Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы





Скачать 183.7 Kb.
НазваниеОрганизация работы ксо на уроках русского языка и литературы
Дата публикации19.07.2014
Размер183.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Организация работы КСО на уроках русского языка и литературы

/из опыта работы/

Содержание

1.Актуальность
2.Цели работы
3.Теоретическая база
4.Система опыта
5.Результативность
6.Библиографический список
7.Приложение к опыту (открытый урок)

1. Актуальность

Поиски новых форм организации учебно – воспитательного процесса сегодня не только оправданны, но и как никогда актуальны. Считаю, разработка и внедрение новых, продуманных учебных технологий стоит самого пристального внимания и поощрения. Без обновления методов обучения, как и без обновления его содержания невозможно решение задач, стоящих ныне перед школой.

Такое отношение к новаторскому поиску не имеет ничего общего с отрицанием наработанного. Традиционный урок, конечно же, не исчезнет из арсенала учителя и в завтрашней школе. Речь идет не о замене одних форм другими, а об их многовариантности.

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения.

Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, рационализация профессиональных основ обучения и воспитания.

Одним из направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Да, талантливых педагогов мало, талант – редкость. Педагогические открытия делаются не каждый день. Но есть очень много одаренных учителей, быть может, не имеющих возможности сказать общеслышимое слово в педагогике, но способных освоить и личностно применить новые педагогические процессы.

Миф о неспособности основной массы учителей на творчество изобретен теми, кто лишь считает себя «педагогическими избранниками», но не видит «искры божией» в обыкновенных учителях. Убеждена, школа сохранила большой потенциал самобытности, творческой свободы, живого ума.

Наиглавнейшая педагогическая задача сегодня – сотворчество учителя и ученика, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга. Послушаем, что говорят об уроках сами школьники.

- Ну не увлекают меня эти уроки (6 класс)

-Неинтересно. Рассказывают по учебнику, вот и весь урок (7 класс)

-Не хочу учиться. Родители заставляют (9 класс)

Порой кажется, что школьная жизнь – это лишь подготовка к будущей взрослой жизни. Пусть даже горек корень учения, но это же не навсегда. Несправедливое мнение! Дети должны испытывать удовлетворение своей жизнью уже сегодня.

Переход школ от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

1. Внедрение личностно – ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

2. Перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

У многих сложилось мнение о том, адаптивная система – это некоторая дань моде, которая скоро пройдет. Конечно, традиционная технология объяснительно – иллюстративного способа обучения складывалась десятилетиями.

Для того чтобы перейти к более совершенным технологиям обучения, мне потребовалось время, психологическая перестройка себя, учащихся.

Сегодня решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может только творческая, мыслящая и – как непременное условие – гуманная школа. Поэтому внедрение «адаптивной системы обучения» на современном этапе получает статус основополагающей педагогической концепции.

2. Цель работы

Цель моей работы:

привлечение внимания педагогов к необходимости целенаправленной творческой работы по созданию принципиально новой системы обучения детей, всесторонне учитывающей индивидуальные особенности школьников и отвечающей потребностям общества в воспитании гуманистически ориентированной личности.

Цель внедрения личностно – ориентированной технологии:

дать детям радость труда в обучении, пробудить в их сердцах чувство радости и собственное достоинство.

Включенность ученика в учебный процесс при адаптивной системе обучения рассматривается как результирующая цель.

Гуманистическая педагогика заявляет однозначно: должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют вместе, параллельно и сообща, которые являются партнерами. Ни один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе обучения.

Следует решить целый ряд проблем, среди которых главными являются:

-переориентация учителей с учебно – дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися

-подготовка педагогов к последовательному исключению принуждения в обучении, включению внутренних активизаторов деятельности.

3. Теоретическая база опыта

Учебно-воспитательный процесс в школе не остается раз и навсегда данным. Напротив, он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и по форме организации. Есть основания считать, что он проходит определенные этапы или стадии развития. Они зависят от организационной структуры учебно-воспитательного процесса в целом. Что мы понимаем под организационной структурой учебного процесса? Это определенная совокупность организационных форм обучения, применяемых в школе. Например до 16 века в школах в процессе обучения применялись две формы организации процесса обучения: 1)парная (учитель-ученик) и 2)индивидуальная. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди: поработает с одним учеником – дает ему задание для индивидуальной, самостоятельной проработки, а затем приступает работать с другими и так далее. Такой способ обучения имел организационную структуру, включающую в себя только две организационные формы: индивидуальную и парную, но парная (учитель-ученик) являлась ведущей, системообразующей. С развитием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышается, стало быстро увеличиваться количество учащихся. У одного учителя нередко было 20-30-50 и больше учеников. Обучить всех, работая с каждым по очереди, становилось все труднее, а порой и невозможно. Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы, а затем и в большие группы – классы. Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная структура его расширилась и стала состоять уже не из двух, а из трех форм: групповой, парной и индивидуальной. Системообразующей стала групповая форма, а весь общественно-исторический способ стал группо-индивидуальным – сокращенно: групповым способом обучения (ГСО). Разновидностями ГСО стали классно-предметная, а затем и классно- урочная системы, лекционно-семинарская система, белль-ланкастерская система, бригадно-лабораторный метод, план Трампа

Групповой способ обучения возник и сформировался в феодально-буржуазной школе. Наше общество нуждается в качественно ином способе обучения. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Использование коллективных учебных занятий (то есть работы в парах сменного состава) учителями на различных уроках – это уже дело сегодняшнего дня. Широкое и разнообразное применение коллективной формы обучения приводит к созданию коллективного способа обучения (КСО). Организационная структура КСО состоит уже не из трех, а из четырех организационных форм: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50-60 % учебного времени учащиеся работают коллективно (в парах сменного состава).

Парную работу можно использовать в трёх видах

  • статическая пара, которая объединяется по желанию двух учеников, меняющихся ролями « учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;



  • динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.



  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.



Ещё Я.А.Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чём – нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; « многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой учёности».

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.

Традиционные технологии обучения - технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.

Инновационные технологии - гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся

Личностно - ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создается необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

4. Система опыта.

Школьники всегда испытывают потребность в общении. Они стараются сесть за одну парту с теми, с кем интересно обмениваться мыслями, информацией, делиться переживаниями.

Однако при такой форме работы возникает опасность ложного товарищества, проявляющегося в том, что один ученик в процессе самостоятельной работы пытается подсказать способ решения другому, не давая возможности преподавателю объективно выяснить уровень его знаний и умений.

Практикой моей работы доказано, что взаимодействие двух учащихся за партой положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После взаимной проверки и самопроверки в тетрадях они оставляют неисправленных ошибок в два- три раза меньше, чем после одной самопроверки. Ученики, работающие парами, обгоняют своих товарищей в беглости и точности чтения. В тех классах, где применялась классная работа, ребята высказывались в 10-15 раз чаще, чем в тех, где такая работа не проводилась.

Однако стоит заметить, что взаимодействие двух учащихся за одной партой не всегда дает положительные результаты в работе. Целесообразно объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями. При этом один из них должен отличаться ответственным отношением к учению. Совместная работа двух учащихся с низкими учебными возможностями не дает положительного результата. В большинстве случаев малоэффективно взаимодействие учеников с низкими и средними учебными возможностями. Сотрудничество же ученика с высокими учебными возможностями с учащимся, обладающим низкими возможностями, при целенаправленности руководства со стороны педагога всегда повышает эффективность учебной работы обоих.

Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определенные трудности: ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом ее этапе школьники изучают правила общения:

  1. Отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом.

  2. Ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для исправления ошибки.

  3. Исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения).

  4. Для рецензирования и комментирования ответов следует выбирать самому себе товарища.

Одной из форм коллективной деятельности является работа в паре.

Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контрольных и тично оценивающих. Пары могут быть постоянного и переменного состава.

Работа в паре включает такие этапы:

  1. Определение учителем цели и постановки учебных задач на весь период работы.

  2. Краткий инструктаж учащихся, включающий ознакомление с формой и методом обучения.

  3. Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий, включающая обсуждение и составление плана выполнения задания и определения способов его решения.

  4. Работа пары.

  5. Наблюдение учителя за деятельностью учащихся и ее корректировка.

  6. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.

  7. Сообщения учащихся о результатах.

  8. Оценка учителем работы конкретной пары

Отбор материала для парных занятий зависит от задач обучения и содержания изучаемой темы.

Полезна парная форма и на уроках усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, коррекции и контроля. Подготавливая такие уроки, учитель дает учебные задания опережающего характера, рассчитанные на полную самостоятельность учеников. Эти задания помогут сохранить эмоционально-личностное восприятие художественного произведения, осмыслить его, понять связь различных явлений и фактов, сделать шаг к пониманию взаимоотношений героев.

Задания по КСО

Покажем это на примере изучения пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Учебные задания, цель которых – освоение художественного текста, для пары постоянного состава могут быть такими:

  1. Прочитайте текст (действие 2, явление 4). Проанализируйте, как ведут себя Катерина, Тихон. Каково ваше отношение к ним?

  2. Охарактеризуйте поведение Катерины (действие 2, явление 10). Какой предстает она в данной сцене? Какие чувства владеют ею?

На уроке каждый из партнеров делает краткое сообщение о подготовленном им учебном задании: излагает свое видение сцен, оценивает поступки действующих лиц. Затем учащиеся приступают к анализу художественного текста, обмениваются мнениями, вырабатывают общую точку зрения. Идет процесс взаимного обогащения знаниями, приобретаются навыки ведения дискуссии.

На следующем этапе урока ученик. А, подготовивший задание № 1 и обучивший ученика. Б, подготовившего задание № 2, излагает ему задание № 2, а ученик. Б ученику. А – задание № 1.Это поможет каждому оценивать собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Взаимопроверка позволит ликвидировать пробелы в знаниях, исправить неточности, определить причины их появления.

Работа в паре постоянного состава завершается оценкой результатов.

Итоговая отметка может быть записана дробью: в числителе – оценка работы товарищем, а в знаменателе – результат самоанализа и самооценки.

На уроках обобщения и систематизации знаний работу в паре постоянного состава можно организовать с листами взаимного контроля. Предварительно ученикам сообщается , содержание каких вопросов они будут объяснять своему партнёру , на какие вопросы будут готовить общий ответ , какие задания по карточкам будет выполнять каждый из партнёров .

Выполнив задание, учащиеся должны оценить результаты деятельности друг друга в соответствие с критериями, предложенными выше.

При этом учитывается:

1.Качество раскрытия содержания материала по каждому листу взаимного контроля, по специально предложенному учителем критерию (точность ответа, полнота ответа, логика его построения, аргументированность, культура речи).

2.Уровень самостоятельности учащихся .

3.Количество допущенных ошибок и ошибок, исправленных у товарища.

Работа в паре постоянного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знаниями, помогает познать себя и окружающий мир.

Как говорилось ранее, наиболее продуктивен КСО при закреплении, совершенствовании знаний. После объяснения нового материала даю выполнение первого упражнения, предлагаю ученикам объяснить применение только что изученного правила друг другу. Рассматривая вопрос о правописании приставок, при совместном выполнении упражнения дети проговаривают правило правописания в парах постоянного состава.

В опыте моей работы оправдали себя динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух друг за другом стоящих партах.

Прежде всего, необходимо учитывать психологическую совместимость, желания учеников, потенциальные возможности для успешной деятельности, санитарно – гигиенические и медицинские условия (слабовидящего следует посадить за первую парту, рослого за последнюю и т.д.). Можно прибегнуть к социометрической методике. Так, ученикам предлагались вопросы:

-с кем бы ты хотел работать за одной партой?

-если это не удастся, то с кем бы ты согласился работать в статической паре?

-с кем бы ты хотел работать в динамической или вариационной паре?

Ответы на эти вопросы помогли мне сформировать пары с учетом желания учащихся. Если ученик не хотел работать с кем – то в парах, я не настаивала.

При комплектовании учебных пар учитывала не только учебные возможности ученика, но и какими качествами он обладает. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности. Застенчивого школьника определяла в такую группу, в которой господствовали доброжелательные отношения. Заносчивого ученика в ту пару, в которой члены отличались более высокой требовательностью к себе и товарищам. Школьник, не привыкший работать, оказывался в парах, в которых ученики характеризовались трудолюбием, сильной волей. Излишне говорливый определялся в группу молчаливых, сдержанных, обладающих саморегуляцией. Разумеется, что в состав пар не включались ученики, которые питали друг к другу неприязнь.

Работа по формированию пар не терпит спешки, администрирования, приходилось постепенно, производя, если необходимо, перестановки, подбирать такой состав пар, который мог взаимодействовать наиболее продуктивно. Проще это сделать в младших и сложнее в старших классах.

Наблюдаю за деятельностью в парах, если нужно, поправляю детей, помогаю советом. На особом учете ученики с завышенным уровнем притязаний. Они контролируются особенно тщательно.

Встречаются ученики, не желающие помогать своим товарищам: они просто дают им возможность списать. Нередко эти учащиеся обратившемуся за помощью говорят: «Сам учи», «Что тут сложного?» и т. д. Моя задача – предупреждать такие настроения в парах.

Необходимо продумать различные варианты индивидуальной работы с учащимися на уроке. Может быть, они один на один прочтут мне свои стихи, не боясь насмешек товарищей, или попробуют нарисовать иллюстрации к прочитанному, или просто почитают что-то наизусть. В таком общении важно зажечь в юном сердце искру творчества.

Для справедливого распределения своего индивидуального времени произвожу простые расчеты и веду учет длительности каждого контакта с учеником в специальном графике учета индивидуального времени. Ученик должен знать, что при вызове для общения он сам выбирает материал для него.

Но для того чтобы спокойно работать индивидуально, я при подготовке к уроку должна предусмотреть, что в это время будут делать остальные учащиеся (в парах, самостоятельно), как будет осуществляться контроль и самоконтроль, так как одним из условий работы в КСО является обеспечение сплошной контролируемости результатов самостоятельной работы.

Перечислив виды самостоятельной работы учащимся, необходимо для каждого вида работ решить, какой вид контроля можно использовать: самоконтроль (СК), взаимоконтроль (ВК) или комплексно СК и ВК. Может оказаться, что какой-то вид самостоятельной работы необходимо будет проверить после взаимопроверки и самопроверки. Тогда рядом с ВК и СК появится значок К. Обозначив в списке видов самостоятельной работы виды контроля, следует зашифровать блоки заданий, используя для этого начальные буквы того или иного вида работы. Блоки нумеруются. Например: ЧУ1 – чтение учебника; СЧ1 – самостоятельное чтение учебника; ЧХ 1 – чтение художественной литературы; В1 – высказывание по прочитанному; ДЧ 1 – дополнительное чтение; ИУ 1 – изложение устное; ИП1 – изложение письменное; С 1 – сочинение;З1 – заучивание наизусть; П1 – составление плана. Для каждого блока мы определили объем работы в страницах для чтения, в минутах для говорения, что сделать, как отвечать, как проверить себя. Пользуясь этой таблицей, ученик легко выберет задания для самостоятельной работы на конкретный урок. Как и по другим предметам, здесь очень важно организовать учет самостоятельной работы: сдал товарищу – отметь в графе сам, сдал себе – тоже отметь. Пустая клеточка – это не двойка, а приглашение к деятельности. Представленный ниже график самоучета фактически является линейным планом всей самостоятельной работы учащихся на четверть. Для того и необходимо обозначить все блоки и определить объемы и время длительности.

К плану – графику дается разъяснение объемов задания по каждому блоку, варианты выбора контроля ( СК, ВК, К), значение шифров и инструкций ( устные и письменные). В плане – графике отмечается и выполнение плана индивидуальной работы в отдельной графе, и время работы в парах. Постепенно отрабатывается и проверяется на практике составленный перечень всех видов самостоятельной работы, видов контроля, объемы заданий.

Ориентировочный план - график по литературе на 2 четверть 9 «Б» класса по теме

«Творчество А.С.Пушкина»



п/п

Фамилия

имя

ЧУ – 1


С

СЧ

П

И

Кр

Т

З

1.

2.

3.


Алхатова А

Крейбер А.

Рамазанова М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+



Ч У – 1 чтение учебника

С - сообщение

СЧ – сочинение «Соавтор Пушкина « Евгений Онегин» спустя 10, 15 лет»

П – письмо Пушкину

И – иллюстрация

Кр – кроссворд

Т – «театр» Письмо Татьяны.

З – заучивание наизусть

Главная задача, которая стоит передо мной, - это развитие речи учащихся: устной и письменной. Работа в парах, взаимоконтроль, помощь друг другу в процессе общения, рациональное использование времени индивидуальной работы поможет решить эту задачу для каждого ученика. Прежде всего, научить пятиклассников работать в парах. Первоначально для проверки давала самые простые задания, например чтение стихов наизусть. За время, когда при традиционном опросе я успевала опросить двух учеников, в условиях взаимоконтроля за это же время ответили все 15 человек и получили оценки.

При взаимоконтроле давала критерии оценок, что помогало учащимся в правильной оценке ответа товарища. Постепенно, научив учащихся работать в статических парах, перешла к работе в четверках. Затем – к коллективной работе в динамической паре. Общее задание, подготовленное дома, для взаимоконтроля делилось на 4 части, обеспечивая разделение труда. Каждый еще раз просматривал свою часть и становился надежным контролером по своему объему задания. От простых заданий мы постепенно переходили к более сложным (творческим), например, к беседе по прочитанному. Увеличение времени речевого общения способствовало значительному повышению речевой культуры учащихся.

Чтобы не мешать друг другу, ребята часто раздвигают парты и ведут творческое обсуждение прочитанного.

Вот как был организован урок – исследование над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Задуманное занятие должно было соответствовать жанру эпопеи. Решили организовать работу в шести динамических парах: «географы» изучают топонимику поэмы, «историки» исследуют временное пространство, «литературоведы» следят за развитием замысла автора, «лингвисты» анализируют стиль поэмы, наконец, «художники» иллюстрируют ее.

Предварительная подготовка заняла 4 дня.

Задание «географов»

-определить место действия поэмы

-показать на карте или воспроизвести на рисунке часть карты

-уточнить происхождение и смысл названия сел и деревень

-проверить все географические названия, описания местности

Задача «историков»

- нарисовать две ленты времени

-проверить место главы «Пир» в хронологии развития сюжета

-подготовить рассказ о прототипах героев поэмы

-прокомментировать жалобы попа (глава «Поп»)

Группа «литературоведов» искала ответы на вопросы

-почему Некрасов избрал форму путешествия

-какие варианты сюжета намечались автором

-каким виделся Некрасову финал

-почему возникла проблема расположения глав поэмы

Группа «лингвистов» исследовала

-примеры использования фольклора

-некрасовскую интерпретацию образа Кудеяра

-словарные определения некоторых понятий

-вопрос о том, что дало Некрасову обращение к фольклору

Группа «художников» создавала иллюстрации к отдельным главам

Представлению и рецензированию работ посвятили два урока.

Подобная серьезная работа дала возможность школьникам стать на какой-то срок исследователем-текстологом, а учителю – обобщить изученный материал, заглянув в творческую лабораторию вместе с ребятами, глубже проникнуть в авторский замысел.
5. Результативность опыта.

Педагогическая технология - это не застывшая голая схема, в которую втискивается живой педагогический процесс, а итог глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов обучения и воспитания. Внедрение педагогических технологий обучения – дело непростое. И у меня возникли определенные трудности:

-как показывают многолетние наблюдения, в школьной практике новая педагогическая идея обычно успешно прорабатывалась на теоретическом и методологическом уровнях (в нашем коллективе в рамках метод. семинара «Внедрение инновационных технологий») в течение долгого времени

-возникла и другая крайность, когда учитель пытался освоить новые подходы в обучении только на уровне методики или отдельных дидактических приемов

-нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга

Моя задача значительно осложнилась: появилась необходимость разработать и обосновать два вида технологий: не только свою, но и технологию учебно – познавательной деятельности учащихся.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

-в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания
-в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и активизация предшествующего опыта и знаний
-каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе
-повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда
-отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе
-формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений
-обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Что дало введение методики КСО на уроках?

Введение оценок за качество взаимоконтроля, выставляемых рядом с подписью проверявшего в тетради товарища, повысило качество взаимопроверки и одновременно способствовало формированию самоконтроля.

Большую часть времени учитель мог посвятить индивидуальной работе у стола или доски.

Задания были обязательно дифференцированными, ученик ощущал удовлетворение от того, что справился с ними и получил положительную оценку.

Считаю, что за технологией КСО большое будущее.

Рекомендуемая литература.

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Книга для учителей. – М., 1991.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.

  5. Райер Г. Современные технологии профессионального обучения: учебно – методическое пособие. – Омск. 2001.

6.Чередов. И. М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск