Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком»





Скачать 152.54 Kb.
НазваниеСтатья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком»
Дата публикации07.08.2014
Размер152.54 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
МОУ «ГИМНАЗИЯ» п.г.т. БОГАТЫЕ САБЫ

САБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

НИГИЛИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Урок – размышление, 10 класс


Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна.


2010
Цель: дать понятие о нигилизме, познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества; развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения.
Дидактическое пространство урока:

  • Портрет И.С.Тургенева,

  • Портрет В.В.Маяковского,

  • Портрет героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова (художник К. Рудаков),

  • Роман «Отцы и дети»,

  • Выставка в школе «Иван Сергеевич Тургенев»,

  • Манифест «Пощечина общественному вкусу»,

  • Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа»,

  • Стихотворение Р.Рождественского


Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Борис Зайцев.


  1. Вступительное слово учителя.

Слайд №1.

- Тема сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», поговорим об убеждениях Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попытаемся ответить на вопрос: «Зависит ли судьба человека от его убеждений. Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?»

При подготовке к уроку вы, ребята, должны были перечитать отдельные главы романа «Отцы и дети», выполнить некоторые задания.
II. Нам предстоит словарная работа. Посмотрим, как одно и то же понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках.

(Чтение формулировок определений нигилизма, данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре и Британской энциклопедии.)

Слайд №2.

-НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Большой энциклопедический словарь

Слайд №3

-НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

В.Даль

Слайд №4

-НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

Толковый словарь русского языка
Слайд №5

-НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.

Британника
- На что вы обратили внимание?

- Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения.

Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»
- Интересна история слова «нигилист» в России.

Сообщение ученика:

- Слово «нигилист» имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.
- Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

- Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.
Слайд №6

III. И.С.Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» изложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Евгения Базарова.
Слайд № 7

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

1) «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе... Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».
2) «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».
3) «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».
4) «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!»
5) «Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

Политические взгляды:

1) «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
2) «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»
3) «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения! Вы порицаете моё направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»
4) «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»
5) «А я тогда буду готов согласиться с вами…когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».
6) «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».
7) «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»
Эстетические взгляды:

  1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».


2) «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
3)«Рафаэль гроша медного не стоит…»
4) «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть…»
5) «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».
6) «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»
7) « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»
- Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?
- Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.


  • А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?


Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт».
Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает».
Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».
- Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)
- Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

- Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

- Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

- Как называются люди, ломающие старый строй?

- Революционерами.

- Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

- Чтобы построить новое – лучше старого.

  • И что же собирается строить Базаров?

  • Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

  • Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?

  • Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

  • Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?

  • Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.

  • Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?


Слайд №8

  • Возможно ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».


По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова - это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.


  • Как вы относитесь к Базарову? Почему Тургенев так пишет о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, - я виноват и не достиг своей цели».

  • Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

  • Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.


  • Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

  • Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.



III. Последствия нигилизма.

  • Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?


Слайд №9

  • Я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности».

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Слайд №10

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.


  • О футуристах мы будем с вами подробно говорить на будущий год. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

Похожий период в истории нашей страны был и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.
Слайд №11

Именно к этому периоду относится мнение Бориса Зайцева, взятое в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Борис Зайцев прожил долгую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с идеями, которые проповедовал Базаров.


  • Сейчас много говорят и пишут о надвигающейся экологической катастрофе. Исчезли многие виды животных и растений. Уменьшается озоновый слой. В больших городах не хватает питьевой воды. В разных точках планеты возникают различные катаклизмы: то землетрясения, то наводнения, всемирное потепление. Вы спросите, причём здесь нигилизм? Вспомним фразу Базарова: «Природа – это не храм, а мастерская». На протяжении лет человек действительно относится к природе как к мастерской. Он придумывает новые высокие технологии, использует новейшие достижения химии, физики, генной инженерии. И в то же время не думает, что отбросы этих высоких технологий, всевозможные эксперименты наносят большой вред природе и самому человеку. И к природе мы должны относиться в первую очередь как к храму, а потом как к мастерской.

Проблема диалога человека и природы – проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась русской литературой как XIX, так и XX веков. Давайте сейчас прослушаем стихотворение Роберта Рождественского. Написанное с 70-годы оно, к сожалению, и сейчас остаётся актуальным.

***

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Да, вокруг нас всё меньше живой природы, всё больше зон, не пригодных для проживания человека: зона Чернобыля, зона Арала, зона Семипалатинска… А это результат бездумного вторжения в мир природы научно-технического прогресса.




  • Итак, нигилизм – это болезнь или лекарство от болезней?

  • Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Нигилизм – это смертельная болезнь не только для общества, но и для всей планеты. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Слепое преклонение перед авторитетами- глупо. Но слепое их отрицание – ничуть не умнее. Слишком коротка жизнь, чтобы каждый человек мог начать построение мира «с нуля», отринув всё, что открыто и создано предками. Можно не любить Пушкина и Рафаэля. Но вообще отрицать их на том основании, что ты их не знаешь, не понимаешь – признак невеликого ума.

Ведь критиковать и уничтожать легко. И эта лёгкость привлекательна для любого. Для этого не нужны ни знания, ни ум, ни трудолюбие. Именно этим, наверное, нигилизм и привлекает молодых.

Мы должны понять, что есть на свете такие ценности, которые отрицать никак нельзя. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…
Слайд № 12-13

  • Взгляните, как прекрасна наша земля в любое время года! Воспитывайте в себе жалость к сломанному дереву, к брошенной собаке. А когда вырастете и станете рабочими, строителями, инженерами, умейте думать не только о производстве, но и о нашей земле, о природе.

  • В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители.

Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.
Пусть наш сегодняшний урок закончат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!
Слайд №14

« Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Слайд №15

Задание на дом.

1 группа – написать сочинение – эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия».

2 группа – письменный ответ на вопрос «Как я понимаю нигилизм».

Урок провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель нацпроекта «Образование» 2006г.(Гимназия п.г.т. Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» icon"религия как феномен культуры"
Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconПетрова Елена Викторовна Мои первые уроки на пути к нашей новой Школе...
Первый урок… Сердце вздрагивает, на мгновение замирает, а потом начинает биться часто-часто, как у маленькой птички перед первым...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconНиколаевичъ Красновъ «подвигъ»
Первая, которая могла бы быть и послѣдней и которой могло бы и вовсе не быть
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconРеферат по литературе на тему: «Бал в жизни русского общества и его...
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной:...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«золотое сердце» и что это значит «отдать своё сердце детям», «сердце не на месте» (что часто бывает с учителями), «сердце радуется»...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconКонспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой...
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Статья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение Р. Рождественского Эпиграф: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком» iconУрок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева
Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока. Прочитайте слова, напечатанные на карточках. Объясните,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск