использовании. Такой перенос называется метонимическим. Литота: от греч. …. - в буквальном смысле означает «простота, малость, умеренность». Если гипербола - чрезмерное преувеличение, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота - фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чём говорится. Упражнение: найдите в текстах примеры преуменьшения.
-12- 2. И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! (Некрасов). Синекдоха: термин происходит от греческого….., буквально - соперенимание, смежность. Разновидность метонимии, фигура, состоящая в переносе наименований:
Упражнения: найдите в текстах примеры синекдохи.
На дворе темно, Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. (А.Фет).
В глазах тревожный ветерок (А.Вознесенский).
Предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин).
Погребший славу их в пустыне А.Пушкин). Эпитет: термин образован от греческого…….(приложение, приложенное) и означает то, что как бы приставлено, приложено к другому слову. Троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью. Благодаря своей субъективности эпитет значительно меньше, чем метафора, подвержен стандартизации, стиранию. В фольклоре используются постоянные эпитеты как средство типизации. Разновидности эпитетов: точные, метафорические, метонимические, общеязыковые, индивидуально-авторские, народно-поэтические. -13- Стилистический подход к изучению эпитетов даёт возможность видеть в их составе три группы:
Упражнение: найдите в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью (эпитеты).
Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К.Бальмонт) 2. Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землёй; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой. Ручей журчит во мгле долины - Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. (И.С.Тургенев) 3. Лес,точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин) 4. В красном закате плыли величавые лебеди - розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. Проверьте: определения болотная (глушь) и белые (лилии) в первом примере являются нейтральными, так как называют реальный признак предмета (цвет и место расположения). Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким -14- видит этот предмет автор, какие образы возникают при взгляде на этот предмет. Эти определения обладают художественной выразительностью - являются эпитетами. Во второрм примере одно нейтральное определение - весенний (гром) - оно называет время проявление признака, не обладает художественной выразительностью. Художественные определения в этом примере: золотые (тучи), отдыхающие (поля), ленивый (ветр), просторные, немые, облитые росой (поля) - обладают художественной выразительностью, в них есть отзвуки других выразительных средств (золотые тучки - метафора, отдыхающая земля - олицетворение). Определения расписной (терем), лиловый, золотой, багряный - эпитеты. В четвёртом примере эпитеты - величавые (лебеди), пустынный (крик). Найдите примеры эпитетов, определите их роль. С какими известными вам фигурами они перекликаются?
Сравнение: слово «сравнение» образовано от глагола «сравнить». Сравнение - троп, при котором характеристика одного предметы (качества, лица) даётся через сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом). Сопоставление, сближение предметов по их сходству может быть явным или отдалённым, неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже. Могут быть сравнения в форме творительного падежа: «Раненым медведем мороз дерёт» (Н.Асеев). Особый вид сравнения составляют отрицательные сравнения: «То не конский топ, не людская молвь»… (А.С.Пушкин). Упражнение: найдите сравнения, объясните их выразительную роль.
Скользит и свой двойник во влаге созерцает. (А.А.Фет) 2. Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк. (А.Фет) -15- 3. Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший - Не видать в пыли! (А.А.Фет) 4. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы живут беззаботно. (М.Ю.Лермонтов) Олицетворение (персонификация). Слово «олицетворение образовано от глагола «олицетворять» - выразить , представить в образе живого существа», то есть лица. Олицетворение - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создаётся с помощью обращения к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных. Упражнение: найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые, объясните выразительную роль олицетворений.
Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.А.Фет) 2. Леса молчат - осенней ночи ждут (И.А.Бунин). 3. В сильный мороз берёзовые дрова трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь (И.С.Шмелёв). 4. Отговорила роща золотая (С.А.Есенин). 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч (А.С.Пушкин). 6. И роняют тихо слёзы ароматные цветы (А.А.Фет). 7. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно. Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то (А.П.Чехов). -16- Проверьте правильность ответа: выражения «ветер спит», «всё немеет», «воздух робеет» создают картину умиротворение, покоя (1 пример). Во втором примере образ «леса молчат, осенней ночи ждут» рисует яркую картину: природа затаилась перед приходом зимы. В третьем примере выражения «дрова трещат, начинают гудеть и петь» создают картину тепла на фоне зимней стужи. Выражение «отговорила роща» передаёт говор листьев, шелест трав, шорох ветвей. В приведённых примерах использованы слова в переносном значении, признаки или действия неживой природы наделены свойствами одушевлённых существ на основе их сходства. Происходит меиафорический перенос наименований. Это интересно В художественной литературе для создания комического эффекта используется приём нарушения смысловой сочетаемости слов: облокотиться головой (облокотиться - опереться локтем), показал головой (показываем рукой, указкой). Нарушение закона смысловой совместимости приводит к нелепостям в разговорной речи и создаёт комический эффект в литературном произведении. Например, приём несочетаемости делает яркими, броскими заголовки статей, фильмов, книг: «Воспоминание о будущем», «Наедине со всеми».
Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из изобразительных средств, используемых в синтаксисе. |
Система подготовки к егэ по литературе Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | Методические материалы по подготовке к егэ-2013 В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории Учитывая то, что егэ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования... | Материалы проведения и подготовки егэ и гиа Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Основные сведения о егэ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | «Десять шагов по подготовке к егэ» Памятка для учителя – предметника Шаг 1 Егэ. Серия дисков «Готовимся к егэ» (русский язык, география, история, физика, математика), серия книг «егэ: контрольно- измерительные... | ||
Единый государственный экзамен (егэ) Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | Задания для подготовки к защите на высшую категорию Психологический... Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
Материалы для подготовки учащихся к егэ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»... | Уроках математики Разговоры о том, что в состав заданий егэ включат компетентностные задачи, шли давно. И вот настал тот момент. Егэ 2010. Задание... | ||
Инструкция для учащихся. Тест состоит из 3-х частей: часть А, часть в и часть С На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, то перейдите... | Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | ||
Практические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку: аргументация Аргументы Жизнь героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой строится по законам самопожертвования. Во имя... | 525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к... «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... | ||
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... |