Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины





Скачать 165.28 Kb.
НазваниеУрок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины
Дата публикации29.08.2014
Размер165.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок – практикум в 6 классе по обществознанию

Тема: Символика нашей Родины.

Цели урока: 1. Раскрыть смысл и значение символики России в прошлом и в современности. Объяснить, почему герб, флаг и гимн РФ, являются государственным достоянием.

2. Формировать навык самостоятельного поиска информации, умения пользоваться интернет ресурсами; активизировать творческий потенциал обучающихся, развивать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать уважение к культурному наследию России, гордости за свою страну, патриотические чувства. Стимулировать их интерес к поисковой и исследовательской работе, путем вовлечения в подготовительную работу.

Оборудование: 1. интерактивная доска

2. презентации по теме «Государственные символы России».

3. Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова 6 класс М.2008г

4. плакаты: «Везде орел, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди –

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди…»

М.Шереметьев

«Подобно витязям – варягам,

Чтоб воедино Русь собрать,

Идет на бой с трехцветным флагом,

Без страха смерти наша рать.»

«Победная песня»

Подготовительная работа:

  1. организовать в школьной библиотеке выставку книг посвященных истории символов России.

  2. Провести среди учащихся 6-х классов конкурс рисунков: «Здесь, видны флаг и герб России»

  3. Создать исследовательские группы по интересам для сбора информации о флаге, гербе и гимне Российской Федерации. Учащиеся распределяются по группам. Учитывая особенности и возможности образовавшихся групп, каждая из них получает задание: найти информацию и подготовить презентацию по теме:

группа №1 «Флаг России - история, смысл, значение»,

группа №2 «Герб России - история и современность»,

группа № 3 «Гимн России – история, смысл и значение»,

группа № 4 «Гербы Саратовской области».

Каждый член творческой группы получает свою должность, с учетом его возможностей и способностей, что позволяет учителю предложить дифференцированные задания обучающимся и привлечь к работе всех учащихся:

фисликатор- организатор, ученик организующий работу в группе;

регистратор – записывает результаты работы;

докладчик – докладывает о результатах работы;

журналист – задает пояснительные вопросы;

активный слушатель – старается пересказать услышанное, с целью определения доступности материала;

наблюдатель – наблюдает и оценивает работу группы;

хронометрист – следит за временем отпущенным на выполнение работы

Группы рассаживаются местам с заранее подготовленными карточками- номерами групп.
Ход урока:

I. Организация класса.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Вводное слово учителя.

Под звон колоколов читается стихотворение К.Д.Бальмонта «Да, здравствует Россия»

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия, великой суждена!

Могучая держава, безбрежный океан!

Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Да здравствует Россия, свободная Страна!

Свободная стихия, великой суждена!

Леса, поля и нивы, и степи, и моря,

Мы все вольны, счастливы, нам всем горит заря!

Прибавляется звук и колокольный звон прослушивается до конца.
Каждая страна в мире особенна и уникальна, каждая обладает набором символов отражающих величие и историческое достояние страны, её природные, политические и религиозные особенности. В своем единстве они стали складываться совсем недавно – в XIXв. Однако уже в первобытном обществе племена и роды имели свои знаки отличия – тотемы изображающие, как правило, животных - покровителей рода. В средние века в Европе начали широко распространяться родовые и земельные гербы. В военных сражениях необходимо было отличать своих воинов, от противника. Поэтому на вооружении, щитах и доспехах средневековых рыцарей стали появляться особые символы, которые со временем превратились в фамильные гербы. Они должны были свидетельствовать о благородном происхождении династии, ее заслугах и передавались по наследству. Свои гербы появились и у городов, они изображали как правило святых – покровителей города, традиционные ремесла или животных. Функцию флага изначально выполнял шест , украшенный разными символами, позже яркими полотнами. Первые флаги появились в Древнем Египте, их ставили возле храмов, домов знатных граждан и на кораблях. Первые гимны возникли еще в Древнем Двуречье и Месопотамии, они получили широкое распространение в Древней Греции, Риме, Византии и были важным элементом придворных церемоний.

Наша страна не исключение, она тоже обладает государственными символами такими как:
Государственные символы России


Флаг Герб
Гимн Конституция РФ


Столица
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: что означают эти символы? Какова история их возникновения? Но остановимся мы на трех символах гербе, флаге и гимне.
Задание на урок: почему флаг, герб и гимн являются государственным достоянием?

Учитель:

Из Румынии походом шел Дроздовский славный полк,

Для спасения народа нес геройский трудный долг.

Шли дроздовцы твердым шагом, враг под натиском бежал,

И с трехцветным русским флагом славу полк себе стяжал.

Дроздовский марш

-Что представляет собой российский флаг? Что означают его цвета? Какова его история? на эти и другие вопросы ответит нам группа № 1

II. Выступление 1 группы.

Слайд № 1

Флаг – это государственный символ страны, ее достояние и гордость

Слайд № 2

История флага российского

  • Первые пятьсот лет своей истории Россия не имела ни герба, ни флага, ни гимна.

  • Роль флага в средние века исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины.

  • На знаменах стрельцов были нашиты православные кресты.

  • Считается, что первым традиционный флаг ввел отец Петра I, московский царь Алексей Михайлович, это и был известный всем сегодня бело-сине-красный флаг, триколор, который предназначался для русского флота на Каспийском море.

  • Петр Первый утвердил флаг в знак уважения к памяти отца.


Слайд №3




  • Первоначально триколор, исполнял роль опознавательного знака, такой флаг был различим с больших расстояний, по сути, это был сигнальный флажок.

  • к практическим целям - отличать в бою свои корабли от чужих - Петр впервые добавил государственный оттенок.

  • Флаг означал, что его палуба есть территория независимого государства, и был в первую очередь знаком суверенитета.


Слайд №4 Значение цветов



  • Белый - цвет нравственной чистоты, цвет христианской веры. Вечность. Синий -  цвет истины, цвет Богоматери - покровительницы России. Дева.
    Красный - цвет силы. Жизнь.
    Вместе получается Вечная Дева Жизни.

  • По сути, перед нами род абстрактной иконы, где незримо присутствует Богоматерь, которая держит на коленях младенца Христа.

С

  • Революция 1917 отменила прежнее знамя и герб, но оставила нетронутой идею мессианского государства.

  • Красный флаг был скопирован у Великой французской революции, где красное означало свет крови, пролитой за идеалы свободы, равенства и братства. В СССР красный цвет получил дополнительный статус, он символизировал цвет восходящего солнца

  • 22 августа 1991 года (после путча ГКЧП) было принято постановление Верховного Совета о Государственном флаге РСФСР, которое вернуло права дореволюционному флагу.

  • день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России.


лайд №5



С

  • Подъем российского флага обычно сопровождается исполнением государственного гимна России, что обычно происходит в рамках крупных государственных мероприятиях с участием первых лиц государства

  • За  преднамеренную порчу  флага и тем более его уничтожение предусмотрена специальная статья в Уголовном Кодексе России, которая рассматривает такой акт вандализма как уголовное преступление





лайд №6




Примерные вопросы групп - оппонентов:

  1. Каково происхождение слова «флаг» и что оно означает?

  2. Как назывались флаги в эпоху Древней Руси и что они символизировали?

  3. Когда на знаменах вместо икон появился герб?

  4. Назовите инициатора утверждения в России трехцветного флага?

  5. Каково значение цветов российского флага?


V. выступление 2 группы.

Учитель:

Различным образом державы свои украсили гербы

Вот леопард, орел двухглавый и лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов,

Грозил соседям лик звериный, оскалов всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая, обличье потеряв свое

Сжимает в лапах угрожая, разящий меч или копье.

С. Маршак.

О значении государственного герба и его истории нам расскажет группа №2

Государственный герб Российской Федерации

Слайд № 1


Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.





Слайд №2

XV век.


  • Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства.

  • Гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием»







Слайд №3

Середина XVI века.

  • В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника ("езца") - одного из древнейших символов княжеской власти на "Руси".







Слайд №4

Конец XVI - начало XVII века
        



  • В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест, придающий религиозную окраску гербу государства.

  • Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.







Слайд №5

X

  • При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами

  • С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых.

  • после вхождения Украины в состав Российского государства орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу и с поднятыми крыльями, что отличало его от византийского образца.



VII век




Слайд №6

1 четверть XVIII века


  • В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного

  • уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны

  •         С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.






Слайд №7

30-60-е годы XVIII века


Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".


Слайд №8

Рубеж XVIII-XIX веков


  • 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.

  • император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.







Слайд №9

1-я половина XIX века


  • При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.




  • Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах.



С

  • Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия - с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского.



лайд №10



Слайд №11

Середина XIX века


  • В 1855-1857 годах , тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов.

  • Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях.





Слайд №12

Большой Государственный герб, 1882 г.


24 июля 1882 года Император Александр III утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов.





Слайд №13

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.


В январе 1895 г. императором Николаем II был утвержден вариант Малого герба России в котором как и прежде сохранялось германское влияние.



Слайд №14

Г
После Февральской революции 1917 года было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла, лишенного почти всех символов власти. Его использовали, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года


ерб России, 1917 г


Слайд №15

Государственный герб

РСФСР, 1918-1993 гг.


  • Летом 1918 года советское правительств решило порвать с исторической символикой России.

  • Двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен.

  • С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР.

  • Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь".




Слайд №16

Герб Советского Союза 1922г


Серп и молот символ новой власти и мирный труд; колосья - жизнеспособность государства, процветание; солнце - свет идей Октября, источник силы советского государства, светлое будущее; красная звезда - пролетарский интернационализм и борьбу труда с капиталом на пяти континентах; а золотая кайма звезды - отблеск огня революции.




Слайд №17

Государственный герб

Российской Федерации,



В 1993г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина, золотой двуглавый орел был утвержден в качестве государственного.

1993 г.



Слайд №18

Значение символов

  • Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века

  • Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;

  • в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство;

  • на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.


Слайд №19

Государственный герб Российской Федерации, 2000 г.


  8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Дата принятия: 20.12.2000

Примерные вопросы групп - оппонентов:

  1. как дословно переводится слово герб и что оно означает в современном русском языке?

  2. Каковы важнейшие элементы государственного герба России?

  3. Какова главная эмблема государственного герба СССР, что она символизировала?


V выступление 3группы

Учитель:

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый росс!

Звучной славой украшайся!

Магомета ты потрес!

Слово предоставляется третьей группе, которая познакомит нас с российским гимном.
Слайд №1

Государственный гимн России

  • Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства.

  • Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.


Слайд №2

История Гимна

  • В допетровской России государственные торжества - сопровождались церковными песнопениями и были, по сути, частью богослужения.

  • Петр I решительно отменил эту традицию и ввел в практику так называемые «виватные канты». Это были стихи и музыка, которая исполнялась в честь конкретного события.

  • Единственной музыкой петровской эпохи, которую с натяжкой можно сравнить с гимном, был военный марш Преображенского полка. (воспроизведение)




  • Так была сформирована традиция: роль гимна России может сыграть только энергичная, бравая, наступательная, военная мелодия.

Слайд №3

XVIII –XIX века

  • фактическим гимном нашей страны с конца XVIII  века был  - парадокс! – английский гимн «Боже храни, короля». Однако национальное чувство одной страны эта степенная мелодия выразить никак не могла. Кроме того, она ведь исполнялась без слов.

  • В 1815 году, после войны с Наполеоном и оккупации Парижа, император Александр I потребовал, чтобы музыка обрела русскую речь, и поэт Василий Жуковский сочинил русский перевод английского гимна: Боже, Царя  храни!

  • Так у России появился первый официальный гимн. Он назывался «Молитва русских». (воспроизведение)


Слайд №4

Середина XIXвека

  • 17 лет спустя Николай I вздумал переменить музыку гимна и окончательно оторвать ее от английских корней. Создание мелодии было поручено скрипачу, дирижеру, композитору и флигель-адъютанту Алексею Львову, который обратился за помощью к Жуковскому.




  • Этот русский национальный гимн исполнялся публично вплоть до Февральской революции 1917 года.

Слайд №5

XX век

  • После падения правящей династии и прихода к власти большевиков в качестве гимна стали исполнять «Интернационал». (воспроизведение)

  • В разгар войны, в 1943 году, когда советская армия вышла к границам Европы, неуместность любого «интернационала» стала очевидной, первым эту неуместность понял Сталин И.В.

  • Было решено объявить конкурс на создание нового гимна. Так был создан сталинский гимн СССР

Слайд №6

Развитой социализм

  • В эпоху Хрущева, был разоблачен культ личности Сталина, и фраза гимна «Нас вырастил Сталин на верность народу» стала неуместной. Она была заменена на: «И Ленин великий нам путь озарил, на правое дело он поднял народы».

  • До 1991 г этот гимн оставался неизменным (воспроизведение)

Слайд №7

Демократическая Россия

  • В демократической России роль гимна одно время играла «Патриотическая песнь» Михаила Глинки. Но у нее не было слов. Немой текст был недостоин великой державы. (воспроизведение)

  • В 2000 году президент России Владимир Путин высказал мнение, что он склоняется к принятию старого советского гимна на музыку Александрова.

  • По опросам населения более 77% граждан России поддержали возрождение старого гимна с новым текстом.

Слайд №8

  • При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

  • В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом. (воспроизведение)


Примерные вопросы групп - оппонентов:

    1. Почему Гимн считают государственным символом страны?

    2. Когда появились гимны?

    3. Назовите авторов слов и музыки современного российского гимна?

VI. выступление 4 группы

Учитель:

Мы с вами рассмотрели символику нашей Родины. Но существует еще понятие Малой родины. Что такое Малая Родина? Малая Родина – это наш край в котором ты родился и рос. Для нас это Саратовская область. Наш Саратовский край большой, красивый и имеет свою уникальную символику отражающую особенности края. Давайте познакомимся с гербами городов Саратовской области. Слово предоставляется группе № 4
Саратовская область.
Слайд №1 САРАТОВ


Утвержден 23 августа1781 год

В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами.





Слайд №2 Балаково


Утвержден 05 октября 2000 года

Геральдическое описание Герба Балаковского муниципального образования гласит: "В лазури (голубом, синем поле) на серебряной ладье золотой хлебный сноп, обремененный пониженным утроенным червленым (красным) поясом; во включенной червленой главе возникающее сияющее золотое солнце. В левой вольной части - герб Саратовской области (три положенные в вилообразный крест, сообращенные серебряные стерляди в лазоревом поле)".


Слайд №3 Вольск


Утвержден 23 августа 1781 года

В верхней части щита герб Саратовский. В нижней - лежащий медведь в золотом поле, каковыми зверями сия страна изобилует.


Слайд №4 Пугачев


Утвержден 14 апреля 1910 года

В серебряном щите два зеленых снопа пшеницы, накрест положенные и перевязанные червленой лентою. В вольной части щита помещен герб Самарской губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою.


Слайд №5 Энгельс


Утвержден 6 июля 2000 года

Герб объединенного муниципального образования Энгельсского района представляет собой золотой геральдический щит с изображением черного быка с червлёными глазами, языком, рогами и копытами, на спину которого поставлена червленая чаша с серебряной горкой соли. В знак принадлежности Энгельсского района к Саратовской области в щит помещена лазуревая вольная часть с тремя серебряными стерлядями, расположенными в виде вилообразного креста. Золотое поле герба символизирует традиционные хлебные богатства Заволжья. Обременённый солонкой бык напоминает о том, что Покровская слобода была основана как важный перевалочный пункт на пути поставки соли с озер Эльтон и Баскунчак.


Дополнительные вопросы задают ребята из групп - оппонентов

Примерные вопросы групп - оппонентов:

  1. Что общего можно выделить в гербах городов Саратовской области?

2. Что можно рассказать об истории городов по их гербам? Приведите примеры на гербах Саратовской области?

VII Закрепление нового материала:

- Пришло время ответить на главный вопрос урока: почему флаг, герб и гимн являются государственным достоянием?

- Что изображено на гербе России?

- Что означают цвета российского флага?

- В каких случаях принято исполнять Государственный гимн России?
VIII. Домашнее задание § 16, по желанию нарисовать свой личный герб или герб своей семьи, школы, используя правила составления гербов на стр. 173 учебника.

IX. Оценки за урок:

X. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconКонспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию
На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й...
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок ознакомления с окружающим миром Тема: «Золотое кольцо России»
Образовательная: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconГород липецк: история и современность
Много на карте нашей Родины русских городов. Каждый имеет свою историю. А если собрать эти истории вместе—получится летопись нашей...
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить понятия символика, гербы, символы, что входит в понятие «символика страны». Рассмотреть гербы нашей страны, города, семей...
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconТема урока: Роль экономики в жизни общества
Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я)
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconМ. О. У. «Зубово Полянская средняя общеобразовательная школа №1». Урок естествознания в 4 классе
Оборудование: физическая карта России, книги, «Животный мир нашей Родины», В. П. Герасимов, «Красная книга растений Мордовии», «Красная...
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconТема : «Наши подземные богатства»
Цели формирование представлений у учащихся о полезных ископаемых нашей Родины и нашего края
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок практикум в 9 классе по алгебре. Тема: «Квадратный трехчлен»
Оборудование и раздаточный материал: проектор, компьютер, карточки с заданиями и сигнальные карточки
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок истории в 7 классе Тема: Россия наша родина
Дать представления и понятия о нашей Родине. Учить показывать границы современной России
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок мужества
Г. Жукова «Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины»
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины iconУрок географии в 8 классе Тема : Население России
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск