Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5»





Скачать 346.51 Kb.
НазваниеТалицкий городской округ моу «Троицкая сош №5»
страница1/3
Дата публикации15.07.2014
Размер346.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Талицкий городской округ МОУ «Троицкая СОШ №5».

Творческо - исследовательский проект

«Летнее чтение»

Исполнители:

учащиеся 7-х классов

Руководители:

библиотекарь высшей категории

Черёмушкина Людмила Яковлевна,

учитель литературы высшей категории

Чернова Вера Николаевна

Талица 2010

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение ……………………………………………………………………………………3

2. Глава 1.

Роль летнего литературного чтения в формировании

читательской культуры учащихся.……………………………………………………………7

1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе……………………………………………………………………….........................7

1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению….9

3. Глава 2

Проект «Летнее чтение» - дорога в удивительный мир книги……………………………12

2.1. Аннотация к проекту «Летнее чтение»………………………………………………………………………...12

2.2. Этапы реализации проекта................................................................................................13

4. Глава 3

Заключение………………………………………………………............................................16

Список литературы.............................................................................................................17

Приложения.......................................................................................................................18

3

Введение.

В настоящее время разрабатывается целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившегося отношения к детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и нахождение более эффективной формы их социализации. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам.

Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психо-социально-педагогической адаптации детей и подростков.

В данных условиях необходимо активизировать деятельность библиотек образовательных учреждений по оказанию библиотечно-библиографической и информационной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и их семьям, педагогам, работающим с данной категорией обучающихся, для приобретения опыта получения и использования информации.

Сегодня чтение, читательская грамотность и культура чтения высоко оцениваются мировым сообществом: 2003-2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи в различных отраслях достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения, и где акцент в ней сделан на чтение детей и юношества.

Россия всегда была одной из самых читающих стран в мире. Чтение считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. Однако в последние годы наблюдается сокращение числа читающих людей и, в первую очередь, детей и молодежи.

Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает беспокойство. Обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром.
Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью

4
литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

В современной школе, в том числе и нашей, существует проблема социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети из неблагополучных семей подвержены негативному влиянию улицы. Они страдают от безответственного отношения родителей к выполнению своих обязанностей, обделены теплом, участием. Такие дети особенно нуждаются в дополнительной опеке и внимании. Помочь таким детям – первоочередная задача воспитателя, учителя, библиотекаря.

Особую группу составляют больные дети, находящиеся на домашнем обучении. Такие дети по причине ослабленного здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу по литературе в полном объёме. Преподавательский состав нашей школы, обучающий таких детей, в содружестве с библиотекарями ежегодно разрабатывает индивидуальные рабочие программы, в которых учитываются и характер заболевания ребёнка, и уровень его интеллектуальных способностей, и личностный интерес. С этими детьми сотрудники БИЦ проводят индивидуальные занятия, систематически отбирается литература для общего развития и внеклассного литературного чтения. Наравне с другими учащимися они являются читателями библиотеки.

Работая с такими детьми, узнав их ближе в процессе совместной деятельности, мы пришли к выводу, что именно эти дети нуждаются в дополнительном внимании, именно им необходима помощь старших наставников.

Дети и  подростки в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к   будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей.

Поэтому одной из целей деятельности БИЦ МОУ «Троицкая СОШ №5» является привлечение к чтению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучение правильному чтению с пониманием смысла прочитанного, формирование читательской культуры учащихся. Если этой деятельностью не заниматься профессионально, то ученик никогда не будет творческой личностью. Именно в детстве надо искать ключи к проблемам, определяющим читательский статус страны.

Несколько лет назад сотрудниками БИЦ и преподавателем литературы Черновой Верой Николаевной была разработана образовательная программа "Летнее чтение". За годы работы по этой программе мы убедились, что её реализация положительно влияет на развитие культуры чтения у учащихся, меняется отношение к библиотеке, к книге и чтению. Поэтому в 2009 году было принято решение обобщить опыт совместной деятельности и осуществить проект «Летнее чтение».

Выявив злободневную для нашей школы проблему «Снижение интереса детей к чтению, отсутствие занятости детей в летнее время», мы наметили следующие цели и задачи своей совместной деятельности. Цели проекта: повышение мотивации чтения, воспитание информационной культуры учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5

Образовательная: развитие у такой категории читателей интереса к творческой работе через применение современных образовательных технологий – метод проекта.

Воспитательная: воспитание личностных качеств ребёнка, социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование объективного отношения ученика к современному миру на литературных произведениях.

Задачи проекта:

  • совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;

  • повышать интерес учащихся седьмых классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, к творческой, исследовательской работе;

  • осуществлять самореализацию учащихся в проектной деятельности;

  • формировать коммуникативные навыки учащихся;

  • помогать учащимся адаптироваться к социуму своего класса.

  • привлекать к активному летнему чтению детей, находящихся на домашнем обучении.

Библиотека Троицкой СОШ №5 является одним из компонентов педагогической системы школы. Работа библиотеки строится на сотрудничестве педагогов и библиотекарей посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, внедрения в практику работы с детьми инновационных технологий. Поэтому метод проектов нашел широкое применение в практике работы нашей библиотеки с детьми, нуждающимися в дополнительном внимании.

По определению Полат Е.С., метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки

способствует:

  • росту познавательной активности читателей;

  • раскрытию творческого потенциала;

  • формированию самостоятельности и ответственности; стимулированию самореализации;

  • улучшению качества знаний;

повышению мотивации учащихся к чтению;

6

  • созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.

Использование метода проектов направлено на следующий практический результат:

  • повышается уровень мотивации учащихся к чтению художественной и публицистической литературы;

  • формируется читательская культура учащихся;

  • повышается качество чтения (читатель знает, что читать; ориентируется в огромном мире литературы);

  • совершенствуется умение адекватного восприятия художественного произведения;

  • развивается креативное мышление учащихся (Например, в процессе работы над проектом «Летнее чтение» был выявлен очень отрадный факт. Ученик 7 «В» класса, который в 2008-2009 учебном году имел низкие оценки по литературе, работая над презентацией «Читая Пушкина», показал высокий уровень креативного мышления. Его работа, представленная на конференции, была особо отмечена компетентным жюри и товарищами. Повысилась успеваемость ученика по литературе.)

Конечный продукт проекта:

  • внешний результат проекта – электронные презентации детей, которые будут применяться в практике работы учителя и библиотекаря.

  • внутренний результат –приобретённый опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


7



Глава 1.

Роль летнего литературного чтения

в формировании читательской культуры учащихся.

1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе.

Исследования конца 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. Мировое сообщество рискует стать обществом "вторично неграмотных" людей. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки  в жизни ребенка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем  надо успеть стать в детстве.

Большое внимание  уделяют библиотекари досугу детей и подростков в летнее время. Важно, чтобы и летом ребенок был занят полезным делом. При подготовке и проведении летних мероприятий  учитываются интересы ребят, их возрастные особенности, социальный статус. В мировом читательском сообществе накоплен большой опыт организации летних программ чтения для детей и подростков.

Подтверждает это и опыт организации летних программ чтения для детей и подростков, получивших признание в США в числе активных методов привлечения в библиотеки. Например, программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США). Библиотекари Сент-Луиса, сочиняя свою программу, исходили из того, что детей привлекает спорт. “Запишись в Летний клуб чтения Публичной библиотеки Сент-Луиса. Это весело! Это просто! Это такая команда, где каждый играет и каждый выигрывает”.
Правила игры: В блокноте каждый зарегистрированный игрок отмечает прочитанные книги…».

В Гастингсе (небольшом курортном городе на южном побережье Англии) выбрали другую метафору. Чтение книг сравнивается с морским погружением.
Такое объявление могли видеть читатели библиотеки:
“Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к океанским приключениям, летней литературной игре.

Уже больше тридцати лет в пригороде Парижа Пти-Кламар существует “Круглая библиотека” (названная так по форме ее здания). На ее базе общественная организация “Радость чтения” создала “библиотеку без стен”. Каждую среду утром в один и тот же час,

8

в одном и том же месте, неподалеку от детской песочницы, развертывается “библиотека без стен”. Библиотекари ставят два короба с заранее подобранными книгами. Едва завидев библиотекарей, дети бросают игру, и сама собой возникает библиотека.

В России стала традиционной для всех региональных детских библиотек работа с книгой во время летних каникул по Программам летних чтений. Вот названия некоторых программ летнего чтения библиотек России:

«Остров Читалия на планете Лето»;

"Лето с книгой»;

«Лето у книжной полки»;

"У книжек нет каникул".

Методические рекомендации по проведению Программы летнего чтения «На природу – и читай!», подготовленные Департаментом библиотек штата Вермонт могут быть полезны для всех библиотек мира:

      • Программа должна быть простой. Персонал должен использовать рабочее время на то, чтобы помочь детям найти нужные материалы и получить удовольствие от прихода в библиотеку, а не для назидания и слежки за соблюдением ими правил.

      • Правила должны быть обоснованными и простыми. Вы же не хотите, чтобы они помешали кому-нибудь принять участие в программе?

      • Если Вы используете стимулы соревновательности, помните: слишком жесткий конкурс может привести к стрессу или обернуться разочарованием.

      • Для одного ребенка прочесть одну книжку и получить от нее удовольствие – такое же достижение, как для другого – прочесть 25

книг. Обязательно пригласите на заключительный праздник всех, кто прочел хотя бы одну книгу.

      • Дайте возможность каждому ребенку пережить удовлетворение от своих успехов и почувствовать желание продолжать.

      • Никогда не присуждайте призы за число прочитанных КНИГ. Если Вы хотите поговорить об этом, не выделяйте никого. Назовите общее число книг, прочитанных группой.

9

1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению.

А.Н.Толстой говорил: «Читать должно быть интересно». Чтение – это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше.

Основная наша задача – воспитание у детей любви к книге, воспитание талантливых читателей. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

Основными направлениями нашей деятельности с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаем:

  • воспитание любви к чтению и изучению литературы;

  • формирование потребности читать настоящую литературу;

  • воспитание литературного вкуса;

  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

  • становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой).

  • привлекать к активной читательской деятельности учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конечно, ребёнка можно заставить читать, взывая к чувству долга и ответственности. Но перед нами встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал ученикам интересен сам по себе. Прежде всего, нужно было создать условия, в которых сформировался бы интерес к чтению вообще и к летнему чтению в частности.

Необходимо было выявить, какая литература актуальна, важна и значима для каждого ребёнка. Это было сделано путём анкетирования детей, родителей, а также в ходе собеседования. На родительских собраниях обсуждались следующие вопросы:

  1. Что любят читать ваши дети?

  2. Присутствует ли чтение вслух в вашей семье как форма проведения досуга?

  3. Обсуждается ли прочитанное в вашей семье?

В соответствии с этим на итоговом уроке в конце учебного года учащимся был предложен список книг не только для обязательного прочтения, но и с учётом интересов каждого ребёнка. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир, показала, что от чтения можно испытывать

10

удовольствие. После такой книги человек начинает читать. Кроме того, был налажен контакт с родителями, что позволяло нам обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Проводились экскурсии в библиотеку, приглашались на уроки литературы работники библиотеки с различными беседами о классической и о современной литературе, делался обзор школьных новинок. Всегда принимали активное участие в Неделе детской книги: инсценирование отрывков, выполнение заданий на развитие качественной стороны восприятия детей, проведение различных конкурсов.

Развитию читательского восприятия и вкуса способствовали сочинения ребят, направленные на рефлексию читательского опыта: «Моя домашняя библиотека», «Чтение в нашей семье», «Моя любимая книга», «Советую прочитать…». Много проводилось конкурсов выразительного чтения, где ребятам удавалось показать своё понимание и восприятие художественного текста. Победителей награждали грамотами и призами.

Много времени понадобилось для того, чтобы научить учащихся вести читательские дневники, которые дают учителю возможность длительного наблюдения за чтением ученика, за его литературным развитием. Ученики получают возможность написать о своём мнении, сформировать свою точку зрения, видеть главное за деталями. Важно было, чтобы они сами осознали полезность ведения читательских дневников и потребность общения с ним, как с собеседником.

Каждый учебный год дети общались с книгами всё более и более самостоятельно, творчески. Это нас радовало. Мы научились понимать, когда ученик действительно не хочет ничего делать, а когда просто не может. И тогда на помощь приходил наш профессионализм.

Современный урок литературы – это сочетание известных методов и приёмов обучения с целью создания устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника. Создаётся психологическая комфортная обстановка на уроке для совместного творчества, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой. С каждым классом путь приобщения к книгам разный. Важен этап первоначального восприятия текста, когда ребята вчитываются в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны. Используется работа детей в малых группах. Интерактивность, открытость к общению обретают сегодня большое значение, создаются полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы проводятся разнообразные формы уроков:

  • Урок – диспут

  • Урок рекомендации произведения

11

  • Урок – праздник

  • Урок – эссе

  • Урок – конференция

  • Интегрированный урок

  • Библиотечный урок

С удовольствием учащиеся выступают на конференциях, где имеют возможность рассуждать, спорить, Логически выстраивать свои доводы. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению.

В последнее время для поддержания устойчивого интереса к чтению стали активно применять метод проекта в своей практике. Это внесло свежую струю, активизировало ребят, число читающих возросло. Искать информацию, подбирать иллюстрации и, наконец, создать презентацию ученикам стало интересно.

Летние каникулы – это время, когда ученик сам планирует свой день, продумывает свою занятость. Мы должны помочь ему правильно распорядиться временем, научить ценить его, задуматься о целесообразности своих летних планов. Летнее чтение должно стать важной частью досуговой деятельности во время каникул. Роль учителя–словесника и библиотекаря – заставить душу трудиться и летом.

12

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПубличный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности...
Показатели по субъекту Российской Федерации Свердловская область / Городской округ Богданович / моу байновская средняя общеобразовательная...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconДоклад моу «Троицкая сош»
Учредитель – администрация Лискинского муниципального района Воронежской области
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» icon1. Географическое положение. Природные ресурсы Миасский городской...
Миасский городской округ (далее – Округ) Челябинской области, расположен в центре материка Евразия, на восточном склоне Уральского...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПрезентация об участниках вов, проживающих в городском округе Звёздный...
Официальный сайт администрации городской округ Звёздный городок Московской области
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПубличный отчет образовательного учреждения моу сош №3 (Невьянский...
Двое золотых медалистов школы Конилов Дмитрий и Севрюгин Игорь подтвердили свои школьные достижения в освоении учебных предметов,...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconАнализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год
Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПоказатели по субъекту Российской Федерации Свердловская область...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconРеспублика Карелия Петрозаводский городской округ Полисистемный образовательный...
Обобщение и представление инновационного опыта образовательных учреждений поо «Алые паруса» по реализации фгос ноо и ООО
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПредмет
Городской информационно-методический центр работников образования проводит 23 октября 2013 года в 11. 00 ч городской семинар по теме:...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconАнализ работы мбоу сош мо «Ладушкинский городской округ» за 2011-2012 учебный год
Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской...
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПубличный доклад (отчет)
Об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности моу «Троицкая средняя общеобразовательная школа №5»
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconПубличный доклад (отчет)
Об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности моу «Троицкая средняя общеобразовательная школа №5»
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconОсновные сведения о егэ
Городской округ (муниципальный район)
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconМетодические рекомендации по профилактике экзаменационного стресса
Городской округ (муниципальный район)
Талицкий городской округ моу «Троицкая сош №5» iconЕдиный государственный экзамен: психологическая подготовка
Городской округ (муниципальный район)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск