МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный технический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
-
УТВЕРЖДАЮ
__________________ Пустовой Н.В.
Подпись
«____»__________2013 г.
м.п.
| Коммуникативная методика в обучении
русскому языку как иностранному / неродному: теория и практика Разработчик программы повышения квалификации:
Мандрикова Г.М., д. филол. наук, доцент, профессор кафедры филологии факультета гуманитарного образования, заведующий кафедрой филологии НГТУ
Кротова А.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры филологии факультета гуманитарного образования НГТУ Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:
Мандрикова Г.М., д. филол. наук, доцент, профессор кафедры филологии факультета гуманитарного образования, заведующий кафедрой филологии НГТУ
Кротова А.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры филологии факультета гуманитарного образования НГТУ
Учебно-тематический план Коммуникативная методика в обучении
русскому языку как иностранному / неродному: теория и практика Цель. Формирование у обучающих устойчивых компетенций в преподавании русского языка как иностранного / неродного. Приобретенные в рамках данной программы повышения квалификации компетенции позволят не только получить знания по отдельным аспектам обучения русского языка как иностранного (РКИ), видам речевой деятельности и современным средствам обучения РКИ, но и овладеть умениями строить занятия в соответствии со всеми требованиями современной методикой преподавания РКИ, в том числе с применением современных образовательных технологий.
Особенностью данного курса является постоянная рефлексия собственной педагогической деятельности, создание преподавательского портфолио по РКИ, разработка и защита проекта «Урок РКИ (в заданных методических параметрах)».
Курс предусматривает выездные занятия, на которых слушатели получат возможность применить навыки методического анализа уроков РКИ. Категория слушателей. Специалисты образовательных организаций: преподаватели вузов, языковых школ, центров и курсов по обучению иностранным языкам (русскому как иностранному), а также учителя общеобразовательных организаций и преподаватели СПО, работающие с мигрантами из стран ближнего зарубежья (детьми и взрослыми). Срок обучения. 72 часа аудиторных занятий. Форма обучения. Без отрыва либо с частичным отрывом от работы. Режим занятий. 2 недели, 36 часов в неделю аудиторной работы.
Наименование разделов, дисциплин, тем | Всего, час. | В том числе: | лекции | выездные занятия, деловые игры и др. | практические, лабораторные, семинарские занятия | Форма контроля | Модуль 1. Государственная политика в сфере пропаганды русского языка за рубежом. Государственная политика в сфере обучения русскому языку мигрантов | 4 | 2 | – | 2 | Результаты
анкетирования обучающихся по показателю «Ожидания».
Участие
в дискуссии по актуальным вопросам государственной образовательной политики.
Сформированный комплект нормативных материалов
| Тема 1.1. Основные принципы и положения государственной политики в сфере пропаганды русского языка за рубежом
| 2 | 1 | – | 1 | Тема 1.2. Основные принципы и положения государственной политики в сфере обучения русскому языку мигрантов / иностранцев
| 2 | 1 | – | 1 | Модуль 2. Базовые основы методики преподавания РКИ | 10 | 3 | – | 7 |
Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации
| Тема 2.1. Понятие «владение иностранным / неродным языком». Уровни такого владения. Представление о языковой, речевой и коммуникативной компетенциях применительно к понятию «владение иностранным / неродным языком» | 2 | 1 | – | 1 | Тема 2.2. Представления о процессе обучения иностранному/неродному языку. Система обучения, компоненты системы обучения. Цель как центральный компонент СО, смена целей в истории методики обучения иностранному/неродному языку | 2 | 1 | – | 1 | Тема 2.3. Представление о методе обучения, структура метода. Принципы обучения, классификация и иерархия принципов обучения в РКИ. Ведущие принципы обучения РКИ, их проявление в различных методах обучения РКИ | 2 | 1 | – | 1 | Тема 2.4. Классификация методов обучения РКИ, характеристика отдельных групп методов | 1 | – | – | 1 | Тема 2.5. Коммуникативность в обучении РКИ: принцип, метод, категория | 2 | – | – | 2 | Тема 2.6. Этапность и профильность в обучении РКИ. | 1 | – | – | 1 | Модуль 3. Речевая деятельность и ее виды в обучении РКИ | 10 | – | – | 10 | Разработка системы упражнений, направленных на развитие ВРД
| Тема 3.1. Речедеятельностный подход в современной методике РКИ. Структура и содержание речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности. Виды речевой деятельности и их особенности | 2 | – | – | 2 | Тема 3.2. Аудирование: особенности и трудности обучения. Механизмы аудирования и упражнения, направленные на их развитие. Аудиотекст как основная единица обучения аудированию. Система упражнений, направленных на обучение аудированию | 2 | – | – | 2 | Тема 3.3. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности, особенности и трудности обучения чтению. Формы работы с текстом и виды чтения. Система упражнений, направленных на развитие навыков чтения | 2 | – | – | 2
| Тема 3.4. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Трудности обучения говорению. Обучение диалогической речи. Обучение монологу. Система заданий и упражнений при обучении говорению | 2 | – | – | 2 |
| Тема 3.5. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Обучение технике письма и письменной речи. Система заданий и упражнений при обучении письму. Трудности при обучении письменной речи | 2 | – | – | 2 | Модуль 4. Аспекты в обучении РКИ | 12 | – | – | 12 | Разработка системы упражнений, направленных на развитие языковой и речевой компетенции инофонов
| Тема 4.1. Методические проблемы обучения фонетике и пути их решения. Система работы над русской фонетикой | 4 | – | – | 4 | Тема 4.2. Практическая грамматика русского языка: система работы, основные трудности и способы их разрешения | 4 | – | – | 4 | Тема 4.3. Русская лексика в обучении РКИ: система работы, основные трудности и способы их разрешения
| 4 | – | – | 4
| Модуль 5. Средства обучения РКИ | 10 | 2 | 2 | 6 |
Составление аннотированного списка учебных пособий
| Тема 5.1. Система средств обучения в РКИ: традиции и новации | 2 | 2 | – | – | Тема 5.2. Учебно-методичес-кий комплекс по РКИ: прин-ципы создания и особенности использования. Учебник как основа УМК. Типология учебных пособий по РКИ | 4 | – | 2 | 2 | Тема 5.3. Современные аудиовизуальные и технические средства обучения в РКИ: осо-бенности применения в аудиторной и внеаудиторной работе
| 2 | – | – | 2 | Тема 5.4. Учебная лексикография
| 2 | – | – | 2 | Модуль 6. Планирование и организация учебного процесса по РКИ
| 10 | 2 | – | 8 |
| Тема 6.1. Понятие о структуре и композиции урока РКИ. Основные структурные компоненты урока РКИ. Композиция типичного занятия
| 2 | 2 | – | – | Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации
| Тема 6.2. Система упражнений в РКИ. Типы и виды упражнений в рамках формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенций
| 4 | – | – | 4 | Тема 6.3. Контроль в обучении РКИ. Виды и формы контроля. Понятие о тестировании в РКИ
| 2 | – | – | 2 | Тема 6.4. Роль преподавателя в обучении РКИ. Преподаватель как барьер в обучении. Типичные ошибки преподавателя РКИ и пути их преодоления
| 2 | – | – | 2 | Модуль 7. Инновационные технологии в обучении РКИ
| 10 | – | – | 10 |
| Тема 7.1. Игровая методика и возможности ее применения при обучении иностранцев
| 4 | – | – | 4 | Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации
| Тема 7.2. Метод портфолио как технологии при обучении РКИ
| 2 | – | – | 2 | Тема 7.3. Совместное обучение применительно к работе с иностранцами
| 2 | – | – | 2 | Тема 7.4. Проектный метод и дифференцированное обучение в РКИ
| 2 | – | – | 2 | Итоговая аттестация | 6 | – | – | 6 | Презентация и защита выпускных работ. Круглый стол «Проблемы обучения русскому языку как иностранному / неродному в России». Рефлексия курса. Анкетирование по показателю «Удовлетворенность». Зачет по программе
| Итого | 72 | 9 | 2 | 61 |
|
Примечания 1. Основой технологии организации образовательного процесса в программе повышения квалификации являются сочетание индивидуальной, парной и коллективной деятельности, диалоговый характер обучения. Курс проводится в форме так называемых модельных занятий, т.е. проблемных лекций и практических занятий, что дает возможность слушателям курса, выступающим в роли студентов, «испытать на себе» все приемы инновационных технологий, предлагаемых авторами курса. В начале обучения запускается портфолио, которое содержит не только записи самих занятий, но и большое количество дополнительных материалов, которые получает каждый слушатель, а также проекты рефлексивных и творческих работ обучаемых в данном курсе, позволяющие видеть их работу по освоению данного курса. Модельные занятия построены в соответствии с изучаемыми технологиями (РКМЧП, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектный метод, метод портфолио).
2. Выездные занятия представляют собой посещения учебных занятий, проходящих в рамках реального образовательного процесса, которые проводятся преподавателями, владеющими технологиями активного обучения (продолжительность занятия – 2 часа). После чего проводится критический анализ занятий, целью которого является выделение и описание основных стадий и соответствующих приемов образовательных технологий, используемых преподавателями, что находит отражение в домашнем рефлексивном эссе.
3. Итоговая аттестация.
Преподаватель проводит анализ портфолио слушателей курса и оценивает его содержание в соответствии с требованиями, озвученными при запуске портфолио.
Все слушатели курса принимают активное участие в работе круглого стола, где преподаватели выступают в роли модераторов, обсуждая содержание рефлексивной итоговой письменной работы.
В завершение проводится анкетирование слушателей по показателю «Удовлетворенность обучением».
|