Российской федерации





Скачать 151.87 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации22.07.2014
Размер151.87 Kb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Литература > Учебно-тематический план


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный технический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


УТВЕРЖДАЮ

__________________ Пустовой Н.В.

Подпись

«____»__________2013 г.

м.п.

Коммуникативная методика в обучении

русскому языку как иностранному / неродному: теория и практика
Разработчик программы повышения квалификации:

Мандрикова Г.М., д. филол. наук, доцент, профессор кафедры филологии факультета гуманитарного образования, заведующий кафедрой филологии НГТУ

Кротова А.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры филологии факультета гуманитарного образования НГТУ
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:

Мандрикова Г.М., д. филол. наук, доцент, профессор кафедры филологии факультета гуманитарного образования, заведующий кафедрой филологии НГТУ

Кротова А.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры филологии факультета гуманитарного образования НГТУ

Учебно-тематический план
Коммуникативная методика в обучении

русскому языку как иностранному / неродному: теория и практика
Цель. Формирование у обучающих устойчивых компетенций в преподавании русского языка как иностранного / неродного. Приобретенные в рамках данной программы повышения квалификации компетенции позволят не только получить знания по отдельным аспектам обучения русского языка как иностранного (РКИ), видам речевой деятельности и современным средствам обучения РКИ, но и овладеть умениями строить занятия в соответствии со всеми требованиями современной методикой преподавания РКИ, в том числе с применением современных образовательных технологий.

Особенностью данного курса является постоянная рефлексия собственной педагогической деятельности, создание преподавательского портфолио по РКИ, разработка и защита проекта «Урок РКИ (в заданных методических параметрах)».

Курс предусматривает выездные занятия, на которых слушатели получат возможность применить навыки методического анализа уроков РКИ.
Категория слушателей. Специалисты образовательных организаций: преподаватели вузов, языковых школ, центров и курсов по обучению иностранным языкам (русскому как иностранному), а также учителя общеобразовательных организаций и преподаватели СПО, работающие с мигрантами из стран ближнего зарубежья (детьми и взрослыми).
Срок обучения. 72 часа аудиторных занятий.
Форма обучения. Без отрыва либо с частичным отрывом от работы.
Режим занятий. 2 недели, 36 часов в неделю аудиторной работы.

Наименование

разделов, дисциплин, тем

Всего, час.

В том числе:

лекции

выездные

занятия,

деловые

игры и др.

практические, лабораторные, семинарские

занятия

Форма

контроля

Модуль 1. Государственная политика в сфере пропаганды русского языка за рубежом. Государственная политика в сфере обучения русскому языку мигрантов

4

2

2


Результаты

анкетирования обучающихся по показателю «Ожидания».

Участие

в дискуссии по актуальным вопросам государственной образовательной политики.

Сформированный комплект нормативных материалов

Тема 1.1. Основные принципы и положения государственной политики в сфере пропаганды русского языка за рубежом

2

1

1


Тема 1.2. Основные принципы и положения государственной политики в сфере обучения русскому языку мигрантов / иностранцев

2

1

1

Модуль 2. Базовые основы методики преподавания РКИ

10

3

7



Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации

Тема 2.1. Понятие «владение иностранным / неродным языком». Уровни такого владения. Представление о языковой, речевой и коммуникативной компетенциях применительно к понятию «владение иностранным / неродным языком»

2

1

1

Тема 2.2. Представления о процессе обучения иностранному/неродному языку. Система обучения, компоненты системы обучения. Цель как центральный компонент СО, смена целей в истории методики обучения иностранному/неродному языку

2

1

1

Тема 2.3. Представление о методе обучения, структура метода. Принципы обучения, классификация и иерархия принципов обучения в РКИ. Ведущие принципы обучения РКИ, их проявление в различных методах обучения РКИ

2

1

1

Тема 2.4. Классификация методов обучения РКИ, характеристика отдельных групп методов

1

1

Тема 2.5. Коммуникативность в обучении РКИ: принцип, метод, категория

2

2

Тема 2.6. Этапность и профильность в обучении РКИ.

1

1

Модуль 3. Речевая деятельность и ее виды в обучении РКИ

10

10


Разработка системы упражнений, направленных на развитие ВРД

Тема 3.1. Речедеятельностный подход в современной методике РКИ. Структура и содержание речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности. Виды речевой деятельности и их особенности

2

2

Тема 3.2. Аудирование: особенности и трудности обучения. Механизмы аудирования и упражнения, направленные на их развитие. Аудиотекст как основная единица обучения аудированию. Система упражнений, направленных на обучение аудированию

2

2

Тема 3.3. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности, особенности и трудности обучения чтению. Формы работы с текстом и виды чтения. Система упражнений, направленных на развитие навыков чтения

2

2




Тема 3.4. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Трудности обучения говорению. Обучение диалогической речи. Обучение монологу. Система заданий и упражнений при обучении говорению

2

2




Тема 3.5. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Обучение технике письма и письменной речи. Система заданий и упражнений при обучении письму. Трудности при обучении письменной речи

2

2

Модуль 4. Аспекты в обучении РКИ

12

12


Разработка системы упражнений, направленных на развитие языковой и речевой компетенции инофонов

Тема 4.1. Методические проблемы обучения фонетике и пути их решения. Система работы над русской фонетикой

4

4

Тема 4.2. Практическая грамматика русского языка: система работы, основные трудности и способы их разрешения

4

4


Тема 4.3. Русская лексика в обучении РКИ: система работы, основные трудности и способы их разрешения

4

4




Модуль 5. Средства обучения РКИ

10

2

2

6



Составление аннотированного списка учебных пособий


Тема 5.1. Система средств обучения в РКИ: традиции и новации

2

2

Тема 5.2. Учебно-методичес-кий комплекс по РКИ: прин-ципы создания и особенности использования. Учебник как основа УМК. Типология учебных пособий по РКИ

4

2

2


Тема 5.3. Современные аудиовизуальные и технические средства обучения в РКИ: осо-бенности применения в аудиторной и внеаудиторной работе

2

2


Тема 5.4. Учебная лексикография

2

2


Модуль 6. Планирование и организация учебного процесса по РКИ

10

2

8





Тема 6.1. Понятие о структуре и композиции урока РКИ. Основные структурные компоненты урока РКИ. Композиция типичного занятия

2

2


Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации


Тема 6.2. Система упражнений в РКИ. Типы и виды упражнений в рамках формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенций

4

4


Тема 6.3. Контроль в обучении РКИ. Виды и формы контроля. Понятие о тестировании в РКИ

2

2


Тема 6.4. Роль преподавателя в обучении РКИ. Преподаватель как барьер в обучении. Типичные ошибки преподавателя РКИ и пути их преодоления

2

2


Модуль 7. Инновационные технологии в обучении РКИ

10

10





Тема 7.1. Игровая методика и возможности ее применения при обучении иностранцев

4

4


Рефлексивные работы (эссе), выполняемые по мере освоения новой информации


Тема 7.2. Метод портфолио как технологии при обучении РКИ

2

2


Тема 7.3. Совместное обучение применительно к работе с иностранцами

2

2


Тема 7.4. Проектный метод и дифференцированное обучение в РКИ

2

2

Итоговая аттестация

6

6

Презентация и защита выпускных работ. Круглый стол «Проблемы обучения русскому языку как иностранному / неродному в России». Рефлексия курса. Анкетирование по показателю «Удовлетворенность».

Зачет


по программе

Итого

72

9

2

61






Примечания
1. Основой технологии организации образовательного процесса в программе повышения квалификации являются сочетание индивидуальной, парной и коллективной деятельности, диалоговый характер обучения. Курс проводится в форме так называемых модельных занятий, т.е. проблемных лекций и практических занятий, что дает возможность слушателям курса, выступающим в роли студентов, «испытать на себе» все приемы инновационных технологий, предлагаемых авторами курса. В начале обучения запускается портфолио, которое содержит не только записи самих занятий, но и большое количество дополнительных материалов, которые получает каждый слушатель, а также проекты рефлексивных и творческих работ обучаемых в данном курсе, позволяющие видеть их работу по освоению данного курса. Модельные занятия построены в соответствии с изучаемыми технологиями (РКМЧП, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектный метод, метод портфолио).

2. Выездные занятия представляют собой посещения учебных занятий, проходящих в рамках реального образовательного процесса, которые проводятся преподавателями, владеющими технологиями активного обучения (продолжительность занятия – 2 часа). После чего проводится критический анализ занятий, целью которого является выделение и описание основных стадий и соответствующих приемов образовательных технологий, используемых преподавателями, что находит отражение в домашнем рефлексивном эссе.

3. Итоговая аттестация.

  • Преподаватель проводит анализ портфолио слушателей курса и оценивает его содержание в соответствии с требованиями, озвученными при запуске портфолио.

  • Все слушатели курса принимают активное участие в работе круглого стола, где преподаватели выступают в роли модераторов, обсуждая содержание рефлексивной итоговой письменной работы.

В завершение проводится анкетирование слушателей по показателю «Удовлетворенность обучением».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск