Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева





НазваниеУрок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева
Дата публикации12.10.2013
Размер34.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок



Интегрированный урок по литературе, музыке и истории


Цели:

  • раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева;

  • продолжить работу с литературоведческими терминами;

  • донести идею литературного произведения через введение в мир музыки и истории в одном временном отрезке;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных и музыкальных произведений;

  • воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою;

Оборудование:

  • таблицы (см. в конспекте);

  • портреты: М. Глинки, К. Рылеева;

  • aонограмма М. Глинка. “Эпилог. Иван Сусанин”;

  • карточки для словарной работы (см. конспект).

ХОД УРОКА

За отчизну не жаль и жизни отдать…”

К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

– Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока. Прочитайте слова, напечатанные на карточках. Объясните, в каком произведении Вы их встречали, и, что они обозначают?

Михаил
сарматы, лях
жупан
окольной тропой
дебристая стена
захолустье
сокольи очи
лучина


–Что обозначает слово дума? (Дума – поэтическое произведение с размышлением о ком-либо или о чём-либо.)

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Актуализация полученных знаний.

– Когда происходили события, описанные в “думе”? (1613 г.)

– Какие это были времена. Охарактеризуйте с точки зрения исторической эпохи.

(“Несите жемчуг, серебро,
Несите всё своё добро.
Всё, что копили много лет!
У кого богатства нет –
Отчизну, родину любя,
Нательный крест сними с себя!”


Н. Кончаловская

1913 г. Москва избрала нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Польские и шведские короли вторглись в России. Под руководством Минина и Пожарского создаются большие войска народного ополчения. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.)

ИСТОРИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В МОСКВЕ

– Расскажите кратко содержание “Думы”. (Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником и завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам вместе с ними погиб)

V. Работа с произведением по учебнику.

– Прочитайте, описание главного героя. Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?

– Кто и кем ведёт диалог. Прочитайте.

Работа по обучению выразительному чтению диалогов в зависимости от присутствия героев произведения. Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.

ЛИТЕРАТУРА

– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? Докажите.

– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём знаете?

– С какой целью была написано автором произведение?

ПОРТРЕТ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

VI. Знакомство с музыкальным произведением

Продолжает урок учитель музыки.

– Подвиг и “Дума” К. Рылеева вдохновили М.И. Глинку на написание музыкального произведения – оперы “Иван Сусанин”.

– Что такое опера? (Вид музыкально-театрального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра)

Ученик дает краткую справку о биографии М. Глинки.

– Опера состоит из четырёх действий и эпилога. Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво – искреннее, повествующая об истинных событиях. Музыка оперы национально-песенна. Опера до 30 гг. XX века называлась “Жизнь за царя” (вывешивается афиша).

Дети слушают “Эпилог”.

– Как вы думаете, кого славит народ в эпилоге? Почему?

– Какие мысли родились, когда вы слушали музыкальное произведение?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ОПЕРА ГЛИНКА

VII. Итог урока.

– Что объединяет авторов музыкального и литературного произведения?

– Объясните смысл эпиграфа нашего урока.

– Как он связан с изучаемыми нами произведениями?

– С какой целью эти произведения были написаны и предложены вам для изучения в школе?

VIII. Домашнее задание (по желанию).

  • Выучить отрывок.

  • Выразительное чтение.

  • Сделать рисунок к отрывку.

  • Подобрать пословицы, отражающие главную идею произведения.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок Литературное чтение. "М. Пришвин "
М. М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: текстуальное изучение поэмы А. Блока «Двенадцать»; формирование умения учащихся определять тему, идею произведения, давать...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!»
Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины
Цели урока: Раскрыть смысл и значение символики России в прошлом и в современности. Объяснить, почему герб, флаг и гимн рф, являются...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок по математике в 3 классе учитель Тютюнник О. А. Тема урока:...
В каком из этих произведений, число осталось без изменения? Почему? (4 взяли 1 раз )
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconКлассный час на тему: «Здесь Родины моей начало. Мой край Мордовия моя»
Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»;...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок внеклассного чтения Тема: Красота вокруг нас
На основе анализа образов символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconИмпрессионизм в икусстве, музыке, литературе
Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения»,...
«Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 совершенствовать общеучебные умения правильного, беглого, выразительного чтения; умение понимать авторский замысел; раскрывать...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconТема : Русская народная сказка «Петух и собака»
Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconВнеклассное мероприятие по литературе и музыке Тема: «Волшебная сила Грига»
Сегодня мы продолжаем изучение творчества К. Г. Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconТема: о чём рассказывает музыкальный жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,...
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconУрок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цели и задачи изучения темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск