Уроках кубановедения Автор опыта





НазваниеУроках кубановедения Автор опыта
страница1/6
Дата публикации23.07.2014
Размер0.62 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

Формирование ключевых компитентностей учащихся на уроках кубановедения

Автор опыта:

Шапкун Валентина Николаевна

Учитель кубановедения

МОУСОШ № 29

Ст. Новотитаровской

Динского района

Краснодарского края

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта………………………………………

  2. Целостное описание опыта…………………………………

  3. Результативность опыта……………………………………

  4. Библиографический список…………………………………

  5. Приложение к опыту………………………………………….


Информационная карта передового педагогического опыта

1. Ф.И.О.

Шапкун Валентина Николаевна

2. Город (район)

Динской район, ст. Новотитаровская

3. Образовательное учреждение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29.

4. Занимаемая должность.

Учитель кубановедения.

5. Педагогический стаж и квалификационная категория.

Педагогический стаж 3 года, первая квалификационная категория.

6. Тема педагогического опыта: “Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках кубановедения»

7. Уровень опыта по степени новизны:

  • создание особой атмосферы сотворчества, развитие творческого потенциала педагога и учащихся, широкие возможности для творческого применения; технологичность (воспроизводимость в иных условиях, возможность вариативности выбора программ и методов образования); в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке новых средств и правил их применения; в постановке и решении новых педагогических задач.




  • поисковых и творческих навыков , воспитание патриотических чувств.

8. Цель педагогического опыта: привлечь внимание учащихся и педагогов района к изучению Кубани и дать возможность учащимся и их родителям осознать необходимость и важность регионализации как одного из важнейших факторов развития нашего региона, от которого в значительной мере зависит его будущее, а также понять , что культурное наследие Кубани носит социально-созидающий характер в воспитательном процессе и является “мостиком” между прошлым и настоящим родного края.

9. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приемов или методов). Компетентностный подход к обучению позволит реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастёт читательский интерес и читательская культура.

Компетентностный подход на занятиях по кубановедению – приоритетный способ формирования эмоционально-личностного отношения человека к своей малой родине.

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира предполагает работу учителя над такими качествами ребёнка, как восприятие, реагирование, усвоение и организация ценностной ориентации, ее распространение на деятельность.

Восприятие подразумевает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие, в том числе, через художественные образы. Работа педагога в этом направлении формирует

активную позицию ребёнка: он прислушивается к слову художника, пытается осознать художественно-образное восприятие мира, проявляет восприимчивость к проблемам жизни.

Реагирование (релаксация) подразумевает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Позиция ребёнка в данном случае заключается в том, что он добровольно знакомится с художественным произведением, участвует в обсуждении его проблематики на уроке или во внеклассном занятии, проявляет интерес.

Усвоение ценностной ориентации заключается в её принятии, в предпочтении той или иной ценностной ориентации, в убежденности. Организация ценностных ориентаций охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Распространение ценностной ориентации на деятельность обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль. Ребёнок пытается, к примеру, определить черты своего любимого произведения, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. Эта категория обозначает такой уровень ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

На уроках кубановедения также происходит формирование когнитивных компетенций – готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию, одним словом, к постоянному обогащению своей читательской компетентности.

Немаловажной проблемой является понимание учителем места и значимости компетентностного подхода в современной модели образования. Как соотносится компетентностный подход с другими подходами в организации образовательного процесса? Как строить процесс обучения в контексте компетентностного подхода, результатом которого является формирование ключевых компетентностей школьников?

В современной психологии разрабатывается субъектный подход (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, А. Н. Кимберг и др.) и фактически претендует в ней на системообразующую роль. Описание теоретической модели субъекта мы находим у А. В. Брушлинского – важнейшее из всех качеств человека – быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, содержание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов. Развитие субъектного подхода в психологии не может не учитывать педагогика и система образования, обоснование которого выполнено В. П. Бедерхановой. Она пишет: «в образовании можно выделить два направления, в которых развивается субъектный подход. В первом «субъектность» и «субъектная позиция» рассматриваются как цель образования. Делаются попытки определить основные критерии и показатели субъектности учащегося. В контексте второго направления – развитая субъектность учащегося, воспитанника, его субъектная позиция выступают как необходимое условие продуктивности образовательного процесса» (цитируется с сокращениями). Механизмом становления базовых компетентностей школьников в процессе обучения является формирование культуры учебного труда учащихся. Основной задачей современной школы, включая и высшую, состоит не в том, чтобы сообщать обучаемым определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, сформировать интеллектуальные, креативные, научно-исследовательские умения, развивать теоретическое, творческое и критическое мышление, способствовать овладению способами мыследеятельности, иными словами сформулировать качества ума (интеллекта) познавательные мотивы, потребности, запросы, интересы, способности, нравственные ориентиры как личностные новообразования. Становление культуры мышления обучающихся включает в себя и нравственные изменения, так как неясность жизненной позиции влечет за собой неясность ума. Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены логически. Между тем культуре учебного труда не учат специально ни в школе, ни в вузе.

10.Эффективность опыта

Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованности педагогами..

11. Экспертное заключение. Опыт может быть рекомендован для использования в практике урочной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях края.

12.Последователи. Учителя кубановедения района.

13. Кто и когда изучал: доцент кафедры обществоведческих дисциплин, кандидат исторических наук Болдарев Ю.А.

14. Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике.

Целостное описание опыта

  1. Сведения об авторе опыта. Шапкун Валентина Николанвна. Учитель кубановедения МОУСОШ №29 ст. Новотитаровской, Динского района, Краснодарского края. 3 года. Специальность-учитель географии. 8-918-653-98-92.



  1. Тема опыта. «Формирование ключевых компитентностей учащихся на уроках кубановедения»



  1. Условие возникновения, становления опыта.

Формирование ценностного отношения к родному краю – длительный и многоаспектный образовательный процесс. Начинать эту работу надо с формирования языкового чутья ребенка и его культуроведческой компетентности. Механизмом становления базовых компетентностей школьников в процессе обучения является формирование культуры учебного труда учащихся. Основной задачей современной школы, включая и высшую, состоит не в том, чтобы сообщать обучаемым определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, сформировать интеллектуальные, креативные, научно-исследовательские умения, развивать теоретическое, творческое и критическое мышление, способствовать овладению способами мыследеятельности, иными словами сформулировать качества ума (интеллекта) познавательные мотивы, потребности, запросы, интересы, способности, нравственные ориентиры как личностные новообразования. Становление культуры мышления обучающихся включает в себя и нравственные изменения, так как неясность жизненной позиции влечет за собой неясность ума. Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены логически. Между тем культуре учебного труда не учат специально ни в школе, ни в вузе.

  1. Актуальность опыта.

Целесообразность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения интереса к изучению предмета кубановедения в целом.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является вопрос о его региональной составляющей. Не случайно Ф.А.Щербина, один из крупнейших ученых Кубани, писал, что «знание родного края – сила и величие родины». Нельзя забывать также слова Д.С.Лихачева: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на растение перекати поле.

Термин «кубановедение» родился не случайно. Еще в позапрошлом веке в школах Российской империи велось преподавание таких дисциплин, как «Родиноведение», «Отчизноведение». В 1914 году педагог Маньков ввел в научный оборот понятие «краеведение», которое по сей день широко используется педагогической литературе. В 1990–е годы в специальной литературе сформулировалось понятие «регионоведение», «кубановедение» и др.

Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности и общества, подготовка человека к успешной преобразовательной деятельности в современном социуме происходит, в том числе, через формирование ключевых компетентностей учащихся в рамках курса «Кубановедение».

Цель занятий по кубановедению - формирование интеллектуального потенциала гражданина, опирается на основные виды деятельности ученика и учителя: эвристический и исследовательский методы, которые являются инструментами развития мыслительной деятельности.

Компетентностный подход к обучению позволит реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастёт читательский интерес и читательская культура.

Компетентностный подход на занятиях по кубановедению – приоритетный способ формирования эмоционально-личностного отношения человека к своей малой родине.

Теоретическое обоснование опыта

Немаловажной проблемой является понимание учителем места и значимости компетентностного подхода в современной модели образования. Как соотносится компетентностный подход с другими подходами в организации образовательного процесса? Как строить процесс обучения в контексте компетентностного подхода, результатом которого является формирование ключевых компетентностей школьников?

В современной психологии разрабатывается субъектный подход (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, А. Н. Кимберг и др.) и фактически претендует в ней на системообразующую роль. Описание теоретической модели субъекта мы находим у А. В. Брушлинского – важнейшее из всех качеств человека – быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, содержание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов. Развитие субъектного подхода в психологии не может не учитывать педагогика и система образования, обоснование которого выполнено В. П. Бедерхановой. Она пишет: «в образовании можно выделить два направления, в которых развивается субъектный подход. В первом «субъектность» и «субъектная позиция» рассматриваются как цель образования. Делаются попытки определить основные критерии и показатели субъектности учащегося. В контексте второго направления – развитая субъектность учащегося, воспитанника, его субъектная позиция выступают как необходимое условие продуктивности образовательного процесса» (цитируется с сокращениями). Субъектную характеристику человека дает Д. В. Ольшанский: «Человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельностроить свою жизнь, неся ответственность за неё и передавая другим гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и использует их на практике; способен к самообразованию; умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью; умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свободы других; умеет быть терпимым к другим людям».

«Способность к рефлексии, направленной на себя – ключ к превращению человека в субъекта. Субъект – это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания»,– пишет В. В. Знаков.

Авторский коллектив (Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.), описывая механизмы реализации и раскрывая возможности использования педагогической поддержки в обеспечении саморазвития ребенка в сфере образования, предлагают следующее понимание понятия субъект «тот, кто, оказавшись в сложной ситуации, смог её осознать, выбрать цель и направление собственных действий, сам их реализовал, оценил происшедшее и осознанно отнесся к оценке других», а так же «Субъект – это тот, кто, соединяя возможности и способности реально действовать и выбирать то, что считает для себя важным, проявляет себя, свой характер, отношение к другим людям и вещам» .

Смысловой анализ понятий субъект и компетентность, представленный в нижеследующей таблице, позволил зафиксировать объём сопоставимых дефиниций. Понятие «субъект» значительно шире, чем компетентность, что позволяет сделать вывод: компетентность – компонент субъектности личности, позволяющий человеку успешно выполнять разнообразные виды деятельности.

Механизмом становления базовых компетентностей школьников в процессе обучения является формирование культуры учебного труда учащихся. Основной задачей современной школы, включая и высшую, состоит не в том, чтобы сообщать обучаемым определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, сформировать интеллектуальные, креативные, научно-исследовательские умения, развивать теоретическое, творческое и критическое мышление, способствовать овладению способами мыследеятельности, иными словами сформулировать качества ума (интеллекта) познавательные мотивы, потребности, запросы, интересы, способности, нравственные ориентиры как личностные новообразования. Становление культуры мышления обучающихся включает в себя и нравственные изменения, так как неясность жизненной позиции влечет за собой неясность ума. Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены логически. Между тем культуре учебного труда не учат специально ни в школе, ни в вузе.

Для формирования субъектности школьника в процессе обучения необходимы определенные социальные условия и педагогическая поддержка. Традиционный урок не способствует становлению субъектной позиции школьника. Значит, важно совершить переход к новой модели обучения, к новой образовательной парадигме. Как отмечают исследователи, достаточно развитой педагогической (психолого-педагогической) теории, лежащей в основании компетентностного подхода пока нет. Нельзя не учитывать определенный консерватизм педагогической системы, её сопротивление нововведениям. Субъектом такого сопротивления является, прежде всего учитель, тяготеющий к привычным формам, способам, средствам, методам обучения, субъект объектному взаимодействию с учащимися на уроке.

Переход общеобразовательной школы к новой образовательной парадигме займет достаточно длительное время. Стремительный период к новой образовательной парадигме за короткий срок, потребует от государства огромных затрат – интеллектуальных, психологических, материальных.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках кубановедения Автор опыта iconАнализ работы мо учителей истории и кубановедения в 2009-2010 учебном год
Тема, над которой работали учителя шмо в прошлом учебном году – «Совершенствование педагогических технологий на уроках истории и...
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени...
Автор опыта: Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу зр «Средняя общеобразовательная школа п. Искателей»
Уроках кубановедения Автор опыта icon«Всероссийский фестиваль образовательных сайтов и блогов»
Автор: Кваша Анастасия Михайловна (учитель кубановедения мбоу сош №73 г. Краснодара)
Уроках кубановедения Автор опыта iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине
Уроках кубановедения Автор опыта iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Уроках кубановедения Автор опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Уроках кубановедения Автор опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Уроках кубановедения Автор опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Уроках кубановедения Автор опыта iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Уроках кубановедения Автор опыта iconСеминар по вопросам преподавания кубановедения
Цель его содействовать росту эффективности деятельности опорных школ по кубановедению в сфере повышения качества его преподавания...
Уроках кубановедения Автор опыта iconОпыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования...
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск