Скачать 346.51 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Талицкий городской округ МОУ «Троицкая СОШ №5». Творческо - исследовательский проект «Летнее чтение» Исполнители: учащиеся 7-х классов Руководители: библиотекарь высшей категории Черёмушкина Людмила Яковлевна, учитель литературы высшей категории Чернова Вера Николаевна Талица 2010 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение ……………………………………………………………………………………3 2. Глава 1. Роль летнего литературного чтения в формировании читательской культуры учащихся.……………………………………………………………7 1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе……………………………………………………………………….........................7 1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению….9 3. Глава 2 Проект «Летнее чтение» - дорога в удивительный мир книги……………………………12 2.1. Аннотация к проекту «Летнее чтение»………………………………………………………………………...12 2.2. Этапы реализации проекта................................................................................................13 4. Глава 3 Заключение………………………………………………………............................................16 Список литературы.............................................................................................................17 Приложения.......................................................................................................................18 3 Введение. В настоящее время разрабатывается целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившегося отношения к детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и нахождение более эффективной формы их социализации. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психо-социально-педагогической адаптации детей и подростков. В данных условиях необходимо активизировать деятельность библиотек образовательных учреждений по оказанию библиотечно-библиографической и информационной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и их семьям, педагогам, работающим с данной категорией обучающихся, для приобретения опыта получения и использования информации. Сегодня чтение, читательская грамотность и культура чтения высоко оцениваются мировым сообществом: 2003-2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи в различных отраслях достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения, и где акцент в ней сделан на чтение детей и юношества. Россия всегда была одной из самых читающих стран в мире. Чтение считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. Однако в последние годы наблюдается сокращение числа читающих людей и, в первую очередь, детей и молодежи. Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает беспокойство. Обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью 4 литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В современной школе, в том числе и нашей, существует проблема социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети из неблагополучных семей подвержены негативному влиянию улицы. Они страдают от безответственного отношения родителей к выполнению своих обязанностей, обделены теплом, участием. Такие дети особенно нуждаются в дополнительной опеке и внимании. Помочь таким детям – первоочередная задача воспитателя, учителя, библиотекаря. Особую группу составляют больные дети, находящиеся на домашнем обучении. Такие дети по причине ослабленного здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу по литературе в полном объёме. Преподавательский состав нашей школы, обучающий таких детей, в содружестве с библиотекарями ежегодно разрабатывает индивидуальные рабочие программы, в которых учитываются и характер заболевания ребёнка, и уровень его интеллектуальных способностей, и личностный интерес. С этими детьми сотрудники БИЦ проводят индивидуальные занятия, систематически отбирается литература для общего развития и внеклассного литературного чтения. Наравне с другими учащимися они являются читателями библиотеки. Работая с такими детьми, узнав их ближе в процессе совместной деятельности, мы пришли к выводу, что именно эти дети нуждаются в дополнительном внимании, именно им необходима помощь старших наставников. Дети и подростки в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей. Поэтому одной из целей деятельности БИЦ МОУ «Троицкая СОШ №5» является привлечение к чтению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучение правильному чтению с пониманием смысла прочитанного, формирование читательской культуры учащихся. Если этой деятельностью не заниматься профессионально, то ученик никогда не будет творческой личностью. Именно в детстве надо искать ключи к проблемам, определяющим читательский статус страны. Несколько лет назад сотрудниками БИЦ и преподавателем литературы Черновой Верой Николаевной была разработана образовательная программа "Летнее чтение". За годы работы по этой программе мы убедились, что её реализация положительно влияет на развитие культуры чтения у учащихся, меняется отношение к библиотеке, к книге и чтению. Поэтому в 2009 году было принято решение обобщить опыт совместной деятельности и осуществить проект «Летнее чтение». Выявив злободневную для нашей школы проблему «Снижение интереса детей к чтению, отсутствие занятости детей в летнее время», мы наметили следующие цели и задачи своей совместной деятельности. Цели проекта: повышение мотивации чтения, воспитание информационной культуры учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5 Образовательная: развитие у такой категории читателей интереса к творческой работе через применение современных образовательных технологий – метод проекта. Воспитательная: воспитание личностных качеств ребёнка, социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование объективного отношения ученика к современному миру на литературных произведениях. Задачи проекта:
Библиотека Троицкой СОШ №5 является одним из компонентов педагогической системы школы. Работа библиотеки строится на сотрудничестве педагогов и библиотекарей посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, внедрения в практику работы с детьми инновационных технологий. Поэтому метод проектов нашел широкое применение в практике работы нашей библиотеки с детьми, нуждающимися в дополнительном внимании. По определению Полат Е.С., метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:
повышению мотивации учащихся к чтению; 6
Использование метода проектов направлено на следующий практический результат:
Конечный продукт проекта:
7 Глава 1. Роль летнего литературного чтения в формировании читательской культуры учащихся. 1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе. Исследования конца 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. Мировое сообщество рискует стать обществом "вторично неграмотных" людей. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки в жизни ребенка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве. Большое внимание уделяют библиотекари досугу детей и подростков в летнее время. Важно, чтобы и летом ребенок был занят полезным делом. При подготовке и проведении летних мероприятий учитываются интересы ребят, их возрастные особенности, социальный статус. В мировом читательском сообществе накоплен большой опыт организации летних программ чтения для детей и подростков. Подтверждает это и опыт организации летних программ чтения для детей и подростков, получивших признание в США в числе активных методов привлечения в библиотеки. Например, программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США). Библиотекари Сент-Луиса, сочиняя свою программу, исходили из того, что детей привлекает спорт. “Запишись в Летний клуб чтения Публичной библиотеки Сент-Луиса. Это весело! Это просто! Это такая команда, где каждый играет и каждый выигрывает”. Правила игры: В блокноте каждый зарегистрированный игрок отмечает прочитанные книги…». В Гастингсе (небольшом курортном городе на южном побережье Англии) выбрали другую метафору. Чтение книг сравнивается с морским погружением. Такое объявление могли видеть читатели библиотеки: “Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к океанским приключениям, летней литературной игре. Уже больше тридцати лет в пригороде Парижа Пти-Кламар существует “Круглая библиотека” (названная так по форме ее здания). На ее базе общественная организация “Радость чтения” создала “библиотеку без стен”. Каждую среду утром в один и тот же час, 8 в одном и том же месте, неподалеку от детской песочницы, развертывается “библиотека без стен”. Библиотекари ставят два короба с заранее подобранными книгами. Едва завидев библиотекарей, дети бросают игру, и сама собой возникает библиотека. В России стала традиционной для всех региональных детских библиотек работа с книгой во время летних каникул по Программам летних чтений. Вот названия некоторых программ летнего чтения библиотек России: «Остров Читалия на планете Лето»; "Лето с книгой»; «Лето у книжной полки»; "У книжек нет каникул". Методические рекомендации по проведению Программы летнего чтения «На природу – и читай!», подготовленные Департаментом библиотек штата Вермонт могут быть полезны для всех библиотек мира:
книг. Обязательно пригласите на заключительный праздник всех, кто прочел хотя бы одну книгу.
9 1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению. А.Н.Толстой говорил: «Читать должно быть интересно». Чтение – это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше. Основная наша задача – воспитание у детей любви к книге, воспитание талантливых читателей. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению. Основными направлениями нашей деятельности с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаем:
Конечно, ребёнка можно заставить читать, взывая к чувству долга и ответственности. Но перед нами встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал ученикам интересен сам по себе. Прежде всего, нужно было создать условия, в которых сформировался бы интерес к чтению вообще и к летнему чтению в частности. Необходимо было выявить, какая литература актуальна, важна и значима для каждого ребёнка. Это было сделано путём анкетирования детей, родителей, а также в ходе собеседования. На родительских собраниях обсуждались следующие вопросы:
В соответствии с этим на итоговом уроке в конце учебного года учащимся был предложен список книг не только для обязательного прочтения, но и с учётом интересов каждого ребёнка. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир, показала, что от чтения можно испытывать 10 удовольствие. После такой книги человек начинает читать. Кроме того, был налажен контакт с родителями, что позволяло нам обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Проводились экскурсии в библиотеку, приглашались на уроки литературы работники библиотеки с различными беседами о классической и о современной литературе, делался обзор школьных новинок. Всегда принимали активное участие в Неделе детской книги: инсценирование отрывков, выполнение заданий на развитие качественной стороны восприятия детей, проведение различных конкурсов. Развитию читательского восприятия и вкуса способствовали сочинения ребят, направленные на рефлексию читательского опыта: «Моя домашняя библиотека», «Чтение в нашей семье», «Моя любимая книга», «Советую прочитать…». Много проводилось конкурсов выразительного чтения, где ребятам удавалось показать своё понимание и восприятие художественного текста. Победителей награждали грамотами и призами. Много времени понадобилось для того, чтобы научить учащихся вести читательские дневники, которые дают учителю возможность длительного наблюдения за чтением ученика, за его литературным развитием. Ученики получают возможность написать о своём мнении, сформировать свою точку зрения, видеть главное за деталями. Важно было, чтобы они сами осознали полезность ведения читательских дневников и потребность общения с ним, как с собеседником. Каждый учебный год дети общались с книгами всё более и более самостоятельно, творчески. Это нас радовало. Мы научились понимать, когда ученик действительно не хочет ничего делать, а когда просто не может. И тогда на помощь приходил наш профессионализм. Современный урок литературы – это сочетание известных методов и приёмов обучения с целью создания устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника. Создаётся психологическая комфортная обстановка на уроке для совместного творчества, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой. С каждым классом путь приобщения к книгам разный. Важен этап первоначального восприятия текста, когда ребята вчитываются в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны. Используется работа детей в малых группах. Интерактивность, открытость к общению обретают сегодня большое значение, создаются полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса. Для формирования интереса к чтению и изучению литературы проводятся разнообразные формы уроков:
11
С удовольствием учащиеся выступают на конференциях, где имеют возможность рассуждать, спорить, Логически выстраивать свои доводы. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению. В последнее время для поддержания устойчивого интереса к чтению стали активно применять метод проекта в своей практике. Это внесло свежую струю, активизировало ребят, число читающих возросло. Искать информацию, подбирать иллюстрации и, наконец, создать презентацию ученикам стало интересно. Летние каникулы – это время, когда ученик сам планирует свой день, продумывает свою занятость. Мы должны помочь ему правильно распорядиться временем, научить ценить его, задуматься о целесообразности своих летних планов. Летнее чтение должно стать важной частью досуговой деятельности во время каникул. Роль учителя–словесника и библиотекаря – заставить душу трудиться и летом. 12 |
Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности... Показатели по субъекту Российской Федерации Свердловская область / Городской округ Богданович / моу байновская средняя общеобразовательная... | Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | ||
Доклад моу «Троицкая сош» Учредитель – администрация Лискинского муниципального района Воронежской области | 1. Географическое положение. Природные ресурсы Миасский городской... Миасский городской округ (далее – Округ) Челябинской области, расположен в центре материка Евразия, на восточном склоне Уральского... | ||
Презентация об участниках вов, проживающих в городском округе Звёздный... Официальный сайт администрации городской округ Звёздный городок Московской области | Публичный отчет образовательного учреждения моу сош №3 (Невьянский... Двое золотых медалистов школы Конилов Дмитрий и Севрюгин Игорь подтвердили свои школьные достижения в освоении учебных предметов,... | ||
Анализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с | Показатели по субъекту Российской Федерации Свердловская область... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр) | ||
Республика Карелия Петрозаводский городской округ Полисистемный образовательный... Обобщение и представление инновационного опыта образовательных учреждений поо «Алые паруса» по реализации фгос ноо и ООО | Предмет Городской информационно-методический центр работников образования проводит 23 октября 2013 года в 11. 00 ч городской семинар по теме:... | ||
Анализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... | Публичный доклад (отчет) Об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности моу «Троицкая средняя общеобразовательная школа №5» | ||
Публичный доклад (отчет) Об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности моу «Троицкая средняя общеобразовательная школа №5» | Основные сведения о егэ Городской округ (муниципальный район) | ||
Методические рекомендации по профилактике экзаменационного стресса Городской округ (муниципальный район) | Единый государственный экзамен: психологическая подготовка Городской округ (муниципальный район) |