Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна





Скачать 106.66 Kb.
НазваниеРайонная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна
Дата публикации06.08.2014
Размер106.66 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > Литература > Обзор
Районная конференция по движению «Отечество»

От гармошки до баяна.

( Из истории рода Фомивко)

Автор:

Фомивко Злата

Ученица 5 «б» класса

МКОУ СОШ №8

с. Сенгилеевского

Руководитель: педагог

начальных классов

МКОУ СОШ № 8

с. Сенгилеевского

Фомивко Кристина

Владиславовна

с. Сенгилеевское 2012 г.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………

Глава I. Обзор литературы ………………………………………………….4

Глава II Место, материала и методика исследования……………………..5

Глава III. Результаты исследования

3.1 Детство дедушки…………………………………………………………6

3.2 История возникновения инструмента………………………………..6-8

3.3 Роль музыки в жизни дедушки……………………………………….8-12

Глава IV. Заключение……………………………………………………….12

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Только тот народ жизнестоек,

который помнит свое прошлое.

В этом прошлом опыт,

а вместе с тем урок и мысль.

С. Дангунов.

Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного - это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь россиян, во все времена слушалась с удовольствием.

В своей работе я хотела бы поделиться с вами личным, рассказать о том, что волнует и в то же время радует меня. Дело в том, что мой дедушка баянист -самоучка. Все члены нашей семьи без музыки не могут прожить ни одного дня. Мой дедушка - необыкновенно одаренный человек, так как он умеет играть на многих музыкальных инструментах: на баяне, на аккордеоне, на гармони. Он очень серьезно увлечен музыкой. Придя, домой, с работы он постоянно что-то сочиняет, играет. Помню, я еще совсем маленькой ему говорила: «Дедушка, почему ты всегда играешь только дома?» На что он кратко отвечал, что, мол, чтобы ноты не забыть. Сколько помню себя, я всегда пою, хотя мне сейчас всего 11 лет. Я считаю, что это мой дедушка привил мне любовь к народной музыке, к детским песням. Мама рассказывала, что мне было всего несколько месяцев, а дедушка уже играл мне на баяне. Цель моего исследования рассказать о моём дедушке и роли музыки в нашей семье.

3

Обзор литературы

Основной материал мною взят из воспоминаний моего дедушки – Фомивко Виктора Александровича и рассказов папы Фомивко Виктора Викторовича.

Об истории баяна и гармошки я узнала из книг Б Руденко, Гармоника что делалась судьбой…Наука и жизнь №3, 2004. А так же из книги А. Мирек, Гармоника. Прошлое и настоящее. Москва, 1994, где я узнала, что первая гармоника появилась в Китае. Об истории русской гармони удалось узнать в книге А.К. Ехалова « Играй, гармонь». О том, что первый русский баян , по просьбе Я.Ф. Орланского – Титаренко изготовил Петр Стерлигов написано в «Справочнике по гармоникам» автора А. Мирек.

4

Место, материала и методика исследования

Место исследования: село Сенгилеевское, улица Мира.

Материал исследования – биография моего дедушки Фомивко Виктора. Александровича. Исследование началось летом 2011 года.

Этапы исследования:

  • Беседы с дедушкой и папой.

  • Обзор литературы по истории баяна, гармошки.

  • Знакомство с фотографиями семейного альбома.

  • Анализ собранного материала.

  • Написание исследовательской работы.

  • Выступление на районной конференции по движению «Отечество».


5

Глава III. Результаты исследования

3.1 Детство дедушки

Зовут моего дедушку Виктор Александрович Фомивко, он родился в 1939 году, сейчас ему 73 года. Будущий баянист Виктор Александрович родился в Ворошиловском районе, Ставропольского края, в станице Сенгилеевской. В простой крестьянской семье, где было 2 детей. Дедушка был младшим. Музыка окружала дедушка с детства: его отец Александр Алексеевич Фомивко – пел в церковном хоре. А мама Пелагея Титовна Фомивко обладала прекрасным голосом и была запевалой на всех посиделках.

Сам дедушка впервые взял в руки инструмент в 11 лет начал осваивать гармонь, предпочтя её баяну. А сейчас он играет на баяне. Свой выбор дедушка объясняет так: «Прикасаясь к этому инструменту, я забываю обо всем плохом и моя душа поет ».

Мой дедушка, как и я увлекся моей работой, он с радостью рассказывал о том как баян помогал ему в жизни, отвечал на мои вопросы. И вот однажды вечером он попросил меня узнать историю возникновения его любимого инструмента.

3.2 История возникновения инструмента

Ответ на этот вопрос оказался самый запутанный и интересный потому, что именно Россия сыграла ключевую роль в его изобретении, хотя многие серьезные исследователи этой темы, ведут историю гармоники от китайского шэна, считая принцип звукоизвлечения шэна и гармоники аналогичным и предполагают, что гармоника произошла от этого инструмента, известного в Китае и со­седних странах еще 3 тысячи лет назад. Так на протяжении

6

более 200 лет установилось мнение, что шэн ( Приложение № 1) является

предшественником гармоники и принцип звукоизвлечения у шэна и гармоники одинаков. Однако, происхождение гармоники – сложный вопрос, остающийся пока недостаточно разработанным до настоящего времени. Существуют разные взгляды на эту проблему. ( Приложение №2)

В России гармоника распространялась очень быстро. Этот немудрёный инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России. Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавалась руками народных умельцев - мастеров. Но все-таки для того, чтобы появился баян, должен был к этому делу приобщиться еще один талантливый человек. В начале 19 века по всей России славился гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Это был выдающийся музыкант. ( Приложение № 3) Постоянные поиски привели его к Петру Стерлигову, которому он и рассказал о своих мечтах. Стерлигов сделал по заказу музыканта инструмент с четырехрядной клавиатурой собственной системы. ( Приложение № 4) Технические возможности инструмента казались музыканту сказочными. Оба они, и мастер и виртуоз, были довольны и назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном»( Приложение № 5 ). Было это в 1907 году, с той поры и существует на Руси баян! К сожалению, этот первый инструмент Орланского-Титаренко и Стерлигова не сохранился, он погиб в Ленинграде в 1942 году.

За 100 лет своего существования баян стал одним из самых выразительных музыкальных инструментов в мире, но наверняка еще не закончил путь своего развития.

7

Мой дедушка играет и на баяне, и на гармони, и на аккордеоне. Гармошку можно в трех словах описать для незнающего человека - правая клавиатура, как правило в 2 ряда одноцветные кнопочки выпирающая их корпуса и левая клавиатура в виде небольших кнопочек, прямо на корпусе. (Приложение № 6)

Баян - это меховой инструмент. Главное его отличие от гармони - это крайне развитая левая клавиатура. Это очень удобно - одна кнопка есть целый аккорд из трех звуков! Таким образом, баян может звучать за целый оркестр без ущерба для играющего. ( Приложение № 7)

Аккордеон появился примерно в это же время и есть некоторая модификация баяна. Отличий два - первое это, безусловно, "Фортепьянная" правая клавиатура замес-то кнопочной и немножко более удобный наклон относительно корпуса. Второе отличие - это обилие так называемых "регистров" на инструменте, благодаря которым инструмент может звучать как скрипка, контрабас, орган, ксилофон, и прочие инструменты. (Приложение № 8)

3.3 Роль музыки в жизни дедушки

О своём первом знакомстве с гармонью дедушка вспоминает, что впервые услышал звук этого инструмента в доме, когда его отец пришёл с войны. Мой прадед бал комиссован, потому что получил ранение. Когда он вернулся домой, он привез с собой гармонь. Из его рассказа дедушка узнал, что гармонь ему отдали в госпитале. Однажды вечером привезли много раненных и среди них был гармонист, он был смертельно ранен, врачи пытались ему помочь, но было слишком поздно. Гармонист умер, а гармонь врач отдал прадеду.

За военные годы она потеряла многих верных и талантливых своих

8
друзей, гибли отчаянные гармонисты. И рядовые, и маршалы любили

гармонь и баян, понимали их огромную силу. И вот эта сила оказалась в руках моего деда. Дедушка не сразу начал осваивать инструмент.

Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетворять его. В одиннадцатилетнем возрасте он стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия. Дедушке была куплена на базаре восьми-клавишная гармоника с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и другие. Через некоторое время его отец, заинтересовавшись музыкальными способностями своего сына, приобрел для него хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 4 1/2 октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с граммофонных пластинок.

Дедушка вспоминал как играл в школе русские песни «Ноченька», «Во саду ли, в огороде», вальсы «В минуту грусти», «Зимняя сказка», «Осенние мечты», польки «Стрекоза», «Славянка», танцы «Венгерка», «Чардаш». «Мне много аплодировали»- рассказывал он . Преподаватели угощали различными сладостями. В школе он впервые услышал оперную музыку. На грампластинке, хор исполнил несколько отрывков из опер. Особенно понравилась ему ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин».

Серьезно заниматься музыкой дедушке не пришлось. После окончания

9

семилетней школы 1954 году дедушка пошел работать в колхоз, его взял к

себе в помощники электрик Аришкин Юрий. Работая в колхозе дедушка не забывал о своей подруге - гармони. Теплыми летними вечерами он отрабатывал свое мастерство на уличных посиделках, на радость старушкам и потеху детям. ( Приложение № 9)

В 1958 году в сентябре молодого гармониста забрали на службу в советскую армию. Стал он матросом военно- морского флота г. Николаева Украинской ССР. В 1960 году в г. Николаев прибыли украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Как-то получилось, что они оказались без своего аккомпаниатора и начали искать местного музыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкальное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только матрос Фомивко Виктор Александрович. Он быстро, с напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на гармошке игру артистов. Участники спектакля были поражены музыкальным слухом, памятью и исключительными способностями молодого морячка. Игру дедушки слушали с удовольствием его сослуживцы и командование морского – флота. ( Приложение № 10)

В 1962 года дедушку уволили в запас и он вернулся домой. Дома его ждала неприятная история, дело в том что во время переселения людей с старой Сенгилеевки была утеряна его гармонь. Отец так и не смог объяснить сыну, куда делся его инструмент. Дедушка начал работать в колхозе электриком. В 1964 году в Ставрополе был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты Ставрополья. Дедушка исполнил на своей хроматической гармошке вариации на русские народные песни «Светит месяц» и «Коробочка». Во время конкурса он познакомился со многими

10

баянистами, слышал их игру. Он решил усовершенствовать свою игру на баяне и очень скоро овладел этим инструментом в полном объеме. Баян покорился ему очень быстро. ( Приложение № 11)

В течении двух лет дедушка выступал на концертах в поселке Приозерный под руководством Михайлова Василия Михайловича, он играл оригинальные полифонические обработки для баяна музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользовались вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и многие другие произведения. В репертуарном списке моего деда значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов. (Приложение 12)

В конце 1965 года дедушка со своей женой Доценко Верой Яковлевной уехал в город Минеральные воды, где он работал электриком в ЖКХ. Но как всегда приходя домой после трудового дня он отдыхал, играя на баяне. Исполнительское мастерство моего деда подтверждает еще один интересный факт из его биографии. В январе 1969 года в концертном зале Ессентуков состоялось необычное выступление симфонического оркестра . На этот концерт были приглашены дедушка с бабушкой в конце концерта ведущий предложил сыграть приглашенным. Мой дедушка не растерялся, вновь раскрыл меха своего баян. Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра. Бабушка

11

очень сильно гордилась своим мужем.

В последующие годы он не раз исполнял этот концерт в Эркен-шахаре где они с бабушкой жили после переезда до 1978 года. (Приложение №13)

В 1979 году семья Фомивко вернулась домой в село Сенгилеевское. Дедушка стал работать водителем и тут произошло не поправимое, ремонтируя автобус он повредил руку. Долгое лечение не дало особого результата, теперь мой дедушка играет только дома. Пальцы руки начинают неметь и он не может выдержать долгой беспрерывной игры. Но вот что ценно: эта ситуация пошла на пользу мой дед решил освоить мастерство игры на аккордеоне. Аккордеон дал возможность играть любимые произведения не пропуская аккордов и рука не так быстро немеет. Сейчас у него не много слушателей, но как он говорит «Вы мои самые благодарные и дорогие зрители». А он наш лучший «кнопочник» который через всю свою жизнь пронес неугасаемую любовь к музыке и его любимым инструментам.

Заключение

В ходе исследования я побеседовала с папой и самим дедом; несколько вечеров подряд вместе с дедушкой репетировали песни под баян и аккордеон. У нас с дедом даже песня любимая одна на двоих есть «Когда весна придёт, не знаю.» (из к/ф «Весна на Заречной улице»).

Благодаря проделанной работе, я стала ещё больше гордиться своим дедом. Мне есть чему поучиться у него. Данная работа может иметь продолжение. Я хотела бы продолжить исследование одной из ветвей моего генеалогического древа, написать историю моего рода.

Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Надо возрождать свое прошлое! 12

Литература

  1. Б. Руденко, Гармоника что делалась судьбой …Наука и жизнь №3, 2004



2. А. Мирек , Гармоника. Прошлое и настоящее. Москва, 1994
3. А. К. Ехалов , Играй, гармонь №9. Вологда, 2002
4. А. Мирек , Справочник по гармоникам. Москва, 1968.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconФио научного руководителя
Сычевская районная краеведческая конференция «Сычёвский район: прошлое и настоящее» (далее конференция) проводится по инициативе...
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная научно-практическая конференция учителей иностранного языка
Рекомендовано районным учебно-методическим советом управления образования Лидского райисполкома
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009»
Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconIi районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые...
Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconXiii районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся
Управление образования администрации новоселовского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение игрышенская средняя...
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная творческая конференция школьников Муниципальное общеобразовательное учреждение
...
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы
Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь»
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районная научно-практическая конференция «Сохраним и приумножим», посвященная открытию Года охраны окружающей среды
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная научно-практическая конференция «Юность и наука» Секреты...
О муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Кировского района рсо-алания»
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная конференция по краеведению «Моя малая Родина» при одстюн номинация: история
В 2010 году страна будет отмечать 65-летие со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная научно-практическая конференция состоится: 14 февраля в...
Участниками конференции могут быть школьники 6-11 классов, победители и призёры школьных конференций, по каждому направлению, перечисленному...
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconIv районная научно практическая конференция Младших школьников «Учение с увлечением»
Мыльные пузыри – эта забава известна с давних времён. Она привлекает как детей, так и взрослых. Но одновременно это и объект для...
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconРайонная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц
Районная конференция по движению «Отечество» От гармошки до баяна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Маоу дод «дюц» прошла районная конференция: Профилактика вич/спида «открой глаза!», организатором которой выступил педагог-психолог...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск