Урок биологии и литературы





Скачать 215.4 Kb.
НазваниеУрок биологии и литературы
Дата публикации07.07.2013
Размер215.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок биологии и литературы

«А.С.Пушкин и его генетические корни»
Форма урока: учёный совет (генетики, биографы, врач - психоневролог, студент.)

Беседа с элементами исследовательских работ, проектная деятельность учащихся.

Три группы: генетики, биографы, врачи.

Цель урока:

-ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека;

-показать на примере родословной А.С. Пушкина влияние инбридинга на наследственность, множественный характер наследования окраски кожи и наследование некоторых личностных качеств поэта;

-научить определять коэффициент инбридинга, пользоваться генеалогической символикой, составлять родословную своего рода.

- отработка навыков и умений пользоваться научной литературой, дополнительными источниками, отбирать нужный материал на определенную тему, составлять опорный конспект;

- повторение биографии А.С.Пушкина, его творчества

План урока:

1) Оргмомент

2) Вступление

Звучит музыка и вступительное слово диктора о противоречивости характера Пушкина (демонстрация диска)

Биолог. Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Литератор. На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека

Залог величия его.

3) Цель урока:

Биолог.

Итак, ещё раз здравствуйте. Нам приятно сегодня видеть не только вас, ребята, но и гостей, которые будут весь урок с нами.

Литератор.

А урок наш необычный. Сегодня состоится круглый стол.

Сегодня здесь присутствуют генетики___________, биографы ________, врачи ____________.

Биолог.

Сегодня мы собрались для того, чтобы выяснить, гений Пушкина - случайность или генеалогическая закономерность.

Литератор.

До сих пор остается загадкой, в чем причина величия этого человека. Откуда истоки его гениальности, неординарности его личности? Для нас литераторов этот вопрос остается открытым.

Биолог.

Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которым мы постараемся разобраться в этом вопросе.

Литератор.

А с точки зрения источников литературы, его биографии мы проследим наследование некоторых черт характера и его творчества по родословной, а помогут нам в этом генетики.

Чтобы окунуться в атмосферу нашего урока и пушкинских времен давайте мы вспомним нашу поездку в Болдино.

(демонстрируются слайды , звучит комментарий)

Вспомнили. Прекрасное это было время - Болдинская осень. Мы стали чуть ближе к Пушкину. Мы ходили по залам, а Александр Сергеевич незримо сопровождал нас. Сегодня мы не в Болдино, но сам поэт с нами.
Послушаем, что он говорит о своих предках.

Пушкин (рассказывает в стихотворной форме о своих предках)

Мой предок Рача мышцей браной

Святому Невскому служил

Его потомство гнев венчанный

Иван 4 пощадил.

Водились Пушкины с царями

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.
Смирив крамолу и коварство

И ярость бранных непогод,

Когда Романовых на царство

Звал в грамоте своей народ,

Мы к оной руку приложили,

Нас жаловал страдальца сын.

Бывало, нами дорожили;

Бывало…но- я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Его пример будь нам наукой:

Не любит споров властелин.

Счастлив князь Яков Долгорукий,

Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь Петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин.

И присмирел наш род суровый,

И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил,

И не якшаюсь с новой знатью,

Я крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

4. Изучение нового материала

Билог.

Вот такие интересные предки были у нашего любимого поэта. Сегодня мы познакомимся с ними ближе, так как на уроке будем использовать один из самых доступных методов изучения наследственности человека - генеалогический.

А что же это за метод? Обратимся к генетикам.

Генетики:

1) Генеалогический метод основан на прослеживании какого- либо нормального или паталогического признака в ряде поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод- это изучение наследственных признаков человека по родословным.

2) Генеалогический метод был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном. Он применим, если известны прямые родственники - предки, обладатели наследственного признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений, и имеется достаточное число потомков в каждом поколении.

Обратимся к врачам, они нас познакомят с некоторыми специальными теминами.

Врачи:

Знакомство с терминами (демонстрация слайда, учащиеся записывают термины в тетради)

Генеалогия- происхождение, родословная человека

Аффект - эмоциональное состояние, характеризующееся бурным и относительно кратковременным проявлением ярости, гнева, ужаса и т.д.

Педигри - родословная

Пробанд - обладатель наследственного признака

Сибсы - братья и сестры, потомки одних родителей

Инбридинг - близкородственное скрещивание

Циклотомия - склонность к периодически возникающим периодам спада и подъема настроения
Знакомство с генеалогическими символами (слайд)

ڤ мужчина

О женщина

◊ пол не выяснен

• затронуты болезнью

О рано умер
Литератор:

Поэт своими предками гордился и не раз в стихотворениях и публицистических статьях упоминал их: «Имя предков моих поминутно упоминается в русской истории». Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его творчестве: романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», поэме «Езерский», «Моей родословной» и «Начале автобиографии».

Биолог:

Обратимся к родословной Пушкина. Обратите внимание на то, что отец поэта Сергей Львович и мать Надежда Осиповна являются кровными родственниками через общего предка, Петра Петровича Пушкина. Мать А.С. Пушкина вышла замуж за своего троюродного дядю.

Генетики, а кто такие родственники?

Генетики:

Родственники - это лица, часть генов которых имеет общее происхождение.

Если понимать это в буквальном смысле, то родственниками можно считать всех людей.
Биолог:

Для чего мы измеряем степень родства?

Генетики:

Мы измеряем степень кровного родства для того, чтобы исследовать мутации и влияние кровного родства на их фенотипическое проявление. В большинстве случаев родословные анализируют только по трем поколениям.

Таким образом, самые дальние родственники, которые учитываются при оценке кровного родства двух индивидов, это троюродные сибсы.

Биолог:

Да, действительно

В популяции могут встречаться разные типы кровнородственных браков:

1) между двоюродными и троюродными братьями и сестрами,

2) между дядей и племянницей,

3) а иногда даже между братом и сестрой или отцом и дочерью.

-Медики, а что вы можете сказать о кровнородственных браках?

Врачи:

С точки зрения генетики эти браки нежелательны, так как возрастает вероятность проявления в фенотипе некоторых рецессивных летальных генов.
Биолог:

Для вычисления степени родства применяют коэффициент инбридинга, предложенный Райтом.

Коэффициент инбридинга F – показатель кровного родства, вероятность того, что оба одинаковых гена получены от общего предка. (записываем определение в тетрадь) Этот показатель вычисляется по формуле:

F= (1/2)n ,где n – число шагов.

Один шаг определяется как связь между особью и одним из ее родителей.

Эту формулу легко понять с помощью следующего рассуждения:

1 / 2 генов ребенка- общая с каждым из его родителей;

Сколько общих генов у ребенка с дедом и бабушкой?

Правильно F=(1/2)2=1/4

А с прадедом и с прабабкой?

F=(1/2)3= 1 / 8

Отсюда общее число генов супружеской пары определяется по формуле:

N=(1/2)а +b

Где a – число шагов к общему предку от одного родителя, а b- число шагов к общему предку от другого родителя

Обратимся к родословной поэта.

1. Определите число общих генов у отца поэта Сергея Львовича и его прадеда Петра Петровича Пушкина. (работа ученика у доски)

a = (1.2)3 =1/8

2. Определяем число общих генов у матери поэта Надежды Осиповны с Петром Петровичем Пушкиным:

b =(1.2)4 =1/16

3. Определяем число общих генов у родителей поэта:

N = (1./2)3 + 4=1/128

Вывод: Итак, много это или мало? Величина не критическая, хотя на порядок превышает показатель инбридинга для общей популяции. На данной родословной мы видим, что родители поэта являются кровными родственниками- двоюродный дядя и племянница.

Сказался ли как- то кровнородственный брак на потомстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны? За неимением необходимой медицинской документации можно строить лишь догадки. Известно, что из восьми детей от данного брака умерли пятеро: четверо во младенчестве, пятый- Николай – в шестилетнем возрасте. Было ли это следствием инбридинга или причины тут иные – судить однозначно нельзя.

:
Наследование некоторых личностных черт характера.

Работа с текстом «Начало автобиографии» и схемой родословного древа.
Биолог. Всем известно, что Пушкин обладал вспыльчивым нравом, импульсивностью, некоторые вопросы решал с помощью кулаков, но его ярость и гнев быстро угасали, т.е. у него часто проявлялось состояние аффекта.

-В чем истоки этого вспыльчивого нрава?

Литератор:
Конфликтность, аффективность, упрямство были присущи предкам поэта и со стороны матери, и со стороны отца.

Обращение к биографам.

Перед вами два текста: прозаический и стихотворный.

Приложение 1

Пушкин

Мы ведем свой род от прусского выходца Раджи, выехавшего в Россию во время княжества Александра Невского. Имя предков моих поминутно встречается в нашей истории. Григорий Гаврилович Пушкин принадлежит к числу самых замечательных лиц в эпоху самозванцев. Четверо Пушкиных подписались под грамотою об избрании на царство Романовых. При Петре1 один из моих предков Федор Матвеевич???? был уличен в заговоре противу государя и был казнен. Прадед мой, Александр Петрович, был женат на меньшей дочери графа Головина, первого Андреевского кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия, зарезав свою жену, находящуюся в родах. Единственный сын его, Лев Александрович служил в артиллерии ив 1762 году, во время возмущения, остался верен Петру Ш. Он был посажен в крепость и выпущен через 2 года. С тех пор он уже в службу не вступал и жил в Москве и в своих деревнях.

Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую связь с французом, бывшим учителем его сыновей и которого он весьма феодально повесил на своем дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от его натерпелась. Однажды он велел ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру остановиться и она в карете разрешилась - чуть ли не моим отцом. Родильницу привезли домой полумертвую и положили на постелю всю разряженную, в бриллиантах. Все это я знаю довольно темно. Отец мой никогда не говорит о странностях деда, а старые слуги давно перемерли.

Родословная моей матери еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе отослал его Петру 1 вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил его и дал ему фамилию Ганнибал. В крещении он был наименован Петром, но он плакал и не хотел носить нового имени и до самой смерти назывался Абрамом. До 1716 году Ганнибал находился неотлучно при особе государя, сопровождал его во всех походах, потом послан был в Париж, где обучался в военном училище, во время испанской войны был ранен в голову и возвратился в Париж, где долгое время жил в рассеянии большого света. Затем был вызван в Москву. Государь встретил его и благословил образом Петра и Павла и пожаловал его в бомбардирскую роту Преображенского полка капитан-лейтенантом.

После смерти Петра Великого судьба его переменилась. Меньшиков нашел способ удалить его со двора, он был послан в Сибирь с препоручением измерить Китайскую стену. Ганнибал пробыл там несколько времени, соскучился и самовольно возвратился в Петербург, узнав о падении Меньшиковых и надеясь на покровительство князей Долгоруких. Судьба Долгоруких известна. Миних спас Ганнибала, отправя его тайно в деревню, где и жил он 10 лет в поминутном беспокойстве. До самой своей кончины он не мог без трепета слышать звон колокольчика. Когда императрица Елисавета взошла на престол, Ганнибал написал ей евангельские слова: «Помяни мя, егда придеши на царствие свое». Елисавета тотчас призвала его ко двору, произвела его в бригадиры, потом в генерал-аншефы, пожаловала несколько деревень. При Петре Ш вышел он в отставку и умер философом на 93 году жизни. Он написал было свои записки на французском языке, но в припадке панического страха, коему был подвержен, велел их при себе сжечь вместе с другими драгоценными бумагами.

В семейной жизни прадед мой Ганнибал тоже был несчастлив. Первая жена его, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее к себе на глаза. Вторая жена его. Христина- Регина фон Шеберх родила ему множество черных детей обоего пола.

Старший сын его, Иван Абрамович пошел в военную службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая на коленях, выпросил отцовское прощение. Под Чесмою он был один из тех, которые спаслись с корабля, взлетевшего на воздух. Он поссорился с Потемкиным. Государыня оправдала Ганнибала и надела на него Александровскую ленту. Он оставил службу и жил, уважаемый всеми замечательными людьми славного века, между прочим Суворовым, который при нем оставлял свои проказы и которого принимал он, не завешивая зеркал и не наблюдая никаких тому подобных церемоний.

Дед мой, Осип Абрамович (настоящее его имя было Януарий, но прабабушка моя не согласилась звать его этим именем, трудным для немецкого произношения: «Шорн шорт, говорила она, делат мне шорни репят и дает им шертовск имя») – дед мой служил во флоте и женился на Марье Алексеевне Пушкиной, дочери тамбовского воеводы, родного брата деду отца моего. И сей брак был несчастлив. Ревность жены и непостоянство мужа были причиной неудовольствия и ссор, которые кончились разводом. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Бабушка принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостию вмешалась в это дело. Новый брак деда моего объявлен был незаконным, бабушке моей возвращена ее трехлетняя дочь, а дедушка послан на службу в Черноморский флот, Тридцать лет они жили розно, Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни, Одиннадцать лет после того бабушка скончалась в той же деревне. Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре.

Приложение 2
На экране родословная Пушкина А.С., при характеристике родственника показывается портрет оного:

Подтвердите примерами из текста характерные черты, о которых идёт речь.

Биографы:

Доказательства:

А) Ф.Ю. Есипова - « страдала падучею», т.е. эпилепсией.-портрет

Б) Федор Алексеевич ???- уличен в заговоре против государя (Петра 1) и казнен: портрет

Упрямства дух нами всем подгадил.

В родню свою неукротим.

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

В) Александр Петрович Пушкин - «…Умер весьма молод в припадке сумашествия, зарезав жену, находившуюся в родах». портрет

Г) Лев Александрович Пушкин - чуть не поплатился головой за то, что во время переворота 1762 года оставался верен Петру Ш и не желал присягать Екатерине: портрет

Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь Петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин.

В делах хозяйственных отличался хваткой, целеустремленностью, а дома… «Дед мой был человек пылкий и жестокий» и т. Д. Уморил первую жену, а со второй обращался жестоко;

Д) О.В. Чичерина- натура импульсивная, склонная к переменам настроения. портрет

Обратимся теперь ко второй ветви - со стороны матери поэта:

А) Ибрагим Ганнибал - круто обходился с первой женой, истязал ее. По целому ряду свидетельств, был он горяч, крут, требователен, отчего часто конфликтовал с сослуживцами. портрет

Однако это не принижает его профессиональных качеств;

Б) Иван Абрамович, сын Ганибалла - генерал. «Пошел в военную службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая на коленях, выпросил отцовское прощение…» «… Поссорился с Потемкиным»; портрет

В) Осип Абрамович, дед поэта- полная противоположность брату Дослужился только до майора и, будучи по характеру не в меру буйным и пылким, вел беспорядочную легкомысленную жизнь. Женился, не испросив разрешения отца….2 И сей брак был несчастлив. Ревность жены и непостоянство мужа были причиной неудовольствия и ссор, которые кончились разводом. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения…» Женился во второй раз и т.д. портрет
А что же сами родители поэта? Что говорят современники поэта?

А) Надежда Осиповна, мать - балованная, вспыльчивая. «Упорство и капризное властолюбие - ее характерные черты» (П.В.Анненков). «Могла дуться по дням, месяцам и даже по годам» (Л.Н.Павлищев). «Эксцентричная, вспыльчивая, рассеянная до крайности, дурная хозяйка. Дом их предствлял всегда какой-то хаос…»(М.А.Корф). «В управление домом (она) внесла только свою вспыльчивость да резкие, частые переходы от гнева… к полному равнодушию и апатии относительно всего, происходящего вокруг. Это уже лежало в самой ее природе» (П.А.Анненков);

Б) Сергей Львович, отец, и дядя поэта Василий Львович унаследовали от матери, О.В.Чичериной не только внешность, но и особенности ее характера. По свидетельству современников оба брата были на редкость не приспособлены к практичной жизни, хозяйствовали из рук вон плохо, им были присущи резкие подъемы и спады настроения: «Короче, русская хандра».

Давайте сделаем вывод о родителях поэта.
Вывод 1: генетики:

Родители Пушкина, будучи кровными родственниками, оказались характерологически сходными. С известной долей вероятности их можно оценить как личностей циклотомических, т.е. склонным к периодическим спадам и подъемам настроения. Подобная периодика, циклотомичность составляет одну из характерных, точнее ведущих, особенностей психики.

Вывод 2 : биографы:

Оба прадеда поэта, Александр Петрович Пушкин и Ибрагим Ганнибал, ровно как и их сыновья, Лев Александрович Пушкин и Осип Абрамович Ганнибал - личности сильные, страстные, конфликтные, энергичные. Они сочетали в себе эмоциональную напряженность с продуктивной деятельностью. Вероятно наследование передающейся от поколения к поколению аффективности.
Биолог:

А что же сам Александр Сергеевич? Медики, вам слово.

Врачи:

Профессиональная медицинская оценка личности Пушкина, его психического здоровья и нездоровья - проблема трудная и окончательно нерешаемая, Начиная с 1930-х гг. фактически был наложен запрет на изучение патографии Пушкина, т.к. стала преобладать установка, что он идеал гармонии.

Существуют крайне полярные точки зрения:
На экране:
Больной МДП идеал

(маниакально-депрессивным ---Пушкин--- гармонично развитой

психозом) личности
исключено, т.к. это

исключает творчество
Литератор

На экране цикличность его творчества:

Однако, определенная цикличность в его творчестве (сопровождаемая спадами и подъемами настроения), безусловно, имела место:
1917-18гг. 1820 1825 1930

подъем новый резкий

творчества подъем подъем

настроения
спад, потеря глубочайший

вдохновения кризис

полная апатия меланхолия

тоска

1819 1823-

1824

Литератор:

Биографы, охарактеризуйте кратко его творческий период:

Биографы:

-1817-1818 гг.- первый творческий подъем, сразу после окончания лицея;

-1820- год завершения «Руслана и Людмилы». Кишинево-одесский период: возбуждение, влюбленности, бесконечные ссоры, скандалы и… «Бахчисарайский фонтан», а также начало «Евгения Онегина» ( и десятки стихотворений, заметок, писем);

-1825- легкость, влюбленность и «Борис Годунов»;

-1830- болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», около 30 стихотворений, и все это легко, играючи, скорая свадьба с Натальей Гончаровой.

Литератор:

И в то же время - периоды хандры и тоски; послушайте, что пишет Пушкин сестре Ольге.

«Боже мой, как мне здесь нехорошо! Какая тоска. Кажется, я совсем здоров, а нигде не нахожу себе места».;

«Если бы ты знала, как я бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты… никакая поэзия не шевелится в моем сердце» (то же).

Обращение литератора к врачам:

-Врачи, что вы об этом думаете?

Врачи:

Вывод: Налицо связь между аффективностью, возбудимостью и поразительной творческой энергией. Акцентуированная личность - индивид, обладающий определенным характерологическим акцентом, т.е. наиболее выдающейся особенностью, которая, с одной стороны, типологически отличает личность от нормы, а с другой - не свидетельствует о болезни.
Наследование окраски кожи в родословной А.С.Пушкина
Биолог: А теперь остановимся на внешнем облике поэта По свидетельствам современников Пушкин был смуглым и обладал не совсем типичней для русского человека внешностью.

Уважаемые биографы, вам слово (демонстрация слайдов- портреты)
А.С. Пушкин часто подчеркивал в своих автопортретах (их известно около 90) свои необычные черты, Поэт называл их «африканскими», «арапскими», говорил о себе «потомок негров безобразный». Что касается описания его внешности современниками, то они часто отмечали у Пушкина отсутствие темной окраски кожи.

Вот, например, как вспоминал Пушкина его современник М.Ф.Юзефович, увидевший поэта в 1829 году на Кавказе:

«…Он вовсе не был смугл, черноволос… а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…»

Или вот что можно прочитать в «Словаре достопамятных людей земли русской, составленном Бантышом-Каменским», изданном в 1847 году:

«Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел во младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом темно- русыми; слага светло- голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского происхождения…»

.Рассмотрим, каким же образом он мог унаследовать такие черты:

- Александр Сергеевич, а были ли среди Ваших предков люди с необычным цветом кожи?

Пушкин :
Дед моей матери был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе отослал его Петру 1 вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил его и дал ему фамилию Ганнибал.

… В семейной жизни прадед мой Ганнибал был несчастлив. Первая жена его, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее к себе на глаза. Вторая жена его. Христина- Регина фон Шеберх родила ему множество черных детей обоего пола.

….. Дед мой, Осип Абрамович (настоящее его имя было Януарий, но прабабушка моя не согласилась звать его этим именем, трудным для немецкого произношения: «Шорн шорт, говорила она,делат мне шорни репят и дает им шертовск имя») – дед мой служил во флоте и женился на Марье Алексеевне Пушкиной, дочери тамбовского воеводы, родного брата деду отца моего. И сей брак, как вы знаете уже, тоже был несчастлив.

Биолог.

Кроме того, известно, что в бытность свою в Париже Ганнибал вел не совсем добродетельную жизнь- рождение темнокожего ребенка у одной из его поклонниц послужило причиной его выдворения из Франции.

Правда нам известно, что от первого брака у Ганнибала родилась белая дочь Поликсена. Попробуем предположить, была ли это действительно дочь Ганнибала. Для этого нам нужно вспомнить, по какому типу определяется цвет кожи у людей.

- Наследование цвета кожи у людей определяется по типу полимерии.

- Генетики, объясните нам, что такое полимерия?

- Цвет кожи определяется двумя парами генов: Аа и Вв. доминантные аллели обуславливают потемнение кожи- чем их больше, тем темнее кожа. Негр имеет генотип ААВВ, а белый - аавв, Рассмотрим, какими могут быть потомки от брака негра и светлой женщины:

Потомки от брака негра и белого человека, так называемые средние мулаты, будут обладать промежуточным цветом кожи. Во втором поколении (F2) появятся дети с разными оттенками кожи, вероятность того, что кожа потомков будет такого же цвета, как у родителя- негра (ААВВ) или как у белого родителя (аавв) равна 1\16,

демонстрация таблицы на экране одновременно с работой ученика и у доски

Возможные потомки F2:





АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв



Четыре доминантных гена - негр (1)

Три доминантных гена - темные мулаты (3)

Два доминантных гена - средние мулаты (6)

Один доминантный ген светлые мулаты (3)

Доминантные гены отсутствуют - белый (1)

Биолог: Попытаемся выяснить, могла ли быть дочерью Ганнибала его дочь от первого брака Поликсена.

Прояснить этот вопрос нам опять помогут генетики (Работа у доски и в тетрадях)

Мы можем предположить, что генотип прадеда Пушкина по оркаске кожи был ААВВ, т.к. все его дети от второго брака с Кристиной фон Шеберх были темнокожи.

негр бел.

Р. ♂ ААВВ х ♀аавв

Гаметы: АВ ав

F1: АаВв

средний мулат

- Биолог: Так могла ли белокожая Поликсена быть дочерью Ганнибала?

- Однозначно «нет»

Вывод: При данном скрещивание рождение белых детей невозможно.

Значит, со стороны матери А.С. Пушкину могли передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, «прекрасной креолки», как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение.

Однако, посмотрим не было ли предков с необычной внешностью со стороны отца

Биографы:

… Бабушка со стороны отца, О.В. Чичерина происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в 15 веке. Интересно, что особенности ее внешности- покатый лоб, удлиненный с горбинкой нос и характерный разрез глаз унаследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта и Сергей Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич, Поэтому бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не вполне верно- она в основном чичеринская (не африканская, а талийская).

Однако не менее интересна внешность младшего брата поэта Льва Сергеевича, любимца Надежды Осиповны - Левушки. Он был очень похож на брата, однако «лицо имел белое и волосы белокурые, завитые от природы, Его наружность представляла негра, окрашенного белой краскою» (А.И.Дельвиг)

Биолог: Давайте проследим возможность появления у родителей, гетерозиготных по генам окраски кожи белого ребенка. Решение задачи на компьютере учеником
Предположим, что генотип Сергея Львовича был ааВв, а Надежды Осиповны Аавв, тогда:
Р. ♂ ааВв х ♀ Аавв
Гаметы аВ ав Ав ав
АаВв : ааВв : Аавв : аавв

Белый

Разумеется, все наши рассуждения не более чем предположения.

Заключение:

Биолог. В результате кровнородственного брака родителей А.С.Пушкин унаследовал предрасположенность к циклотомии в сочетании с аффективностью.

Вот так, соединившись в одном человеке, точнее, в его геноме, различные генетические факторы в их пограничном состоянии, т.е. отличном от нормы, выражении оказались теми биологическими стимуляторами психической (творческой) деятельности Пушкина, которые, воздействуя на его необыкновенную природную одаренность, и дали нам гения,.

Литератор.

Не будь генеалогии и возможностей ее анализа, мы бы сказали, что гений Пушкина- случайность. Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которым мы можем ее объяснить.

Если останется время, задача о его потомках:

Как вы думаете, какие черты характера унаследуюет его…., если женился бы(вышла замуж бы…). А потом поведать о некоторых его правнуках и внуках – работа исследовательская Люды и Наташи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии и литературы iconУрок литературы. Использование различных стилей речи в художественном...
Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея
Урок биологии и литературы iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок биологии и литературы iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок биологии и литературы iconУрок химии и литературы. Учитель химии и биологии гбоу специальная...
Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового...
Урок биологии и литературы iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок биологии и литературы iconУрок по биологии и русскому языку. Учитель биологии : Журавлева Л. В
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Урок биологии и литературы iconУрок биологии в 8-м классе "Гормоны дирижеры жизни"
Учитель биологии мкоу сош №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна
Урок биологии и литературы iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Урок биологии и литературы iconУрок «расы. Происхождение рас» (6-7 классы)
На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением...
Урок биологии и литературы iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок биологии и литературы iconБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы...
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни...
Урок биологии и литературы iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Урок биологии и литературы iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок биологии и литературы iconУрок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы
Урок биологии и литературы iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок биологии и литературы iconУрок по теме "Питание и пищеварение", "Обмен веществ". открытый урок по биологии



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск